Русская словесность. 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме
Рабочая программа по русской словесности составлена на основе Примерной программы под редакцией Р.И. Альбетковой для 5-9 классов, М.: Дрофа, 2004 года.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю в соответствии с Примерной программой общего образования и Государственным образовательным стандартом.
Рабочая программа включает следующую учебно-методическую литературу:
- Альбеткова Р.Й. Русская словесность 5 класс. М., Дрофа, 2007.
- Альбеткова Р.И. Методические рекомендации «Русская словесность» 5 класс. М., Дрофа, 2004 .
- Альбеткова Р.И. Программа «Русская словесность». 5-9 классы. М., Дрофа, 2004 .
Рабочая программа для 5 класса построена на принципе доступности и отвечает возрастным особенностям школьников. В программе каждая тема включает не только теоретические сведения, но и примерный перечень видов работы учащихся и учений, которые они вырабатывают. Этим достигается практическая направленность обучения словесности.
Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения предмета, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений, изложений и других письменных работ.
Основная цель предмета словесности - заложить основные знания о русской словесности, учить читать и понимать любой текст, в том числе художественный, анализировать его. Подробно на ярких, доступных примерах раскрывать своеобразие языка художественной литературы, выразительных средств языка, учить создавать текст, показывать роль ритма и интонации в стихах и прозе, знакомить с родами, видами и жанрами словесности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_russkaya_slovesnost.doc | 147 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по русской словесности
для 5 класса.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русской словесности составлена на основе Примерной программы под редакцией Р.И. Альбетковой для 5-9 классов, М.: Дрофа, 2004 года.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю в соответствии с Примерной программой общего образования и Государственным образовательным стандартом.
Рабочая программа включает следующую учебно-методическую литературу:
- Альбеткова Р.Й. Русская словесность 5 класс. М., Дрофа, 2007.
- Альбеткова Р.И. Методические рекомендации «Русская словесность» 7класс. М., Дрофа, 2004 .
- Альбеткова Р.И. Программа «Русская словесность». 5-9 классы. М., Дрофа, 2004 .
Рабочая программа для 5 класса построена на принципе доступности и отвечает возрастным особенностям школьников. В программе каждая тема включает не только теоретические сведения, но и примерный перечень видов работы учащихся и учений, которые они вырабатывают. Этим достигается практическая направленность обучения словесности.
Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения предмета, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений, изложений и других письменных работ.
Основная цель предмета словесности - заложить основные знания о русской словесности, учить читать и понимать любой текст, в том числе художественный, анализировать его. Подробно на ярких, доступных примерах раскрывать своеобразие языка художественной литературы, выразительных средств языка, учить создавать текст, показывать роль ритма и интонации в стихах и прозе, знакомить с родами, видами и жанрами словесности.
№ | Тема урока | Кол- во часов | Содержание через цель, через прогнозируемый результат | Виды деятельности учащихся | Оснащение | Виды и формы контроля | Домашнее задание | Дата | |
План | Факт | ||||||||
Что такое слово | 1 | Сформировать представление уч – ся о слове как единице языка | |||||||
1 | Значение слова. «Слово». Как возникло слово. Для чего служат слова | 1 | Познакомить учащихся с единицей языка- словом, возникновением слов по признаку, предмету, по действию. | Коллективная, индивидуальная | Иллюстрации к сказке «По щучьему веленью», словари | Сочинить небольшой рассказ, в котором все слова начинаются на одну букву | |||
Словесность | 4 | Сформировать представление о словесности и её формах | |||||||
