Буквы Ч и Щ в суффиксах -ЧИК-ЩИК
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Разработка урока "Буквы Ч и Щ в суффиксах -ЧИК-ЩИК"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvy_ch_i_shch_v_suffiksah_-chik-shchik.rar1.66 МБ

Предварительный просмотр:

Буквы ч и щ в суффиксах  существительных.

Цели урока: 1.Закрепить способ действия при выборе написания суффиксов –чик; -щик у существительных, уметь применять этот способ для правильного написания суффиксов

 –чик и –щик, повторить орфограммы, пунктуацию, текст.

2.Обратить внимание учащихся на функцию суффикса –ЧИК –уменьшительное значение.

Обогатить словарный запас учащихся.

3. На основе упражнений данной темы подвести учащихся к выводу о многообразии профессии, о необходимости знаний для овладения одной из них.

Оборудование: компьютерная презентация, карточки с индивидуальными заданиями, плакат с рисунком «Моя будущая профессия, плакат с пословицами, таблицы со схемами предложений, выставка книг по данной тематике.

Учитель: Ребята , мы с вами сегодня продолжим  знакомство с удивительным , огромным миром суффиксов. Этим морфемам  в русском языке доверена трудная , но интересная работа, так как они образовывают новые слова, обогащают наш язык. Каждый суффикс имеет своё определённое  значение, учит нас видеть характер слова.

Но изучение суффиксов можно сделать более разнообразным, если мы в течение урока будем  помогать друг другу, вместе преодолевать трудности.

Сначала за помощью к вам хочу обратиться я. Я не знаю, какую букву написать в существительном бакенщик: Ч  или Щ?

Дети:

Мы напишем в суффиксе существительного букву  Щ. (Слайд №5)

Учитель:

Вспомним наши запоминалки. (Слайд №6)

Дети:

В этих предложениях спрятались волшебные  буквы Д-Т, З-С и Ж.

Учитель:

А что это за звезда?(Слайд № 7)

Дети:

А это  путеводная  звезда с лучиками, на  которых изображены волшебные буквы Д-Т, З-С  и Ж. Эти волшебные буквы притягивают суффикс ЧИК.

Учитель:

Ребята, я надеюсь, что эти предложения и эта звезда будут сопровождать вас в течение учёбы и  помогут вам.

Лексическая работа.

Учитель:

Дайте лексическое толкование слова «бакенщик». Давайте обратимся к толковому словарю. Прежде всего найдём толкование слова «бакен», а потом узнаем , что обозначает слово «бакенщик».(Слайды №8,9)

Составить  со словом «бакенщик» предложение.

3 Синтаксическая пятиминутка.

Работа двух учеников у доски. Вставить  пропущенные буквы, расставить знаки препинания, найти  грамматическую основу, дать характеристику предложений, нарисовать схему предложений.

1 ученик.

Когда машина остановилась, Биденко п…брёл к регулиров ..ику.

2 ученик.

Смеркалось, и развед…ики стали проб…раться в лес.

Учитель:

Внимание на экран. От данных слов образуйте существительные с суффиксами  ЧИК-ЩИК. Обозначьте условие выбора суффиксов.

Образец: наводить- наводчик.(Слайды№10,11)

Учитель:

Какая морфема участвовала в образовании новых слов?

Дети:

В образовании новых участвовали суффиксы ЧИК-ЩИК.

Учитель:

Вот какие слова мы образовали: и с буквой Ч и с буквой Щ.Буквы разные, а что общего в этих словах, в этих суффиксах?

Дети:

Эти суффиксы обозначают людей какой- либо профессии, специальности.

Учитель:

Не случайно, эпиграфом к нашему уроку я  взяла слова В.Маяковского: « Все работы хороши, выбирай на вкус». Итак, в течении урока мы будем работать с суффиксами ЧИК-ЩИК, которые обозначают людей какой-либо профессии, специальности.

4 Толкование лексического значения слов.

Учитель:

По толкованию лексического значения слов узнайте их  и запишите. Обозначьте в них  условие выбора букв Ч и Щ (Слайды №12-18)

1 Солдат, служащий в ракетных войсках (ракетчик)

2 Специалист по каменной кладке (каменщик)

3 Специалист по литейному делу( литейщик)

4 Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь (смазчик)

5Работник, который занимается приёмом чего-нибудь (приёмщик).

6 Водитель самолёта (лётчик)

Учитель:

А вы помните стихотворение В Маяковского « Кем Быть?». В этом  стихотворении говориться о разных профессиях:  о плотника, о моряках, говориться  профессии лётчика. Давайте послушаем.

У меня растут года,

Будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

чем заниматься?

Нужные работники—

Столяры и плотники.

Быть шофёром хорошо,

а летчиком- лучше.

Я бы  в лётчики пошёл –

Пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин

Завожу пропейлер.

