Самоанализ урока учителем.
учебно-методический материал по русскому языку по теме
Рекомендации для самостоятельного анализа урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mioo_samoanaliz_uroka.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока
Критерий в подходах к анализу урока – результативность урока.
Этапы анализа урока:
· Этап установления результативности (отсутствия результативности) урока.
· Этап установления причин результативности (отсутствия результативности) урока – ответ на вопрос: «Почему ученики и учитель достигли (не достигли) результативности урока?»
· Этап формулирования оценок и выводов по уроку, рекомендаций учителю.
Этап установления результативности (отсутствия результативности) урока.
Показателем результативности является деятельность учащихся:
ответы на вопросы, выполнение заданий на уроке: точно, полно, глубоко, грамотно;
уровень познавательного интереса учащихся: внимание, активность, диалогичность;
Этап установления причин результативности (отсутствия результативности) урока: ответ на вопрос: «Почему ученики и учитель достигли (не достигли) результативности урока?»
Чтобы ответить на вопрос, необходимо актуализировать знание обязательных составляющих взаимообусловленной (ученик-учитель) результативной образовательной деятельности.
Компоненты образовательной деятельности:
I. Содержание образовательного процесса – образовательная среда урока: характер, глубина, объем знаний и представлений учащихся, комплекс (набор) умений учебной деятельности: надпредметные и предметные умения.
1. Образовательный потенциал дидактического материала, на основе которого строится учебно-воспитательный процесс на уроке.
2. Содержание учебной деятельности.
II. Построение образовательного процесса как условие реализации образовательного потенциала урока: процесс формирования и развития системы знаний и представлений учащихся, системы умений учебной деятельности (надпредметных, предметных) и на этой основе компетентности школьников – способности применять приобретенные знания, представления и опыт деятельности в самостоятельной жизни.
Формулирование темы урока как процесс определения и отбора содержания урока в соответствии с программными требованиями.
Целеполагание как процесс прогнозирования результата образовательной деятельности на уроке по данной теме в соответствии с программными требованиями.
Отбор дидактического материала к уроку в соответствии с темой и целеполаганием.
Организация учебной деятельности школьников: перевод объема дидактического материала и набора планируемых видов деятельности в процесс.
Организация обратной связи на уроке.
Психолого-педагогические условия учебного процесса.
Анализ урока – соотнесение (сравнение) двух составляющих: что должно быть и что представлено на уроке.
Анализ содержания образовательного процесса.
1. Анализ образовательного потенциала дидактического материала – фиксируем наличие и определяем качество (соотносим с содержанием программы по предмету)
· текстов: статьи учебника, слово учителя, комментарий к изучаемым явлениям и фактам учителя и учеников, дополнительно привлеченные текстовые источники, содержание подготовленных докладов и выступлений учащихся);
· задач, вопросов;
· словарей, справочников, карт,
· графиков, диаграмм, таблиц;
· иллюстраций;
· видео - и аудио - материалов;
· Интернет - материалов и др.
2. Анализ содержания учебной деятельности – фиксируем и оцениваем эффективность и разнообразие видов учебной деятельности (соотносим с требованиями к уровню подготовки школьников):
· работа с текстом, решение задач и упражнений, доклад, сообщение, проведение учебного исследования (мини-исследования, элементов исследования), подготовка учебного проекта (мини-проекта, использование элементов проектной деятельности), учебный диалог, дискуссия и др.;
· поисково-исследовательскую направленность вопросов и заданий;
· элементов ИКТ в учебной деятельности.
Анализ особенностей построения образовательного процесса.
1. Соотносим тему урока с содержанием урока (с содержанием программного материала по предмету).
2. Соотносим сформулированные цели урока с результатами образовательной деятельности.
3. Устанавливаем соответствие содержания дидактического материала к уроку с темой и целеполаганием (с содержанием программного материала по предмету и требованиями к уровню подготовки школьников).
4. Анализируем процесс организации учебной деятельности школьников:
· адекватность содержанию урока форм организации учебной деятельности на каждом из этапов УД: коллективная, групповая, парная, индивидуальная; лекция, семинар, практикум, эвристическая беседа, учебный диалог, познавательная игра, дискуссия;
· целесообразность видов учебной деятельности на каждом из ее этапов: работа с текстом, решение задач и упражнений…;
· оптимальность средств инструментальной поддержки учебного процесса: доска, учебник, словари, карты, иллюстрации; графики, диаграммы, таблицы; видео- и аудио-аппаратура, компьютер, мультимедийный проектор и др.
Одним из основных механизмов организации учебной деятельности школьников на уроке являются вопросы и задания, поэтому вопросы и задания, которые формулирует учитель, – предмет особого внимания при анализе урока. Вопросы формулируются в лексике деятельности как побуждение к деятельности: прочитайте, решите, найдите, объясните, прокомментируйте, проанализируйте, выскажите свою точку зрения,
проведите исследование, сделайте опыт, выскажите суждение….
5. Организация обратной связи на уроке:
мониторинг - систематическое наблюдение за процессом с целью установления соответствия - несоответствия результатов этого процесса и уровня соответствия - несоответствия образовательным целям;
контроль.
6. Психолого-педагогические условия результативной учебной деятельности:
учет психолого-возрастных, индивидуальных особенностей школьников;
создание психологически комфортной и педагогически эффективной атмосферы урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ урока учителем: критерии оценки эффективности урока
Самоанализ урока учителем...
САМОАНАЛИЗ УРОКА УЧИТЕЛЕМ
САМОАНАЛИЗ УРОКА УЧИТЕЛЕМ...
Примерная памятка для самоанализа урока учителем.
( по Поташнику М.М. )Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся? Какие особенности учащихся при планировании данного урока?Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он с...
Вариант самоанализа урока учителя предметника, на примере самоанализа урока по географии в 6 классе по теме: Озера. Ледники. Искусственные водоемы.
Данный пример самоанализа поможет учителям предметникам в составлении своего самоанализа по какому-либо предмету. Опираясь на данный легче составить свою модель анализа урока....
ПРИМЕРНАЯ ПАМЯТКА ДЛЯ САМОАНАЛИЗА УРОКА УЧИТЕЛЕМ
Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся 1. Урок усвоения новых знаний Мотивация учебной деятельности школьников Сообщение темы, цели и задач урока Восприятие нового уче...
Самоанализ урока Учитель английского языка: Петрюк Тамара Ильнична 4 класс, 1 четверть. Раздел 2. Тема “The Animals I Like”.
Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева, Э.Ш. Перегудовой, О.В. Дувановой, О.В. Стрельниковой; научный руководитель коллектива авторов профессор Е.И. Пассов. ...
Технологический пакет для учителя: Что такое современный урок? Самоанализ урока
Технологический пакет для учителя: Что такое современный урок? Самоанализ урока...