2 | Что такое словесность. Формы словесности. Разговорный и литературный язык | 1 | Дать понятие словесности, познакомить с формами словесности, различием литерат. и разговор. языков | Коллективная, индивидуальная | В.М. Васнецов «Кощей Бессмертный» | ||||
3 | Разговорный язык. Просторечие урок- путешествие | 1 | Особенности разговорного языка, простореч. Сфера употребления | Коллективная, индивидуальная, работа в парах | Рассказать другу о каком- либо животном | ||||
4 | Литературный язык | 1 | Нормы литературного языка. Учить орфоэпическим нормам | Коллективная, индивидуальная | |||||
5 | Язык художественной словесности. урок- деловая игра | 1 | Дать понятие термину, рассмотреть на примерах художественных текстов, развивать устную речь учащихся с использованием репродукций художников | Групповая, парная | И.И. Левитан « Озеро» | Разгадать ребусы | |||
Богатство лексики русского языка | 6 | Систематизировать знания уч – ся о слове как основной единице языка и повторить лексические понятия | |||||||
6 | Лексическое значение слова. Слова однозначные и многозначные | 1 | Что такое лексическое значение слова; дать понятие однозначным и многозначным словам | Коллективная, индивидуальная | Толковый словарь; рисунки учащихся | Викторина | Нарисовать рисунки к многозначным словам | ||
7 | Слова – термины Омонимы | 1 | Что такое слова- термины? Дать понятие омонимам, учить различать омонимы и многозначные слова, работать со словарём | Парная, коллективная | Словарь омонимов, рисунки учащихся | Составить предложения с 5 омонимами |
№ | Тема урока | Кол- во часов | Содержание через цель, через прогнозируемый результат | Виды деятельности учащихся | Оснащение | Виды и формы контроля | Домашнее задание | Дата | |
План | Факт | ||||||||
8 | Синонимы. | 1 | Дать понятие синонимам, учить употреблять в речи | Коллективная, индивидуальная | Иллюстрации к « Сказке о рыбаке и рыбке», просмотр отрывка из мульт. фильма данной сказки, словарь синонимов | Выстроить синонимический ряд | |||
9 | Антонимы | 1 | Дать понятие антонимам; учить употреблять в речи | Групповая, коллективная | Словарь антонимов, репродукции картины В.М. Васнецова « Три царевны» | Тесты по теме «Слова – термины» | Из художественных текстов выписать антонимы | ||
10 | Новые слова. Устаревшие слова урок - размышление | 1 | Познакомить с устаревшими и новыми словами, как образуются новые слова и почему исчезают старые . | Коллективная, индивидуальная | Словарь, худож. тексты | Сочинение – миниатюра с использованием 1в. – устарев. слов 2в. - новых слов | |||
11 | Фразеологизмы | 1 | Дать определение фразеологизмам, распознавать в тексте, объяснять фразеологич обороты | Коллективная, индивидуальная, работа в парах | Фразеологич. словарь, рисунки к фразеологич. оборотам | Викторина по теме « Новые слова», « Устаревшие слова» | Сообщения об источниках образования фразеологизмов, рисунки к фразеологич. оборотам | ||
Прямое и переносное значение слова | 2 | Сформировать представление уч – ся о прямом и переносном значении слова, распознавать их в текстах | |||||||
12 | Что такое переносное значение слова. Сравнение. | 1 | Познакомить с прямым и переносным значением слова; средством художественной изобразительности - сравнением. Учить находить сравнен. в тексте | Групповая, коллективная | Словарь, рисунки учащихся. | По 5 предложений с прямым и переносным значением слова |
№ | Тема урока | Кол- во часов | Содержание через цель, через прогнозируемый результат | Виды деятельности учащихся | Оснащение | Виды и формы контроля | Домашнее задание | Дата | |
План | Факт | ||||||||
13 | Эпитет. Аллегория урок – диспут | 1 | Познакомить с эпитетом и аллегорией, учить находить в тексте данные средства худ. выразительности | Коллективная, индивидуальная | Русские народные сказки, пословицы | Творческие работы | Найти в текстах эпитеты, аллегор. | ||
Текст | 5 | Обобщить знания уч – ся о тексте; учить распознавать виды текста | |||||||
