Технологический пакет для учителя: Что такое современный урок? Самоанализ урока
материал
Технологический пакет для учителя: Что такое современный урок? Самоанализ урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskiy_paket_samoanaliz_uroka.docx | 73.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологический пакет для учителя:
Что такое современный урок?
Самоанализ урока
Принцип: Самоанализом можно спасти урок, но можно и завалить его!
Что такое современный урок? В чем его особенности?
1. Отбор и структурирование содержания урока, основанном на целостном видении учебного материала, на грамотном выделении сквозной содержательной линии, фундаментальных образовательных объектов. (Важен не отдельно взятый урок, а система уроков, т.к. каждый урок имеет свое место в системе и выполняет особую роль).
2. Определение типа урока: типология уроков - последовательность этапов работы, обусловленная логикой разворачивания предметного содержания в рамках одного целостного блока содержания (темы, раздела). Тип урока определяется тем, какой способ, какое учебное действие (умение или навык) в общей структуре учебной деятельности должны быть сформированы на данном конкретном уроке. Именно отсюда и вытекают цели и задачи урока.
3. Целеполагание: цель урока - образ конечного результата, указывает на конкретное умение, навык или способ действия, которое должно быть освоено детьми на уроке, цель формулируется в деятельной форме с помощью глаголов: выявить, определить, освоить, сформулировать, моделировать, структурировать, систематизировать, схематизировать и т.д. Цель формулируется в одном предложении и конкретизируется в задачах:
а) задачи, направленные на достижение предметных результатов, ориентированы на усвоение содержания учебного материала.
б) задачи, направленные на достижение метапредметных результатов, связаны с развитием психических процессов: памяти, речи, мышления, воображения, умения абстрагироваться, обобщать, конкретизировать, планировать, структурировать и др.
в) задачи, направленные на достижение личностных результатов, касающихся отношения ребенка к себе и к окружающему миру, его ценностных ориентаций.
Цель должна быть диагностируемой, например, не просто анализировать произведение, а научиться делать акцентный анализ произведения (идейно-смысловой, композиционный литературоведческий и т.д.).
4. Постановка и принятие учебной задачи: на В-М этапе урока учитель работает только с предметной задачей с тем, чтобы предметная задача, идущая от учителя, была превращена в учебную задачу (УЗ), т.е. осознана, принята, переформулирована детьми уже для себя (что им предстоит сделать на данном уроке?). Со стороны учителя это есть процесс постановки УЗ, а со стороны обучающихся – процесс принятия УЗ. Уровень мотивации к учебной деятельности у обучающихся на уроке зависит от того, насколько осмысленно и четко прошел этот этап урока.
5. Проблематизация содержания урока: полноценная учебная деятельность, как особого рода активность ребенка по преобразованию учебного материала возможна там, где есть проблема, и есть потребность решить ее. Содержание урока должна разворачиваться в логике решения проблемы (частичный поиск и открытие средств и способов);
- постановка (или обнаружение) проблемы;
- поиск способов решения проблемы;
- решение проблемы;
- рефлексия способа решения проблемы.
6.Учебная деятельность - не всякое проявление активности и самостоятельности ребенка, она должна быть направлена на преобразование учебного материала, т.к. только преобразуя учебный материал, ученик преобразует самого себя, т.е. развивается. (При этом чем чаще он достигает потолка своих возможностей, тем выше поднимается этот потолок!) Покажите себя, свое мастерство, а детей узнают через контрольные работы
7. Эффективность обратной связи и уровень требований: контроль за уровнем усвоения на уроке должно проводиться оперативно не только через учителя, но и через операции самоконтроля, взаимоконтроля, опосредованного, алгоритмизированного, тестового, компьютерного и других видов контроля, с использованием помощников, экспертов из числа учащихся.
8. Рефлексия по итогам урока должна быть организована на основе сопоставления поставленной цели и фактически полученным результатом, для этого нужны средства, измерители (задания), позволяющие определить свое место и роль в учебном процессе.
9. Минимизация дом задания, и оптимизация (автоматизация) способов его проверки, чтобы задание было:
- на выбор,
- имел творческую направленность,
- носил опережающий характер.
Таким образом, современный урок это -
- дискуссионная и консультационная площадка, где обсуждается и осмысливается информация, формируются новые понятия;
- мастерская и лаборатория, где складывается опыт интеллектуальной и творческой деятельности, осваиваются универсальные способы действия, осуществляются социальные пробы;
- общественной ареной, где происходит самоопределение подростка, становление его личности, системы его ценностей через процесс смыслообразования.
