Особенности индивидуального обучения
статья по русскому языку по теме

Амоаший Ольга Сергеевна

 

Я не открываю Америку. Кто-то уже знаком с подобной работой, кто-то только начинает. Но всегда необходимо помнить, что детям, находящимся на индивидуальном обучении,  требуется больше внимания и заботы, для них очень важны пусть маленькие, но победы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_individualnogo_obucheniya.docx63.42 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности уроков индивидуального обучения в 5-6классах.

Амоаший Ольга Сергеевна.

Введение. В силу особенностей развития учащихся, находящихся на индивидуальном обучении, уроки имеют свои особенности. Безусловно, используются формы, методы и приемы, используемые на обычных уроках, но предпочтение отдается отдельным из них.

Образовательная программа в системе компенсирующего обучения, помимо обучающей задачи, прежде всего, должна носить коррекционно-развивающую направленность и учителю важно иметь представление о содержании коррекционной работы, которое включает следующие направления.

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития: 

  1. развитие мелкой моторики и пальцев рук;
  2. развитие навыков каллиграфии;
  3. развитие артикуляционной моторики.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: 

  1. коррекция – развитие памяти;
  2. коррекция – развитие внимания;

3. Развитие различных видов мышления: 

  1. развитие наглядно-образного мышления;
  2. развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

4. Развитие основных мыслительных операций: 

  1. развитие умения сравнивать, анализировать;
  2. развитие умения выделять сходство и различие понятий;
  3. умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
  4. умение планировать деятельность.

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: 

  1. развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
  2. формирование умения преодолевать трудности;
  3. воспитание самостоятельности принятия решения;
  4. формирование адекватности чувств;
  5. формирование устойчивой и адекватной самооценки;
  6. формирование умения анализировать свою деятельность;
  7. воспитание правильного отношения к критике.

6. Коррекция - развитие речи: 

  1. развитие фонематического восприятия;
  2. коррекция нарушений устной и письменной речи;
  3. развитие лексико-грамматических средств языка.

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

_____________________________________________________________________________

Особенности уроков индивидуального обучения. Однако учителю не достаточно только знать особенности развития личности, самое главное суметь организовать на каждом этапе урока коррекционно-развивающую работу в соответствии с возможностями и потребностями учащихся.

Итак, и устная, и письменная речь не развиты. А ведь развитая речь - это взаимопонимание, умение самовыразиться, адаптация в обществе. Развитая рука - развитая речь!

В начале занятий обязательна гимнастика для кистей рук, в ходе занятий - для глаз.

Начинаю урок организационным моментом. Продолжительность которого 1-2 минуты. Цель этого этапа - сконцентрировать внимание учеников на учителе, настроить их на учебную деятельность. На организационном моменте включаю упражнения по развитию памяти, внимания, восприятия и др. Часто задания для этих упражнений помещаю в шкатулки, коробочки, баночки, мешочки, чтобы с самого начала урока кисти рук были в работе. В ходе урока перед письменными заданиями мною обязательно планируется гимнастика для кистей рук и пальцев.

Использую любые традиционные формы работы для развития мелкой моторики: пальчиковую гимнастику, рисование, нанизывание бус, конструирование, скатывание шариков из фольги и т. д.

Обязательно для детей эмоциональное поощрение преподавателя. Вначале часто бывает невозможным выполнение детьми задания по образцу, по подражанию. В дальнейшем, по мере того как прогрессирует произвольное внимание ребенка, и становятся более уверенными его движения, обычно все получается.

Кроме этого, стараюсь планировать выполнение заданий на уроках с включением упражнений по мелкой моторике. Например. при изучении темы

«Приставка» дети получают задание в коробочках, которые нужно открыть, взять из них предметы, и произвести с ними возможные действия:

лента – завязать, развязать

проволока - согнуть, загнуть, разогнуть

болт и гайка -закрутить, открутить и т.д.

Свои действия комментируем, одновременно с этим разбираем и состав слова, указывая приставки.

При изучении темы «Однокоренные слова» дети выбирают из большой шкатулки предмет, называют его и придумывают к этому слову однокоренные.

Введение элементов игры в обычную учебную деятельность учащихся повышает их заинтересованность, формирует положительные мотивы учения. Игры позволяют отрабатывать практические умения и навыки, обеспечивают высокий уровень мыслительной, эмоциональной, поведенческой активности учащихся.

