Модульный урок "Односоставные предложения".
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Насосникова Антонина Викторовна

Модульный урок по русскому языку "Односоставные предложения", 8 класс. Кроме модульной технологии используются тестовые технологии, групповая технология (работа в парах), дифференцированный подход к изучению темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_odnosostavnyh_predlozheniy.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

«Односоставные предложения»

Педагогические технологии: модульная технология, тестовые технологии, работа в парах ,дифференцированный подход.

ФИО

Насосникова Антонина  Викторовна

Место работы

МОУ лицей г.о. Орехово -Зуево, Московская область

3.

Должность

учитель

4.

Предмет  

русский язык и литература

5.

Класс

8 класс

6.

Тема и номер урока в теме

Урок № 22 «Односоставные предложения».

7.

Базовый учебник

Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т. А. Ладыженская Л. А., Тростенцова, Дейкина  и др.; Москва «Просвещение», 2010

8. Цель урока:

закрепление  умений и навыков: по теме « Односоставные предложения», осмысление специфики односоставных предложений; усвоение классификации односоставных предложений; отработка умений находить односоставные предложения в тексте и определять их .

9.        Задачи:                        

 Обучающие : повторить виды односоставных предложений, их структуру, научиться находить в текстах односоставные предложения.

Развивающие: развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, систематизировать, делать вывод; развивать способность учащихся к рефлексии своей деятельности, развивать коммуникативную культуру учащихся

Воспитательные  :формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности .,доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости.

  1. Тип урока: повторение и систематизация изученного

Ход урока:

 Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

Актуализация знаний:

Работа с картой модуля.

Рефлексия

Задание на дом

Итог урока

Приложение. Презентация « Односоставные предложения».

Сегодня нам предстоит ответить на вопросы  ,которые  помогут нам вспомнить и лучше усвоить материал по теме « Односоставные предложения» Поэтому цель урока такова:

 обобщение и систематизация учебного материала, вычленение связей между изученными явлениями, контрольная проверка знаний.-

Актуализация  знаний

  Как отличить двусоставное предложение от односоставного?

Сколько основ в сложном предложении, если оно состоит из односоставного и простого двусоставного предложения?

Как отличить односоставное определенно-личное предложение от односоставного  неопределенно-личного?

Как отличить безличное предложение от  назывного?

Какова роль односоставных предложений в письменной и устной речи?

.. Давайте вспомним, как нужно определять вид  односоставного  предложения.

УЭ-1 Работа с алгоритмом.( Слайд №1)

1. Находим грамматическую основу предложения

2. Определяем: двусоставное предложение или односоставное.

3. Смотрим, чем выражен главный член предложения.

4. Можно ли вставить в предложение подлежащее.

5. Определяем вид односоставного предложения

УЭ-2  Работа с текстом. ( Слайд №2)

A сейчас обратимся к тексту, где встретимся c  односоставными предложениями.

Лес – источник жизни.

Леса – величайшие источники здоровья. Это исполинские зеленые лаборатории. Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль.

Вспомните то уд.  вительное состояние как (бы) безотчетной радости и силы, возникающее.у . вас, как только попада...те  в  л.са из душных городских домов.

Вас  охватывает прохладой.. Великая сила жизни видна во всем: в шелесте деревьев, в пересвисте птиц, в глубине неба.

Какой воздух! Как легко дышится. Вдыхаем его живительный глоток и насл...ждаемся жизнью. (K. Паустовский) Слайд№2

 Задание:

 Прочитать текст

Определите стиль и тип данного текста.

Какова основная мысль текста?

Как вы понимаете значение слова « исполинский».

Подберите к нему синонимы. Почему автор использует именно это слово?

Объясните написание пропущенных орфограмм.

Найдите в тексте односоставные предложения.

Таким образом, мы убедились, что писатели (на примере текста К.Г.Паустовского) широко используют в своих произведениях односоставные синтаксические конструкции.

УЭ-3 Определенно-личные односоставные предложения

Историческая справка. М.В. Ломоносов писал об этих предложениях: «Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит». У истоков изучения односоставных предложений стояли такие крупные учёные, как Александр Афанасьевич Потебня, Филипп Фёдорович Фортунатов, Алексей Александрович Шахматов и Виктор Владимирович Виноградов. Именно они предложили современную терминологию изучаемой нами темы.(слайд№3)

Алгоритм работы

Определяем, к какому лицу относятся действия, выраженные сказуемыми, в односоставных конструкциях , почему в них необязательно присутствие подлежащего?.

 Определяем грамматические значения сказуемых в этих предложениях, обращая внимание на непременное присутствие формы 1 и 2 лица  единственного и множественного числа.