Приложение № 1: 3 группы результатов по ФГОС:
Группы требований | Показатели |
предметные | Репродуктивные - на уровне воспроизведения: усвоил только алгоритм действия и повторяет по образцу |
рефлексивные - на уровне осмысления: видит причины, генезис явления, понимает суть проблемы | |
функциональные - на уровне практического применения, в том числе творческого | |
метапредметные | познавательные – умение работать с информацией, способность выполнять логические операции сравнения, анализа, обобщения, конкретизации, систематизации, классификации, умение подводить явление под понятие, моделировать, проектировать. , устанавливать причинно-следственные связи делать выводы и умозаключения, искать и предъявлять основание своих действий, культура активного использования словарей и других поисковых систем. |
коммуникативные – навыки продуктивного общения и взаимодействия, навыки сотрудничества, умение работать в команде, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью, компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий. | |
регулятивные – умение управлять своей учебной: навыки планирования, организации, контроля и коррекции, инициативность и самостоятельность. определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной | |
личностные | самоопределение – самоидентификация (кто я? откуда я?), самооценка (какой я?), самоуважение (каким я хочу быть?) |
смыслообразование – учебный мотив (видит смысл своего учебного труда), социальный мотив (видит смысл своей жизни) | |
духовно-нравственные ценности – способность ориентироваться в системе нравственных ценностей, , способность к решению моральных проблем, способность оценить свои и чужие поступки с точки зрения общепринятой морали и нравственности |
Предметные
Логика решения проблемы | Уровни предъявления предметных результатов | ||
Репродуктивный | Рефлексивный | Функциональный | |
1.Проблема | Содержание текста, историко-культурные сведения об эпохе | Выявление и осознание фундаментальной проблемы | Формулировка проблемы как проблемы социальной справедливости |
2.Поиск способов решения проблемы | Воспроизводство ключевых эпизодов, актуализация необходимых литературоведческих знаний | Осмысление средств и способов решения проблемы, выстраивание возможных стратегий решения проблемы, выдвижение и гипотез, сбор необходимого материала | Оформление способа представления полученного материала на индивидуальном уровне |
3.Решение проблемы | Конкретизация, детализация содержания текста | Сопоставление позиции 3-х авторов на проблему, выявление специфики каждого. Умение удерживать цели в процессе решения проблемы, умение улавливать важное в потоке обсуждения и продуктивно его использовать для решения проблемы. | Оформление конечного продукта как результата коллективной деятельности в знаково-графической или в словесной форме: моделирование, схематизация, идеализация |
4. Рефлексия способа решения проблемы | Способность воспроизводить новые, наращенные знания, сравнение и сопоставление актуальных и вновь приобретенных знаний | Углубление собственного понимания проблемы, оценка своего уровня понимания в сравнении с другими | Закрепление найденного способа в сознании, работа непроизвольной памяти |
Метапредметные
Содержание | Компоненты метапредметных результатов | ||
Информационная грамотность | Учебная грамотность | Коммуникативная грамотность | |
1.Постановка проблемы | Поиск нужной информации, использование новых каналов их добывания | Адекватное понимание сути проблемы | Умение строить продуктивную коммуникацию в процессе постановки проблемы |
2. Поиск способов решения проблемы | Отбор необходимых для анализа проблемы компонентов знаний | Умение планировать свою и чужую деятельность по решению проблемы | Умение углублять свое понимание за счет понимания других |
3. Решение проблемы | Умение оперировать добытой информацией как аргументацией в процессе решения проблемы | Умение оперировать имеющимися предметными знаниями в процессе решения проблемы: сюжет, композиция, содержательные линии и т. д. | Умение выдвигать свою гипотезу, находить необходимые аргументы в ее защиту |
4. Рефлексия способа решения проблемы | Понимание устройства нового знания, полученного при решении проблемы | Овладение новым способом решения проблемы, обогащение жизненного опыта | Умение оценивать продуктивность своей и чужой коммуникации в процессе решения проблемы |
Приложение № 2: Типы уроков:
Типы уроков: | 1 этап | 2 этап | 3 этап | примечание |
Традиционный урок | ||||
традиционный | Проверка домашнего задания, актуализация знаний, умений | Изучение нового материала | Закрепление, контроль и оценка | |
ФГОС: развивающий урок (система Эльконина-Давыдова) | ||||
Урок постановки учебной задачи | Создание ситуации успеха. | Фиксация места разрыва в знаково-символической форме. Формулирование учебной задачи учащимися и учителем | Рефлексия | |
Урок решения учебной задачи общим способом | Анализ условий решения задачи. | Собственно решение задачи, конструирование нового способа действия | Рефлексия. | |
Урок моделирования и преобразование модели | Преобразование условия задачи. | Собственно моделирование. | Рефлексия | |
Урок решения частных задач (урок конкретизации общего способа) | Создание проблемной ситуации | Формирование навыка, отработка способа | Рефлексия | |
Урок контроля и оценки | Создание учебной ситуации | Контроль и оценка использования способа действия | Рефлексия. |
Приложение №3 : Структура урока в рамках проблемно-деятельностного подхода. Тип урока: усвоение новых понятий и способов действия
Этапы урока | Логика решения проблемы | Основные действия | |
учитель | обучающийся | ||
I. Вводно-мотивационный | 1 Выявление проблемы | 1. Актуализирует опорные знания 2. Проблематизирует содержание учебного материала 3. Осуществляет постановку проблемы | 1. Осмысливают проблему, 2.Преобразуют проблему в учебную задачу 3 Формулируют учебную задачу |
II.Операционно-содержательный | 2 Поиск способов решения проблемы 3 Решение проблемы | 1.Через систему взаимосвязанных заданий организовывает процесс решения учебной задачи; 2.Подводит итоги работы, анализ полученных результатов; 3.Создает условия для первичного закрепления учебного материала | 1. Выполняют задания, решают учебную задачу 2. Делают выводы и заключения (фиксируют решение учебной задачи) 3. Первично закрепляют усвоенный материал |
III. Рефлексивно-оценочный | 4. Рефлексия способов решения проблемы | 1. Организует оперативный контроль 2. Создает условия для рефлексии результатов своей деятельности 3. Организует взаимо – и самооценку обучающихся | 1.Выполняют задания оперативного контроля 2. Осуществляет самопроверку 3. Осуществляют рефлексию 4. Осуществляют взаимо-самооценивание |
Приложение № 4: Требования к современному уроку с позиций системно-деятельностного
подхода, лежащего в основе ФГОС НОО , ООО.
