Календарно-тематическое планирование. Русский язык. 10 кл.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (10 класс) по теме

Шахназарян Людмила Александровна

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 10 класса (базовый уровень )

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russ_10_baza.docx35.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

К-во часов

Тип урока

Элементы минимального содержания образования

Элементы дополнительно

го содержания образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Домаш

нее задание

Да-

та

П

л

а

н

Ф

а

к

т

1

Роль языка в обществе

1

Комб.

Язык и общество. Язык и культура. Русский язык в современном мире: в международном и межнациональном общении.

Принципы выбора и организации языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения.

Знать некоторые особенности развития русского языка, что такое речь, формы речи, речевая ситуация.

Уметь оперировать терминами при анализе языковых явлений.

Иметь представление о социальной сущности языка.

Организация совместной учебной деятельнос

ти.

Упр. по выбору учителя.

2

«Язык каждого народа создан самим народом». (К.Д.Ушинский)

1

Комб.

Язык и история народа. Три периода в истории русского языка.

Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах, лингвистические новации последних лет; необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как национальной ценности.

Знать общие сведения об истории языка в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования.

Уметь оперировать терминами при анализе языкового явления.

Организация совместной учебной деятельнос

ти.

Упр. по выбору учителя.

3

История развития русского языка.

1

Комб.

Три периода в истории русского языка. Русский язык в современном мире.

Умение работать с учебной и справочной литературой.

Знать общие сведения об истории языка в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования.

Иметь представление о происходящих в русском языке изменениях, его взаимосвязи с другими языками.

Самостоятельная работа.

Упр. по выбору учителя.

4

Периоды в истории развития русского языка.

1

Комб.

Язык и общество. Язык и культура. Три периода в истории русского языка.

Умение работать с учебной и справочной литературой.

Знать общие сведения об истории языка в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования.

Иметь представление о происходящих в русском языке изменениях, его взаимосвязи с другими языками.

Устный опрос.

Комп. ана

лиз

текс

та

5

Место и назначе

ние языка в современ

ном мире.

1

Комб.

Взаимоотношения русского языка с языками коренных народов России; роль языка на международной арене.

Навык работы с учебником.

Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа.

Уметь объяснять с помощью словаря значения слов с национально-культурным компонентом.

Фронталь

ный опрос.

Упр. по выбору учителя.

6

Стилисти-

ческие функции устарев-

ших форм слова.

1

Комб.

Обобщение изученного по теме; формирование умения определять роль слов с ограниченной сферой употребления в художественной литературе, лексикологии, лексикографии.

Анализ, выбор, использование выразительных средств лексики.

Знать общеупотребительные, устаревшие слова, их роль в художественной литературе, лексикологии, лексикографии.

Конструиро-

вание предложе-

ний.

Комп.

ана-

лиз

текс-

та

7

Культура речи.

1

Комб.

Активные процессы в русском языке на современном этапе. Понятие нормы, основные нормы русского языка.

Функции русского языка как учебного предмета.

Иметь представление о культуре речи, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, его взаимосвязи с другими языками.

Беседа, проблемные задания.

Предлож. по схе-

мам.

Фонетика. Орфоэпия. Орфография. (4 часа)

8

Обобщающее повторе

ние фонетики,

орфоэпии,

орфогра-

фии.

1

Комб.

Понятие фонемы, открытого и закрытого слогов. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.

Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись.

Знать основные орфограммы, изученные ранее.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации, основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка.

 Уметь производить орфографический и фонетический разборы.

Беседа, проблемные задания.

Составление предложений с использованием изучаемой языковой единицы

9

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в современном русском языке.

1

Комб.

Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение.Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.

Роль ударения в стихотворной речи.

Знать основные орфограммы, изученные ранее.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации, основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка.

 Уметь производить орфографический и фонетический разборы.

Организация совместной учебной деятельности

Письменный ответ на вопрос

10

Принципы русской орфогра

фии.

1

Комб.

Понятие орфограммы, сильной и слабой позиции морфемы. Основные принципы и нормы современной русской орфографии.

Классификация ошибок, умение правильно объяснять графически орфограмму.

Знать основные орфограммы, изученные ранее.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации, основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка.

 Уметь производить орфографический и фонетический разборы.

Тренинг, практикум

Упр. по выбору учителя

11

Фонетический разбор.

1

Комб.