Найдите сказуемые и определите их грамматические формы.

1. И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя. (А.Грибоедов)

 2. Благодарю за наслажденья, / За грусть, за милые мученья, / За шум, за бури, за пиры, / За все, за все твои дары...… (А.Пушкин)

3. Но здесь с победою поздравим / Татьяну милую мою. (А.Пушкин)

4. Куда бежишь, тропинка милая, куда зовешь, куда ведешь? (М.Исаковский)

.5 Чему смеетесь? Над собой смеетесь. (Н.Гоголь) 

 6.Присоветуй им встретить меня с детской любовью и послушанием. (А.Пушкин) 

Вывод о строении  определенно-личных предложений:

В  этих предложениях на первое место выдвигается действие, в них не называется человек, производящий действие, но форма глагола указывает, что его производит сам говорящий.

Эти предложения очень близки по смыслу двусоставным предложениям, в них можно подставить личные местоимения: Я  спешу (предложение 1),Мы поздравим (предложение3)

.(Слад№4) Вывод

Определенно-личным предложением называется односоставное предложение, в котором действие, выраженное сказуемым, относится к единственно возможному лицу. Сказуемое в нем выражается глаголами в форме 1-го или 2-го лица или формами повелительного наклонения.

УЭ-4 неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения

Найдите в тексте все предложения, в которых сказуемые выражены глаголами в форме множественного числа. Какое из них является неопределенно-личным? Попробуйте переделать остальные предложения в неопределенно-личные.

1.Однажды богиня Эрида подкинула трем обитательницам Олимпа – Гере, Афине и Афродите – яблоко с надписью: «Прекраснейшей». Каждая богиня, конечно, надеялась, что яблоко предназначено ей.2. Рассудить спор Зевс приказал Парису.

3.По рождению Парис был троянским царевичем, но жил не во дворце, а среди пастухов.4. Дело в том, что его родители Приам и Гекуба еще до рождения сына получили страшное пророчество: из-за мальчика погибнет Троя.5. Младенца отнесли на гору Иду и бросили там.6. Париса нашли и воспитали пастухи7.. Здесь, на Иде, и рассудил Парис трех богинь.8. Победительницей он признал Афродиту, но не бескорыстно: та пообещала юноше любовь самой красивой на свете женщины. (О.Левинская)

Алгоритм  работы

Определяем, к какому лицу относятся действия, выраженные сказуемыми, в односоставных конструкциях , почему в них необязательно присутствие подлежащего.

 Определяем грамматические значения сказуемых в этих предложениях, обращая внимание на непременное присутствие формы множественного числа

 В результате анализа приходим к выводам, что подлежащее здесь не нужно, предложения завершены по смыслу, так как действия, выраженные сказуемыми, относятся к неопределенным лицам, которые не интересуют говорящего: важен сам процесс.

 Эти выводы помогут составить формулировку неопределенно-личных предложений, которую ученики, как всегда, делают самостоятельно.(Слайд5)

Неопределенно- личным называется  односоставное предложение, в котором действие, выраженное сказуемым, относится к неопределенному лицу, так как важен сам процесс. Сказуемое в этих предложениях выражено формами настоящего и будущего времени 3 лица множественного числа или формой прошедшего времени множественного числа( Слайд 5)

УЭ-5 Безличные односоставные предложения.

Задание: Среди данных предложений  найти  односоставное  безличное. Укажите его номер.

1)Я поворачивал голову и смотрел на чёрное окно. 2) В нем отражалась лампа. 3) За этим отражением гудело море. 4) Ночная бабочка билась в стекло. 5) Ей хотелось улететь из лекарственной комнатной духоты. 6) Мама спала в соседней комнате. 7) Я звал её, просил пить и выпустить бабочку.8) Мама выпускала её, и я успокаивался

 Алгоритм работы

 Определить, к чему относятся действия, выраженные сказуемыми.

Может ли быть в безличном предложении подлежащее?

Вспомнить смысловые группы безличных предложений

Работа с таблице(Слайд6)

Безличные предложения могут объединяться в группы в зависимости от того, какие действия и состояния они обозначают. Давайте познакомимся с некоторыми смысловыми группами безличных предложений

 Состояние человека (физическое или нравственное)

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды...

(М.Ю. Лермонтов)

Состояние окружающей среды

В небесах торжественно и чудно!

(М.Ю. Лермонтов)

 Состояние природы

Светло на улице,

И виден сад насквозь.

(А.Т. Твардовский)

. Даем определение безличного предложения.