Системно-деятельностного подход определяет требования к современному уроку:
1. Целеполагание. Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные,
достижимые, понятные, диагностируемые цели. Дети должны знать, какие
конкретно знания и умения следует освоить в процессе урока. Также они
должны быть ознакомлены с планом достижения пост авленных задач.
2.. Мотивация. Учитель должен вызвать интерес (как самый действенный
мотив) как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного
результата.
3. Практическая значимость знаний и умений. Учитель должен продемонстрировать возможность применения получаемых знаний и умений в практической деятельности школьников.
4. Отбор содержания, обязательного для усвоения каждым обучающимся.На уроке должны быть качественно отработаны знания, определенные образовательным стандартом. Только эти знания могут быть подвергнуты контролю, вся остальная информация может носить вспомогательный характер и не создавать перегрузок.
5. Интегративность знаний, отработка общеучебных умений и навыков.
6. Построение каждого этапа урока по схеме: "задача –деятельность обучающихся по выполнению задачи –итог деятельности –контроль уровня выполнения".
Использование разнообразных приемов организации учебной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
7. Подведение итогов каждого этапа урока, наличие обратной связи на каждом его этапе
. Выполнение любой учебной задачи должно контролироваться учителем с целью обеспечения усвоения запланированного объема материала каждым обучающимся и преодоления возникших трудностей.
8. Наличие блока самостоятельного получения знаний учащимися в процессе работы с различными источниками информации.
9. Организация групповой работы, позволяющей каждому ученику говорить и
осваивать нормы работы в коллективе.
10 . Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средств
рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности.
11. Качественная положительная оценка деятельности обучающихся,
способствующая формированию положительной учебной мотивации.
12. Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности.
13. Минимализация и вариативность домашнего задания.
Задание на дом должно охватывать только содержание знаний, определенных образовательным стандартом. Подразумевается возможность выбора заданий для отработки тех или иных умений.
14. Создание психологически комфортной атмосферы на уроке
Приложение № 5
Критерии оценки конкурсного урока Всероссийского этапа
конкурса «УЧИТЕЛЬ года РОСИИ - 2017»
РО№ | Критерии | Показатели | Баллы |
1. | Информационная и языковая грамотность | корректность учебного содержания и использования научного языка (термины, символы, условные обозначения) глубина и широта знаний по теме | От 0 до 10 |
доступность изложения, адекватность объёма информации (возрастным особенностям обучающихся и требованиям образовательной программы) | |||
навыки в ИКТ, культура поведения в виртуальной среде и визуализация информации | |||
языковая культура учителя и обучающихся (наличие заданий на составление связного текста и развитие культуры речи) | |||
использование разных источников информации, структурирование информации в разных форматах (текстовом, графическом, электронном и др.) | |||
2. | Результатив- ность | достижение предметных результатов | От 0 до 10 |
достижение метапредметных результатов | |||
достижение личных результатов | |||
вовлечение обучающихся в поисково-исследовательскую деятельность (выдвижение гипотез, сбор данных, поиск источников информации) | |||
соотнесение действий с планируемыми результатами | |||
3. | Методическое мастерство и творчество | разнообразие методов и приемов, смена видов деятельности | От 0 до 10 |
новизна и оригинальность подходов, нестандартность действий и индивидуальность учителя | |||
использование сравнительных подходов, формирование умения аргументировать свою позицию, использование дискуссионных подходов и проектирования | |||
разнообразие форм работы с информацией и использование разных источников | |||
соответствие методов и приемов целеполаганию (реализации цели, решению задач, достижению результатов) | |||
4. | Мотивирование к обучению | использование различных способов мотивации и умение удивить | От 0 до 10 |
системность и последовательность проведения мотивации в структуре занятия | |||
доброжелательная атмосфера, безопасная и комфортная образовательная среда | |||
использование проблемных ситуаций, опора на интересы и потребности обучающихся (умение сформулировать или вывести на формулировку проблемы, опора на жизненный опыт учеников) | |||
поддержка образовательной успешности для всех обучающихся, в том числе особыми потребностями и ограниченными возможностями | |||
5. | Рефлексивность и оценивание | объективность и открытость оценивания, связь с целеполаганием | От 0 до 10 |
разные способы оценивания и рефлексия, умение их обосновать при самоанализе | |||
обратная связь, наличие возможностей для высказывания собственной точки зрения | |||
понятность процедуры и критериев оценивания | |||
