Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Односоставные предложения
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме
Самостоятельная работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_ege._odnosostavnye_predlozheniya.doc | 49 КБ |
Проверочная работа по теме "Односоставные предложения" | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Односоставное предложение
Определите тип односоставного предложения:
1 - определенно-личное;
2 - неопределенно-личное;
3 - обобщенно-личное;
4 - безличное;
5 - назывное.
- О тех, кто своею жизнью оплатил вашу жизнь, пожалуйста, помните!
- А вели-ка позвать сюда псаря Тришку, коли нет ответчиков по этому делу!
- Невольно подумалось, что красота здешних мест и людей делает добрее.
- Скажите-ка, а давно ли барин приехал?
- Нет мест на свете ближе сердце, чем те, в которых прошло босоногое детство.
- Справедливо замечено, что здоровье любого общества следует рассматривать через призму его отношения к детям и старикам.
- По белевшей в ночи папахе угадал Половцева, накинул сюртук, снял с печи валенки, вышел.
- «Простите, пожалуйста, что я вас беспокою, - вежливо сказал гость, - но мне нужна ваша помощь».
- Вам следует знать, что этими картинами восхищаются давным-давно.
- Я поговорил с директором, ребят наказали, вот теперь будут знать, как обижать малышей!
- На улице пасмурно, а на сердце радостно.
- В амбаре жарко, в саду душно, лишь в у речки прохладно.
- Где-то за рекой запели, и грустная нежность песни проникала в душу, напоминала о том, чего уже давно нет.
- Забирают моего младшего в уезд писарем, и нет никого, кто бы заступился за меня, горемычную!
- Будешь в Москве – погуляй по старым московским улочкам, окунись в их историю, которую создавали наши предки.
- Хотели навестить старого однополчанина, да времени не хватило.
- Надо знать, какой бывает война, какое это благо — мир.
- Скажи, кто твой национальный гений, и я скажу, кто ты.
- Там хорошо, где нас нет.
- Объясните, почему люди, ценящие живопись, так любят подлинники?
- В зале зашумели, заговорили, когда на сцену вышли артисты, исполнявшие главные роли.
- На таможне туристов проверяют, не везёт ли кто контрабандный товар.
- В нынешней квартире моей нет ни одной старой вещи, ничего из того, что когда-то принадлежало родителям, связано было бы с жизнью отца, деда, ничего фамильного, наследованного
- Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да всё не впрок.
- Двое в поле пашут, а семеро по лавкам пляшут.
- Когда бываешь в чужом многомиллионном городе, то невольно чувствуешь себя по-настоящему одиноким.
- Скажи маме, чтобы она зашла ко мне.
- Когда бываешь в музеях народного творчества, то понимаешь: нет, не скудеет земля на таланты!
- Сколько в мире стало нехорошего! Оглянешься вокруг и ужаснешься: до чего же измельчал человек…
- Мало можно назвать людей, через чье детство не прошли бы великолепные сказки Корнея Чуковского.
- Если станешь озлобляться на окружающих, то ничего хорошего из этого не выйдет.
- На небе не было ни тучки, но казалось, что вся долина притаилась в ожидании грозы.
- Его уносило в древний мир, и он рассуждал об эллинских мраморах.
- Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память.
- Снег падал реже, чуть посветлело.
- Раньше, я помню, у нас в доме... отбирали для маринада только самые мелкие грибки.
- Жду, когда наш старый пруд затянет илом.
- И только когда в большой гостиной наверху зажгли лампу, только тогда Иван Иваныч приступил к рассказу.
- Замечу кстати: все поэты — любви мечтательной друзья
- Лицом к лицу лица не увидать: большое видится на расстоянии.
- А между тем наступает ночь; за двадцать шагов уже темно.
- Нас сначала сюда и пускать не хотели, мы уже тут встречались с подобными штуками.
- Уже смеркалось, когда войска пришли на место ночлега.
- Его уносило в древний мир, и он рассуждал об эллинских мраморах.
- Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память.
- Снег падал реже, чуть посветлело.
- Раньше, я помню, у нас в доме... отбирали для маринада только самые мелкие грибки.
- Жду, когда наш старый пруд затянет илом.
- И только когда в большой гостиной наверху зажгли лампу, только тогда Иван Иваныч приступил к рассказу.
- Замечу кстати: все поэты — любви мечтательной друзья
- Лицом к лицу лица не увидать: большое видится на расстоянии.
- А между тем наступает ночь; за двадцать шагов уже темно.
- Нас сначала сюда и пускать не хотели, мы уже тут встречались с подобными штуками.
- Уже смеркалось, когда войска пришли на место ночлега.
- Утро туманное, утро седое, нивы несжатые…
- Свежо, лёгкий ветерок, и на душе удивительно легко.
- Ночь на дворе, дорога дальняя, путь нелёгкий, поэтому присядем перед расставанием.
- Выйду ль на улицу, гляну на село: девки гуляют, и мне весело!
- Вот моя деревня, вот мой дом родной, вот качусь я в санках по горе крутой.
- Есть счастливые города, где дышит историей каждый камень, и счастливые камни, сконцентрировавшие в себе историю.
Предложения с ошибкой
Утро туманное, утро седое, нивы несжатые…
2. Свежо, лёгкий ветерок, и на душе удивительно легко.
3. Ночь на дворе, дорога дальняя, путь нелёгкий, поэтому присядем перед расставанием.
4. Выйду ль на улицу, гляну на село: девки гуляют, и мне весело!
5. Вот моя деревня, вот мой дом родной, вот качусь я в санках по горе крутой.
6. Есть счастливые города, где дышит историей каждый камень, и счастливые камни, сконцентрировавшие в себе историю.
7. Камни Смоленской крепости, кривая Варяжская улица древнего города, само название его, старый дуб на Покровской горе, Гнездовские курганы и воздух Смоленска питали меня историей, и я чувствовал ее и любил, еще не ведая, что это — богиня, а не только наука.
