Русская словесность. 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме

Иванова Алена Александровна

 

Рабочая программа по русской словесности составлена на основе Примерной программы под редакцией Р.И. Альбетковой для 5-9 классов, М.: Дрофа, 2004 года.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю в соответствии с Примерной программой общего образования и Государственным образовательным стандартом.

Рабочая программа включает следующую учебно-методическую литературу:

  1. Альбеткова Р.Й. Русская словесность 5 класс. М., Дрофа, 2007.
  2. Альбеткова    Р.И.     Методические    рекомендации    «Русская словесность» 5 класс. М., Дрофа, 2004 .
  3. Альбеткова  Р.И.  Программа  «Русская  словесность».  5-9 классы.   М., Дрофа, 2004 .

Рабочая программа для 5 класса построена на принципе доступности и отвечает возрастным особенностям школьников. В программе каждая тема включает не только теоретические сведения, но и примерный перечень видов работы учащихся и учений, которые они вырабатывают. Этим достигается практическая направленность обучения словесности.

Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения предмета, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений, изложений и других письменных работ.

Основная цель предмета словесности - заложить основные знания о русской словесности, учить читать и понимать любой текст, в том числе художественный, анализировать его. Подробно на ярких, доступных примерах раскрывать своеобразие языка художественной литературы, выразительных средств языка, учить создавать текст, показывать роль ритма и интонации в стихах и прозе, знакомить с родами, видами и жанрами словесности.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_russkaya_slovesnost.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по русской словесности

для 5 класса.

            Пояснительная записка

Рабочая программа по русской словесности составлена на основе Примерной программы под редакцией Р.И. Альбетковой для 5-9 классов, М.: Дрофа, 2004 года.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю в соответствии с Примерной программой общего образования и Государственным образовательным стандартом.

Рабочая программа включает следующую учебно-методическую литературу:

  1. Альбеткова Р.Й. Русская словесность 5 класс. М., Дрофа, 2007.
  2. Альбеткова    Р.И.     Методические    рекомендации    «Русская словесность» 7класс. М., Дрофа, 2004 .
  3. Альбеткова  Р.И.  Программа  «Русская  словесность».  5-9 классы.   М., Дрофа, 2004 .

Рабочая программа для 5 класса построена на принципе доступности и отвечает возрастным особенностям школьников. В программе каждая тема включает не только теоретические сведения, но и примерный перечень видов работы учащихся и учений, которые они вырабатывают. Этим достигается практическая направленность обучения словесности.

Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения предмета, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений, изложений и других письменных работ.

Основная цель предмета словесности - заложить основные знания о русской словесности, учить читать и понимать любой текст, в том числе художественный, анализировать его. Подробно на ярких, доступных примерах раскрывать своеобразие языка художественной литературы, выразительных средств языка, учить создавать текст, показывать роль ритма и интонации в стихах и прозе, знакомить с родами, видами и жанрами словесности.


Тема  урока


Кол-

во

часов

Содержание через цель,

через прогнозируемый

результат

Виды

деятельности

учащихся

Оснащение

Виды и формы

контроля

Домашнее

задание

Дата

План

Факт

Что  такое  слово

1

Сформировать  представление  уч – ся  о слове   как  единице  языка  

1


Значение слова.

«Слово». Как  возникло  слово.

Для  чего  служат  слова

1

Познакомить  учащихся  с единицей  языка- словом,  возникновением  слов  по  признаку, предмету, по  действию.

Коллективная, индивидуальная

Иллюстрации  к  сказке «По щучьему  веленью»,  словари

Сочинить   небольшой  рассказ, в  котором  все  слова  начинаются  на  одну  букву

Словесность

4

Сформировать  представление  о  словесности

и  её  формах

2

Что  такое  словесность. Формы  словесности. Разговорный  и  литературный  язык

1

Дать  понятие  словесности, познакомить  с  формами  словесности, различием литерат.  и  разговор.  языков

Коллективная, индивидуальная

В.М. Васнецов

«Кощей  Бессмертный»

3

Разговорный  язык.

Просторечие

урок- путешествие

1

Особенности  разговорного  языка, простореч. Сфера  употребления

Коллективная, индивидуальная,

работа  в  парах

Рассказать  другу  о  каком- либо  животном

4

Литературный  язык

1

Нормы  литературного  языка. Учить  орфоэпическим  нормам

Коллективная, индивидуальная

5

Язык  художественной  словесности.

