Русская словесность. 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс) по теме
Рабочая программа по русской словесности составлена на основе Примерной программы под редакцией Р.И. Альбетковой для 5-9 классов, М.: Дрофа, 2004 года.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю в соответствии с Примерной программой общего образования и Государственным образовательным стандартом.
Рабочая программа включает следующую учебно-методическую литературу:
- Альбеткова Р.Й. Русская словесность 6 класс. М., Дрофа, 2007.
- Альбеткова Р.И. Методические рекомендации «Русская словесность» 6 класс. М., Дрофа, 2004 .
- Альбеткова Р.И. Программа «Русская словесность». 5-9 классы. М., Дрофа, 2004 .
Рабочая программа для 6 класса построена на принципе доступности и отвечает возрастным особенностям школьников. В программе каждая тема включает не только теоретические сведения, но и примерный перечень видов работы учащихся и учений, которые они вырабатывают. Этим достигается практическая направленность обучения словесности.
Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения предмета, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений, изложений и других письменных работ.
Основная цель предмета словесности - заложить основные знания о русской словесности, учить читать и понимать любой текст, в том числе художественный, анализировать его. Подробно на ярких, доступных примерах раскрывать своеобразие языка художественной литературы, выразительных средств языка, учить создавать текст, показывать роль ритма и интонации в стихах и прозе, знакомить с родами, видами и жанрами словесности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_russkaya_slovesnost.doc | 271.7 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п/п | Раздел программы. Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид контроля, с/р | Дом. задание | Дата | ||||||||||||
план | факт | |||||||||||||||||||
Употребление языка (9часов) | ||||||||||||||||||||
1 | Стилистические возможности слов и выражений | 1 | Урок-беседа | Законы словесности. Стилистическая окраска слов. Толковые словари. | Знать, что изучает словесность. Уметь работать со словом, использовать слова в соответствии с их стилистическими возможностями | Устные ответы | Стр. 5-12 | |||||||||||||
2 | Общеупотребительные, диалектные слова. | 1 | Комбини рованный | Сведения о происхождении слов, правила их употребления. | Знать, что общеупотр.слова могут употребляться в различных условиях, диалектные - в определённой местности. Уметь их находить в тексте художественного произведения. | Определения наизусть | Стр. 13-19 | |||||||||||||
3 | Специальные слова (профессионализмы), заимствованные слова. Неологизмы. | 1 | Комбини рованный | Сферы употребления и правила употребления профессионализмов, заимствованных слов. Причины возникновения неологизмов. Роль заимствованных слов в худ. произведении | Знать сферы употребления и правила употребления профессионализмов, заимствованных слов. Уметь их находить в тексте художественного произведения. | Определения наизусть. Работа в группах | Стр. 20-30 | |||||||||||||
4 | Употребление имени существительного | 1 | Урок развития речи | Роль имён существительных в речи. Олицетворение. Существительные с суффиксами оценки | Знать роль имён существительных в речи. | Определения наизусть. Инд. выступления | Стр. 31-36 | |||||||||||||
5 | Употребление имени существительного. Практика | 1 | Урок - практикум | Практическая работа (упр. 40). | Уметь применять полученные знания на практике | «Проба пера» | Стр. 37-38 | |||||||||||||
6 | Употребление имени прилагательного | 1 | Урок развития речи | Роль прилагательных в речи. Фразеологизмы | Знать роль имён прилагательных в речи. | Устный опрос. Инд. выступления | Стр. 39-43 | |||||||||||||
7 | Употребление имени прилагательного | 1 | Урок-практикум | Практическая работа (упр. 46). | Уметь применять полученные знания на практике | «Проба пера» | Стр. 43-44 | |||||||||||||
8 | Употребление глагола | 1 | Урок - развития речи | Способность грамматической формы глагола создавать стилистическую и эмоциональную окраску речи. Употребление глаголов в переносном значении | Знать роль глаголов в речи. | Устный опрос. Инд. выступления | Стр. 44-48 | |||||||||||||
9 | Творческая работа | 1 | Урок - развития речи | Уметь применять полученные знания на практике | Стр. 49-51 | |||||||||||||||
Средства худ. Выразительности (11 часов) | ||||||||||||||||||||
10 | Сравнение | 1 | Урок усвоения | Способы выражения сравнения. Роль | Знать способы выражения сравнения. Уметь | Устные ответы. Определения наизусть | Стр. 52-54 | |||||||||||||
нового материала | .сравнения в произведениях словесности. | находить сравнение в тексте художественного произведения. | ||||||||||||||||||
11 | Аллегория | 1 | Урок усвоения нового материала | Роль аллегории в произведениях словесности. | Знать способы выражения аллегории. Уметь находить аллегорию в тексте художественного произведения | Устные ответы. Определения наизусть | Стр. 54-55 | |||||||||||||
12 | Эпитет | 1 | Урок усвоения нового материала | Роль эпитетов в произведениях словесности. Текстовые эпитеты | Уметь находить эпитеты в тексте художественного произведения | Работа в группах. Определения наизусть | Стр. 55-57 | |||||||||||||
