Модульный урок "Односоставные предложения".
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Модульный урок по русскому языку "Односоставные предложения", 8 класс. Кроме модульной технологии используются тестовые технологии, групповая технология (работа в парах), дифференцированный подход к изучению темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_odnosostavnyh_predlozheniy.doc | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
«Односоставные предложения»
Педагогические технологии: модульная технология, тестовые технологии, работа в парах ,дифференцированный подход.
ФИО | Насосникова Антонина Викторовна | |
Место работы | МОУ лицей г.о. Орехово -Зуево, Московская область | |
3. | Должность | учитель |
4. | Предмет | русский язык и литература |
5. | Класс | 8 класс |
6. | Тема и номер урока в теме | Урок № 22 «Односоставные предложения». |
7. | Базовый учебник | Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т. А. Ладыженская Л. А., Тростенцова, Дейкина и др.; Москва «Просвещение», 2010 |
8. Цель урока:
закрепление умений и навыков: по теме « Односоставные предложения», осмысление специфики односоставных предложений; усвоение классификации односоставных предложений; отработка умений находить односоставные предложения в тексте и определять их .
9. Задачи:
Обучающие : повторить виды односоставных предложений, их структуру, научиться находить в текстах односоставные предложения.
Развивающие: развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, систематизировать, делать вывод; развивать способность учащихся к рефлексии своей деятельности, развивать коммуникативную культуру учащихся
Воспитательные :формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности .,доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости.
- Тип урока: повторение и систематизация изученного
Ход урока:
Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
Актуализация знаний:
Работа с картой модуля.
Рефлексия
Задание на дом
Итог урока
Приложение. Презентация « Односоставные предложения».
Сегодня нам предстоит ответить на вопросы ,которые помогут нам вспомнить и лучше усвоить материал по теме « Односоставные предложения» Поэтому цель урока такова:
обобщение и систематизация учебного материала, вычленение связей между изученными явлениями, контрольная проверка знаний.-
Актуализация знаний
Как отличить двусоставное предложение от односоставного?
Сколько основ в сложном предложении, если оно состоит из односоставного и простого двусоставного предложения?
Как отличить односоставное определенно-личное предложение от односоставного неопределенно-личного?
Как отличить безличное предложение от назывного?
Какова роль односоставных предложений в письменной и устной речи?
.. Давайте вспомним, как нужно определять вид односоставного предложения.
УЭ-1 Работа с алгоритмом.( Слайд №1)
1. Находим грамматическую основу предложения
2. Определяем: двусоставное предложение или односоставное.
3. Смотрим, чем выражен главный член предложения.
4. Можно ли вставить в предложение подлежащее.
5. Определяем вид односоставного предложения
УЭ-2 Работа с текстом. ( Слайд №2)
A сейчас обратимся к тексту, где встретимся c односоставными предложениями.
Лес – источник жизни.
Леса – величайшие источники здоровья. Это исполинские зеленые лаборатории. Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль.
Вспомните то уд. вительное состояние как (бы) безотчетной радости и силы, возникающее.у . вас, как только попада...те в л.са из душных городских домов.
Вас охватывает прохладой.. Великая сила жизни видна во всем: в шелесте деревьев, в пересвисте птиц, в глубине неба.
Какой воздух! Как легко дышится. Вдыхаем его живительный глоток и насл...ждаемся жизнью. (K. Паустовский) Слайд№2
Задание:
Прочитать текст
Определите стиль и тип данного текста.
Какова основная мысль текста?
Как вы понимаете значение слова « исполинский».
Подберите к нему синонимы. Почему автор использует именно это слово?
Объясните написание пропущенных орфограмм.
Найдите в тексте односоставные предложения.
Таким образом, мы убедились, что писатели (на примере текста К.Г.Паустовского) широко используют в своих произведениях односоставные синтаксические конструкции.
УЭ-3 Определенно-личные односоставные предложения
Историческая справка. М.В. Ломоносов писал об этих предложениях: «Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит». У истоков изучения односоставных предложений стояли такие крупные учёные, как Александр Афанасьевич Потебня, Филипп Фёдорович Фортунатов, Алексей Александрович Шахматов и Виктор Владимирович Виноградов. Именно они предложили современную терминологию изучаемой нами темы.(слайд№3)
Алгоритм работы
Определяем, к какому лицу относятся действия, выраженные сказуемыми, в односоставных конструкциях , почему в них необязательно присутствие подлежащего?.
Определяем грамматические значения сказуемых в этих предложениях, обращая внимание на непременное присутствие формы 1 и 2 лица единственного и множественного числа.
Найдите сказуемые и определите их грамматические формы.