Вокруг запустение, разбитые памятники и решетки, подготовленные к сдаче на металлолом; становится страшно и горько. (двусост.+безл.)
2. Отца часто переводили с места на место, и мы привыкли собираться. (неопр.-личн.+безл.)
3. Если говорить начистоту, то отец куда чаще лежал под машинами, чем ездил на них. (безл.+двусост.+безл.)
4. И можно представить, сколько сил затратил отец, чтобы вдохнуть жизнь в эти автотрупы. (безл.+двусост.+двусост.)
5. Раздался хруст, стало темно, а потом по кошме побежали огненные ручейки. (двусост.+безл.+неопр.-личн.)
6. Я родился на перекрестке двух эпох, и в этом мне повезло. (двусост.+безл.)
7. Жду, когда наш старый пруд затянет илом.
(опр.-личн.+двусост.)
Предварительный просмотр:
Подготовка к ЕГЭ. Односоставные предложения.
Односоставные предложения – это предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена предложения.
Односоставные предложения со сказуемым.
Прежде всего, при отсутствии подлежащего мы определяем, чем выражено сказуемое – личной или безличной формой. Напомним, что в русском языке глаголы изменяются по лицам, семантика которых такова:
1-е лицо – говорящий или говорящий и другие (я, мы),
2-е лицо – собеседник или собеседник и другие (ты, вы),
3-е лицо - лица, не принимающие участия в разговоре, чаще всего те, о ком идет речь. Они могут быть неизвестны (он, она, они).
В любом личном предложении мы можем подставить местоимение, в безличном же такая подстановка невозможна либо по смыслу, либо в именительном падеже.
Односоставные предложения с подлежащим.
Подлежащие - назывные (утверждается наличие предметов или явления).
Не забывайте, что подлежащее должно стоять в именительном падеже!
Мне не сидится на месте (мне, хотя и подразумевает производителя действия, не является подлежащим, так как употреблено в форме дательного падежа).
Не относят предложения с глаголами в прошедшем времени: Накинул сюртук, снял с печи валенки, вышел. Такие предложения не являются односоставными , они относятся к двусоставным неполным
Алгоритм разбора.
Разбей это задание на составляющие:
1) выдели основы;
2) надо найти сложное предложение;
3) из выбранных сложных необходимо выбрать то, где нет подлежащего или сказуемого;
4) начинай рассуждать, о типе односоставного.
Односоставное предложение
Определите тип односоставного предложения:
1 - определенно-личное;
2 - неопределенно-личное;
3 - обобщенно-личное;
4 - безличное;
5 - назывное.
- О тех, кто своею жизнью оплатил вашу жизнь, пожалуйста, помните!
- А вели-ка позвать сюда псаря Тришку, коли нет ответчиков по этому делу!
- Невольно подумалось, что красота здешних мест и людей делает добрее.
- Скажите-ка, а давно ли барин приехал?
- Нет мест на свете ближе сердце, чем те, в которых прошло босоногое детство.
- Справедливо замечено, что здоровье любого общества следует рассматривать через призму его отношения к детям и старикам.
- По белевшей в ночи папахе угадал Половцева, накинул сюртук, снял с печи валенки, вышел.
- «Простите, пожалуйста, что я вас беспокою, - вежливо сказал гость, - но мне нужна ваша помощь».
- Вам следует знать, что этими картинами восхищаются давным-давно.
- Я поговорил с директором, ребят наказали, вот теперь будут знать, как обижать малышей!
- На улице пасмурно, а на сердце радостно.
- В амбаре жарко, в саду душно, лишь в у речки прохладно.
- Где-то за рекой запели, и грустная нежность песни проникала в душу, напоминала о том, чего уже давно нет.
- Забирают моего младшего в уезд писарем, и нет никого, кто бы заступился за меня, горемычную!
- Будешь в Москве – погуляй по старым московским улочкам, окунись в их историю, которую создавали наши предки.
- Хотели навестить старого однополчанина, да времени не хватило.
- Надо знать, какой бывает война, какое это благо — мир.
- Скажи, кто твой национальный гений, и я скажу, кто ты.
- Там хорошо, где нас нет.
- Объясните, почему люди, ценящие живопись, так любят подлинники?
- В зале зашумели, заговорили, когда на сцену вышли артисты, исполнявшие главные роли.
- На таможне туристов проверяют, не везёт ли кто контрабандный товар.
- В нынешней квартире моей нет ни одной старой вещи, ничего из того, что когда-то принадлежало родителям, связано было бы с жизнью отца, деда, ничего фамильного, наследованного
- Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да всё не впрок.
- Двое в поле пашут, а семеро по лавкам пляшут.
- Когда бываешь в чужом многомиллионном городе, то невольно чувствуешь себя по-настоящему одиноким.
- Скажи маме, чтобы она зашла ко мне.
- Когда бываешь в музеях народного творчества, то понимаешь: нет, не скудеет земля на таланты!
- Сколько в мире стало нехорошего! Оглянешься вокруг и ужаснешься: до чего же измельчал человек…
- Мало можно назвать людей, через чье детство не прошли бы великолепные сказки Корнея Чуковского.
- Если станешь озлобляться на окружающих, то ничего хорошего из этого не выйдет.
- На небе не было ни тучки, но казалось, что вся долина притаилась в ожидании грозы.
- Его уносило в древний мир, и он рассуждал об эллинских мраморах.
- Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память.
- Снег падал реже, чуть посветлело.
- Раньше, я помню, у нас в доме... отбирали для маринада только самые мелкие грибки.
- Жду, когда наш старый пруд затянет илом.
- И только когда в большой гостиной наверху зажгли лампу, только тогда Иван Иваныч приступил к рассказу.
- Замечу кстати: все поэты — любви мечтательной друзья
- Лицом к лицу лица не увидать: большое видится на расстоянии.
- А между тем наступает ночь; за двадцать шагов уже темно.