13 | Метафора. Олицетворение | 1 | Урок усвоения нового материа ла | Метафора - сходство между предметами | Уметь находить в тексте художественного произведения изученные средства художественной изобразительности. Употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях. | Устные ответы. Определения наизусть Практическая работа | Стр. 58-63 | |||||||||||||
14 | Метонимия | 1 | Урок усвоения нового материала | Употребление слова в переносном значении на основе связей между явлениями | Уметь находить в тексте художественного произведения изученные средства художественной изобразительности. | Устные ответы. Определения наизусть Практическая | Стр. 65-69 | |||||||||||||
Употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях. | работа | |||||||||||||||||||
15 | Синекдоха. Гипербола | 1 | Урок усвоения нового материала | Употребление слова в переносном значении на основе количественных связей между явлениями. Художественное преувеличение. | Уметь находить в тексте художественного произведения изученные средства художественной изобразительности. Употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях. | Устные ответы. Определения наизусть Практическая работа | Стр. 69-75 | |||||||||||||
16 | Порядок слов в предложении. Инверсия | 1 | Урок усвоения нового материала | Три правила построения предложений в тексте. Стилистическая и эмоциональная окраска порядка слов в предложении | Уметь находить в тексте художественно го произведения изученные средства художественной изобразител ьности. Употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях. | Устные ответы. Определени я наизусть Практическа я работа | Стр. 76-79 | |||||||||||||
17 | Повтор. Риторический вопрос, риторическое восклицание | 1 | Урок усвоения нового материа ла | Лексический повтор. Синтаксический повтор. Риторический вопрос, риторическое восклицание | Уметь находить в тексте художественного произведения изученные средства художественной изобразител ь ности. Употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях. | Устные ответы. Практическа я работа | Стр. 79-83 | |||||||||||||
18 | Антитеза. | 1 | Урок усвоения нового материа ла | Принцип создания антитезы | Уметь находить в тексте художественного произведения изученные средства художественной изобразительности. Употреблять лексические ресурсы языка 8 собственных высказываниях. | Устные ответы. Определени я наизусть Практическа я работа | Стр. 84-88 | |||||||||||||
19 | Что такое юмор? Остроумная речь. | 1 | Урок усвоения нового материала | Изображение героев в произведении в смешном виде. Комическая неожиданность | Уметь находить в тексте художественного произведения изученные средства художественной изобразительности. Употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях. | Устные ответы. Определени я наизусть | Стр. 93- 105 | |||||||||||||
20 | Произведения устной словесности. Былины. Легенда | 1 | Урок -беседа | Эпос. Былина как жанр. Особенности словесного выражения содержания в былинах. | Уметь различать виды устной народной словесности, знать определение былины, особенности языка и построения былин | Устные ответы. Определени я наизусть | Стр. 113-125 | |||||||||||||
21 | Терминологический диктант. Отличие эпического произведения от лирического и драматического | 1 | Комбинированный | Контроль знаний терминологии словесности. | Знать отличие эпического произведения от лирического и драматического. Понимать, что эпическое произведение - результат творчества писателя, | Диктант | Стр. 130-134 | |||||||||||||
произведение, созданное из языкового материала. Уметь различать литературную сказку, басню, рассказ и повесть. | ||||||||||||||||||||
22 | Литературный герой | 1 | Урок усвоения нового материала | Литературный герой -тот, кто изображён в худ.произведении | Знать, что литературный герой - тот, кто изображён в худ.произведении | Устные ответы. Определения наизусть | Стр. 134-136 | |||||||||||||
23 | Характер литературного героя | 1 | Повтори тельно- обобща ющий урок | Способы создания писателем характера литературного героя | Уметь находить в тексте произведения способы создания писателем характера литературного героя | Устные ответы. Определения наизусть | Стр. 136-140 | |||||||||||||
24 | Как раскрывается характер героя в сюжете | Урок усвоения нового материала | Словесные средства создания характера героя | Уметь находить в тексте произведения способы создания писателем характера литературного героя | Устные ответы. Определения наизусть | Стр. 140-142 | ||||||||||||||
25 | Герой произведения и его автор | 1 | Урок-беседа | Художественный образ. Очерк | Знать особенности очерка | Устные ответы. Определени я наизусть | Стр. 142-145 | |||||||||||||
26 | Особенности языка эпического произведения | 1 | Урок усвоения нового материала | Особенности словесного выражения. Роль глаголов. Типы речи | Знать особенности языка эпического произведения | Устный опрос. Инд. выступления | Стр. 146-150 | |||||||||||||
Лирическое произведение и его особенности(4 часа) | ||||||||||||||||||||
27 | Лирическое произведение и его особенности | 1 | Урок усвоения нового материала | Особенности словесного выражения | Уметь выразительно читать стихи, соблюдать стиховую паузу, логические и стиховые ударения. Определять основной тон | Анализ Стихотворе- ния | Стр. 160-165 | |||||||||||||