«В небеса, мотор, вези,

Чтобы птицы пели…

Бояться не надо

Ни дождя, ни града.

Облетая тучку,

тучку-летучку.

Белой чайкой паря,

Полетел за моря.

Без разговору облетаю гору.

Б)Работа ученика у доски.

 Вставить пропущенные буквы, составить предложения.

Разнос…ик, буриль..ик, полиров…ик, водопровод…ик, навод…ик, пиль…ик, красили…ик.

Учитель:

О нелёгком труде пильщик и красильщика написал стихотворение Н.А. Некрасов.

Домой поспешая

С тяжёлых работ,

С утра мне встречался

Рабочий народ.

Смотрит – красильщик!

Узнаешь сейчас:

Нос выпачкан охрой

Вот пильщик: сайку

Угрюмо жуют

И, словно солдаты,

Все в ногу идут.

Физминутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладони три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

5.Творческая работа

А) Сочинение – миниатюра. Группа учеников пишут сочинение по картине (Начало сочинения. Идет строительство…)

Б) Собери слова. (Индивидуальная  работа)

1 ученик        проход    чик

                       бетон  щик

                       перебеж   чик  

 2 ученик       обход    чик

                       заправ         щик

                       груз          чик

3 ученик        табун   щик

                       автопогруз   чик

                       смаз       чик

В) Конструирование предложений.(Слайды №

Учитель:

Внимание на экран. Закончите предложения, обозначьте орфограмму в суффиксах –ЧИК- -ЩИК-.  (работа по вариантам).  C одним из этих слов составьте предложения 1 вариант ССП, 2 вариант СПП.

Образец: переводчик – это человек, который переводит с иностранного языка.

1 вариант.                                          2 вариант.

Гон*ик                                                Свар*ик

Вертолёт*ик                                       пулемет*ик

Проверка.

  1. Гонщик – это участник спортивных гонок.
  2. Вертолётчик – это лётчик, управляющий вертолётом.
  3. Сварщик – человек, занимающийся сваркой.
  4. Пулемётчик – солдат, обслуживающий пулемёт.

6. Выборочный диктант.(Слайд №24)

 Учитель:

   Я читаю предложения, а вы пишите существительные с суффиксами –ЧИК  -ЩИК в два столбика.

1 –ЧИК-                      2-ЩИК-

1 Фонарщик зажигает на улице фонарь.

2Мимо Каштанки взад и вперёд проходили незнакомые заказчики.

3 Шли рабочие, носильщики, кочегары, приказчики.

4 Извозчики безучастно сидели на козлах своих экипажей.

5 Бродячий шарманщик играл грустную песню.

Учитель:

 Дайте лексическое толкование слову «шарманщик»

(Шарманка- переносной механический орган в виде надеваемого ящика с лямкой, на котором бродячие музыканты  исполняли песенки. Шарманщик- бродячий музыкант с шарманкой.)

 

7.Комплексный анализ текста.

Часто говорят Я прочитал книгу от доски до доски. От этого выражения веет глубокой древностью.

   В старину над книгой работали перепис..ики  художники и переплёт…ики. В основу переплёта в древности клали доску. Её обтягивали кожей тканью иногда парчой или бархатом. Особенно ценные  книги украшали жемчугом серебром золотом. Тот ,кому интересна книга, прочитает её от доски до доски, то есть до конца.

Задание. Вставить пропущенные буквы, расставить знаки  препинания. Какова основная мысль текста? Подберите синонимы к слову в старину. Найдите фразеологизм.

8 Работа с суффиксом –ЧИК-. Уменьшительное значение этого суффикса.

Учитель:

Внимание на экран. (Слайд №26)

Даны пары слов. Сравните эти слова: один  и тот же суффикс или разные суффиксы имеются  в этих парах?

Сарайчик                                                   Проходчик

Магазинчик                                               лётчик

Эти суффиксы имеют значение                       Эти суффиксы обозначают людей какой-либо

Уменьшительности.                                           Профессии.

Вывод.

Существительные с суффиксом ЧИК 1-го столбика доказывают, что суффикс ЧИК имеет ещё одно значение – уменьшительное.

 Учитель:

  А сейчас я расскажу вам небольшую сказку о суффиксе (чик)

Давным – давно жил – был суффикс ЧИК. Он был такой добрый, ласковый, что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых, как и сам суффикс ЧИК.

  У суффикса ЧИК была ещё одна способность: Он  умел уменьшать слова. Вместо могучего колокола получался чудно звенящий колокольчик. Даже большой зрелый огурец превращался в изящный огурчик.

9. Четвёртое лишнее. (Слайд №27)

Проходчик, ключик, водопроводчик, фонтанчик.

Дети: Ключик (Ключик – ключ)

Учитель:

 А теперь послушайте загадку и отгадайте.

Из меня берут порою

Реки свой исток.