- Нас сначала сюда и пускать не хотели, мы уже тут встречались с подобными штуками.
- Уже смеркалось, когда войска пришли на место ночлега.
- Его уносило в древний мир, и он рассуждал об эллинских мраморах.
- Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память.
- Снег падал реже, чуть посветлело.
- Раньше, я помню, у нас в доме... отбирали для маринада только самые мелкие грибки.
- Жду, когда наш старый пруд затянет илом.
- И только когда в большой гостиной наверху зажгли лампу, только тогда Иван Иваныч приступил к рассказу.
- Замечу кстати: все поэты — любви мечтательной друзья
- Лицом к лицу лица не увидать: большое видится на расстоянии.
- А между тем наступает ночь; за двадцать шагов уже темно.
- Нас сначала сюда и пускать не хотели, мы уже тут встречались с подобными штуками.
- Уже смеркалось, когда войска пришли на место ночлега.
- Утро туманное, утро седое, нивы несжатые…
- Свежо, лёгкий ветерок, и на душе удивительно легко.
- Ночь на дворе, дорога дальняя, путь нелёгкий, поэтому присядем перед расставанием.
- Выйду ль на улицу, гляну на село: девки гуляют, и мне весело!
- Вот моя деревня, вот мой дом родной, вот качусь я в санках по горе крутой.
- Есть счастливые города, где дышит историей каждый камень, и счастливые камни, сконцентрировавшие в себе историю.
Тест №1 по теме «Односоставные предложения»
1. Укажите определённо-личное предложение:
1) В комнате пахло тёплой штукатуркой, вымытыми полами.(А.Н.Толстой)
2) Наш поезд задержали на пограничном разъезде у деревянного моста через Сан. (К.Паустовский).
3) Во всём доверься высокой совести своей. (Н.Шумаков)
4) Спокойной и уверенной Любови не превозмочь мне к этой стороне. (А.Ахматова)
2. Укажите неопределённо-личное предложение:
1) Мне сладко при свете неярком, чуть падающем на кровать, себя и свой жребий подарком бесценным твоим сознавать. (Б.Пастернак).
2) Брожу тропинкою лесной пять лет без малого. (Н.Шумаков).
3) По аллее проводят лошадок. (А.Ахматова).
4) В белом небе стая чёрных галок. (Н.Шумаков).
3. Укажите безличное предложение:
1) Бодро идёшь домой. (И.А.Бунин).
2) Шума волн не слышно было за голосами. (М.Горький).
3) По наружности о человеке не суди. (Пословица).
4) Простишь ли мне ревнивые мечты, моей любви безумное волненье? (А.С.Пушкин).
4. Укажите назывное предложение:
1) Радостного сердца нежный трепет никакою силою не унять. (Н.Шумаков).
2) Убежать с тобою мне бы в синее заречье… (Н.Шумаков)
3) От поля сжатого, от скошенного луга пахнуло холодом. (А.М.Фёдоров).
4) Тихая, звёздная ночь. (А.Фет).
5. Какое предложение не является односоставным безличным?
1) Всю неизбежность понимая, осилить время не стремлюсь. (Н.Шумаков)
2) На рассвете с реки и с болот потянуло холодом. (В.Успенский).
3) Мне чистой ладожской воды не выпить никогда. (М.Дудин).
4) Нет мне здесь прежних утех! (А.Майков)
6. Какое предложение не является односоставным определённо-личным?
1) Вижу позднюю дорогу да порошу во полях. (С.Кузнецова)
2) Звукам звёзд ночных душою внемлю и стремлюсь к далёким огонькам. (Н.Шумаков)
3) Там неба осветлённый край средь дымных пятен. (А.Блок)
4) Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать.(С.Есенин)
7. Какое предложение не является односоставным неопределённо-личным?
1) Ночью курсантов подняли по тревоге. (Успенский В.)
2) Мне в тебе разувериться никогда не пришлось. (Н.Шумаков).
3) Рядом с Сенькой положили худенького с наголо выбритой круглой головой сержанта-разведчика. (В.Некрасов).
4) На даче спят под шум без плоти, под ровный шум на ровной ноте, под ветра яростный надсад.(Б.Пастернак).
8. В каком варианте ответа одно из предложений является односоставным неопределённо-личным?
1) Летний вечер. За лесами солнышко уж село. (И.З.Суриков).
2) Светает. Мглистый банный чад. (Б.Пастернак).
3) На тротуаре листьев пляска. Безлюдье. Детская коляска. (И.Кабыш).
4) Но вот прошло четыре года. В одно тихое, тёплое утро в больницу принесли письмо. (А.П.Чехов).
9. Укажите вариант ответа, в котором все предложения являются односоставными назывными:
1) Не грусти! На знобящем причале парохода весною не жди! (Н.Рубцов)
2) Тишина. Кукушка. Травы. (В.Боков)
3) Старую дорогу разобрали. Шпалы деревянные раздали людям на сараи и дрова. (Н.Шумаков).
4) На заводе всё благополучно. Ждут только приезда Василия Терентьевича. (А.И.Куприн).
10. Укажите вариант ответа, в котором одно из предложений является неопределённо-личным:
1) Сирены вой. Тревога. Звонким хором зенитки бьют. (Н.Браун).
2) Олимпиада зимняя в Гренобле. Ангина. Ночь. Транслируют хоккей. (А.Кайданов).
3) Прекрасен мир! Но восхищенью в иссохшем сердце места нет! (Ф.И.Тютчев)
4) Тропинка. Глушь лесная. Столетние кряжи. (С.Щипачёв).
Проверочная работа №3
ЗАДАНИЕ В 4. Вариант 1
1. Среди предложений 9—16 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное.
(9)Кто-то может знать, допустим, все разновидности бабочек и ничего не смыслить в проблемах экологии. (10)Даже не интересоваться ими. (11)В таком случае человек упускает из вида связь отдельно взятой бабочки с устройством мира.