адекватность оценки и рефлексии проведенного урока, точность ответов на вопросы | |||
6. | Организационная культура | постановка и понимание целей, задач и ожидаемых результатов | От 0 до 10 |
наличие инструкций и пояснений для выполнения заданий | |||
установление правил и процедур совместной работы на уроке | |||
обращение внимание на индивидуальные запросы и интересы обучающихся, создание возможностей для инклюзивного образования | |||
осознание своей деятельности, понимание достижений и проблем, умение оценить проведенный урок и провести критический анализ | |||
7. | Эффективная коммуникация | организация взаимодействия и сотрудничество обучающихся между собой, с учителем и с различными источниками информации | От 0 до 10 |
поддержка толерантного отношения к различным позициям, возможности для высказывания учащимися своей точки зрения | |||
наличие эффективной обратной связи на занятии,способность учителя задавать модель коммуникации | |||
использование вопросов на понимание, развитие умений учащихся формулировать вопросы | |||
развитие навыков конструктивного диалога, в том числе и при самоанализе | |||
8. | Наличие ценностных ориентиров | воспитательный эффект урока и педагогической деятельности учителя | От 0 до 10 |
поддержка безопасного поведения и формирования культуры здорового образа жизни | |||
обращение внимания учащихся на ценностные ориентиры и ценностные аспекты учебного знания | |||
поддержка толерантного отношения к различным мнениям н культурным особенностям | |||
создание ситуаций для обсуждения и принятия общих ценностей гражданской направленности | |||
9. | Метапредметный и междисциплинарный подход | формирование универсальных учебных действий разных видов | От 0 до 10 |
использование потенциала различных дисциплин и корректность в использовании содержания других дисциплин | |||
понимание особенностей метапредметного подхода и его отличия от использования междисциплинарных связей | |||
системность и целесообразность использования междисциплинарных и метапредметных подходов | |||
умение анализировать проведённое занятие с учетом использования метапредметных и междисциплинарных связей, обоснование метапредметных результатов урока | |||
10. | Поддержка самостоятельности, активности и творчества обучающихся | использование активных и интерактивных подходов для развития самостоятельности обучающихся (работ в группах, формулирование вопросов) | От 0 до 10 |
создание на уроке ситуаций для выбора и самоопределения | |||
поддержка личной и групповой ответственности при выполнении заданий | |||
решение творческих задач, возможности для самостоятельной работы и создание ситуаций успеха на уроке | |||
уважение личного достоинства каждого ученика и доброжелательная атмосфера | |||
Максимальное количество балов | 100 |
Приложение № 6 Критерии оценки учебного занятия (урока) в МОУ «АСОШ № 2»
№ | Критерии оценки урока | Баллы | |||||
1. | Отбор и структур-е содержания урока в соответствии с темой инновац. проекта | ||||||
2. | Целеполагание. Уровень мотивации УД учащихся | ||||||
3 | Владение содержанием, общая эрудиция учителя | ||||||
4 | Использование ИКТ, вспомогательных демонстрационных материалов | ||||||
5 | Рациональность и эффективность использования времени урока, оптимальность его темпа | ||||||
6 | Умение поддерживать работоспособность детей, оптимальное чередование видов и форм деятельности | ||||||
7 | Дифференциация содержания, реализация индивидуального подхода | ||||||
8 | Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований | ||||||
9 | Степень познавательной активности, самостоятельности, творчества | ||||||
10 | Педагогическая техника (культура речи, эмоциональность, энергетика) | ||||||
Итого: 100 мах баллов |
ФИО эксперта:
Мах –10 баллов за каждый критерий
Самоанализ урока:
Важно помнить: не пересказывать этапы урока, а анализировать урок с точки зрения достижения цели и задач урока. Как вы планировали провести урок? Что вы ожидали от детей, как должно было все получиться в идеале? Получилось ли так, если нет, то почему? Что им помешало? Что они упустили? Где произошел сбой? Чем это вы можете объяснить? Что не использовали, какие способы у них оказались не сформированными? Какая группа была ближе к идеалу, почему? Кто из детей отличился? Как?
Выводы делаются относительно того, насколько реализованы цели и задачи: урок достиг или не достиг цели.
Приложение № 7: Самоанализы уроков учителей
Самоанализ урока математики Батоболотовой С.Э.
Я работаю над проблемой развития пространственного мышления и инновационный мой проект связан с формированием данного мышления на уроках математики. Поэтому предмет и тему я выбрала геометрия , объемные тела.
Тема очень актуальна, т.к. 40 % заданий ЕГЭ направлены на решение геометрических задач. Практика показывает, что учащиеся испытывают серьезные затруднения при решении таких задач, что подтверждается и результатами международного исследования (pisa, timms)
УМК Атанасяна Левон Сергеевич.
Тема урока «Игра теней или способы вычисления объема фигур в процессе решения стереометрических задач».
Место урока в системе: Урок относится к разделу «Объемы тел». На данный раздел отводится 22 ч. За это время по данному разделу базовые понятия и способы действия у учащихся уже сформированы. Данный урок проведен как урок обобщения и систематизации пройденного, но на более высоком уровне сложности – на уровне решения практико-ориентированной задачи. Задача взята из заданий ЕГЭ. Способы работы, которые предлагались на уроке является одним из способов подготовки к ЕГЭ.
Тип урок: обобщения и систематизации знаний.
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Урок построен в рамках проблемно-деятельностного подхода, по технологии РО
Цель урока: выявление способов вычисления объема фигур в процессе решения стереометрических практико-ориентированных задач.
Задачи:
1) поиск разных способов вычисления объема фигур (нахождение угла между прямой и плоскостью) в процессе решения стереометрической практико-ориентированной задачи;
2) развитие пространственного мышления, умения решать проблему;
3) повышение уровня мотивации учащихся к подготовке к ЕГЭ, акцентирование приоритета духовно-нравственных ценностей в жизни человека.
Урок направлен на достижение следующих результатов:
Предметные: умение вычислять объем фигур в процессе решения стереометрической практико-ориентированной задачи;
Метапредметные: способность искать и находить оптимальные пути решения проблемы, умение рефлексировать и оценивать собственный путь к решению поставленной задачи;
Личностные: понимание ценности духовно-нравственных принципов в жизни человека.
Перед учащимися была поставлена учебная задача: найти оптимальный способ решения задачи (из заданий ЕГЭ). Задача заключается в том, что при нахождении объема фигур ребята не видят угол между прямой и плоскостью, т.е. слабо развито пространственное мышление. С помощью моделей фигур и фонарей они находят данный угол, видят при этом полученные треугольники (их виды, свойства). Они на практике ориентируются в пространстве.
Они фиксируют задачу, намечают план решения, строят алгоритм, т.е. задача разбита на уровни сложности. И учащиеся имели возможность выбора уровня сложности при решении поставленной проблемы. Эту работу они проводят в группе, но была предложена и индивидуальная форма работы.
Ребята с поставленной задачей справились (частично справились, дошли до какого-то этапа).
В конце урока было задано д/з , которое ребята могут найти на моем сайте. Задания в виде теста задано в тестовой оболочке (программе) ОНЛАЙН ТЕСТ ПЭТ. Оценки автоматически приходят на мою почту.
Во времени мы уложились.
Обстановка на уроке была комфортной, доброжелательной. Мотивация на решение проблемы поддерживалась на протяжении всего урока.
Считаю урок цели ДОСТИГ, т.к достигнуты:
1. предметные результаты: дети научились (или хотя бы поняли что-то)
вычислять объем фигур в процессе решения стереометрической практико-ориентированной) задачи …………………
2. метапредметные: искали и нашли оптимальные пути решения проблемы, при этом у них формировалось умение рефлексировать и оценивать собственный путь к решению поставленной задачи; шло развитие самостоятельности мышления, у многих получилось направить свое мышление в продуктивное русло.
3. личностные: у них укрепилась мотивация на подготовку к ЕГЭ по математике, акцентировался приоритет духовно-нравственных ценностей в жизни человека.
Самоанализ урока Чимитовой Б.Ц.
Предмет: Обществознание, класс: 7
Тема: Бюджет семьи
Место урока: 3 урок в разделе «Человек и экономика», на которое отводится всего 4 часа, на тему отводится 1 час
Базовый учебник: Боголюбов Л.Н, Иванова Л.Ф. Издательство Просвещение 2017 г.
Тип урока: Формирование новых понятий.
Основные технологические приемы: метод проблемного диалога, решение проблемной задачи,
Цель урока: Развитие критического мышления и креативных способностей подростков в процессе решения проблемных задач по теме «экономика семьи».
Задачи урока направленные на:
- предметные результаты: умение определять ресурсы семьи, соотношение доходов и расходов семьи, составлять бюджет семьи, объяснять понятия (
- метапредметные результаты: способы решения проблемных задач как универсальных учебных действий
- личностные результаты: осмысление пагубности превращения денег в цель жизни человека.
Основные понятия урока:
бюджет семьи, расходы и доходы, баланс, экономия расходов и увеличения доходов.
Формы работы учащихся: общеклассная, групповая
Оборудование урока: ИКТ, рабочая тетрадь, раздаточные материалы.
Этапы и задачи этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность детей | Методы и приемы, формы | Результаты |
Вводно-мотивационный этап: Вызвать интерес к теме разговора, подготовить к активной мыслительной деятельности | Приветствие учителя, проверка готовности детей к уроку, | Получают Эмоциональный настрой на начало урока | Прием «яркого пятна» | Положительный настрой на занятие |
Презентация о бюджетной истории одной семьи | Пробуждается интерес к теме урока | Проблемный диалог | Мотивация детей на урок | |
Организует обсуждение плана урока, постановку учебной задачи | Составляют план подготовки к решению учебной задачи, формулируют учебную задачу и тему урока | Проблемный диалог | Понимание и принятие учебной задачи, мобилизация сил | |
Операционно-содержательный этап: 1.Ознакомление с основными понятиями темы | Введение новых понятий на фоне актуализации жизненного опыта подростков | Дети осмысливают новые понятия | Составление кластера | Предметные результаты: системное представление об основных понятиях и категориях по теме |
2. Решение проблемной задачи через организацию коллективно-распределенной деятельности | Организует групповую работу по решению учебной задачи | Изучают проблему, находят способы решения, представляют и обсуждают результаты | Обсуждение в группе | Метапредметные результаты: критическое и креативное мышления, опыт решения проблемы |
3. Выход на личностный уровень | Используя высказывание Э.Фрома, интервью с успешным бизнесменом учитель создает ситуацию для этического осмысления проблемы | Озадачиваются, осмысливают жизненное явление с морально-этической стороны | Прием яркого пятна, проблемный диалог | Личностные результаты: моральное осмысление жизненной ситуации |
Рефлексивно-оценочный этап: Создать условия для анализа и оценки результатов собственного труда на уроке | Предлагает домашнее задание, предоставляющее возможность получить отметки | Фиксируют, получают возможность познакомиться с сайтом учителя, получить оттуда дополнительный вариант | Сообщение | Интерес и настрой на выполнение задания |
Предлагает выполнить действия рефлексивного характера | Отмечают на мишени свою самооценку | Прикрепление стикеров на табло | Навыки рефлексивной самооценки |
Какие были минусы, чем можно их объяснить?
Выводы: Задачи каждого этапа реализованы, цель достигнута
Самоанализ урока в 5 «в» классе. Учитель: Батоболотова С.Э.
Предмет : Математика
Тема урока: Арифметические действия с десятичными дробями.
Цель урока: Развитие логического мышления при решении различных задач с применением арифметических действий с десятичными дробями.
Задачи:
Предметные : освоение и расширение знаний о текстовых задачах, приёмах решения задач,
Метапредметные: учить анализировать учебную ситуацию, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практических и учебных задач, формировать умение моделировать – решать учебные задачи
Личностные: формировать познавательный интерес к математической науке способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать какие из предложенных задач могут быть успешно решены, готовность учеников целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни; формировать умение самостоятельно определять и высказывать мнение
Формы работы: фронтальная , парная, индивидуальная
Урок проведен в рамках проблемно-деятельностного подхода в логике развивающего обучения (постановка проблемы, поиск способов решения проблемы, решение и рефлексия).
Оборудование: проектор, экран, презентация
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Результат |
Вводно-мотивац. | Представляет на слайде жизненную ситуацию, к которой можно применить арифметич.действия с десятичными дробями, в фронтальной беседе организует повторение правил вычисления , ставит учебную задачу. | Воспроизводят интериоризированные знания по теме, проговаривают актуальные для данного урока понятия. При этом осознают недостаточность собственных знаний и умений для решения учебной задачи, фиксируют учебную задачу. | Актуализация базовых опорных знаний. Возникновение устойчивого интереса к данной теме, желание решить поставленную задачу. - умение решать практико-ориентированные задачи с применением изученных понятий и методов; |
Операционно-содержат. | - организует планирование действий учащихся; - в совместной с учащимися деятельности организует процесс решения учебной задачи, раскрывает разные приемы и способы решения геометрической задачи; - раскрывает межпредметную связь изучаемой темы с историей, | - осмысляют содержание задачи и прослеживают последовательность действий по ее решению; - осваивают разные приемы и способы решения задачи: -строят алгоритм поиска решения задачи -определяют логику решения - делают общие выводы о единстве и целостности мира. | -сформированность умения моделировать , планировать, контролировать ход решения задачи -освоение способа решения задач нового типа в сотрудничестве с учителем и другими учащимися |
Рефлексивно-оценочный | создает доверительную обстановку как необходимое условие для рефлексивной деятельности обучающихся; актуализирует жизненный опыт учащихся, организует ситуацию осмысления наиболее общих законов и закономерностей этого мира | фиксируют предметные результаты, освоенные на уроке, осмысляют собственные жизненные установки, осознают единство и целостность окружающего мира; | -умение рефлексировать; -умение использовать свой жизненный опыт для объяснения различных ситуаций- коммуникативные компетенции в процессе общения и взаимодействия |
Учитель: Батоболотова С. Э., МОУ «АСОШ №2»
Самоанализ конкурсного урока в г Сочи 2017 г
Класс: 10
Предмет: Геометрия
Тема урока: «Параллельные прямые в пространстве».
Место урока в системе: Глава 1: «Параллельность прямых и плоскостей» (20 часов)
§1: «Параллельность прямых, прямой и плоскости» (6 часов)
На данную тему отводится 1 час. В данной главе эта тема по счету третья.
Цель: формирование умения определять параллельность прямых при решении практико-ориентированных задач
Тип урока: Урок применения знаний и умений
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Урок проведен в рамках проблемно-деятельностного подхода в логике развивающего обучения (постановка проблемы, поиск способов решения проблемы, решение и рефлексия).
Этап | Деятельность учителя Методы | Деятельность учащихся | Результ | |
Организац-й | приветствие, представление учителя | организованное начало урока | ||
Актуализация и коррекция необходимых знаний и умений | представляет на слайдах жизненные ситуации, к которым можно применить аксиомы и теоремы, в фронтальной беседе организует повторение теорем о параллельности прямых | воспроизводят интериоризированные знания по теме, соотносят их с правильной версией, еще раз проговаривают актуальные для данного урока понятия, анализируют и делают выводы | актуализация базовых опорных знаний | |
Мотивационный | организует фронтальную беседу о будущем самоопределении обучающихся, фиксирует противоречие между знанием и незнанием (точнее умением и неумением), ставит учебную задачу | осмысливают свои жизненные установки на фоне представленных ситуаций (стул), осмысливают ценность творческого труда и творческого отношения к жизни, при этом осознают недостаточность собственных знаний и умений для решения учебной задачи, фиксируют учебную задачу | возникновение устойчивого интереса к данной теме, желания решить поставленную задачу | |
Операционно-содержательный | - организует планирование действий учащихся; - в совместной с учащимися деятельности организует процесс решения учебной задачи, раскрывает разные приемы и способы решения геометрической задачи; - организует самостоятельное решение уровневых задач на выбор по отработке навыков в форме индивидуальной и парной работы - раскрывает межпредметную связь изучаемой темы с астрономией, с культурологией, с психологией. | - осмысляют содержание геометрической задачи и прослеживают последовательность действий по ее решению; - осваивают разные приемы и способы решения геометрической задачи:
- моделируют и преобразовывают пространственные образы; - делают общие выводы о единстве и целостности мира | -сформированность понятия «пространство», понимание того,что геометрические фигуры - это проекции реальных объектов, которые окружают нас; -умение моделировать и преобразовывать пространственные фигуры; - умение решать практико-ориентированные задачи с применением изученных понятий и методов; | |
Рефлексивно-оценочный этап | создает доверительную обстановку как необходимое условие для рефлексивной деятельности обучающихся; актуализирует жизненный опыт учащихся, организует ситуацию осмысления наиболее общих законов и закономерностей этого мира | фиксируют предметные результаты, освоенные на уроке, осмысляют собственные жизненные установки, осознают единство и целостность окружающего мира; | -умение рефлексировать; -умение использовать свой жизненный опыт для объяснения различных ситуаций- коммуникативные компетенции в процессе общения и взаимодействия | |
Постановка домашнего задания | задает уровневые д/з , задания в виде теста, данные в (программе) ОНЛАЙН ТЕСТ ПЭТ, а второе задание, требующее больше времени и сил, задано на перспективу.. | задания ребята могут найти на сайте учителя, отметки выставляются автоматически и приходят на почту учителя. Инструкция по выполнению в раздаточном материале в виде бурятской юрты | интерес к домашним заданиям и желание выполнить его |
Приложение № 8. Паспорты уроков –основание для самоанализа урока
Автор урока: | Юндунова Светлана Борисовна, учитель высшей категории |
Предмет: | литература |
Класс | 11 класс |
Тема | Осмысление нравственного посыла автора пъесы Александра Вампилова «Старший сын» |
Место урока в системе уроков | Творчество драматурга изучается обзорно, отводится 2 часа, данный урок второй. |
Тип урока | Урок обобщения и систематизации знаний |
Цель: | Формирование нравственных ценностей через постижение художественного своеобразия драмы А Вампилова «Старший сын» |
(Задачи) Ожидаемые результаты: | Урок направлен на достижение следующих результатов: Предметные:
Метапредметные:
Личностные:
|
Технология | Урок разработан в рамках технологии проблемно-деятельностного подхода: проблема, поиск способов решения проблемы, решение, рефлексия способов решения проблемы. |
Форма урока | 1. Общеклассная, групповая, индивидуальная |
Методы и приемы | 1.Проблематизация 2.Исследование 3.Моделирование |
Средства | 1. Презентация 2. Раздаточные материалы 3. Кластеры на доске |
Продолжительность урока | 45 минут |
Контроль ( виды и формы) |
|
Автор урока: | Базарова Эржена Батомункуевна, учитель первой категории |
Предмет: | Русский язык |
Класс | 7 класс |
Тема | Разряды предлогов |
Место урока в системе уроков | Теме отводится 6 часов, данный урок 2 по счету |
Тип урока | Урок «открытия новых знаний» |
Цель: | Формирование познавательных УУД через решение лингвистических задач по теме «Разряды предлогов. Понятие омонимии частей речи». |
(Задачи) Ожидаемые результаты: | Урок направлен на достижение следующих результатов: Предметные: понимание и осмысленное использование лингвистического понятийного аппарата; объяснять языковые явления , процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предлогов на основе текста. Метапредметные: формирование умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности, развитие способности мыслительной деятельности. Личностные: Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию; развивать чувство сопричастности к судьбе языка и ее истории на примере обращения к личности М.Ломоносова. |
Технология | Урок проведен в рамках технологии проблемно-деятельностного подхода: проблема, поиск способов решения проблемы, решение, рефлексия способов решения проблемы. |
Форма урока | Лингвистическая лаборатория. Фронтальный, групповой и коллективный способы обучения. |
Методы и приемы | 1.Проблематизация 2. Актуализация 3. Составление алгоритма 4.Составление рекомендации |
Средства | 1. Слайдовая презентация 2. Раздаточные материалы 3. Схемы 4. учебник |
Протяженность урока | 45 минут |
Контроль ( виды и формы) | 1.Самомоконтроль 2.Взаимоконтроль 3. Качественное оценивание |
Автор урока: | Гаврилова Светлана Михайловна |
Предмет: | Литературное чтение |
Класс: | 2 класс |
Тема: | Основная мысль рассказа В.Ю.Драгунского «Арбузный переулок» |
Место урока в системе уроков | Этому произведению уделяется 2 часа, данный урок второй по теме |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Цель: | Через анализ текста выявить основную мысль произведения В.Ю.Драгунского «Арбузный переулок» |
Задачи | Предметные УУД: понимать фактическое содержание текста, отслеживать логику разворачивания слбытий, производить акцентное вычитывание текста, выделять ключевые слова, формулировать несложные выводы. Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании понятий: сопереживание, сострадание, стыд, совесть.
Метапредметные: развивать учебно-познавательный интерес к новому изучаемому материалу, умение выражать в речи свои эмоции по отношению к героям рассказа, оценивать поступки героев в соответствии с ситуацией. Умение работать в группе, осуществлять самоконтроль. |
Технология | Технология продуктивного чтения |
Методы и приемы | Частично поисковый метод, антиципация, проблематизация, актуализация опорных знаний, диалог с автором.
|
Средства | 1.Мультимедиа презентация 2. Подборка книг В.Ю.Драгунского 3. Карточки для работы в группах ( для составления диафильма) 4. Весы для взвешивания 5. Текст рассказа Драгунского «Арбузный переулок» 6. Релаксационные коврики для физминутки |
Протяженность урока | 45 минут |
Контроль (виды и формы) |
|
Автор урока: | Цынгуева Дулмажаб Дугаржаповна, учитель высшей категории |
Предмет: | Литературное чтение |
Класс | 4 класс |
Тема | Авторский замысел в рассказе А.И. Куприна «СЛОН» |
Место урока в системе уроков | Теме отводится 3 часа, данный урок 3 по счету |
Тип урока | Урок обобщения и систематизации знаний |
Цель: | Выявления авторского замысла в процессе акцентного вычитывания и вероятностного прогнозирования. |
(Задачи) Ожидаемые результаты: | Урок направлен на достижение следующих результатов: Предметные: Умение работать с художественным текстом: анализ, акцентное вычитывание текста, вероятностное прогнозирование, выявление авторского замысла. Метапредметные: Развитие логического и образного мышлений, способов обобщения и систематизации. Развитие воображения и творческих способностей. Коммуникативные навыки: умение слушать, понимать и развивать чужую мысль, расширять свое понимание за счет понимания других. Развитие устной и письменной речи. Личностные: Осмысление жизненного опыта, понимание причинно-следственной связи как основного закона бытия человека, сформированность понятий «духовная потребность», «душевное здоровье», осознание меры ответственности каждого за собственную судьбу |
Технология | Урок проведен в рамках технологии проблемно-деятельностного подхода: проблема, поиск способов решения проблемы, решение, рефлексия способов решения проблемы. |
Форма урока | 1. Общеклассная, групповая формы |
Методы и приемы | 1.Проблематизация 2. Актуализация 2. Антиципация (вероятностное прогнозирование) 3. Моделирование 4. Акцентное вычитывание |
Средства | 1. Слайдовая презентация 2. Раздаточные материалы 3. Кластеры на доске |
Протяженность урока | 40 минут |
Контроль ( виды и формы) | 1. Взаимоконтроль 2. Качественное оценивание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ урока учителем: критерии оценки эффективности урока
Самоанализ урока учителем...
Технологическая карта урока математики. Самоанализ урока.
Урок математики в 5 классе по теме "Решение задач на проценты". Технологическая карта урока, конспект урока, самоанализ конспекта урока....
Вариант самоанализа урока учителя предметника, на примере самоанализа урока по географии в 6 классе по теме: Озера. Ледники. Искусственные водоемы.
Данный пример самоанализа поможет учителям предметникам в составлении своего самоанализа по какому-либо предмету. Опираясь на данный легче составить свою модель анализа урока....
Современный урок. Типология уроков. Анализ и самоанализ урока.
Изучение сущности и структуры урока приводит, к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. Этим...
Типология уроков. Современный урок. Анализ и самоанализ урока.
Изучение сущности и структуры урока приводит, к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объ...
презентация к педсовету Современные подходы к уроку (технологическая карта урока, анализ и самоанализ деятельности педагога на уроке, основные приѐмы и технологии, способствующие реализации идеологии новых стандартов)
Презентация к педсовету по теме "Современные подходы к уроку"....