Систематизация изученного по фонетике.

Применение знаний по фонетике в практике правописания и говорения.

Знать основные орфограммы, изученные ранее.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации, основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка.

 Уметь производить орфографический и фонетический разборы.

Тренинг, практикум

Упр. по выбору учителя

Лексика и фразеология ( 6 часов)

12

Повторение по теме «Лексика»

1

Комб

Лексическая система русского языка.

Передавать содержание информации адекватно поставленной цели: сжато, полно, выборочно.

Знать смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения.

Уметь осуществлять речевой самоконтроль.

Организация совместной учебной деятельности

Комплексный анализ текста

13

Сферы употребления русской лексики.

1

Комб

Русская лексика с точки зрения сферы её употребления: диалектная, специальная, аргонизмы. Межстилевая, разговорная и книжная.

Передавать содержание информации адекватно поставленной цели: сжато, полно, выборочно.

Знать сферы употребления русской лексики.

Уметь извлекать информацию из различных источников. свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.

Конструирование предложений

Упр. по выбору учителя

14

Исконно русская и заимствованная лексика.

1

Комб.

Лексическая система русского языка. Русская лексика с точки зрения её происхождения.

Анализ, выбор, использование выразительных средств лексики.

Знать понятие «заимствованные слова», пути их проникновения в язык и речь.

Уметь определять заимствованные слова в тексте, уместно употреблять их в речи.

Конструирование предложений

Комплексный анализ текста

15

Русская фразеология.

1

Комб.

Крылатые слова. пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами.

Крылатые слова, их происхождение.

Знать понятие фразеологизмов.

Уметь определять фразеологизмы- устойчивые сочетания слов.

Конструирование предложений

Комплексный анализ текста

16

Словари русского языка.

1

Комб.

Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексические и стилистические синонимы.

Лексико-фразеологический разбор. Изобразительные возможности синонимов, антонимов. паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Уметь извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.

Конструирование предложений

Комплексный анализ текста

17

Контрольный диктант.

1

Урок контроля ЗУН по теме

Проверка и тематический контроль ЗУН.

Классификация ошибки, правильное объяснение графически орфограммы.

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии.

Тренинг, практикум

Анализ и разбор контрольного диктанта. Работа над ошибками

Морфемика и словообразование ( 4 часа )

18

Повторение. Морфемика и словообразование.

1

Комб.

Понятие морфемы. Виды морфем. Морфемный  и словообразовательный разборы.

Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Знать виды морфем: корень, приставку, суффикс, окончание, основу слова, чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов.

Уметь применять знания по морфемике  и словообразованию в практике правописания.

Организация совместной учебной деятельности

Комплексный анализ текста

19

Способы словообразования.

1

Комб.

Основные способы словообразования. Морфологические и неморфологические способы. Словообразовательный разбор.

Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Знать виды морфем: корень, приставку, суффикс, окончание, основу слова, чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов.

Уметь применять знания по морфемике  и словообразованию в практике правописания.

Организация совместной учебной деятельности

Упр. по выбору учителя

20-21

Выразительные словообразовательные средства.

2

Комб

Выразительные словообразовательные средства. Экспрессивно-стилистическая роль корней, суффиксов и приставок в структуре художественного слова.

Анализ, выбор, использование выразительных средств  словообразования.

Знать основные выразительные средства словообразования.

Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Проекты-презентации с применением ИКТ

Упр. по выбору учителя

Морфология и орфография ( 6 часов )

22

Тест по теме «Части речи»

1

Комб.

Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова. Принципы русской орфографии.

Изобразительно выразительные возможности морфологических форм.

Знать языковые единицы.

Уметь проводить различные виды анализа языковых единиц; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации.

Комментированное письмо.

Самостоятельная работа

Упр. по выбору учителя

23

Трудные вопросы правописания –н и –нн в суфф. сущ, прилаг., наречий.

1

Комб.

Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм, изученных в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач.

Роль лексического и грамматического разборов при написании слов различной структуры и значения.

Знать основные типы орфограмм, изученные в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач.

Уметь обосновывать свой выбор.

Комментированное письмо.

Самостоятельная работа

Упр. по выбору учителя

24

-Н и –НН в суфф. причастий и отглагольных прилаг. Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи.

1

Комб.

Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм, изученных в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач.

Роль лексического и грамматического разборов при написании слов различной структуры и значения.