урок- деловая игра


1

Дать  понятие  термину, рассмотреть  на  примерах  художественных  текстов, развивать  устную  речь  учащихся с использованием репродукций  художников

Групповая, парная

И.И. Левитан

« Озеро»

Разгадать  ребусы

Богатство  лексики  русского  языка

6

Систематизировать  знания  уч – ся  о  слове  как  основной  единице  языка   и  повторить  лексические  понятия

6

Лексическое  значение  слова.

Слова  однозначные  и  многозначные

1

Что  такое  лексическое  значение  слова; дать  понятие  однозначным  и  многозначным  словам

Коллективная, индивидуальная

Толковый  словарь; рисунки  учащихся

Викторина

Нарисовать  рисунки  к  многозначным  словам

7

Слова – термины

Омонимы

1

Что  такое  слова- термины? Дать  понятие  омонимам,  учить  различать  омонимы  и  многозначные  слова,  работать  со  словарём

Парная, коллективная

Словарь  омонимов, рисунки  учащихся

Составить  предложения  с  5  омонимами

Тема урока

Кол-

во

часов

Содержание через цель,

через прогнозируемый

результат

Виды

деятельности

учащихся

Оснащение

Виды и формы

контроля

Домашнее

задание

Дата

План

Факт

8

Синонимы.

1

Дать  понятие  синонимам,  учить  употреблять  в  речи

Коллективная, индивидуальная

Иллюстрации  к  « Сказке  о  рыбаке  и  рыбке»,  просмотр  отрывка  из  мульт.  фильма  данной  сказки,  словарь  синонимов

Выстроить  синонимический  ряд

9

Антонимы

1

Дать  понятие  антонимам;  учить  употреблять  в  речи

Групповая,

коллективная

Словарь  антонимов, репродукции  картины  В.М. Васнецова « Три  царевны»

Тесты  по  теме «Слова – термины»

Из  художественных  

текстов  выписать  антонимы

10

Новые  слова.

Устаревшие  слова

урок - размышление

1

Познакомить  с  устаревшими  и  новыми  словами, как  образуются  новые  слова  и  почему  исчезают  старые .

Коллективная, индивидуальная

Словарь,  худож.  тексты

Сочинение – миниатюра  с  использованием

1в. – устарев.  слов

2в. -  новых  слов

11


Фразеологизмы


1

Дать  определение  фразеологизмам, распознавать  в  тексте, объяснять  фразеологич  обороты  

Коллективная, индивидуальная,

работа  в  парах

Фразеологич.  словарь, рисунки  к  фразеологич.  оборотам

Викторина  по  теме

« Новые слова», « Устаревшие  слова»

Сообщения  об  источниках  образования  фразеологизмов,  рисунки  к  фразеологич.  оборотам

Прямое  и  переносное  значение  слова

2

Сформировать  представление  уч – ся  о прямом  и  переносном  значении  слова, распознавать  их  в  текстах

12

Что  такое  переносное  значение  слова.  Сравнение.

1

Познакомить  с  прямым  и  переносным  значением  слова; средством  художественной  изобразительности - сравнением.  Учить  находить  сравнен. в  тексте



Групповая,

коллективная

Словарь,  рисунки  учащихся.

По 5 предложений с  прямым  и  переносным  значением  слова







Тема урока

Кол-

во

часов

Содержание через цель,

через прогнозируемый

результат

Виды

деятельности

учащихся

Оснащение

Виды и формы

контроля

Домашнее

задание

Дата

План

Факт

13

Эпитет. Аллегория

урок – диспут




1

Познакомить  с  эпитетом  и  аллегорией, учить  находить  в  тексте  данные  средства  худ. выразительности

Коллективная, индивидуальная

Русские  народные  сказки, пословицы

Творческие  работы

Найти  в  текстах  эпитеты, аллегор.

Текст

5

Обобщить  знания  уч – ся  о  тексте; учить  распознавать  виды  текста

14

Что  такое  текст.

Тема  текста.