А в руках твоих открою

Я любой замок. (ключ)

Дети: Ключ.

Учитель:

А какое языковое явление с точки зрения лексики спрятано  в этом слове

Дети: Омонимия.

Учитель: А что такое омонимия?

Учитель:
Вспомните стихотворения про ключ.

Дети:

1.Шёл я с сумкой за плечом

Вижу бьёт в овраге ключ

Наклонившись над ключом,

Уронил я в воду ключ.

Шарю я в ключе по дну,

Над водою спину гну.

Если ключ я не найду,

Как домой я попаду.

2.Потеряла Алёнушка ключ.

На опушке искала – не видно.

Вдруг журчащий услышала ключ.

Да не тот её был нужен как видно.

3.Много разных есть ключей:

Ключ - родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитной,

И обычный ключ – дверной.

4. Скажи «родник»-

И вот возник,

Бежит в зелёной чаще

Весёлый ключ журчащий

Мы и родник зовём ключом

(Ключ от дверей тут ни причем)

10. Тесты

А. В каком слове пишется «О»                А. В каком слове пишется «О»

1 ж...лтый                                                    1 реш…тка

2 ч...рный                                                    2 ш…в

3 ш…рох                                                     3 ш…пот

4 ж…лудь                                                   4 расч…ска

Б. В каком слове пишется «Е»              Б. В каком слове пишется «Е»

 1 заб…рать                                             1 ст…рать                                                                                                                          

 2 зап…реть                                             2 обт…рать

 3 заст…лать                                            3 ум…реть    

 4 отл…чать                                             4 ум…рать

В. В каком слове пишется «Щ»                          В. В каком слове пишется»Ш»                                                                                

1 перевод…ик                                                          1 уклад…ик                                                                                                  

2 носиль…ик                                                            2 раздат…ик                                                                                    

3 вертолет…ик                                                         3 фонар…ик                                                                                      

4 развед…ик                                                             4 ракет…ик  

11. Работа с пословицами. (Слайд № )

  Зеркало человека – его труд.

  Знание и ремесло человека

Учитель:

Какой поучительный смысл в этих пословицах? Какие пословицы вы знаете о труде, об учении.

Ответы детей.

Учитель:

Для получения профессии нужны знания. Чтобы овладеть ими нужно много читать, самообразовывать  себя. Этому вас научат книги.

  Я думаю, что через несколько лет вы обязательно найдёте такие части слова в будущей профессии. И не важно, как будет пахнуть ваша будущая профессия, важно то, чтобы вы любили то дело, которое вы выбрали.

У каждого дела запах особый:

В булочной пахнет тестом и сдобой.

Мимо столярной идёшь мастерской –

Стружкою пахнет и свежей доской.

Пахнет маляр скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик оконной замазкой

Куртка шофёра пахнет бензином

Блуза рабочего – маслом машинным.

Пахнет кондитер орехом мускатным

Доктор в халате – лекарством приятным.

Рыхлой землёй, полем и плугом

Пахнет крестьянин, идущий за плугом.

Рыбой и морем пахнет рыбак.

Только безделье не пахнет никак

Сколько не душится лодырь богатый, -

Очень не важно он пахнет, ребята!

 Итоги урока.

Учитель:

Ребята, конечно, вы поняли, что эпиграф нашего урока полностью раскрыл его содержание.

  Перебрав профессии.

  Намотай себе на ус.

  Все работы хороши, выбирай на вкус.

Учитель:

Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали? Что нового мы сегодня узнали на этом уроке?

Оценивание.

                                                                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Буква "ч" и "щ" в суффиксах -чик (-щик)

Разработка урока русского языка по теме: " Буквы "ч" и "щ" в суффиксах -чик (-щик)"...

Буквы ч и щ в суффиксах -чик и -щик

сост    Урок по русскому языку в 6 классе сотавлен по учебнику Ладыженской. Урок сопровождается презентацией....

Урок русского языка в 6 классе "Буквы Ч и Щ в суффиксах -ЧИК и -ЩИК"

Урок русского языка разработан для учащихся 6 класса разноуровневой подготовки и позволяет обучающимся работать самостоятельно и в группах, а учителю  - дифференцированно оценить результаты работ...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Буквы ч и щ в суффиксе - чик (-щик)".

Урок усвоения нового знания с элементами деятельностного метода. Новые знания не давались в готовом виде. Учащиеся "открывали" их сами в поцессе самостоятельной исследовательской деятельности....

Самоанализ урока "Буквы Ч и Щ в суффиксе -ЧИК- -ЩИК-

Тип урока:.  урок усвоения нового знания с элементами деятельностного метода. Образовательная цель достигается через  познавательное затруднение, мотивирующее изучение новой темы, ...

Урок русского языка в 6 классе "Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик).

На данном уроке применена технология развития критического мышления....