Знать основные типы орфограмм, изученные в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач.

Уметь обосновывать свой выбор.

Комментированное письмо.

Самостоятельная работа

Упр. по выбору учителя

25

Правописание – не и –ни с разными частями речи.

1

Урок Систематизации ЗУН.

Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм, изученных в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач.

Роль лексического и грамматического разборов при написании слов различной структуры и значения.

Знать основные типы орфограмм, изученные в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач.

Уметь обосновывать свой выбор.

Комментированное письмо.

Самостоятельная работа

Упр. по выбору учителя

26.

Правописание наречий.

1

Урок Систематизации ЗУН.

Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм, изученных в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач.

Роль лексического и грамматического разборов при написании слов различной структуры и значения.

Знать основные типы орфограмм, изученные в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач.

Уметь обосновывать свой выбор.

Комментированное письмо.

Самостоятельная работа

Упр. по выбору учителя

27

Слитное, раздельное и дефисное написания.

1

Урок Систематизации ЗУН.

Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм, изученных в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач.

Роль лексического и грамматического разборов при написании слов различной структуры и значения.

Знать основные типы орфограмм, изученные в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач.

Уметь обосновывать свой выбор.

Комментированное письмо.

Самостоятельная работа

Упр. по выбору учителя

Речь, функциональные стили речи (7 часов)

28

Что такое текст?

1

Комб.

Текст, его строение и виды его преобразования.

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности.

Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов.

Уметь определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности; находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Организация совместной учебной деятельности

Комплексный анализ текста

29

Способы и средства связи между частями текста.

1

Комб.

Текст, его строение и виды его преобразования. Способы и средства связи между частями текста.

Основные требования к речи6 правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Знать способы и средства связи между частями текста.

Уметь определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности; находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

Организация совместной учебной деятельности

Комплексный анализ текста

30

Типы речи.

1

Комб.

Типы речи: описание,  повествование, рассуждение; основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Умение находить и исправлять языковые ошибки.

Знать основные типы речи, их признаки.

Уметь определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности; находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

Организация совместной учебной деятельности

Комплексный анализ текста

31

Речеведческий анализ текста.

Урок Систематизации ЗУН.

Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Анализ художественного и научно-популярного текстов.

Анализ текста с точки зрения функциональной разновидности языка, создание текстов разных стилей и жанров.

Уметь определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности; находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

Организация совместной учебной деятельности

Комплексный анализ текста

32

Научный стиль речи.

Урок Систематизации ЗУН.

Понятие «стили речи». Отличие книжных и разговорных стилей речи. Особенности научного стиля.

Создание письменных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Уметь создавать текст заданного стиля, редактировать текст.

Творческая работа

Стилистический анализ текста

33

Конспект. Тематический конспект. Реферат.

Урок Систематизации ЗУН.

Текст, его строение и виды его преобразования. Понятие о конспекте. Структура научных определений и автобиографий. Тезисы, аннотации, выписки, рефераты.

Анализ художественного и научно-популярного текстов.

Знать основные признаки научного стиля, признаки текста и его функционально-смысловых типов.

Уметь определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности; находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

Организация совместной учебной деятельности

Комплексный анализ текста

34

Контрольный диктант.

Урок контроля ЗУН по теме

Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний.

Классификация ошибки, правильное объяснение графически орфограммы.

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии.

Тренинг, практикум

Анализ и разбор контрольного диктанта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно- тематический план по русскому языку для 7 класса по учебнику С.И. Львовой

Календарно-тематический план по русскому языку для 7 класса по учебнику С.И. Львовой...

Календарно- тематические планы по русскому языку

календарно- тематическое планирование по русскому языку в 5- 11 классах...

календарно-тематический план по русскому языку и культуре речи

Календарно-тематический план предназначен для преплдавателей русского языка и культуры речи ССУЗов...

календарно-тематический план по русскому языку 1 курс

Календарно-тематический план предназначен для преподавателей русского языка  ССУЗов...

Календарно- тематический план по русскому языку 5 класс

Календарно- тематический план Русский язык 5 класс под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова....

календарно-тематическое плланирование по русскому языку для 5 класса по учебнику Быстровой

календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса  на 170 часов по учебнику Быстровой...

календарно-тематический план по русскому языку 9 класс

планирование к УМК Баранова, Тростенцовой...