(12)3нания отвечают на вопрос «Почему?», а информация — только на вопросы «Что? Где? Когда? Как?». (13)3нание состоит из «пониманий» и является достоянием науки. (14)3нание нуждается в информации, но не сводится к ней — оно выше, поскольку знает, как проверять достоверность информации.
(15)3нание в европейской, а теперь и в общемировой научной традиции всегда противостояло мнению. (16)Мнение — это всего лишь некоторое отношение к чему-либо, а знание — это, повторю, понимание закономерности.
2. Среди предложений 8 – 15 найдите сложное предложение, в состав которого входят односоставные предложения: неопределённо-личное, безличное и определённо-личное.
(8) У одного смысл жизни – город построить, а у другого – загородные хоромы отгрохать. (9) У одного – с ближним делиться всем, что имеет, а у другого – анонимку на соседа настрочить, кляузу на коллегу нацарапать по причине якобы «восстановления справедливости».
(10) Мы вообще порой стремимся прожить жизнь судорожно, быстро, а уж потом хватаемся за шапку, одним словом, чаще всего задним умом крепки бываем. (11) Часто делаем то, что вообще не имеет никакого смысла.
(12) Социальные, нравственные, психологические процессы формирования общества требуют чрезвычайной осторожности. (13) Меня иногда спрашивают, как бороться с пьянством, ложью, воровством, я же всегда отвечаю: начинайте с себя. (14) На мой взгляд, только самоограничение, воспитание внутренней культуры человека, всеобщей культуры народа помогут искоренить это зло.
3. Среди предложений 4 – 7 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное определённо-личное предложение.
(4) Противоречие между поколениями возникает не только потому, что молодёжь создает новые традиции, вступающие в конфликт с традициями отцов, но и оттого, что в своём желании утвердить эти традиции молодёжь часто ведет себя деструктивно, отрицая абсолютно весь накопленный опыт. (5) На мой взгляд, проблему противостояния поколений не стоит драматизировать, так как, если бы противостояние перевешивало гармонические связи между поколениями, общество не могло бы существовать. (6) Однако к ней не стоит относиться и безразлично или очень легко, поскольку в конце XX века опасность невмешательства старших в проблемы младших значительно увеличилась. (7) Чтобы разобраться, остановимся более подробно на этой проблеме.
4. Среди предложений 7 – 15 найдите сложные предложения, в состав которых входит односоставное безличное.
(7) Оно вписалось в мою жизнь далёким неверным маревом, раскрасило будущее яркими мечтательными мазками. (8) В тот день, когда я уходил из дома, так же, как и сегодня, вызванивали полевые кузнечики, так же лениво парил надо мной ястреб, и только сердце было молодым и не верящим в обратную дорогу. (9) И вот опять уводит меня к лесным угарам гибельная долгая гать, и снова слушаю я шум летнего леса. (10) Снова торжественно и мудро шумит надо мной старинный хвойный бор, и нет ему до меня никакого дела. (11) И над бором висит в синеве солнце, щедро, стремительно и бесшумно сыплющее в лохматую прохладу мхов свои червонцы. (12) А над мхами, словно сморенные за пряжей старушки, дремлют смолистые ели: они глухо шепчут порой, как будто возмущаясь щедростью солнца, а может быть, собственным долголетием. (13) Под елями – древний запах папоротника. (14) Мне кажется, что я слышу, как растет на полях зелёная трава.
5. Среди предложений 1 – 6 найдите сложные, в состав которых входят простые определённо-личные.
(1) Есть на нашей реке такие глухие и укромные места, что когда продерёшься через спутанные лесные заросли, заполненные к тому же крапивой, и присядешь около самой воды, то почувствуешь себя как бы в обособленном, отгороженном от остального земного пространства мире. (2) На самый грубый, поверхностный взгляд, мир этот состоит только из двух частей: из зелени и воды. (3) Но и в воде отражается всё та же сплошная зелень.
(4) Давайте будем теперь по капельке увеличивать наше внимание.
6. Среди предложений 8 – 14 найдите сложные, в составе которых есть односоставное безличное.
(8) До сих пор я был похож (я так ощутил вдруг) на скомканную в руке перчатку. (9) Похожа ли она видом на руку человеческую? (10) Нет, кожаный комок какой-то просто. (11) Но вот я дунул в нее – и она стала похожа на человеческую руку. (12) Что-то странное кануло в глубину моего скомканного, искалеченного, измученного существа и выпрямило меня, мурашками оживающего тела пробежало там, где уже, казалось, не было чувствительности, заставило всего «хрустнуть» именно так, как когда человек растет, заставило так же бодро проснуться, не ощущая даже признаков недавнего сна, и наполнило расширившуюся грудь, весь выросший организм свежестью и светом.
(13) Я в оба глаза глядел на эту каменную загадку, пытаясь понять, отчего всё так вышло, что это такое, где и в чем тайна этого твердого, покойного, радостного состояния всего моего существа, неведомо как влившегося в меня. (14) И решительно не мог ответить себе ни на один вопрос, чувствуя, что нет на человеческом языке такого слова, которое могло бы определить животворящую тайну этого каменного существа.
7. Среди предложений 17 – 25 найдите сложные, одна из частей которых является односоставным безличным предложением.
(17) Вдруг мне что-то показалось в уголке глаза. (18) Я быстро поднял голову, и это исчезло. (19) Теперь я стал прилаживаться так читать, чтобы, не поднимая головы, можно было наблюдать порог. (20) Там вскоре показалось нечто рыжее, стал красться в обход стола и заползало по диван так тихо, что, кажется, мышь слышней пробежала бы. (21) Лишь знакомое неровное дыхание подсказало мне, что Ярик был под диваном и лежал как раз подо мной. (22) Некоторое время я читаю и жду, но терпения у меня хватает ненадолго.
8. Среди предложений 10 – 14 найдите простое односоставное неопределённо-личное.