Безличными предложениями называются такие односоставные предложения, в которых действие ,выраженное сказуемым, не относится ни к какому лицу.В безличном предложении нет и не может быть подлежащего(Слайд 7)

 Задание: переделайте двусоставные предложения в односоставные безличные.

1 вариант

Я не хочу грустить.  (Мне не хочется грустить.)

Приближается вечер.  (Вечереет.)

Вчера был ветер?  (Вчера ветра не было.)

2 вариант

Малыш сегодня нездоров. ( Малышу сегодня нездоровится.)

Безудержный ливень размыл дорогу.  (Безудержным ливнем размыло дорогу.)

У тебя есть электронная книга? (У меня нет  электронной книги.)

 УЭ-6 Назывные ( Номинативные) односоставные предложения.

Алгоритм работы

Найти основу предложения

Определить ,чем выражен главный член предложения.

Определить роль назывных (номинативных) предложений

Задание: выразительное чтение отрывков из стихотворений. Найдите и выпишите односоставные назывные предложения. Какова их роль в тексте?

Синий май. Заревая теплынь.

Не прозвякнет  кольцо у калитки.

                         (С.Есенин)

Чудная картина,

Как ты мне родна:

 Белая равнина,

Полная луна.

           (А .Фет)

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья…

                (А.Фет)

   Осень. Сказочный чертог,

   Весь открытый для обзора…

                (  Б. Пастернак)

Вывод: назывные предложения ярко и точно рисуют картины природы, выражают чувства лирического героя.

Номинативным называется односоставное предложение, грамматическая основа которого состоит только из подлежащего. Номинативные предложения обозначают бытие, существование предмета или явления в настоящем времени.( Слайд 8)

УЭ-7  Итоговый тест

 Выпишите в таблицу  из текста  №  односоставных предложений и определите их вид .

1. Вдруг потемнело. 2. Нас отрезало от мира. 3. Все сосредоточилось в одном окне, в которое я смотрел. 4. Человек с флажком стоял на земле. 5. Потом отошел и, остановившись, взмахнул флажком. 6. Внезапно понимаю происходящее. 7. Шум мотора усиливается в неисчислимое количество раз. 8. Становится страшно. 9. Это движение по земле, когда самолет не летит, а едет, продолжается дольше, чем ты предполагаешь. 10. Момент отрыва ощутим. 11. Буквально чувствуешь, а не видишь полет. 12. Смотрю в окно. 13. Удовольствие, радость, торжество. 14. В окне я увидел движение ландшафта. 15. Нахожу его круговращательным. 16. Какие-то начинающиеся и незавершающиеся повороты огромных пространств. 17. В такие минуты чувствуешь себя маленькой песчинкой, летящей к центру водоворота.

 № Предложения

Вид односоставного предложения

.

.

3.

4.

После заполнения таблицы  осуществляется взаимопроверка. Исправляются ошибки.

 УЭ-8.Работа по  карточкам.

1 уровень

Подчеркнуть основы предложений. Указать тип односоставного предложения.

На улице уже совсем рассвело.

 Белая равнина .Полная луна.

 Люблю грозу в начале мая.

 В дверь постучались.

 Около школы построили новый дом.

2 уровень

. Подчеркнуть основы предложений . Найти в сложном предложении односоставные,

указать их тип. Сделать схему сложного предложения.

Осенью льется с неба вода, и на поля вскоре ни войдешь, ни въедешь.

Уже смеркалось, когда войска пр..шли на место ночлега.

(Не) учи рыбу плавать: она делает это пр..восходно.

 .Г..нерала отвели в мастерскую, а там его ждал резчик по дереву.

.Тонкий серп луны.  Яркие звезды.

3 уровень

Подчеркнуть основы предложений. Расставить знаки препинания. Найти в сложном предложении односоставные, указать их тип. Сделать схему сложного предложения.

К вечеру похолодало и лужи подернутые тонким льдом покрылись бл..стящими снежинками.

Отовсюду веяло  весе…им  запахом  который будоражил душу поднимал настроение.

 Когда нас разбудили уже поднимал..сь солнце.

 Лу.. ой ночью вид..шь широкую улицу с ее избами стогами ивами и на душе становится тепло.

;

Карта модуля « Односоставные предложения»

УЭ

Наименование учебного материала с указанием заданий

Руководство по

усвоению учебного материала

УЭ-1

 Актуализация знаний. Интерактивная доска Слайд№1.

Алгоритм по определению односоставных предложений

 Ученики читают  содержание слайда №1 и

УЭ-2

Работа с текстом Слайд№2

Задание:

Определите стиль и тип данного текста.

Какова основная мысль текста?

Как вы понимаете значение слова « исполинский»

Подберите к нему синонимы. Почему автор использует именно это слово?