1. И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя. (А.Грибоедов)
2. Благодарю за наслажденья, / За грусть, за милые мученья, / За шум, за бури, за пиры, / За все, за все твои дары...… (А.Пушкин)
3. Но здесь с победою поздравим / Татьяну милую мою. (А.Пушкин)
4. Куда бежишь, тропинка милая, куда зовешь, куда ведешь? (М.Исаковский)
.5 Чему смеетесь? Над собой смеетесь. (Н.Гоголь)
6.Присоветуй им встретить меня с детской любовью и послушанием. (А.Пушкин)
Вывод о строении определенно-личных предложений:
В этих предложениях на первое место выдвигается действие, в них не называется человек, производящий действие, но форма глагола указывает, что его производит сам говорящий.
Эти предложения очень близки по смыслу двусоставным предложениям, в них можно подставить личные местоимения: Я спешу (предложение 1),Мы поздравим (предложение3)
.(Слад№4) Вывод
Определенно-личным предложением называется односоставное предложение, в котором действие, выраженное сказуемым, относится к единственно возможному лицу. Сказуемое в нем выражается глаголами в форме 1-го или 2-го лица или формами повелительного наклонения.
УЭ-4 неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения
Найдите в тексте все предложения, в которых сказуемые выражены глаголами в форме множественного числа. Какое из них является неопределенно-личным? Попробуйте переделать остальные предложения в неопределенно-личные.
1.Однажды богиня Эрида подкинула трем обитательницам Олимпа – Гере, Афине и Афродите – яблоко с надписью: «Прекраснейшей». Каждая богиня, конечно, надеялась, что яблоко предназначено ей.2. Рассудить спор Зевс приказал Парису.
3.По рождению Парис был троянским царевичем, но жил не во дворце, а среди пастухов.4. Дело в том, что его родители Приам и Гекуба еще до рождения сына получили страшное пророчество: из-за мальчика погибнет Троя.5. Младенца отнесли на гору Иду и бросили там.6. Париса нашли и воспитали пастухи7.. Здесь, на Иде, и рассудил Парис трех богинь.8. Победительницей он признал Афродиту, но не бескорыстно: та пообещала юноше любовь самой красивой на свете женщины. (О.Левинская)
Алгоритм работы
Определяем, к какому лицу относятся действия, выраженные сказуемыми, в односоставных конструкциях , почему в них необязательно присутствие подлежащего.
Определяем грамматические значения сказуемых в этих предложениях, обращая внимание на непременное присутствие формы множественного числа
В результате анализа приходим к выводам, что подлежащее здесь не нужно, предложения завершены по смыслу, так как действия, выраженные сказуемыми, относятся к неопределенным лицам, которые не интересуют говорящего: важен сам процесс.
Эти выводы помогут составить формулировку неопределенно-личных предложений, которую ученики, как всегда, делают самостоятельно.(Слайд5)
Неопределенно- личным называется односоставное предложение, в котором действие, выраженное сказуемым, относится к неопределенному лицу, так как важен сам процесс. Сказуемое в этих предложениях выражено формами настоящего и будущего времени 3 лица множественного числа или формой прошедшего времени множественного числа( Слайд 5)
УЭ-5 Безличные односоставные предложения.
Задание: Среди данных предложений найти односоставное безличное. Укажите его номер.
1)Я поворачивал голову и смотрел на чёрное окно. 2) В нем отражалась лампа. 3) За этим отражением гудело море. 4) Ночная бабочка билась в стекло. 5) Ей хотелось улететь из лекарственной комнатной духоты. 6) Мама спала в соседней комнате. 7) Я звал её, просил пить и выпустить бабочку.8) Мама выпускала её, и я успокаивался
Алгоритм работы
Определить, к чему относятся действия, выраженные сказуемыми.
Может ли быть в безличном предложении подлежащее?
Вспомнить смысловые группы безличных предложений
Работа с таблице(Слайд6)
Безличные предложения могут объединяться в группы в зависимости от того, какие действия и состояния они обозначают. Давайте познакомимся с некоторыми смысловыми группами безличных предложений
Состояние человека (физическое или нравственное) | И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды... (М.Ю. Лермонтов) |
Состояние окружающей среды | В небесах торжественно и чудно! (М.Ю. Лермонтов) |
Состояние природы | Светло на улице, И виден сад насквозь. (А.Т. Твардовский) |
. Даем определение безличного предложения.
Безличными предложениями называются такие односоставные предложения, в которых действие ,выраженное сказуемым, не относится ни к какому лицу.В безличном предложении нет и не может быть подлежащего(Слайд 7)
Задание: переделайте двусоставные предложения в односоставные безличные.
1 вариант
Я не хочу грустить. (Мне не хочется грустить.)
Приближается вечер. (Вечереет.)
Вчера был ветер? (Вчера ветра не было.)
2 вариант
Малыш сегодня нездоров. ( Малышу сегодня нездоровится.)