14 | Что такое текст. Тема текста. Основная мысль текста | 1 | Закрепить знания по данной теме. Учить определять основную мысль текста | Групповая, коллективная | Художественные тексты | ||||
15 | Способы связи предложений в тексте | 1 | Познакомить со способами связи предложений в тексте( последовательн., параллельной) | Коллективная, индивидуальная | Художественные тексты | Определить способ связи предложений в тексте | |||
16- 18 | Формы словесного выражения. Диалог и монолог. Описание и повествование урок - бенефис | 3 | Вспомнить что такое диалог, монолог; учить использовать диалог и монолог в речи; описание и повествование | Индивидуальная, парная; выразит. чтение по ролям | Художественные тексты с монологами и диалогами, повеств., описан. | Диалог на заданную тему | |||
Стихи и проза | 3 | Познакомить с особенностью построения стихотворных и прозаических произведений. |
№ | Тема урока | Кол- во часов | Содержание через цель, через прогнозируемый результат | Виды деятельности учащихся | Оснащение | Виды и формы контроля | Домашнее задание | Дата | |
План | Факт | ||||||||
19 | Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Ритм. | 1 | Сформировать представления об особенностях стихотворной и прозаической формы словесного выражения. Узнать , что такое ритм. | Индивидуальная, групповая | Фотография решетки Летнего сада в Петербурге | Выразит прочитать : девочки- прозаич. текст; мальчики – стихотвор. | |||
20 | Интонация. Цель высказывания и интонация. Особенности интонации в стихах | 1 | Что такое интонация? Чтение текста с интонац. паузами; повышением, понижением голоса. Выразительное чтение | Коллективная, индивидуальная | Басни Крылова, отрывок из рассказа «Васюткино озеро» | Выразит. чтение стихотворений | Стр. 106 № 115 | ||
21 | Рифма в стихах Строфа. урок - игра | 1 | Выразительное чтение строф; значение рифмы | Индивидуальная, групповая, подбор рифмы к данным словам | Отрывки из стихотворений | Придумать рифмы к словам: окно, день, зима, снег и т. д. | |||
Устная народная словесность | 2 | Познакомить с литературными жанрами УНС | |||||||
22 | Произведения УНС. Сказки и их виды. Особенности языка сказок. Сказки и правда. Небылицы урок - сказка | 1 | Произведения словесности – искусство слова; разновидности сказок; зачин и концовка сказок; специальные слова и выражения | Индивидуальная, групповая, парная | Произведения УНТ, выставка книг, отрывки худ и мультиплик. фильмов | Викторина па сказкам | Сочинить сказку и проиллюстрировать её | ||
23 | Пословицы и поговорки. Загадки. Особенности языка загадок. Скороговорки, считалки, дразнилки, потешки | 1 | Главные мысли о жизни заключены в пословицах и поговорках, их употребление в речи; отличие пословиц от поговорок. Загадки – игра на сообразительность. Игры со словами | Индивидуальная, групповая | Выставка книг | Выучить наизусть 3 послов и 3 поговорки о дружбе, благородстве |
№ | Тема урока | Кол- во часов | Содержание через цель, через прогнозируемый результат | Виды деятельности учащихся | Оснащение | Виды и формы контроля | Домашнее задание | Дата | |
План | Факт | ||||||||
Литературное эпическое произведение | 4 | Познакомить с видами эпических произведений | |||||||
24 | Три рода произведений, созданных писателями Литературная сказка | 1 | Познакомить учащихся с лирическими, эпическими и драматическими произведениями. Признаки литературн. Сказки | Коллективная, индивидуальная | Книги с литературными сказками | Кроссворд по сказкам | С. 134 № 140 | ||
25 | Басня. Особенности языка басен урок - бенефис | 1 | Особенности жанра басни; аллегория и иносказание, мораль басни | Индивидуальная, групповая ( инсценирован. чтение) | Иллюстрации к басням И.А. Крылова | 1.Иллюстрации к понрав. басне 2.Аллегорич. смысл 3- х басен И.А. Крылова | |||
26 | Рассказ, повесть, роман. Особенности языка эпического произведения | 1 | Различие рассказа, повести, романа; композиционные особенности | Коллективная, индивидуальная | Портрет Арсения Тропинина, сына художника В.А.Тропинина | Выразительное чтение эпического отрывка | Выразительное чтение эпического отрывка И.С. Тургенева «Муму» | ||
