календарно-тематический план по русскому языку и культуре речи
календарно-тематическое планирование по русскому языку (11 класс) по теме
Календарно-тематический план предназначен для преплдавателей русского языка и культуры речи ССУЗов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_russk_yaz_i_kult_rechi.docx | 30.03 КБ |
Предварительный просмотр:
№ занятия | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Вид занятия | Наглядные пособия, ТСО, электронно- вычислитель-ная техника | Учебная литература для студентов | Примечание |
Введение | 3 | |||||
1 | Тема. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. | 2 | лекция | Презентация по теме. | Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, с. 6-25 | |
Самостоятельная работа. Работа над рефератом «Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов». | 1 | П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Н.Б. Самсонов. Русский язык и культура речи.: М «Дрофа», 2007, с. 5-8 | ||||
Раздел 1. Язык и речь | 7 | |||||
2 | Тема 1.1. Основные единицы языка. Виды речевой деятельности. Русский литературный язык и языковые нормы. Основные требования к речи. | 2 | урок | Презентация по теме. | Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, с. 17--25 | |
3 | Тема 1.2. Социальные аспекты культуры речи (обсуждение проблемы с использованием диалогической и монологической форм речи) | 2 | Практическое занятие | Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, с. 32-37 | ||
Самостоятельная работа. Работа с учебником. Редактирование текста с учётом основных требований к речи. | 3 | П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Н.Б. Самсонов. Русский язык и культура речи.: М «Дрофа», 2007, с. 174-187 | ||||
Раздел 2. Фонетика | 9 | |||||
4 | Тема 2.1. Фонетические единицы языка. Ударение словесное и логическое. Выполнение упражнений по определению ударения в слове. | 2 | Практическое занятие. | Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, с. 17--25 | ||
5 | Тема 2.2. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Определение орфоэпических норм по орфоэпическому словарю. | 2 | Практическое занятие. | Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, С.221-227 | ||
6 | Тема 2.3. Фонетические средства речевой выразительности. | 2 | урок | Презентация по теме. | Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, С.227-240 | |
Самостоятельная работа. 1. Работа с учебником -1 час: - составление конспекта по теме «Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация». 2. Ответы на контрольные вопросы по теме: «Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи» -1 час. 3. Работа со словарями, справочниками по теме: «Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов» – 1 час.. | 3 | Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, С.240-246 | ||||
Раздел 3. Лексика и фразеология | 10 | |||||
7 | Тема 3.1. Слово в лексической системе языка. Лексика с точки зрения ее употребления. | 2 | урок | Презентация по теме. | Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, С.110-113 | |
8 | Тема 3.2. Стилистический анализ текста. | 2 | Практическое занятие. | Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, С.113-140 | ||
9 | Тема 3.3. Лексико-фразеологическая норма, ее варианты. | 2 | урок | Презентация по теме. | Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, С.153-160 | |
Самостоятельная работа. 1. Работа над рефератом «Происхождение, строение и значение фразеологизмов» - 2 час. 2. Словотворчество В. Маяковского, А. Вознесенского. Анализ текстов – 1час. 3.Работа с учебником -1 час: - выполнение упражнений на исправление лексических ошибок в тексте; - выполнение упражнений на исправление ошибок в употреблении фразеологизмов. | 4 | П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Н.Б. Самсонов. Русский язык и культура речи.: М «Дрофа», 2007, с. 5-37 | ||||
Раздел 4. Словообразование. | 9 | |||||
10 | Тема 4.1. Способы словообразования. | 2 | урок | Презентация по теме. | П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Н.Б. Самсонов. Русский язык и культура речи.: М «Дрофа», 2007, с. 68-76 | |
11 | Тема 4.2. Стилистические возможности словообразования. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. | 2 | Практическое занятие | П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Н.Б. Самсонов. Русский язык и культура речи.: М «Дрофа», 2007, с. 193-194 | ||
12 | Тема 4.3. Словообразование и орфография. Выполнение упражнений на правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -, правописание сложных слов, терминов | 2 | Практическое занятие. | Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, С.280-284 | ||
Самостоятельная работа. 1. Работа с учебником -1час: - составление конспекта «Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов». 2. Ответы на контрольные вопросы по теме «Употребление приставок и суффиксов в разных стилях речи» -1час. | 3 | Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, С.280-289 | ||||
Раздел 5. Части речи. | 8 | |||||
13 | Тема 5.1. Самостоятельные и служебные части речи. Нормативное употребление форм слова. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова. | 2 | урок | Презентация по теме. | Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, С.318-323 | |
14 | Тема 5.2. Выявление ошибок на употребление форм слова в указанных текстах. Контрольная работа по разделу «Части речи». | 2 | Практическое занятие. | Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, С.318-331 | ||
Самостоятельная работа. 1. Работа со словарями, справочниками – 1 час: - работа со справочной литературой при изучении вопроса «Употребление форм имен существительных, имен прилагательных, числительных в речи». 2. Лингвистический анализ текста - 2 час. 3. Работа с учебником – 1 час: - составление конспекта «Основные выразительные средства морфологии». | 4 | П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Н.Б. Самсонов. Русский язык и культура речи.: М «Дрофа», 2007, с. 194-203 | ||||