(10) Таких заслуг у Д.С. Лихачёва много. (11) Истинный интеллигент, замечательный учёный Д.С. Лихачёв занялся защитой памятников старины еще в 50-е годы вслед, как он сам считает, за Н.Н. Ворониным, замечательным археологом и историком архитектуры. (12) Удалось спасти центр Новгорода от застройки высотными зданиями, спасти от сноса новгородский земляной вал. (13) Благодаря протестам Лихачёва, его выступлениям, статьям, письмам, перестали без разбору вырубать дворцовые парки ленинградских пригородов.
14) Кроме того, Д.С. Лихачёв был большим знатоком древнерусской литературы.
9. Среди предложений 1 – 11 найдите сложное, в состав которого входят односоставные неопределённо-личные и безличное предложения.
(1) Когда-то очень давно мне прислали важное издание «Слова о полку Игореве». (2) Книгу с почты принесли, но я долго не мог понять, в чем дело, потому что книга исчезла. (3) В институте расписались в том, что книгу получили, а её не было. (4) Наконец выяснилось, что взяла ее одна почтенная дама. (5) Я спросил даму:
- Вы взяли книгу?
(6) – Да, я ее взяла, - отвечает она. (7) – Но если вам она так нужна, я могу ее вернуть.
(8) И при этом дама кокетливо улыбалась.
(9) – Но ведь книга прислана мне. (10) Если она вам нужна, вы должны были ее у меня попросить. (11) Вы же поставили меня в неловкое положение перед тем человеком, что ее прислал, потому что я даже не поблагодарил его…
10. Среди предложений 12 – 21 найдите сложное, в состав которого входит односоставное неопределённо-личное предложение.
(11) Вы же поставили меня в неловкое положение перед тем человеком, что ее прислал, потому что я даже не поблагодарил его… (12) Ведь кажется, какой пустяк – взять чужую книжку без спроса! (13) Зачитать её, забыть вернуть владельцу… (14) Сейчас это стало как бы в порядке вещей. (15) Многие оправдываются тем, что мне, мол, эта книга нужнее, чем владельцу: я без нее обойтись не могу, а он может! (16) Распространилось новое явление «интеллектуального» воровства, кажется, вполне извинительного, оправдываемого увлеченностью, тягой к культуре. (17) Иногда даже говорят, что зачитать книгу – это вовсе не воровство, а признак интеллигентности. (18) Подумайте только: далеко не честный поступок – и интеллигентность! (19) Не кажется ли вам, что это попросту дальтонизм, а? (20) Нравственный дальтонизм: мы разучились видеть цвета, если же быть точнее – отличать черное от белого. (21) Кража есть кража, воровство есть воровство, бесчестный поступок остается таковым, как бы мы ни оправдывались! (22) Ложь есть ложь..
(23) Даже проехать зайцем в трамвае – это тоже ложь, воровство. (24) Нет малой кражи, нет малого воровства – есть просто воровство и просто кража. (25) Нет малого обмана, нет большого обмана – есть просто обман, ложь. (26) Недаром же говорится, что если верен в малом, то и в большом верен. (27) Когда-нибудь случайно, мимолетно вспомнится вам незначительный эпизод, когда вы поступились совестью в самом будто бы безобидном, и вы почувствуете укор совести. (28) И вы поймете, что, если кто и страдает от вашего пустякового, ничтожного поступка, это прежде всех вы сами – ваша совесть и ваше достоинство.
ЗАДАНИЕ В 4. Вариант 2
1. Среди предложений 11 – 19 найдите сложное бессоюзное предложение, в состав которого входит односоставное определённо-личное. (см.задание 2)
2. Среди предложений 22 – 28 найдите сложные, одна из частей которых представляет собой односоставное безличное предложение.
(11) Вы же поставили меня в неловкое положение перед тем человеком, что ее прислал, потому что я даже не поблагодарил его… (12) Ведь кажется, какой пустяк – взять чужую книжку без спроса! (13) Зачитать её, забыть вернуть владельцу… (14) Сейчас это стало как бы в порядке вещей. (15) Многие оправдываются тем, что мне, мол, эта книга нужнее, чем владельцу: я без нее обойтись не могу, а он может! (16) Распространилось новое явление «интеллектуального» воровства, кажется, вполне извинительного, оправдываемого увлеченностью, тягой к культуре. (17) Иногда даже говорят, что зачитать книгу – это вовсе не воровство, а признак интеллигентности. (18) Подумайте только: далеко не честный поступок – и интеллигентность! (19) Не кажется ли вам, что это попросту дальтонизм, а? (20) Нравственный дальтонизм: мы разучились видеть цвета, если же быть точнее – отличать черное от белого. (21) Кража есть кража, воровство есть воровство, бесчестный поступок остается таковым, как бы мы ни оправдывались! (22) Ложь есть ложь..
(23) Даже проехать зайцем в трамвае – это тоже ложь, воровство. (24) Нет малой кражи, нет малого воровства – есть просто воровство и просто кража. (25) Нет малого обмана, нет большого обмана – есть просто обман, ложь. (26) Недаром же говорится, что если верен в малом, то и в большом верен. (27) Когда-нибудь случайно, мимолетно вспомнится вам незначительный эпизод, когда вы поступились совестью в самом будто бы безобидном, и вы почувствуете укор совести. (28) И вы поймете, что, если кто и страдает от вашего пустякового, ничтожного поступка, это прежде всех вы сами – ваша совесть и ваше достоинство.
3. Среди предложений 13 – 17 найдите односоставное безличное предложение.
(13) С ненавистью к извращенной людской алчности, неистовые в гневном мщении бури, ураганы и смерчи пронесутся из конца в конец по всей земле, оставляя после себя мёртвые пустыни. (14) Мёртвые моря. (15) Гигантские пожары, уничтожающие человеческое дыхание на планете.
(16) Неужели нельзя жить с природой в состоянии прочного мира, познавая, а не порабощая её насилием? (17) Или неограниченное движение мировой цивилизации – это запрограммированное некой силой организованное самоубийство?
4. Среди предложений 1 – 4 найдите односоставное неопределённо-личное предложение.
(1) Говоря о падении престижа печатного слова, нельзя не затронуть проблему будущего Книги. (2) С тех пор, как начался бурный технический прогресс, не затихают пророчества о вытеснении Книги другими средствами массовой информации. (3) Сначала её главным конкурентом называли радио, затем – кинематограф и телевидение, теперь – компьютер и Интернет. (4) «Но Книга не умерла!» - это утверждение, как очевидное, мы разбирать не будем.
5. Среди предложений 6 – 12 найдите сложное предложение, в состав которого входят односоставные определённо-личное и безличное предложения.
(6) С появлением компьютера у Книги был обнаружен большой недостаток. (7) Оказалось, что бумажный способ хранения текста слишком уж объёмен. (8) Думаю, что е один заядлый читатель сталкивался с проблемой, куда в малогабаритной квартире втиснуть очередную порцию Книг. (9) При этом средняя домашняя библиотека помещается в электронном виде на одном компакт – диске. (10) Выходит, компьютер и Интернет есть те самые «могильщики» Книги? (11) Какой Книги? (12) И Книги ли?
6. Среди предложений 1-8 найдите неопределённо-личное предложение.
(1) Магазин находился совсем близко от берега. (2) У прилавка стояло всего три покупателя. (3) Только я успел завернуть в газету полученную буханку, как с берега послышался короткий отходной гудок парохода. (4) Меня как будто кипятком ошпарили. (5) Чуть не сбив с ног входившего в магазин покупателя, я, не разбирая дороги, прямо по грязи бросился к берегу...(6) Пароход, уже набирая скорость, плыл посредине реки. (7) Я что-то кричал, поднимая руки, бежал вслед за пароходом по берегу, но скоро понял, что все это бесполезно. (8) Пароход скрылся за ближним поворотом, а я без сил опустился на какой-то трухлявый пенёк.
7. Среди предложений 1-5 найдите безличное предложение. Напишите его номер.
(1) Дорога шла по низменным болотистым местам. (2) По бокам то сумрачно высились вековые ели, то километрами тянулись безлесые желтоватые топи. (3) Местами приходилось брести по колено в воде. (4) На болотистых участках всплыли, жерди-лежневки, приходилось перешагивать или ступать на них, под ногами жерди уходили вниз, как клавиши пианино. (5) Все это очень затрудняло ходьбу.
8.Среди предложений 1-8 найдите определённо-личные предложения.
(1) Госпиталь находился в здании бывшей гостиницы. (2) Меня поместили в пятнадцатую палату хирургического отделения. (3) Медленно тянулось время. (4) Один день похож на другой. (5) Больничный распорядок неизменен. (6) О чём только не передумаешь от обхода до обхода врача. (7) Вспоминаются годы учёбы в ФЗУ. (8) Начинаешь перебирать в памяти события тех дней…
9.Среди предложений 1-8 найдите односоставное назывное предложение.
(1) А в лесу уже темнеет, оттуда выползают хмурые сумерки. (2) Они ложатся в воду. (3) С Элгуни мы свернули в протоку. (3) Она становится всё уже, уже. (4) Ветки деревьев задевают по лицу.(5) Со всех сторон, трубя в горны, к нам летят эскадрильи комаров. (6) Темнеет. (7) И вот уже тьма. (8) И в ней, как в сердце, стучит мотор катера.
10. Среди предложений 1-6 найдите безличное предложение. Напишите его номер.
(1) Я хорошо помню тот июльский день, когда мы провожали отца в рейс. (2) В порту было жарко и душно. (3) Горячее солнце накалило пыльную булыжную мостовую. (4) Лица у грузчиков были влажными от пота. (5) На реке – полный штиль. (6) В разогретом воздухе стоял крепкий запах тюленьего жира и соленой трески.
ЗАДАНИЕ В 4. Вариант 3
1. Среди предложений 1-4 найдите неопределённо-личное предложение.
(1) Слышится блеянье ягненка. (2) Неужели уже выгнали стадо? (3) Слишком ещё темно. (4) Это длинноносый кулик, бекас, забравшись в сумасшедшую вышину, под облака, кидается оттуда камнем вниз на неподвижно распущенных крыльях, и рулевые
перья его хвоста, дрожа, производят странный звук, почти неотличимый от блеянья.
2. Среди предложений 1-6 найдите безличные предложения. Напишите их номера.
(1) Еще вчера на дворе кружила сумасшедшая мартовская метель. (2) Вечером ветер переменился. (3) Стало тихо и совсем тепло. (4) В снег ударили капли нежданного весеннего дождя. (5) А на рассвете подморозило. (6) Только наша северная весна так легко играет ветрами и туманами, дождями и заморозками.
3.Среди предложений 1-7 найдите односоставное назывное предложение.
(1) Чем ближе мы подлетаем, тем выше поднимается голец над темными пропастями, окружёнными отвесными скалами. (2) Неожиданно под самой папахой гольца появляется сигнальный дымок, явно предназначенный для нас. (3) Мы приближаемся. (4) Видим палатку на крошечной террасе, почти на самой макушке гольца. (5) А вот и люди. (6) Они неистово машут нам руками, наверное, кричат, хотя еще не уверены, что машина идет к ним.
4. Среди предложений 1-10 найдите односоставное неопределённо-личное предложение.
(1) Мать села за пианино, я — в кресло рядом. (2) Когда-то давно она закончила институт культуры, актёрский факультет, потом играла в местном театре, потом — вела театральный кружок в Доме творчества. (3) Но ей это не особо нравилось. (4) Она всю жизнь хотела быть знаменитой пианисткой. (5) Неудачный перелом руки сделал это невозможным, из училища по классу фортепиано ей пришлось уйти. (6) Меня отдали в музыкалку уже в пять лет. (7) Но, когда я в четвёртом классе сломал руку (не левую, как мать, а правую, но всё равно это считалось мистическим совпадением), ходить туда дальше я наотрез отказался. (8) Мать очень переживала. (9) Теперь ей только и оставалось — играть мне или просить меня поиграть ей, но, так как я, бросив музыкалку, и дома перестал заниматься, второе потеряло смысл. (10) Я мог сыграть только что-нибудь совсем лёгкое, а это было неинтересно.
5. Среди предложений 1-4 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.
(1) Каждую осень на острова возвращались для починки высокие бриги и клипера, барки и бригантины. (2) Они приходили из Карибского моря, из Леванта и Шотландии, из всех углов земли. (3) Приводили их шведские шкипера - неразговорчивые и честные люди. (4) Зимой корабли вмерзали в лед, их засыпало снегом.
6. Среди предложений 2-8 найдите простое односоставное неопределенно-личное предложение.
(2) Истинно, великому народу дан и великий язык. (3) Звучен язык Вергилия и Овидия, но ведь не свободен он, ибо принадлежит прошлому. (4) Певуч язык Гомера, но и он в пределах древности. (5) Есть соревнователь у русского языка – санскрит праотец. (6) Но на нем даже в Индии уже не говорят. (7) А ведь русский язык жив. (8) Он живет для будущего.
7. Среди предложений 33-39 найдите односоставные безличные предложения.
(33)К сожалению, сейчас появилось много художественных произведений весьма невысокого художественного уровня. (34)Привыкая к ним, мы теряем ориентиры. (35)Воспитывать вкус можно на Толстом, Достоевском, на Пушкине. (36)Главное – научиться различать, что действительно красиво, а что подделка. (37)Что ново и оригинально, а что банально и истёрто, тысячу раз встречалось. (38)Поэтому – не искусство: искусство всегда ново, что-то открывает. (39)Воспитать вкус можно лишь чтением, вдумыванием, вглядыванием в тексты истинно совершенные.
8.Среди предложений 1-4 найдите сложное предложение, в которое входит односоставное неопределённо-личное предложение.
1) Весна пришла солнечная, а потом стало жарко, и плащом я ни разу не воспользовался. 2)Лето было жаркое, осень сухая. 3)Так в первый год плащ мой провисел в гардеробе, и каждый раз, перебирая вешалки и встречая плащ, я в копилку своей домашней души складывал приятное чувство обладания хорошей вещью, очень полезной при общении с природой. 4)Потом в следующий год было опять сухо, и, когда вышел третий год сухим, заговорили о том, что климат меняется в связи с особым расположением солнечных пятен.
9. Среди предложений 18 – 21 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное.
(18)Отбиваясь от детей, отец посмотрел на расписание, потом бегло глянул на часы и, видимо поняв, что у него ещё есть время, целиком отдался игре. (19)Они шумно бегали друг за другом, с топотом кружа вокруг сваленных в кучу бетонных плит. (20)Дети смеялись так, что порой останавливались и, согнувшись, хватались за отца, чтобы не упасть. (21)Тот, большой и толстый, с широким мясистым лицом, торопливо, почти взахлёб, говорил им что-то смешное, и они, всплёскивая руками, начинали хохотать ещё сильнее.
10. Среди предложений 7 – 13 найдите простое односоставное определенно-личное предложение.
(7)Все краски лесных опушек насыщенны, ярки. (8)Прислонившись щекой к стволу сосны, чувствуешь тепло. (9)От всех деревьев это тепло идет, как от печки.(10)Под каждым - ямки вытаявшего снега. (11)Уронил утром дятел сосновую шишку – к вечеру шишку можно и не заметить: ушла в снег, «прожгла» в нем ямку. (12) Синие тени от берез, от изгороди на деревенской околице, от каждой былинки, торчащей из снега. (13)Художники любят этот цвет неба, отраженный в тенях.
ЗАДАНИЕ В 4. Вариант 4
1. Среди предложений 4-7 найдите сложное, в состав которого входит безличное.
4) Скачет шестерка Победы над лукавою аркою Росси. 5) Сотни портиков, тысячи колонн, вздыбленные лошади, упирающиеся быки...
6) Какое счастье, что здесь ничего уже нельзя построить! - ни кондитерского небоскреба втиснуть в Невский, ни пятиэтажную коробку сляпать у канала Грибоедова. 7) Ни один архитектор, самый чиновный и бездарный, употребив все влияние, не получит участка под застройку ближе Черной Речки или Охты.
2. Среди предложений 4 – 9 найдите сложное предложение, в состав которого входят безличные предложения.
(4) Но мы не можем закрыть глаза и на то обстоятельство, что с некоторых пор искусство все больше становится средством уик-энда, сонливого отдыха, голосом шумного фестивального празднества. (5) Один уважаемый кинорежиссер в недавней дискуссии в "Литгазете" так и написал: "Человек идет в кино развлечься, значит, задача кино — развлечь его, коль оно взяло с него деньги за билет". (6) Книги нынче тоже стоят немало. (7) Получается, что и нам нужно постараться, чтобы развлечь своих читателей на пару рубликов? (8) Если это роман, то нам, может быть, перепадет даже трешка и больше! (9) Разумеется, я несколько утрирую, и все же я не могу отделаться от вопроса: что должна литература?
3. Среди предложений 9 – 14 найдите простое безличное предложение.
(9) «И врагу никогда не добиться, чтоб склонилась твоя голова». (10) И мы стоим у «ежей» на Ленинградском шоссе и обнажаем головы перед этой грозной и решительной надписью. (11) И благодарим поэта. (12) Конечно, не всякую песню постигает такая судьба, не всем дано так реально быть изготовленным в бетоне, отлитым в металле, высеченным в граните. (13) С этим в конце концов можно потерпеть. (14) Но входить в душу человеческую, оставаться там пусть малыми, но надежными опорами гуманизма, честности, преданности — прямая задача песни.
4. Среди предложений 3 – 6 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное определенно-личное предложение.