27 | Сюжет и эпизод Произведения. | 1 | Что такое сюжет, эпизод. Зачем нужен сюжет | Коллективная, индивидуальная | Репродукция картины З.Е. Серебряковой « За обедом» | Стр. 145 № 154 | |||
Литературное лирическое произведение | 3 | Познакомить с особенностями литературных лирических произведений | |||||||
28 | Что такое лирическое произведение. Стихи о природе | 1 | Особенности лирического произведения. Учить видеть прекрасное, красоту окружающего мира | Коллективная, индивидуальная | Стихи о природе, картина А.А. Пластова» Первый снег» | Выразительное чтение стихотв. о природе ( можно наизусть) |
№ | Тема урока | Кол- во часов | Содержание через цель, через прогнозируемый результат | Виды деятельности учащихся | Оснащение | Виды и формы контроля | Домашнее задание | Дата | |
План | Факт | ||||||||
29 | Зачем поэт говорит стихами. Стихи о животных. урок - размышление | 1 | Мысли и чувства, выраженные в стихах о животных | Коллективная, индивидуальная | Выставка книг со стихами о животных | Сочинить стихотв. о животном по опорным словам | |||
30 | Стихи, в которых рассказывается о каком-либо событии | 1 | Отличие сюжетных стихотворений от др. лирических произведений. Мысли и чувства, передаваемые в них | Коллективная, индивидуальная | Сюжетные стихотворения | Сам. работа по теме: «Литературное лирическое произведение» | Составить кроссворд на тему « Поэты» | ||
Литературное драматическое произведение | 4 | Познакомить с особенностями ЛДП, выяснить их предназначение | |||||||
31- 33 | Что такое драм. произведение. Отличие пьесы – сказки от эпической литературной сказки. | 3 | Особенности драматических произведений. Композиц. особенности. Что такое афиша, ремарка | Групповая, коллективная | Пьеса – сказка С.Я.Маршака « 12 месяцев»; А.Н.Толстой пьеса – сказка «Золотой ключик» | Чтение драматич. произведений по ролям | Выразительное чтение по ролям сказки- пьесы А.Т.толстого « Золотой ключик» | ||
34 | Урок – праздник. « Путешествие по стране Русская словесность». | 1 | Содействовать развитию интереса к чтению, к самостоятельному литературному творчеству | Коллективная, индивидуальная, групповая, парная | Выставка творческих работ | Творческая работа, викторины, инсценировка фрагментов изученных произведений | Задания для летнего чтения. Читательский дневник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса "Русская словесность. От слова к словесности" 6 кл
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Альбертковой, состоит из следующих разделов: пояснительная записка, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, КТП, содержание п...
КТП уроков русской словесности в 5 классе по учебнику "Русская словесность", авторы :Савельева В.В., Чаплышкина Т.П., Лукпанова Г.Г., Рыгалова Л.С., Шашкина Г.З., Салханова Ж.Х., Аульбекова Г.Д.
Планирование составлено в соответствии Инструктивно - методического письма Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях Республики Казахстан в 201...
Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова
Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский язык не является родн...
Рабочая программа курса "Русская словесность. От слова к словесности" в 9 классе
Данная рабочая программа разработана на основе программы Альбетковой...
рабочая программа по элективному курсу "Русская словесность. От слова к словесности"
Рабочая программа по элективному курсу "Русская словесность. От слова к словесности"...
Рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность. От слова к словесности» ФКГОС (основной общий уровень) УМК Р.И. Альбеткова
Данная рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность» разработана для обучения в 6-9 классах МОУ «Должанская ООШ». В основе курса лежат положения федерального компонента государственного ст...
Календарно-тематическое планирование по курсу «Русская словесность. От слова к словесности» 7 класс
Календарно-тематическое планирование по курсу "Русская словесность. От слова к словесности" для 7 класса составлено на основе программы Р.И. Альбетковой "Русская словесность. От слова к...