Основная  мысль  текста

1

Закрепить  знания  по  данной  теме. Учить  определять основную  мысль  текста

Групповая,

коллективная

Художественные  тексты

15

Способы  связи  предложений  в  тексте

1

Познакомить  со  способами  связи  предложений  в  тексте( последовательн.,  параллельной)

Коллективная, индивидуальная

Художественные  тексты

Определить  способ  связи  предложений  в  тексте

16-

18

Формы словесного  выражения. Диалог  и  монолог. Описание  и  повествование

урок - бенефис

3

Вспомнить  что  такое  диалог,  монолог; учить  использовать  диалог  и  монолог  в речи;  описание  и  повествование

Индивидуальная, парная; выразит.  чтение  по  ролям

Художественные  тексты  с  монологами  и  диалогами, повеств., описан.

Диалог  на  заданную  тему

Стихи  и  проза

3

Познакомить  с  особенностью  построения  стихотворных  и  прозаических  произведений.

Тема урока

Кол-

во

часов

Содержание через цель,

через прогнозируемый

результат

Виды

деятельности

учащихся

Оснащение

Виды и формы

контроля

Домашнее

задание

Дата

План

Факт

19

Стихотворная  и  прозаическая  формы  словесного  выражения.

Ритм.

1

Сформировать  представления  об  особенностях  стихотворной  и  прозаической  формы  словесного  выражения.

Узнать ,  что  такое  ритм.

Индивидуальная, групповая

Фотография  решетки Летнего  сада  в  Петербурге

Выразит  прочитать :

девочки-  прозаич. текст;

мальчики – стихотвор.

20

Интонация.

Цель  высказывания  и  интонация.

Особенности  интонации  в  стихах

1

Что  такое  интонация? Чтение  текста  с  интонац. паузами; повышением, понижением  голоса. Выразительное  чтение

Коллективная, индивидуальная

Басни  Крылова,

отрывок  из  рассказа «Васюткино  озеро»

Выразит.  чтение  стихотворений

Стр. 106 № 115

21

Рифма  в  стихах

Строфа.

урок - игра

1

Выразительное  чтение  строф; значение  рифмы

Индивидуальная, групповая, подбор  рифмы  к  данным  словам

Отрывки  из  стихотворений

Придумать  рифмы  к  словам: окно,  день, зима,  снег  

         и   т. д.

Устная  народная  словесность

2

Познакомить  с  литературными  жанрами  УНС

22

Произведения УНС.

Сказки  и  их  виды.

Особенности  языка  сказок.

Сказки  и  правда.

Небылицы

урок - сказка

1

Произведения  словесности – искусство  слова; разновидности  сказок; зачин  и  концовка сказок; специальные  слова  и  выражения

Индивидуальная, групповая, парная

Произведения  УНТ,  выставка  книг, отрывки худ  и  мультиплик. фильмов

Викторина  па  сказкам

Сочинить  сказку  и  проиллюстрировать  её

23

Пословицы  и  поговорки.

Загадки.

Особенности  языка  загадок.

Скороговорки, считалки, дразнилки, потешки

1

Главные  мысли  о  жизни  заключены  в  пословицах  и  поговорках,  их  употребление в  речи;  отличие  пословиц  от  поговорок.

Загадки – игра  на  сообразительность.

Игры  со  словами

Индивидуальная, групповая

Выставка  книг

Выучить  наизусть  3  послов  и  3  поговорки

о  дружбе, благородстве

Тема урока

Кол-

во

часов

Содержание через цель,

через прогнозируемый

результат

Виды

деятельности

учащихся

Оснащение

Виды и формы

контроля

Домашнее

задание

Дата

План

Факт

Литературное  эпическое  произведение

4

Познакомить  с  видами  эпических  произведений

24

Три  рода  произведений, созданных  писателями

Литературная  сказка

1

Познакомить  учащихся  с  лирическими, эпическими и  драматическими  произведениями. Признаки  литературн.  Сказки

Коллективная, индивидуальная

Книги  с  литературными  сказками

Кроссворд  по  сказкам

С. 134 № 140

25

Басня. Особенности  языка  басен

урок - бенефис

1

Особенности  жанра  басни; аллегория  и  иносказание, мораль  басни

Индивидуальная, групповая

( инсценирован.

чтение)

Иллюстрации  к  басням  И.А. Крылова

1.Иллюстрации  к  понрав.  басне

2.Аллегорич. смысл  3- х басен  И.А. Крылова

26

Рассказ, повесть, роман.

Особенности  языка  эпического  произведения

1

Различие  рассказа, повести, романа; композиционные  особенности

Коллективная, индивидуальная

Портрет  Арсения  Тропинина, сына  художника  В.А.Тропинина

Выразительное  чтение  эпического  отрывка

Выразительное  чтение  эпического  отрывка

И.С. Тургенева

«Муму»

27

Сюжет  и  эпизод

Произведения.

1

Что  такое  сюжет, эпизод. Зачем   нужен  сюжет

Коллективная, индивидуальная

Репродукция  картины  З.Е. Серебряковой « За  обедом»

Стр. 145 № 154

Литературное  лирическое  произведение

3

Познакомить  с  особенностями  литературных  лирических  произведений

28

Что  такое  лирическое  произведение.

Стихи  о  природе

1

Особенности  лирического  произведения.  Учить  видеть прекрасное,  красоту  окружающего  мира


Коллективная, индивидуальная

Стихи  о  природе, картина  А.А. Пластова» Первый  снег»

Выразительное  чтение  стихотв.

о  природе

( можно  наизусть)

Тема урока

Кол-

во

часов

Содержание через цель,

через прогнозируемый

результат

Виды

деятельности

учащихся

Оснащение

Виды и формы

контроля

Домашнее

задание

Дата

План

Факт

29

Зачем  поэт  говорит  стихами. Стихи  о  животных.

урок - размышление

1

Мысли  и  чувства, выраженные  в  стихах  о  животных

Коллективная, индивидуальная

Выставка  книг  со  стихами  о  животных

Сочинить

стихотв.  о животном  по  опорным  словам

30

Стихи, в  которых  рассказывается  о  каком-либо  событии

1

Отличие  сюжетных  стихотворений от  др.  лирических  произведений.

Мысли  и  чувства, передаваемые  в  них

Коллективная, индивидуальная

Сюжетные  стихотворения

Сам.  работа  по  теме:

«Литературное  лирическое  произведение»

Составить  кроссворд  на  тему « Поэты»

Литературное  драматическое  произведение

4

Познакомить  с  особенностями  ЛДП, выяснить  их  предназначение

31-

33

Что  такое  драм.  произведение.

Отличие  пьесы – сказки от эпической   литературной  сказки.

3

Особенности  драматических  произведений. Композиц.  особенности. Что  такое  афиша, ремарка

Групповая,

коллективная

Пьеса – сказка С.Я.Маршака « 12 месяцев»; А.Н.Толстой  пьеса – сказка «Золотой  ключик»

Чтение   драматич. произведений по  ролям

Выразительное  чтение   по  ролям  сказки- пьесы А.Т.толстого « Золотой  ключик»

34

Урок – праздник.

« Путешествие  по  стране Русская  словесность».

1

Содействовать  развитию  интереса  к  чтению, к  самостоятельному  литературному  творчеству

Коллективная, индивидуальная,

групповая, парная

Выставка  творческих  работ

Творческая  работа, викторины,

инсценировка фрагментов  изученных  произведений

Задания  для  летнего  чтения. Читательский  дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса "Русская словесность. От слова к словесности" 6 кл

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Альбертковой, состоит из следующих разделов:  пояснительная записка, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, КТП, содержание п...

КТП уроков русской словесности в 5 классе по учебнику "Русская словесность", авторы :Савельева В.В., Чаплышкина Т.П., Лукпанова Г.Г., Рыгалова Л.С., Шашкина Г.З., Салханова Ж.Х., Аульбекова Г.Д.

Планирование составлено в соответствии Инструктивно - методического письма Об особенностях преподавания основ наук    в общеобразовательных организациях  Республики Казахстан в 201...

Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова

Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский  язык не является родн...

Рабочая программа курса "Русская словесность. От слова к словесности" в 9 классе

Данная рабочая программа разработана на основе программы Альбетковой...

рабочая программа по элективному курсу "Русская словесность. От слова к словесности"

Рабочая программа по элективному курсу "Русская словесность. От слова к словесности"...

Рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность. От слова к словесности» ФКГОС (основной общий уровень) УМК Р.И. Альбеткова

Данная рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность» разработана для обучения в 6-9 классах МОУ «Должанская ООШ». В основе курса лежат положения федерального компонента государственного ст...

Календарно-тематическое планирование по курсу «Русская словесность. От слова к словесности» 7 класс

Календарно-тематическое планирование по курсу "Русская словесность. От слова к словесности" для 7 класса составлено на основе программы Р.И. Альбетковой "Русская словесность. От слова к...