Сочинение.
консультация по русскому языку по теме
Предварительный просмотр:
Сочинение
Типы сочинений.
- Сочинения – характеристики.
а) Характеристика одного литературного героя.
б) Сравнительная характеристика двух литературных героев (по одному или двум произведениям). Могут быть сложные варианты: автор и герой.
в) характеристика группы литературных героев.
г) обобщающая характеристика литературного типа.
2. Сочинения литературно-критические.
3. Сочинения на свободную тему.
Подготовка к сочинению.
- Нужно знать содержание программных произведений. Полезно выписать цитаты, выучить их. Перечитать литературу по научным и специальным изданиям.
- Повторить материал учебников.
- Знать содержание критической литературы.
- Прочитать все записи в тетради по литературе.
Требования к сочинению.
- Тема глубоко раскрыта. Сочинение должно соответствовать теме.
- Достоинство сочинения – его самостоятельность.
- Все положения автора должны быть аргументированы, подтверждены правильными фактами, цитатами.
- Сочинение должно быть самостоятельным.
- Пропорциональное деление сочинения на три части: вступление, содержание (основная часть) и заключение. Все части сочинения должны быть связаны между собой.
- Итак, содержание, правильное изложение фактов, язык: а) исключить орфографические, пунктуационные, логические и стилистические ошибки; б) чистота языка, точность, ясность изложения.
- Внешний вид сочинения.
Структура и план сочинения.
- План должен соответствовать теме сочинения.
- План должен максимально полно охватывать все вопросы, отражая тему.
- План должен быть целенаправленным, то есть отражать основное содержание сочинения, логически стройным.
А.С.Пушкин. О назначении поэта и поэзии.
- Роль поэта – одна из главных тем в лирике Пушкина.
- Пушкин – лицеист о назначении поэта.
- «Истина жизни» - важнейший эстетический критерий поэта.
- Независимость поэта от мнений «сильных мира сего».
- Прославление свободы – священная обязанность поэта.
- Творчество поэта - гражданина – это вдохновенный подвиг, труд на благо общества.
- Цель поэзии – служение Родине, защита передовых идей своего времени.
- «Глаголом жечь сердца людей».
- Общечеловеческая значимость поэзии для современников и потомков (поэтическое завещание Пушкина).
- Поэт принадлежит «к вечно живущим и движущимся явлениям» (В.Г.Белинский).
Пейзажная лирика А.С.Пушкина.
- Пушкин – поэт истинно русский, глубоко национальный.
- Пейзаж в описании контрастов крепостнической действительности.
- Воплощение в романтических пейзажах человеческой души, идеи свободы и независимости.
- Любимая пора года поэта («И с каждой осенью я расцветаю вновь…»).
- Совершенство художественного мастерства Пушкина в зимних мотивах природы.
- Картины Кавказа, поразившие воображение поэта.
- Философское осмысление природы.
- Гармоническое сочетание действительности и пейзажа в лирике Пушкина.
Роль композиции романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в раскрытии личности Печорина.
- Основная задача Лермонтова: показать в реальной обстановке героя своего времени.
- Своеобразие композиции романа как основного средства раскрытия характера и внутреннего мира Печорина:
а) отсутствие единого сюжета (полифоническая структура произведения);
б) наличие трех рассказчиков;
в) нарушение хронологии событий.
3. «Журнал Печорина» - трагическая исповедь человека эпохи «безвременья».
4. «Герой нашего времени» - оригинальный по своему построению пример реалистического романа.
«Смех сквозь слезы» в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
- Действенная любовь Гоголя к России.
- Российская действительность через призму особого авторского восприятия и воплощение ее в образах:
а) Чичикова;
б) помещиков;
в) городских чиновников;
г) представителей административной власти;
д) народа.
3. Комизм Гоголя – основной метод раскрытия явлений действительности, событий, характеров.
Средства комического в создании образов в произведениях Н.В.Гоголя.
- Разоблачение темных сторон русской действительности в сатире Гоголя.
- Художественные приемы, используемые писателем для раскрытия характеров:
а) двуплановость;
б) гиперболизация;
в) портрет;
г) речевая характеристика;
д) предметно-бытовая деталь;
е) прием неожиданности;
ж) соседство серьезного с незначительным;
з) подбор изобразительных средств.
3. Секрет мастерства Гоголя – в правде жизни.
Гражданственность и народность поэзии Н.А.Некрасова.
- Народ и родина – центральные темы в творчестве Некрасова.
- Обличение античеловеческой природы крепостничества.
- Народ – страдалец и народ – бунтарь в произведениях поэта.
- Любовь и уважение Некрасова к народу-труженику, народу-созидателю.
- Вера поэта в разум и силу трудовых масс, в их светлое будущее.
- Образ «народного заступника».
- Некрасов – поэт и гражданин.
«Сказки» М.Е. Салтыкова-Щедрина как образец социально-политической сатиры.
- Революционная сатира Салтыкова-Щедрина.
- Обличение и беспощадная критика дворян, чиновников, самодержавия, либералов, обывателей, бесплодных мечтателей.
- Народ в сказках Салтыкова-Щедрина.
- Художественное своеобразие сказок:
а) «эзопов язык»;
б) традиционные образы-символы животных и новые образы-аллегории;
в) переплетение реального и фантастического;
г) гипербола и гротеск;
д) речевая характеристика;
е) связь с народным творчеством.
5. Сказки Щедрина – действенное средство борьбы с современной бюрократией и антинародной идеологией.
Униженные и оскорбленные в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
- «Преступление и наказание» - социально-философский роман.
- Картины нищеты и бесправия народных масс в романе.
- Мотивы безысходности, социального и нравственного «тупика» униженных и оскорбленных, толкающие их на преступление.
- Теория «разумного грабительства» Лужиных.
- Идея «необыкновенного» человека Раскольникова и развенчание ее Достоевским.
- Поиски выхода из мира наживы и насилия.
- Художественные приемы раскрытия внутреннего мира героев.
- Достоевский – защитник униженных и оскорбленных.
Отечественная война 1812 года как война народная (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»).
1. Характер войны 1812 года.
2. Отношение к войне различных слоев русского общества.
3. Народ в войне 1812 года.
4. Бородинская битва и ее значение.
5. Партизанское движение в России.
6. «Мысль народная» в романе.
Нравственные проблемы в литературных произведениях.
- «Вечные вопросы» в русской литературе.
- «Общество будущего» в романе – антиутопии «Мы» Е. Замятина.
- Прошлое и настоящее глазами А. Платонова.
- Истинное и ложное в понимании В. Гроссмана, В.Быкова, А.Бушкова.
- А.Твардовский и А.Ахматова о трагедии своего поколения.
- Ч.Айтматов об ответственности современников за разрушение моральных устоев.
- Утверждение добра и справедливости в произведениях современных писателей. (Вампилов, Распутин, Донцова, Толстая, Улицкая, Лимонов, Сорокин, Семенова)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение на Всероссийский конкурс школьных сочинений "Моя семья" в номинации "Моя семья в истории страны" на тему: "Династия хлеборобов"
Сочинение победило на муниципальном и региональном этапах Всероссийского конкурса школьных сочинений....
Сочинение-рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Виды аргументов в сочинении-рассуждении при подготовке к ЕГЭ
подготовить к написанию сочинения по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С); раскрыть содержание понятия «аргумент»: что надо понимать под жизненн...
Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.
Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...
Сочинение – описание натюрморта по картине Н.М.Баранова «Рябиновые грозди» как подготовительный этап к сочинению по воображению.
Урок подготовки к сочинению-описанию натюрморта по картине владимирского художника Н. М. Барановасодержит работу спонятием "натюрморт", художественным текстом(отрывком из книги В. А. Солоухина "...
Подготовка к ГИА, Сочинение : «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума» и сочинение "Язык и общество" (по выражению Джонатана Свифта)
Сочинения дляучащихся 9 классов по данным выражениям....
Сочинение об абзацном отступе, сочинение о задаче автора рассуждения, сочинение о существительном - дирижере.
Данные сочинения предназначены для подготовки к работе над лингвистической темой....