Раздел 6. Синтаксис. | 11 | |||||
15 | Тема 6.1. Основные синтаксические единицы. Типы предложений. | 2 | урок | Презентация по теме. | Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, С.335-337 | |
16 | Тема 6.2. Основные выразительные средства синтаксиса. | 2 | урок | Презентация по теме | П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Н.Б. Самсонов. Русский язык и культура речи.: М «Дрофа», 2007, с. 37-47 | |
17 | Тема 6.3. Определение в тексте фигур речи. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. | 2 | Практическое занятие. | П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Н.Б. Самсонов. Русский язык и культура речи.: М «Дрофа», 2007, с. 187-191 | ||
18 | Тема 6.4. Конструирование текста в определенном стиле и жанре с уместным использованием заданных синтаксических структур. Контрольная работа по разделу «Синтаксис» (тестирование). | 2 | Практическое занятие. | П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Н.Б. Самсонов. Русский язык и культура речи.: М «Дрофа», 2007, с. 203-211 | ||
Самостоятельная работа. 1. Работа над рефератами: «Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи», «Основные выразительные средства синтаксиса» – 1 час; 2. Работа с учебником – 1 час: - выполнение упражнений на закрепление изученных пунктограмм; 3. Работа со словарями, справочниками при изучении норм построения словосочетаний – 1 час. | 3 | Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, С.335-359 | ||||
Раздел 7.Нормы русского правописания. | 13 | |||||
19 | Тема 7.1. Принципы русской орфографии | 2 | лекция | Презентация по теме. | Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, С.265-266 | |
20 | Тема 7.2. Орфографический разбор текста. Группировка трудных для написания слов и словосочетаний по орфографическому признаку. | 2 | Практическое занятие. | П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Н.Б. Самсонов. Русский язык и культура речи.: М «Дрофа», 2007, с. 78-108 | ||
21 | Тема 7.3. Принципы русской пунктуации | 2 | урок | Презентация по теме. | Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, С.345-348 | |
22 | Тема 7.4. Пунктуационный разбор текста. Выявление факультативных и альтернативных знаков препинания. | 2 | Практическое занятие | П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Н.Б. Самсонов. Русский язык и культура речи.: М «Дрофа», 2007, с. 203-208 | ||
23 | Тема 7.5. Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности. | 2 | урок | Презентация по теме. | П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Н.Б. Самсонов. Русский язык и культура речи.: М «Дрофа», 2007, с. 187-189 | |
Самостоятельная работа. 1. Работа с учебником: - выполнение упражнений на закрепление орфограмм и пунктограмм – 2 часа; - редактирование текста с точки зрения орфографической и пунктуационной грамотности – 1 час. | 3 | П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Н.Б. Самсонов. Русский язык и культура речи.: М «Дрофа», 2007, с. 208-211 | ||||
Раздел 8.Текст. Стили речи. | 15 | |||||
24 | Тема 8.1. Текст как произведение речи. | 2 | урок | Презентация по теме. | Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, с. 83-84 | |
25 | Тема 8.2. Определение типов речи. Написание сочинения – рассуждения на этическую тему | 2 | Практическое занятие. | П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Н.Б. Самсонов. Русский язык и культура речи.: М «Дрофа», 2007, с. 208-211 | ||
26 | Тема 8.3. Функциональные стили речи и их особенности. | 2 | урок | Презентация по теме. | Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, С.84102 | |
27 | Тема 8.4. Определение стилей речи. | 2 | Практическое занятие. | П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Н.Б. Самсонов. Русский язык и культура речи.: М «Дрофа», 2007, с. 142-168 | ||
28 | Тема 8.5. Жанры деловой и учебно-научной речи. Создание текстов в жанрах учебно-научного и официально-делового стилей речи. Контрольная работа. Определение стиля речи (тестирование) | 2 | Практическое занятие. | П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Н.Б. Самсонов. Русский язык и культура речи.: М «Дрофа», 2007, с. 152-168 | ||
Самостоятельная работа. 1. Работа с учебником -1 час: - составление таблицы «Функциональные стили речи». 2. Ответы на контрольные вопросы по теме: «Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение), их особенности» -2 час. 3. Лингвистический анализ текста -1 час. 4. Выявление ошибок, нарушающих стилевое единство текста, нормы его стилистического оформления -1 час. | 5 | П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Н.Б. Самсонов. Русский язык и культура речи.: М «Дрофа», 2007, с. 142-174 | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи».
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...
Календарно-тематический план по предмету "Русский язык и культура речи"
Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык и культура речи" по специальности "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)", 1 курс...
Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык и культура речи" (ОПИ)
Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык и культура речи" специальности 21.02.18 "Обогатитель полезных ископаемых" (1 курс)Общее количество часов - 48, из них: 20 ч...
План-конспект теоретического занятия№8 в форме круглого стола по теме «Орфоэпические нормы русского языка» (курс «Русский язык», «Русский язык и культура речи»)
В условиях перехода на ФГОС формирование языковой и речевой компетентности студентов колледжа невозможно без знания русского языка. Поэтому актуальным методом в формировании коммуникативной комп...
Календарно-тематическое планирование по кружку «Русский язык и культура речи в 11 классе».
laquo;СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ЭКЗАМЕНЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ФОРМЕ ЕГЭ»...
Русский язык и культура речи. Календарно-тематическое планирование
Календарно тематическое планирование по дисциплине...