Объясните написание пропущенных орфограмм

Найдите в тексте односоставные предложения.

 Прочитать текст на доске. Ответить на  поставленные вопросы .Выписать из текста односоставные предложения

Взаимопроверка

Оценка своей работы.

УЭ-3

Выполнение задания. Определенно-личные предложения.

Алгоритм работы

Определяем, к какому лицу относятся действия, выраженные сказуемыми, в односоставных конструкциях , почему в них необязательно присутствие подлежащего.

 Определяем грамматические значения сказуемых в этих предложениях, обращая внимание на непременное присутствие формы 1 и 2 лица  единственного и множественного числа.

Найдите сказуемые и определите их  формы.

  1. И день, и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя. (А.Грибоедов) 2. Благодарю за наслажденья, / За грусть, за милые мученья, / За шум, за бури, за пиры, / За все, за все твои дары.(А.Пушкин) 3. Но здесь с победою поздравим / Татьяну милую мою. (А.Пушкин)4. Куда бежишь, тропинка милая, куда зовешь, куда ведешь? (М.Исаковский.)5 Чему смеетесь? Над собой смеетесь. (Н.Гоголь)6.Присоветуй им встретить меня с детской любовью и послушанием


№ предложения

Сказуемое




 Обучающиеся выписывают в таблицу № предложения, находят основу  и определяют грамматическое значение сказуемого

Затем делают вывод о строении  определенно-личных предложений и  грамматической форме сказуемого.

Слайд№3,4


Взаимопроверка

Оценка своей работы

УЭ-4

Неопределенно и обобщенно личные  предложения


Задание .Найти в тексте сказуемые ,выражен- ные глаголами 3 лица множественного числа.

1.Однажды богиня Эрида подкинула трем обитательницам Олимпа – Гере, Афине и Афродите – яблоко с надписью: «Прекраснейшей». Каждая богиня, конечно, надеялась, что яблоко предназначено ей.2. Рассудить спор Зевс приказал Парису.

3.По рождению Парис был троянским царевичем, но жил не во дворце, а среди пастухов.4. Дело в том, что его родители Приам и Гекуба еще до рождения сына получили страшное пророчество: из-за мальчика погибнет Троя.5. Младенца отнесли на гору Иду и бросили там.6. Париса нашли и воспитали пастухи7.. Здесь, на Иде, и рассудил Парис трех богинь.8. Победительницей он признал Афродиту, но не бескорыстно: та пообещала юноше любовь самой красивой на свете женщины. (О.Левинская)


Алгоритм  работы

Определяем, к какому лицу относятся действия, выраженные сказуемыми, в односоставных конструкциях , почему в них необязательно присутствие подлежащего.

 Определяем грамматические значения сказуемых в этих предложениях, обращая внимание на непременное присутствие формы множествен ного числа 3 лица.

Выписать из текста

неопределенно-личные предложения .Сделать вывод:, почему эти предложения так называются. ( Слайд №5)


Взаимопроверка

Оценка своей работы

УЭ-5

Безличные односоставные предложения.


1)Я поворачивал голову и смотрел на чёрное окно.

2) В нем отражалась лампа.

3) За этим отражением гудело море

 4) Ночная бабочка билась в стекло.

5) Ей хотелось улететь из лекарственной комнатной духоты.

 6) Мама спала в соседней комнате.

7) Я звал её, просил пить и выпустить бабочку.

 .8) Мама выпускала её, и я успокаивался


 Алгоритм работы

 Определить, к чему относятся действия, выраженные сказуемыми.

Может ли быть в безличном предложении подлежащее?

Вспомнить смысловые группы безличных предложений

Работа с таблице й(Слайд7)

Задание:2. переделайте двусоставные предложения в односоставные безличные.


1 вариант

Я не хочу грустить.

Приближается вечер.

Вчера был ветер?


2 вариант

Малыш сегодня  нездоров..

Безудержный ливень размыл дорогу.

У тебя есть электронная книга?

 Среди данных предложений  найти  односоставное безличное . Укажите его номер

Работа с таблицей(Слай6)

Безличные предложения могут объединяться в группы в зависимости от того, какие действия и состояния они обозначают.  Знакомство с некоторыми смысловыми группами безличных предложений

Делается вывод о безличных предложениях.

Затем самостоятельно приступают  к выполнению задания№2.

Переделывают двусоста- вные предложения  в безличные.

Взаимопроверка

Оценка своей работы

УЭ-6

 Назывные ( Номинативные) предложения

Алгоритм работы


Найти основу предложения

Определить ,чем выражен главный член предложения.