Безудержный ливень размыл дорогу. (Безудержным ливнем размыло дорогу.)
У тебя есть электронная книга? (У меня нет электронной книги.)
УЭ-6 Назывные ( Номинативные) односоставные предложения.
Алгоритм работы
Найти основу предложения
Определить ,чем выражен главный член предложения.
Определить роль назывных (номинативных) предложений
Задание: выразительное чтение отрывков из стихотворений. Найдите и выпишите односоставные назывные предложения. Какова их роль в тексте?
Синий май. Заревая теплынь.
Не прозвякнет кольцо у калитки.
(С.Есенин)
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна.
(А .Фет)
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья…
(А.Фет)
Осень. Сказочный чертог,
Весь открытый для обзора…
( Б. Пастернак)
Вывод: назывные предложения ярко и точно рисуют картины природы, выражают чувства лирического героя.
Номинативным называется односоставное предложение, грамматическая основа которого состоит только из подлежащего. Номинативные предложения обозначают бытие, существование предмета или явления в настоящем времени.( Слайд 8)
УЭ-7 Итоговый тест
Выпишите в таблицу из текста № односоставных предложений и определите их вид .
1. Вдруг потемнело. 2. Нас отрезало от мира. 3. Все сосредоточилось в одном окне, в которое я смотрел. 4. Человек с флажком стоял на земле. 5. Потом отошел и, остановившись, взмахнул флажком. 6. Внезапно понимаю происходящее. 7. Шум мотора усиливается в неисчислимое количество раз. 8. Становится страшно. 9. Это движение по земле, когда самолет не летит, а едет, продолжается дольше, чем ты предполагаешь. 10. Момент отрыва ощутим. 11. Буквально чувствуешь, а не видишь полет. 12. Смотрю в окно. 13. Удовольствие, радость, торжество. 14. В окне я увидел движение ландшафта. 15. Нахожу его круговращательным. 16. Какие-то начинающиеся и незавершающиеся повороты огромных пространств. 17. В такие минуты чувствуешь себя маленькой песчинкой, летящей к центру водоворота.
№ Предложения | Вид односоставного предложения |
. | |
. | |
3. | |
4. | |
После заполнения таблицы осуществляется взаимопроверка. Исправляются ошибки.
УЭ-8.Работа по карточкам.
1 уровень
Подчеркнуть основы предложений. Указать тип односоставного предложения.
На улице уже совсем рассвело.
Белая равнина .Полная луна.
Люблю грозу в начале мая.
В дверь постучались.
Около школы построили новый дом.
2 уровень
. Подчеркнуть основы предложений . Найти в сложном предложении односоставные,
указать их тип. Сделать схему сложного предложения.
Осенью льется с неба вода, и на поля вскоре ни войдешь, ни въедешь.
Уже смеркалось, когда войска пр..шли на место ночлега.
(Не) учи рыбу плавать: она делает это пр..восходно.
.Г..нерала отвели в мастерскую, а там его ждал резчик по дереву.
.Тонкий серп луны. Яркие звезды.
3 уровень
Подчеркнуть основы предложений. Расставить знаки препинания. Найти в сложном предложении односоставные, указать их тип. Сделать схему сложного предложения.
К вечеру похолодало и лужи подернутые тонким льдом покрылись бл..стящими снежинками.
Отовсюду веяло весе…им запахом который будоражил душу поднимал настроение.
Когда нас разбудили уже поднимал..сь солнце.
Лу.. ой ночью вид..шь широкую улицу с ее избами стогами ивами и на душе становится тепло.
;
Карта модуля « Односоставные предложения»
Листок учета знаний
Фамилия ,имя ученика | УЭ-1 | УЭ-2 | УЭ-3 | УЭ-4 | УЭ-5 | УЭ-6 | УЭ-7 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Однородные члены предложения. Модульный урок.
Урок «Знаки препинания при однородных членах предложения », построенный на основе модульной технологии обучения, является уроком усвоения новых знаний и формирования умений и навык...
ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МО
Использование новых технологий в учебной деятельности педагога....
Двусоставные и односоставные предложения. Модульное обучение
Представить урок в виде модуля- задача не для всех простая. Освоив ее, хочу поделиться со всеми, кто ищет. Инновации в обучении- это интересно....
Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Строение и функции белков" 10 класс.
Данный модульный урок разработан к учубному материалу изучаемому по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Обшая биология" 10-11 класс....
Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Митоз" 10 класс.
Данный модульный урок разработан к учебнику "Общая биология" 10-11 класс А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пассечник....
Статья "Использование модульной и модульно-блочной технологий на уроках русского языка в старшем звене"
Основная задача учителя сегодня – это воспитать компетентного ученика, способного «самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оце...
Модульный урок по русскому языку в 11 классе по теме" Грамматическая основа предложения"
Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку...