Роль внеклассной работы по русскому языку старших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
статья по русскому языку (9 класс) на тему

Осипова Галина Ивановна

Роль внеклассной работы по русскому языку старших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_rabota.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Осипова Галина Ивановна,

учитель-дефектолог,

город Саратов,

ГКС (К)ОУ «С(К)ОШ №4 VIII вида».

     В данной статье рассматривается опыт работы учителя-дефектолога в организации внеклассной работы по русскому языку со старшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья, а также роль и значение внеурочной работы по предмету в коррекции недостатков развития детей с нарушениями интеллекта. Правильная систематическая организация внеклассной деятельности школьников по учебному предмету развивает положительные возможности учащихся, способствует социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе.

      Ключевые слова: социализация, школьники с ограниченными возможностями здоровья, внеклассная работа, коррекция дефектов развития, познавательные интересы,

адаптация в обществе.

     Социализация школьников с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях является главной целью образовательного процесса коррекционной школы. Исправление или коррекция дефектов развития умственно отсталого ребёнка – специальная задача общеобразовательной школы VIII вида. Решение этой главной задачи осуществляется в процессе обучения детей общеобразовательным и трудовым навыкам, в процессе разностороннего воздействия на ход развития учащихся. Коррекционная работа охватывает весь учебно-воспитательный процесс, всю систему деятельности специальной школы.

     У детей с нарушениями интеллекта вследствие органического поражения головного мозга нарушена познавательная деятельность. Этот дефект можно компенсировать с помощью необходимого педагогического воздействия. Формирование познавательных интересов осуществляется всем учебно-воспитательным процессом и внеклассной работой.

     Внеклассная работа по предмету в коррекционной школе имеет очень важное значение. Организация её создаёт условия для прочного усвоения учебного материала, развития кругозора учащихся, способствует усилению воспитательно-образовательного влияния на учащихся. А самое главное, помогает решать задачу коррекции недостатков развития. Было доказано рядом  экспериментальных исследований, что чем чаще повторяется педагогическое воздействие на ученика, тем положительнее результаты. Если мы будем, например, только один раз (на одном уроке) в день читать с учеником с нарушением интеллекта, мы рискуем никогда не научить его чтению. Организация внеклассной работы в коррекционной школе важна, необходима; она создаёт условия повторяемости, а следовательно и лучшего усвоения знаний, расширения мира представлений учащихся.

     Одной из важных проблем специальной (коррекционной) школы является вопрос применения усвоенного на уроке учебного материала в практике повседневной жизни учащихся. Практическая работа по закреплению знаний, умений и навыков проводится на уроке, но значительная доля её отводится на внеклассные занятия. Здесь ученик имеет возможность в совершенно новой ситуации применить те знания, которые он получил на уроке, использовать их, приложив к решению той или иной стоящей перед ним задачи. В процессе  внеклассной  работы обогащается сенсорный опыт учащихся, развивается их моторика, уточняются их представления, конкретизируется тот учебный материал, над которым они работают в классе. Внеклассная работа создаёт условия для обогащения мира представлений, развивает и коррегирует способности детей с ограниченными возможностями, помогает развивать навыки  и умения. Внеклассные занятия воспитывают у ребят навыки культурного поведения, способствуют организации досуга детей, помогают воспитывать положительные личностные качества учащихся. Правильная целенаправленная организация внеклассной деятельности школьников с нарушением интеллекта, развитие их положительных возможностей помогают воспитывать у детей самостоятельность, инициативу, привычки правильного поведения в коллективе, в трудовой деятельности, в учёбе, способствуют их социальной адаптации в обществе.

     Трудно переоценить воспитательное и образовательное значение деятельности учащихся по их интересам, которая организуется и проводится в различных кружках. Практика нашей школы показала, что рациональная организация внутришкольной кружковой работы способствует более глубокому и всестороннему развитию учащихся, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития. Кружки в коррекционной школе могут быть самыми разнообразными. Прежде всего должны быть кружки, занятия в которых помогли бы ребятам подготовиться к самостоятельной жизни. Сюда относятся кружки, задачей которых является углубление и совершенствование трудовых умений и навыков, всестороннего физического и эстетического воспитания. Кроме того, в нашей школе много лет успешно работают кружки по различным общеобразовательным предметам.

     Русский язык является одним из основных предметов обучения в коррекционной школе. Одна из главных задач в обучении родному языку не столько в сообщении детям определённой суммы специфических знаний, сколько в придании им воспитательной направленности, формирующей ребёнка как личность с развитыми социально-коммуникативными компетенциями. Образовательная цель, поставленная учителем, должна выступать в качестве воспитательной. Знания, умения и навыки, приобретённые учащимися на уроках по данному учебному предмету, играют огромную роль в деле подготовки детей к практической деятельности в жизни и вместе с этим способствуют более успешному усвоению других предметов школьного курса. Школа готовит своих воспитанников к самостоятельной трудовой жизни, поэтому обучение в ней, в том числе и преподавание русского языка, носит сугубо практический характер. Практическая направленность в обучении конкретно выражается в том, что целью и основным принципом занятий по данному предмету является работа над развитием речи детей. Правильная выразительная речь учителя, общение ученика с большим кругом детей и коллективная учебная работа с ними, внеклассная и общественная работа – всё это не может не отразиться на умственном и речевом развитии школьника. Речь ребёнка под влиянием обучения, активного участия его во внеклассной деятельности обогащается, уточняется, становится более содержательной, разнообразной по тематике, словарю, синтаксису. Большие возможности для практического использования речи учащихся даёт внеклассная работа по русскому языку.

     Внеклассная работа по русскому языку в коррекционной школе должна быть неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы и подчиняться общим целям образования и воспитания детей с нарушениями интеллекта. Внеклассная работа по русскому языку в данной школе имеет свою специфику в организации и проведении, свои формы и методы. Это не урок и не дополнительное занятие. Цели внеклассной работы по русскому языку: прививать любовь учащимся к великому русскому языку, повышать общую языковую культуру, развивать интерес к языку как к учебному предмету. Указанными  целями определяются задачи работы: закреплять в практической деятельности знания, умения и навыки детей, получаемые на уроках; развивать мышление, внимание, память; обогащать словарный запас; расширять мир представлений учащихся.

     Виды внеклассной работы по русскому языку разнообразны. Это факультативные занятия, кружки, экскурсии, КВН, игры-соревнования, конкурсы, выпуск тематических газет, викторины, предметные недели русского языка, праздники и т.д. Одни виды внеклассной работы постоянно действующие (работающие в течение всего года), другие эпизодические. Они не исключают друг друга, наоборот разнообразие различных видов внеклассных мероприятий предполагает их гармоничное сочетание. По форме внеклассные занятия могут быть групповыми, массовыми и индивидуальными. К постоянно действующим относятся групповые внеклассные мероприятия – кружки; к эпизодическим – конкурсы, экскурсии, общешкольные праздники и др.; к индивидуальным – консультации, подготовка к конкурсам.

     Кружок – это основной и наиболее распространённый вид групповой внеклассной работы по русскому языку. Несколько лет я провожу занятия кружка по русскому языку «Тайны родного языка». Организуется кружок из учащихся одного или параллельных классов; постоянный состав не должен превышать 10-12 человек. Начинаю работу с 5 класса. Составляю план работы. Занятия кружка проходят в кабинете русского языка. На занятиях в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные с грамматикой русского языка, с историей языка, лексикой, словарём и другие. С каждым новым учебным годом изучаемый материал усложняется, соответствует знаниям, возможностям и интересам ребят. Эффективность занятий зависит от содержания материала, от широкого использования элементов занимательности (дидактические игры, занимательная грамматика, загадки, шарады, ребусы, кроссворды и т.д.). В конце учебного года или на предметной неделе проводится итоговое или открытое занятие кружка. Это может быть праздник русского языка, лингвистический КВН, игра-соревнование, выпуск устного журнала.

    На занятиях кружка в 8 классе ребята учились проводить поисковую работу, выполняли задания с элементами исследовательской деятельности, подобных экспериментов в коррекционной школе ещё не проводилось. Это было занятие кружка в рамках интегрированной учебно-воспитательной программы с элементами исследовательской работы по русскому языку и географии «Земля – наш общий дом». Занятие называлось «Рождённые словом земля». Ребята исследовали словари: толковые, лексические, этимологические, словообразовательные, орфографические. Они составили словарь слов, образованных от слова земля. Поисковая группа составила сборник пословиц и поговорок, в которых встречаются эти слова. Работа увлекла ребят, сплотила их в творческий коллектив и имела практическую направленность. Результатами работы стали два сборника.

     По итогам опроса и анкетирования учащихся 9 класса, которые посещали занятия кружка по русскому языку с 5 класса, было получены  следующие отзывы: 83% ребят занимались в кружке с интересом, не пропускали занятий, участвовали в открытых мероприятиях, ребята отмечали, что они узнали на занятиях кружка много нового, научились играть в словесные игры, умеют решать словесные головоломки; 17% учащихся посещали кружок, потому что в нём занимались ребята из класса и увлечённо о занятиях кружка рассказывали. Были проведены опросы родителей учащихся, которые занимались в кружке, выслушаны их мнения. Было отмечено, что занятия в кружке имели положительное значение для ребят: они рассказывали дома о том, что  узнали нового на занятиях кружка, вовлекали домашних в различные словесные игры, у детей появился интерес к изучению родного языка.

     За многие годы работы в специальной (коррекционной) школе я пришла к твёрдому убеждению, что внеклассная работа по русскому языку стала для меня важной и необходимой частью моей работы по обучению школьников с нарушениями интеллекта русскому языку. Организация внеклассной работы заставляет работать постоянно над поиском интересного материала, новых форм работы, совершенствовать методику проведения внеклассных мероприятий, повышает эффективность преподавания предмета на уроках. Но, главное, видишь результаты этой работы в детях. Ребята, занимающиеся внеклассной работой по русскому языку, лучше стали усваивать программный материал на уроках, они деятельны, общительны, у них активизируется и обогащается речь. У учащихся, активно занимающихся внеклассной работой по предмету пробуждается любознательность, расширяется мир их представлений.

    Известный русский психолог Л.С.Выготский, изучавший особенности развития детей с нарушениями интеллекта, говорил: «Пусть умственно отсталые дети учатся дольше, пусть они научатся меньшему, чем нормальные дети, пусть, наконец, их учат по-иному, применяя особые методы и приёмы, приспособленные к своеобразиым особенностям их состояния, но пусть они учатся тому же, что и все остальные дети, пусть получат такую же подготовку к будущей жизни, чтобы потом участвовать в ней наравне с остальными».    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме :"Профориентационная работа с учащимися старшего звена с ограниченными возможностями здоровья".

Тема: «Профориентационная работа с учащимися старшего звена с ограниченными возможностями здоровья» ...

Выступление на муниципальных педагогических чтениях на тему "Роль внеклассной работы по русскому языку и литературе в формировании и развитии грамотной речи учащихся и воспитании нравственной личности"

В данном выступлении делюсь опытом работы по формированию грамотной речи учащихся и воспитанию нравственной личности. К выступлению составлена презентация....

Роль внеклассной работы по русскому языку в образовательном процессе

В статье идет речь о том, что внеклассная работа по русскому языку является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям воспитания и образования учащихся....

Рабочая программа по предмету «Русский язык» 6 класс (с ограниченными возможностями здоровья – ЗПР)

Данная программа составлена с учетом требований ФГОС и рассчитана на работу с обучаюшимися 6 класса с ОВЗ ( задержка психического развития)....