Определить роль назывных (номинативных) предложений


Задание: выразительное чтение отрывков из стихотворений. Найдите и выпишите односоставные назывные предложения. Какова их роль в тексте?

 Шёпот, робкое дыханье,

 Трели соловья,

 Серебро и колыханье

 Сонного ручья…

  (А.Фет)

 Синий май. Заревая теплынь. Не прозвякнет  кольцо у калитки.

  (С.Есенин)


 Чудная картина,

 Как ты мне родна:

Белая равнина,

 Полная луна.

   (А .Фет)


   Осень. Сказочный чертог,

   Весь открытый для обзора…

     (Б. Пастернак)


Вывод: назывные предложения ярко и точно рисуют картину осени, выражают чувства лирического героя.

Ребята выписывают в тетради назывные предложения. Определяют , чем выражено подлежащее

Взаимопроверка

Оценка своей работы

.  Делают вывод о роли  назывных предложений.

( Слайд № 9 )

УЭ-7

Итоговый тест.


1. Вдруг потемнело. 2. Нас отрезало от мира. 3.

Все сосредоточилось в одном окне, в которое я смотрел. 4. Человек с флажком стоял на земле. 5. Потом отошел и, опять остановившись, взмахнул флажком. 6. Внезапно понимаю происходящее. 7. Шум мотора усиливается в неисчислимое количество раз. 8. Становится страшно. 9. Это движение по земле, когда самолет не летит, а едет, продолжается дольше, чем ты предполагаешь. 10. Момент отрыва ощутим. 11. Буквально чувствуешь, а не видишь полет. 12. Смотрю в окно. 13. Удовольствие, радость, торжество. 14. В окне я увидел движение ландшафта. 15. Нахожу его круговращательным. 16. Какие-то начинающиеся и незавершающиеся повороты огромных пространств. 17. В такие минуты чувствуешь себя маленькой песчинкой, летящей к центру водоворота.


 № Предложения

Вид односоставного предложения

.


.


3.


4.





Выпишите из текста  в таблицу  №  односостав- ных предложений и определите их вид.

После заполнения таблицы  осуществляется взаимопроверка. Исправляются ошибки.

Оценка своей работы

УЭ-8

.Работа по  карточкам.


1 уровень

На улице уже совсем рассвело.

 Белая равнина .Полная луна

. Люблю грозу в начале мая.

 В дверь постучались.

Около школы построили новый дом.


2 уровень

Осенью льется с неба вода, и на поля вскоре ни войдешь, ни въедешь.

Уже смеркалось, когда войска пр..шли на место ночлега.

(Не) учи рыбу плавать: она делает это пр..восходно.

 .Г..нерала отвели в мастерскую, а там его ждал резчик по дереву.

.Тонкий серп луны.  Яркие звезды.


3 уровень.

К вечеру похолодало и лужи подернутые тонким льдом покрылись бл..стящими снежинками.

Отовсюду ве..ло весе…им запахом который будоражил душу подн..мал настроение.

.Когда нас разбудили уже  было светло.

В лу..ую ночь вид..шь широкую улицу с ее избами стогами ивами на душе становится тепло.

Карточки раздаются учителем


1 уровень


Подчеркнуть основы предложений. Указать тип односоставного предложения.

2 уровень


. Подчеркнуть основы предложений . Найти в сложном предложении односоставные, указать

их тип. Сделать схему сложного предложения



3 уровень


Подчеркнуть основы предложений. Расставить знаки препинания. Найти в сложном предложении односоставные, указать их тип. Сделать схему сложного предложения.

Сдать карточки на проверку учителю

Сдать работу на проверку учителю.

Листок учета знаний

Фамилия ,имя ученика

УЭ-1

УЭ-2

УЭ-3

УЭ-4

УЭ-5

УЭ-6

УЭ-7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Однородные члены предложения. Модульный урок.

Урок «Знаки препинания при однородных членах предложения »,  построенный на основе модульной технологии обучения, является уроком  усвоения новых знаний и формирования умений и навык...

Двусоставные и односоставные предложения. Модульное обучение

Представить урок в виде модуля- задача не для всех простая. Освоив ее, хочу поделиться со всеми, кто ищет. Инновации в обучении- это интересно....

Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Строение и функции белков" 10 класс.

Данный модульный урок разработан к учубному материалу изучаемому по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Обшая биология" 10-11 класс....

Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Митоз" 10 класс.

Данный модульный урок разработан к учебнику "Общая биология" 10-11 класс А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пассечник....

Статья "Использование модульной и модульно-блочной технологий на уроках русского языка в старшем звене"

Основная задача учителя сегодня – это воспитать компетентного ученика, способного «самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оце...