(3)Моральные поучения и оценки автора могут лишь испортить произведение искусства, роман или драму. (4)Знаете, почему это происходит? (5)Читатель или зритель часто ищет в произведении искусства, не осознавая того, своего рода прибежище, где он мог бы почувствовать себя свободным от обязанности самому действовать и судить тех, кто действует в художественном мире. (6)Читателю хочется видеть в произведении «течение жизни», а не ее самодовольный критический разбор с нравственных позиций, более или менее строгих.
5. Среди предложений 15–18 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное предложение.
(15)Так образовывался ухоженный рельеф большого острова, весь дух которого пронизан ощущением многовековья. (16)Можно сказать, что пейзаж на Руси в основном формировался усилиями двух великих культур: культуры человека, смягчающего резкости природы, и культуры природы, в свою очередь смягчавшей все нарушения равновесия, которые невольно вносил в нее человек. (17)Ландшафт создавался, с одной стороны, природой, готовой освоить и прикрыть все, что так или иначе нарушил человек, а с другой – человеком, мягчившим землю своим трудом и смягчавшим пейзаж. (18)Отметим, что обе эти культуры как бы поправляли друг друга и создавали гармоничность русской равнины.
6. Среди предложений 3–6 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное определённо-личное предложение.
(3)В самом деле, представьте себе, что вы путешествуете в вагоне и сутками видите из окна один и тот же пейзаж, даже очень живописный… (4) Например, поля спелой ржи, облитые солнцем и волнуемые беспокойным ветром. (5)Через какое-то время вы почувствуете, что ваше путешествие скучно: исчезает интерес к увиденному, гаснет любовь к стране, по которой вы едете. (6)Ребенок не полюбит куклу, если он будет знать, что все куклы выглядят совершенно одинаково и лишены индивидуальных черт, придающих каждой из них неповторимость.
7. Среди предложений 16-19 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное определенно-личное предложение.
(16)Можно сказать, что русский пейзаж в основном формировался усилиями двух великих культур: культуры человека, смягчавшего резкости природы, и культуры природы, в свою очередь смягчавшей все нарушения равновесия, которые невольно вносил в нее человек. (17)Ландшафт создавался, с одной стороны, природой, готовой освоить и прикрыть все, что так или иначе нарушил человек, а с другой – человеком, мягчившим землю своим трудом и смягчавшим пейзаж. (18)Обе культуры как бы поправляли друг друга и создавали гармоничность ландшафта. (19)Обобщая сказанное выше, отметим, что отношения природы и человека строятся по принципу взаимовлияния двух культур, каждая из которых развивается и обогащается за счет другой.
8. Среди предложений 8-12 найдите сложные предложение, в состав которых входит односоставное безличное предложение.
(8)Индивидуальные особенности народов побуждают нас любить не только народ, к которому мы не принадлежим, но в первую очередь свой собственный народ. (9)Если нет индивидуальных особенностей, отличающих вашу местность от другой, ваше село от другого, ваш город от другого и ваш дом от соседних, то ваша страна превращается в пустыню, скучную, неинтересную. (10)А вы – в людей, лишенных любви к родным местам и к собственному народу. (11)Однако при этом ошибкой было бы считать, что все особенности каждого народа единственные в своем роде, что они свойственны только данной нации, только данной стране. (12)Нет, уникальность народа в определенной совокупности общих и самобытных черт и в неповторимом их соединении.
9. Среди предложений 13 – 17 найдите сложное предложение, в состав которого входит безличное предложение.
(13) Поэтому образцы классики, знакомые с детства, становятся для всех эталонами литературы вообще. (14) Но, к сожалению, во взрослой жизни мы так же редко достаем их с полки, как достают из музея парижский эталон метра. (15) Твердо усвоенное в школе преклонение перед классикой мешает увидеть в ней жизнь, почувствовать ее душу, а недостаток времени и будничная суета мешают попыткам еще раз прочитать знакомые книги. (16) Тот же, кто решается перечитать классику без предубеждения, с чистого листа, сталкивается не только со старыми авторами, но и со своими школьными стереотипами. (17) Перечитывая главные книги русской литературы, он понимает, что необходимо изменить, пересмотреть прежнее отношение к ним.
10. Среди предложений 1-9 найдите односоставное(-ые) безличное(-ые) предложение(-я).
(1) Рассказать о тех, кто снимает шапки с чужих голов? (2) Кто портит телефоны-автоматы? (3) Кто разрушает автобусные остановки просто так, с тоски и от буйства сил? (4) Кто стонет и визжит во время сеанса в кинотеатре, выражая свое эстетическое чувство? (5) Кто врубает на всю ночь проигрыватели, чтобы повеселить соседей?
(6) Кто... (7) Но пакостников по сравнению с порядочными людьми все же не так много. (8) Откуда же такое чувство, что мы порой опутаны ими? (9) Не оттого ли, что мы примирились с ними, опустили руки?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка "Односоставные предложения в лирике С.Есенина"
В данной презентации на примере лирики С.А.Есенина рассматриваются различные виды односотавных предложений....
Презентация урока по русскому языку "ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ"
Эту презентацию я использую на первом уроке по теме" Односоставные предложения". Материал изложен в доступной форме с использованием красочных иллюстраций и анимации....
Презентация к уроку русского языка "Односоставные предложения"
Интегрированное изучение русского языка и литературы....
конспект урока по русскому языку "Односоставные предложения"
Полный конспект урока по теме "Односоставные предложения" в 8 классе с использованием ИКТ...
Урок русского языка "Односоставные предложения"
План-конспект урока (русский язык, 8 класс) по теме: "Односоставные предложения"...
конспект урока русского языка "Односоставные предложения"
конспект содержит характеристику урока, технологическую карту, план-конспект урока, перечень учебно-методических средств...
Карточка по русскому языку. Односоставные предложения.
Карточки используются для индивидуальной работы с учащимися на уроке. Карточки по темам "Односоставные предложения", "Второстепенные члены предложения"....