28 | Двухсложные размеры стиха. Трёхсложные размеры стиха. | 1 | Урок усвоения нового материала | Стиховые паузы, логические и стиховые ударения, основной тон | Уметь определять размер стиха, использовать рифмы в собственном тексте | Устные ответы | Стр. 166-175 | |||||||||||||
29 | Аллитерация. Рифма | 1 | Урок усвоения нового материала | Звучание слов. Словесное выражение мыслей и чувств | Уметь находить аллитерацию в худ.произведении | Устные ответы | Стр. 177-182 | |||||||||||||
30 | Главное свойство стихов. Анализ лирического стихотворения | 1 | Урок контроля | Анализ Стихотворе ния | Стр. 182-185 | |||||||||||||||
Драматическое произведение. Его особенности(5 часов) | ||||||||||||||||||||
31 | Драматическое произведение. Особенности языка | 1 | Урок усвоения нового материала | Диалогическая форма изображения жизни в драматическом произведении, реплики героев. Разговорный язык в диалоге. Авторские ремарки | Уметь отличать драматическое произведение от других родов словесности. Понимать авторские ремарки. Уметь читать пьесы по ролям, определять основной тон высказывания героя, правильно интонировать реплики. Учиться сочинять собственные сценки, инсценировать драматическое произведение | Проба пера | Стр. 193-199 | |||||||||||||
32 | Изображение характера героя в пьесе | 1 | Урок усвоения нового материала | Диалогическая форма изображения жизни в драматическом произведении, реплики героев. Разговорный язык в диалоге. Авторские ремарки | Понимать авторские ремарки. Уметь читать пьесы по ролям, определять основной тон высказывания героя, правильно интонировать реплики | Устные ответы | Стр. 200-203 | |||||||||||||
33 | Сюжет драматического произведения | 1 | Урок усвоения нового материала | Высказывания героя и авторские ремарки | Понимать авторские ремарки. Уметь читать пьесы по ролям, определять основной тон высказывания героя, правильно интонировать реплики | Устные ответы | Стр. 203-207 | |||||||||||||
34 | Обобщающий урок. Терминологический диктант | 1 | Урок контроля | Диктант | Стр. 207-213 | |||||||||||||||
35 | Язык как материал словесности | 1 | Урок -беседа |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основе авторской программы Р.И.Альбетковой для б-го класса «Русская словесность. От слова к словесности». Рабочая программа рассчитана на один час в неделю.
Между программами по словесности 5-го и 6-го классов существует тесная связь. Если в пятом классе начинается знакомство с данным предметом, то в шестом - продолжается на более высоком уровне.
Изучение словесности поможет шестиклассникам осознать единство русского языка и литературы, понять их сущность. Школьники увидят, что русский язык - это не только категории и законы, не только правила, это богатейшая возможность для выражения любого содержания.
Задачи изучения словесности в 6-м классе:
- Изучать язык как материал словесности.
- Возродить интерес к чтению.
- Учить воспринимать произведения словесности как явления искусства.
- Творческое овладение родным языком для выражения собственных мыслей и чувств.
В преподавании используется учебник словесности для 6-го класса «Русская словесность. От слова к словесности», автор - Альбеткова Р.И.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Русская
словесность» являются:
-умение работать со словарями;
—анализ языковых средств произведения;
-составление тезисов, конспекта;
-написание сочинения;
-создание собственного произведения- сказки, рассказа, стихотворения, сценки, пародии, эпиграммы и т.п.;
—работать с репродукциями картин, фотографиями, иллюстрациями; -развитие навыков выразительного чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса "Русская словесность. От слова к словесности" 6 кл
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Альбертковой, состоит из следующих разделов: пояснительная записка, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, КТП, содержание п...
КТП уроков русской словесности в 5 классе по учебнику "Русская словесность", авторы :Савельева В.В., Чаплышкина Т.П., Лукпанова Г.Г., Рыгалова Л.С., Шашкина Г.З., Салханова Ж.Х., Аульбекова Г.Д.
Планирование составлено в соответствии Инструктивно - методического письма Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях Республики Казахстан в 201...
Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова
Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский язык не является родн...
Рабочая программа курса "Русская словесность. От слова к словесности" в 9 классе
Данная рабочая программа разработана на основе программы Альбетковой...
рабочая программа по элективному курсу "Русская словесность. От слова к словесности"
Рабочая программа по элективному курсу "Русская словесность. От слова к словесности"...
Рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность. От слова к словесности» ФКГОС (основной общий уровень) УМК Р.И. Альбеткова
Данная рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность» разработана для обучения в 6-9 классах МОУ «Должанская ООШ». В основе курса лежат положения федерального компонента государственного ст...
Календарно-тематическое планирование по курсу «Русская словесность. От слова к словесности» 7 класс
Календарно-тематическое планирование по курсу "Русская словесность. От слова к словесности" для 7 класса составлено на основе программы Р.И. Альбетковой "Русская словесность. От слова к...