Ученик в процессе игры получает удовольствие от расширения своего кругозора, от умения воспользоваться своими знаниями и обогатиться знаниями других. Любая игра сплачивает, рождает сотрудничество, создает условия для взаимопомощи. Особенную помощь игра приносит для слабоуспевающих детей, так как в процессе игры и подготовки к ней у них появляется повышенная учебная мотивация.

«СУНДУЧОК»                        

Учитель с сундучком в руках подходит к ученику. Предлагает приоткрыть крышку сундучка и вытащить лепесток, на котором написано слово. К этому слову необходимо подобрать фразеологизм. Например:

мало – кот наплакал

запомнить – зарубить на носу

умный – семи пядей во лбу

совестливый, непохожий

на других – белая ворона

обманывать – лапшу на уши вешать

ничего не делать – плевать в потолок

мало – с гулькин нос

громко кричать – во всю Ивановскую

работать плохо – спустя рукава

«НАБОРЩИК»

За 1 минуту необходимо набрать как можно больше имен существительных из

заданного слова. (Можно иметь одну букву в запасе). Например: за 1- 2 минуты  необхродимо набрать существительные из прилагательного «ФОРМООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО». Ученик получает приз.

 «МЯЧИК»

Передаем друг другу мячик, принимающий называет существительные 2-го склонения, тот, кто допустил ошибку, выходит к доске и проводит морфемный анализ слов, заранее прописанных на обратной стороне доски.

Например:

(существительные 2-го склонения)  заяц, кофе, метро, кинжал, окно, сериал, кресло, медведь.

«СОБЕРИ БУСИНКИ»

Жил-был на свете злой волшебник. Он собирал на нить бусинки и каждую называл женским именем, которое начиналось с 3-х букв - А, И, К -. Вдруг поднялся ветер и разорвал нить, бусинки рассыпались по всему белому свету. Ваша задача собрать бусинки, соблюдая алфавитный порядок.

Например: Авгусина, Аглая, Ада, Альбина, Аза, Алла, Арина, Ирина, Иза, Илона, Катерина, Кливия.

«ЧЕТЫРЕ КОМНАТЫ»

В вашей квартире 4 комнаты. Попробуйте расселить  данные слова. ( В 1-ю комнату поселите  сущ. мужского рода, во 2-ю - сущ. женского рода, в 3-ю - сущ. среднего рода, в  4 – ю - сущ. общего рода).

(аэрозоль, вуаль, авеню, шупальце, зал, метро, погон, бандероль, плацкарта, повидло, монисто, кашпо, рельс, дом, шампунь, доктор, водитель, тапка, туфля, тюль, толь, ветошь, кенгуру, сирота,

забияка, галерея, речь, денди, пони, такси, фрау, леди, пальто, Тбилиси, салями, Миссисипи, мозоль, фасоль, фамилия, вуаль, лебедь, вермишель).

«ТРИ  БОЧОНКА»

Приехал на базар мужик и начал продавать слова: «Покупайте нужные слова! Слова волшебные. Тот, кто угадает задание, осчастливит себя и все свое семейство».  Ребята, попытайте и вы счастья! В бочонках слова на ударение (ударение  в них падает либо на первый, на 2 или  на 3 слог). Угадайте, в каком бочонке  данные слова. Угадать  вы можете только в том случае, если правильно расставите ударение:

Арест, атлас (сорт ткани), балованный, банты, взяты, газопровод, декада, колледж, каталог, заиндеветь, кабель, камбала, квартал, кашлянуть, петля, мельком, кухонный, облегчить, отчасти, украинец, усугубить, танцовщица, усугубишь, созыв, щавель, шрифты, жалюзи, столяр. (Необходимо правильно проговаривать их).

«СБОРКА»

(собери предложение из слов)

СТАРЫЙМОРЯКВЫШЕЛНАПРОГУЛКУВСВОЕМНАРЯДНОМКИТЕЛЕ.

УЧЕНИКИМАЛОСТЬПЕРЕИГРЫВАЮТВСПЕКТАКЛЕ. ЕКАТЕРИНАБЫЛАПОСТАВЛЕНАНАПРЕСТОЛ.

«БЕГ ПО КРУГУ»

Подбери синонимы к словам:

смелый –

очи –

буря –

назойливый –

работа –

тратить-

«ГРАМОТЕЙ-КА»

(Слитно, через дефис, раздельно).

Учитель называет слова. Ребята, не проговаривая вслух, должны показать правильное написание слов. Если слово пишется через дефис, ученики поднимают правую руку, если слитно – левую, если раздельно - кивают головой.

(Дорогостоящий, многоуважаемый, долгоиграющая, давно минувшие дни, вышестоящих, гладко причесанные волосы, она высоконравственна, вечнозеленый кустарник, высокохудожественный, финансово-экономический, уныло-кислое, полтарелки, пол-яблока, пол-люстры, темно-синий, серебристо-зеленый, Южно-Китайское озеро, полуфинал, полстола, Ростов-на-Дону, Ла – Рошель, Книппер – Чехова, Римский – Корсаков, братья – гимназисты, завкафедрой, филфак, авиабилет, сорокаметровый, сумасшедший, баснописец).

«КОРРЕКТОР»

Ребята, я предлагаю вам стать корректором газеты на несколько минут. Ваша задача: исправить ошибки в данном тексте.

Александр Владимировичь пршол со встречи оживленный, с букетиком красных гвоздик, каторые тутже вручи л супруге. Она улыбаясь, цветы приняла, это и ее веть празник поставила зоботливо в вазу. Александр Владимировичь паказывает семейные альбомы. Есть вних снимки однапалчан фотографии со сьезда прафсаюзов, делигатом каторого он был в 1977 году от Горькавской облости. На прозьбу показать на фотографии себя говорит: «А вот я, в последнем ряду, нелюблю высововатся».

«ПОЛУЧИЛСЯ ТЕКСТ»

По заданному началу учащиеся по очереди с учителем составляют текст на такие темы, как: «Сегодня утром я увидел…», «Вот и солнышко встало», «Школа – наш второй дом», «Двойка в дневнике», «Случайная встреча обрадовала меня…», «У меня зазвонил телефон…».

 «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»

На доску вывешивается цветок. На семи лепестках записаны задания. Ученик подходит к доске, срывает лепесток и выполняет задание.

(Задания: подчеркнуть гл. члены предложения в тексте; назвать самостоятельные части речи; отгадать загадку; подобрать синонимы к фразеологизмам; и т.д.)

Упражнение на развитие сенсомоторики. (Упражнение, улучшающее состояние тонкой моторики и совершенствующее графические навыки) Рисуем спираль одновременно двумя руками.

Образец:  

                                     

Профилактика нарушения зрения. А теперь нарисуем такие пружинки глазами, сначала в левую сторону рисуем 6 пружинок, затем в правую сторону. Внимание, начали! (Упражнение для профилактики нарушения зрения).

 Упражнение для профилактики нарушения зрения.

А сейчас сыграем в игру «Снежинка». (На доске нарисована таблица )

    (Суть упражнения заключается в том, что учитель говорит в каком направлении «полетела» снежинка (например, 1 клетки вправо, 1 вверх и.т.д.),  дети глазами следят за ней, в конце игры дети должны указать, куда приземлилась снежинка).

Игра на внимание:

    -А теперь мы выполним интересное упражнение, которое требует вашего внимания. Я буду читать группу слов, а вы найдите лишнее слово и запишите его:

Лиса, заяц, медведи

Валенки, ботинок, сапог

Пихта, сосны, ель

-Какие слова записали? Почему?

Для выработки почерка, развития внимания, зрительной памяти, речевого слуха, памяти на предложения и тексты, скорости письма использую следующие упражнения:

  1. Списывание.  
  2. Записать слова, которые вспоминаются вместе со словом дом, береза, книга и т.д.
  3. Запишите прилагательные на тему «Класс», «Первый снег». Существительные на тему «Лето»
  4. Запишите по памяти.

Мы идем лесной тропинкой,

А куда – не знаем сами.

За малиной? За малиной!

За грибами? За грибами!

  1. Повтори за учителем по памяти (устно).

Над веселой светлой школой реет в небе флаг веселый.

Сколько было рассказов на школьном дворе о походах, рыбалке, о летней поре!



 Методы обучения.

Выбор метода обучения  - ключ к оптимизации учебного труда учителя и учащихся. Выбор метода основывается на цели обучения, на уровне возможностей учащихся, на их познавательном интересе, на наличии материальных средств обучения – в частности, учебников, ТСО, компьютеров. Выбор метода в идеале обуславливается также индивидуальными способностями учащихся. На уроках индивидуального обучения предпочтение отдаю следующим методам:

1.Объяснительно – иллюстративный метод предполагает осознанное усвоение знаний. Я сообщаю готовую информацию разными средствами, с обязательным разъяснением, показом примеров: устно (рассказ учителя, сообщение, объяснение), по книге, по картине или таблице. Учащиеся воспринимают, прочитывают, слушают меня, разбирают таблицы и примеры – добиваются понимания материала.

Данный метод при объяснении нового материала применяла при изучении тем:

1. «Правописание чередующихся гласных О и А в корнях –ЛОЖ- -ЛАГ-,

-РАСТ- -РОС- -РАЩ-».

2. «Буквы О и Е после шипящих в корне».

3. «Буквы Ы и И после Ц».

4. «Правописание гласных в приставках ПРЕ-, ПРИ-».

5. «Буквы Ы и И после приставок на согласные».

2.Проблемный метод -  такая учебно-воспитательная система, в которой постоянно создаются проблемные ситуации. Перед учащимися ставятся проблемные вопросы, в результате чего ими усваивается опыт творческой деятельности и у них формируются творческие способности.

Проблемный метод использовала на следующих уроках:

«Двойная роль букв е, ё, ю, я». Отталкиваемся от сказки «Хвастун». Ел превратился в ель, дал – в даль, брат – в брать, банка – в банька, полка – в полька. Жители страны грамматики поставили на место хвастунишку «ь». Кто же это сделал? Буквы е,ё,ю, я. Но эти буквы не только смягчают.

Ряд – яд, сел – съел, солю – солью, конём – приём.

Когда два звука?

«Буквы о и а в корне –гор- и –гар-».

  Командует ударение!

Загар, но загорелый,

Угар, но угореть.

Ставь ударенье смело

И должен ты суметь

Без страха и сомненья,

Судьбе наперекор,

Следя за удареньем,

-гар- отличить от –гор-.

Почему в словах загар, угар пишем а, а в словах загорелый, угореть – о.

3.Частично – поисковый метод обучения- метод, подготавливающий школьников к самостоятельной деятельности. 1. «Безличные глаголы». Дается небольшой текст: «Просыпаюсь. Рассвело. Хочется к реке. Как хорошо на рассвете».

Учитель просит подчеркнуть грамматические основы предложений. Спрашивает, что интересного они заметили. В предложениях нет подлежащего. Учитель просит подставить подлежащее. Подлежащее подставить нельзя. Какой вывод можно сделать?

4.Обязательным считаю на уроках метод беседы.

На каждом уроке этот метод применим. По вопросам, заданным мною, складывается диалог. От учащихся требую логически связанных рассуждений, начинающихся с постановки цели и завершающихся выводами.

5.Не проходят уроки и без чтения учебника. Это тоже один из методов, применимых мною на уроках.

Особенно применим этот метод на этапе изучения нового материала.

На этом этапе урока учащиеся зачитывают правила, образец рассуждения.

Объяснение нового материала строю на том, что сообщаю учащимся готовую информацию с обязательным разъяснением, показом примеров: устно, по книге, по картине или таблице.

Уроки сопровождаются демонстрацией таблиц, схем, картин, кино – и диафильмов, изображений, проецируемых на экран с помощью мультимедиапроектора.

6.Четко отработан практический метод, где одним из видов является упражнение. Данный вид ставит учащихся перед необходимостью многократного и вариативного применения полученных знаний .

______________________________________________________________________ 

Формы, средства и приемы обучения.

На своих уроках систематично использую различные средства обучения. Такие как учебные комплексы: учебники, учебные пособия, сборники дидактических материалов, словари, карточки, таблицы, схемы, алгоритмы, видеофильмы, аппаратуру ТСО.

Использую в своей работе программу – тренажер («Фраза»), которая контролируют правильность ответа и время, затраченное учеником, выставляет оценку учащимся.

Используются мной следующие приемы:

Например: 1. Прием «Лови ошибку».

А) Исправь речевые ошибки. С чем они связаны.

Однажды Кот и Пес решили пойти на прогулку в лес. Долго собирались и наконец отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, что заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет»,- сказывает Пес. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.

Б)Сегодня к нам за помощью обратился ученик 6 класса  Петя Ошибкин. Давай поможем Пете исправить его ошибки.

Лёгкое прикасновение, излогать грамотно, интересное предложение, распологающая улыбка, излогать программу, улажиться в секунды, прикосаться осторожно, коснись воды, растки пшеницы. Какие  правила необходимо было вспомнить, чтобы помочь Пете?

2. Прием «Вопрос к тексту».

Перед изучением темы ребятам ставиться задача: составить к тексту список вопросов.

Пример: данный прием я использовала при объяснении нового материала темы «Изменение и образование слов».

Прочитать текст, записанный на доске. Сформулировать не более 5 вопросов, основываясь на тему урока. Сформулировать цели урока.

3.Игровые приемы. Игры на своих уроках использую с целью повышения познавательных интересов учащихся. Игры содержат не только познавательный материал, но и обогащают новыми знаниями, умениями. Доля игр в учебном процессе велика, от игры – к исследовательской деятельности и к творчеству.

Пример игры рассмотрен в конспекте открытого урока по теме «Повторение и обобщение пройденного по теме «Имя существительное»

А)Какие слова помогают нам определить род существительных? ( он мой, она моя, оно мое).

Помоги девочке разнести фрукты и овощи по домикам.

Яблоко, свекла, картошка, картофель, редиска, редис.

Б)Какие слова помогают нам в определении числа? (Он, она , оно- они  ).

Давай зайдем в магазин и распределим продукты по полкам, в зависимости от их рода.

Мука, молоко, творог, макароны, сливки. Поставьте ударение в слове творог.

Предпочтительнее говорить ТВ`ОРОГ, допустимо ТВОР`ОГ.

В чем особенность этих существительных? ( мука, молоко, творог- имеют только форму ед.числа; сливки, макароны – только мн.числа).

4.Лингвистические сказки.  Были использованы при изучении « Лексики и фразеологии». В славном городе Омонимске проживали жители-близнецы омонимы. Были они похожи друг на друга как две капли воды. Даже песню об этом сочинили и любили распевать ее перед туристами:
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат,
Но важна не только
внешность,
Потому не торопись,
Ты до смысла доберись.
Схожим лицам вопреки
Мы по смыслу далеки.
Были омонимы бестолковыми и всегда все путали. Один из них говорит другому: «Помоги мне, пожалуйста. Я потерял свой ключ. Теперь не могу попасть домой». А тот ему в ответ: «Не может быть. Я только что его видел и пил из него воду». Так омонимы постоянно путали друг друга.
Жители лексического города Синонимска были гостеприимным и дружелюбным народом. На улицах этого города было всегда многолюдно. Здесь гуляли толпы родственников. Они ходили небольшими группами и зазывали к себе в компанию новых друзей, близких по лексическому значению.
Самой многочисленной синонимической семьей была семья дедушки СКАЗАТЬ. Она включала в себя 11 глаголов: сказать, произнести, проговорить, промолвить, изречь, заметить, буркнуть, ляпнуть, обронить, отмочить, выдать. Все родственники дедушки СКАЗАТЬ одинаково думали и были похожи друг на друга, отличались лишь характером производимых действий. Так, глагол ПРОМОЛВИТЬ обычно указывал на краткость, односложность того, что произносится вслух, а его племянник ИЗРЕЧЬ шутливо употреблялся по отношению к многословной речи, но пустой по содержанию.
Население города Антонимска было суровым и недружелюбным. Антонимы хороших людей называли плохими, тонких — толстыми, зрячих — слепыми. Жители этого города постоянно спорили друг с другом. Антоним черный спорил с белым, высокий — с низким, далеко — с близко. Однако вечно спорящие и ворчащие друг на друга антонимы в душе очень любили свои вторые половинки.
Однажды Главный Библиотекарь мира слов решил пригласить всех жителей названных городов в один большой лингвистический дом-словарь для того, чтобы те лучше могли узнать друг друга и перестали ссориться. Антонимы, синонимы, омонимы подружились.
Тогда и наступило время мирного сосуществования разных слов, противоречивых и не похожих друг на друга. Местом их дружеских встреч стал дом-словарь.
А теперь, всезнающий читатель, скажи, как называется такой словарь и для чего он предназначен?
Работа по созданию лингвистических сказок делает для ученика процесс познания радостным и живым. Ведь цель образования, как говорил Джон Мейсон, превратить ум ребенка в живой фонтан, а не в резервуар для хранения воды.
Лингвистическая сказка о путешествии братьев Синонимов, Антонимов и Омонимов во дворец к королеве Лексике
В некотором царстве, в некотором государстве в сказочном дворце жили два брата-принца. Хотя они и были братьями, но родились абсолютно разными. Каждый из них любил все делать по-своему, однако братья никогда не ссорились.
Когда один из принцев был весел, другой в это время грустил. Если первый брат болел, второй был здоров. Одному из принцев нравился солнечный день, а другому — лунная ночь.
Утром братья умывались разной водой. Один из принцев теплой, другой — холодной. Повар готовил им разные обеды. Кушанья первого брата были сплошь солеными, а второго  — слишком сладкими.
Любили братья-принцы читать книги. Вот только книги для чтения были у них совершенно разными: старший брат любил стихи, а младший предпочитал прозу.
Жили братья — не тужили в мире и согласии.
Недалеко от их дворца располагалась картинная галерея. Здесь жили и работали два брата-художника. И были они очень дружные. Все делали вместе. Но больше всего любили рисовать. После завтрака братья решали, что они сегодня будут рисовать. После этого брали краски, карандаши, бумагу и до самого вечера писали свои картины.
Когда картины были готовы, братья-художники звали в гости своих знакомых, друзей и интересовались у них, чье же живописное полотно лучше. Но никто из собравшихся не мог ответить с полной уверенностью на их вопрос, потому что на картинах с одним и тем же названием художниками были изображены абсолютно разные предметы. Например, если братья рисовали ключ, то у одного получался родничок, а у другого приспособление для открывания входной двери. Если каждый из них писал картину со звучным названием «Бор», то один из братьев изображал на своем полотне хвойный лес, а другой — прибор, которым стоматолог сверлит зубы пациента.
Братья-художники часто ходили в гости к братьям-принцам. Они все вместе интересно и весело проводили свое свободное время. Были очень дружны.
И вот однажды все они получили приглашение на бал к королеве. Королеву звали Лексикой. Она ежегодно приглашала к себе во дворец многих знатных и известных жителей своей страны, чтобы ближе познакомиться с ними и узнать все последние новости.
Братья — принцы и художники — решили поехать на бал все вместе. Снарядили карету, взяли необходимый запас еды и тронулись в путь.
Резиденция королевы Лексики располагалась в столице. До ее дворца надо было добираться целые сутки.
Наши путешественники преодолели уже половину пути, когда наступили сумерки. Они решили остановиться и переночевать в ближайшей гостинице, которая называлась «Передышка и отдых после долгого путешествия». Здесь их встретили два брата-управляющих. Они очень обрадовались своим новым постояльцам. Один брат вежливо произнес: «Очень хорошо, что вы у нас остановились!» Другой тут же добавил: «Отлично, что вы остановились именно в нашей гостинице!» Гости поинтересовались у них, когда им подадут что-нибудь перекусить. Первый управляющий сразу их успокоил: «Сейчас у вас будет вкусный ужин!» Его брат добавил вслед за ним: «Аппетитный ужин сейчас будет у вас». Потом гостеприимные хозяева сказали, что тоже завтра приглашены на бал к королеве Лексике. И тогда все присутствующие решили утром отправиться в столицу все вместе.
И вот на следующий день они оказались во дворце королевы. Здесь было много приглашенных, но ее величество Лексика наших путешественников подозвала к себе первыми. Увидев их, она воскликнула: «Здравствуйте, мои дорогие гости! Здравствуйте, братья Омонимы! Приветствую вас, братья Синонимы! Рада вас видеть, братья Антонимы!»
Братья не поняли, к кому обращается королева Лексика. Но мудрая правительница тут же объяснила, почему каждому из них она дала такие титулы.
Внимательный читатель, знаток русского языка, ответь, кто из братьев получил какой титул и почему.

При изучении темы « Гласные в приставках пре- и при-».

Жили-были две приставки. Одна пре-, другая при-. Приставка пре- очень добрая, очень гордая, очень серьезная. Пре- дружила с прилагательными и играла с ними в новые слова: очень добрая – предобрая, очень гордая – прегордая. Приставка пре- дочь приставки пере-, она очень похожа на мать. Только одну букву она не взяла от своей матери, букву е. Благодаря сходству в значении она может заменять пере- в глаголах: перегородить – преградить, переступить – преступить. 

Приставка при-  – хорошо воспитанная барышня. Покажите разницу в выполнении действий.

Не топнет, а притопнет,
Не сядет, а
присядет,
Не откроет, а
приоткроет.

Вывод: (покажите жестом с помощью ладоней) Она все делает “ чуть-чуть” – неполное действие. У нее есть такие значения:

  1. друг к другу” – присоединение,
  2. близко” – приближение,
  3. около” – близость. 

5. Алгоритм.

I.При изучении написания падежных окончаний существительных:

1. Прочитай слово.

2. Определи падеж имени существительного

3. Определи склонение имени существительного.

4. По падежу и склонению определи окончание.

II.При изучении темы « Гласные в приставках пре- и при-»:

6. Развитие речи. Школьная программа традиционно ориентирована на развитие письменной речи, между тем учащиеся зачастую не могут грамотно построить высказывание на какую-либо тему. На уроки стараюсь подбирать актуальные темы, которые вызывают желание обсудить, высказать свою точку зрения.

Например:

1) “Говори!” - даётся задание рассказать о книге, которую сейчас читаешь; передаче, которая понравилась. Эти уроки развивают речь учащихся, логическое мышление, позволяют учителю контролировать досуг учащихся, формировать литературный вкус.

2) Творческие работы. “Свободное сочинительство”, “Мой дневник” (пиши о том, что сейчас вспоминаешь, о чём думаешь, переживаешь).

3) “Фантазия-картина” (опиши словами картину, которой нет, которую видишь только ты в своём воображении).

4) Сочинение-ассоциация по мотивам ранее написанного, прочитанного текста.

5) Музыкальное сочинение (опиши образы, которые возникают при прослушивании музыкального произведения).

6) “Что я люблю”, “Чего я не люблю”.

7) Рассказ о несуществующем животном”.

8) Творческая работа “Таинственная история, произошедшая с мыслями-малютками”.

9) Творческая работа “Я в будущем”.

10) Невыдуманный рассказ (“Воспоминание”, “Сон”, “Плохой поступок”, “Борьба с вредной привычкой”).

11) Путешествие в страну “Глаголия”.

12) Путешествие в страну имён существительных.

13) Путешествие в страну имён прилагательных.

_____________________________________________________________________________

Заключение.

В заключении хочется сказать, что я не открываю Америку. Кто-то уже знаком с подобной работой, кто-то только начинает. Но всегда необходимо помнить, что детям, находящимся на индивидуальном обучении, требуется больше внимания и заботы, для них очень важны пусть маленькие, но победы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Разработка индивидуальной образовательной программы для учащегося 8 класса с умственной отсталостью, обучающегося в условиях индивидуального обучения»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Приоритетные цели и задачи, решение которых требует построение адекватной системы психолого-педагогического сопровождения ребенка с ООП, определены Конвенцией модернизации российс...

Особенности индивидуального подхода к проблеме обучения фортепиано.

Успех педагога в большой мере определяется его умением индивидуально подойти к каждому студенту. Для этого необходимо изучать личность ученика, знать, чем он живёт, интересуется, какая у него окружающ...

Особенности преподавания английского языка в условиях индивидуального обучения различных категорий учащихся.

Особенности преподавания английского языка в условиях индивидуального обучения на дому детей с ослабленным здоровьем и сохранным интеллектом....

Методическая разработка: Дифференцированное индивидуальное обучение. Работа по повышению знаний с учетом индивидуальных особенностей учащихся на уроках математики.

Методические рекомендации по применению технологии дифференцированного обучения на уроках математике.Работа по повышению качества знаний с учетом индивидуальных особенностей учащихся на уроках геометр...

Особенности организации уроков индивидуального обучения на дому по медицинским показаниям

Как известно, урок - главный элемент образовательного процесса.В педагогической практике, традиционно, в организации урока делается акцент на учет личностных особенностей и уровень обученности, исполь...

Статья Особенности индивидуального обучения.

Каждый ребенок - это личность. все дети разные в развитии, по физическим показаниям, имеют разное воспитание.Наша задача помочь развиться ему, найти свою тропинку в жизни,показав ему все разнообразие ...

Презентация Марушиной Э.А. учителя СКК МБОУ Яковская ОШ Сосновского МО Нижегородской области на тему "Особенности индивидуального обучения детей с ЗПР на дому"

Презентация Марушиной Э.А. учителя СКК на тему "Особенности индивидуального обучения детей с ЗПР на дому" представляет собой информативное изложение основных принципов и методов работы с дет...