Трудные случаи при проверке творческих работ учащихся. Основные ошибки и их классификация.
статья по русскому языку по теме
В данном материале представлена классификация основных ошибок, а также приведенны примеры ошиьок и варианты их исправления из работ учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekstovye_oshibki.docx | 31.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕКСТОВЫЕ ОШИБКИ - вид ошибок, связанных с нарушением правил эффективного (для восприятия и понимания) построения текста. Текстовые ошибки проявляются в непродуманном расположении частей текста, нарушении логической связи между ними, в непоследовательности избранного способа развертывания содержания текста и т. д.
Вид ошибки | Пример |
Нарушение связности текста (т. е. отсутствие связи между предложениями внутри одного сверхфразового единства, между самостоятельными композиционными частями текста: основной частью и концовкой). | Автор в своём произведении использует очень интересный прием – контрастность.(Конец основной части). Книга мне очень понравилась, так как она многому учит.(Концовка). |
Неудачный выбор зачина. Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует. |
|
Неудачная концовка (дублирование вывода). | Родители – это люди, о которых нельзя забывать, им надо помогать. Мы не должны забывать о родителях, должны навещать их, заботиться о них. |
Отсутствие последовательности в мыслях; бессвязность и нарушение порядка предложений. |
|
Невыделение абзацных отступов между самостоятельными частями текста. | Автор ставит свою героиню перед серьёзным выбором: с одной стороны – работа, успех, с другой – жизнь матери. Характеры главных героинь очень различны. Катерина Петровна – любящая, с доброй душой. Настя – девушка, думающая только о работе, занятая «важными делами». |
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Вид ошибки | Пример |
Словообразовательные ошибки | |
Нарушение структуры слова. |
|
Морфологические ошибки | |
Ошибки в образовании форм существительных. | Ученые исследовали пять племя. (Слово на -мя склоняется как обычное существительное среднего рода). |
Ошибки в образовании форм прилагательных. | Катерина Петровна более терпимее относилась к своей дочери. (Неправильно образована сложная форма сравнительной степени). |
Ошибки в образовании местоимений. | И ихнюю льдину унесло в открытое море. (Просторечная форма местоимения). |
Ошибки в образовании глагола. | Бежа изо всех сил, мы боялись оглянуться назад. (Образование ненормативной формы деепричастия от глаголов, не образующих этой формы) |
Синтаксические ошибки | |
Нарушение норм согласования | Тема этого произведение – отношения матери и дочери. |
Нарушение норм управления | Надеюсь, этот случай послужит хорошим примером для той учительнице. |
Ошибки в построении предложения с однородными членами | Катерина Петровна любила и гордилась дочерью. |
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом | Читая этот рассказ, мне было очень жаль Катерину Петровну. |
Смешение прямой и косвенной речи | Катерина Петровна говорила, что я не хочу отвлекать дочь от важных дел. |
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм | В глухой деревне живет старушка, она была одинокая. |
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (нарушение лексических норм, т.е. норм словоупотребления и лексико-семантической сочетаемости слова). Лексические ошибки проявляются в нарушении сочетаемости, то есть на уровне семантики словосочетания, реже – предложения.
Вид ошибки | Пример |
Смешение значений паронимов. | Некоторые люди безжалостно отдают своих родителей в пансионаты. (Вместо «пансионы»). |
Употребление слова в несвойственном ему значении. | Казалось бы, близкие люди – мать и дочь, но взаимоотношения между ними как такового не было.(Вместо «взаимопонимание»). |
Неразличение оттенков значений синонимов. | Настя очень трудолюбивая, стремительная, но в то же время черствая, жестокая по отношению к своей маме. (Вместо «стремительная»). |
Нарушение лексико-семантической сочетаемости слова. | В день похорон небо стояло хмурое. ("стоять" в зн. "иметь место" может только погода, жара). За ними приехал самолёт. |
Приписывание переносного значения слову, не имеющего его в системе литературного языка | Характер Насти говорит, что она очень трудолюбивая. |
Употребление лишних слов (плеоназм). | Она слишком поздно поняла и даже осознала, что случилось. (Сочетание двух синонимичных слов). |
Лексические анахронизмы, т. е. слова хронологически не соответствующие изображаемой эпохе. | В деревню, где жила старушка, услуги ЖКХ не предоставлялись. |
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом. | Моё отношение к этой проблеме не поменялось. (Вместо «не изменилось»). |
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов | Паустовский то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. |
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) | К. Г. Паустовский – мастер короткого рассказа. В этом произведении он мастерски описывает природу и человеческие отношения. |
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ – это употребление неуместных в данном стиле языковых средств.
Вид ошибки | Пример |
Употребление разговорно-просторечных слов в нейтральных контекстах. | Настя уезжала из Заборья тайком, чтобы не засветиться перед соседями. |
Употребление книжных слов в нейтральных контекстах. | Настя устраивает бьеннале скульптора Тимофеева. |
Неоправданное употребление экспрессивно окрашенной лексики | Старушка подарила ей допотопную шляпку со стеклярусом. |
Неудачные метафоры, метонимии, сравнения, эпитеты. | Титанические усилия Насти были оценены по достоинству: выставка всем понравилась. |
Отсутствие образных средств там, где они естественны и необходимы. | Наступила осень. Сад опустел. Катерина Петровна в последний раз вышла на улицу. |
Однообразие в построении предложений, в выборе конструкций. | Катерина Петровна сидела на диване. В комнате было темно. На столе стояла керосиновая лампа. Она немного освещала помещение. |
Употребление (особенно в устной речи) слов-паразитов. | Тихон, значит, сам отправил телеграмму от лица Насти. |
Употребление штампов, то есть избитых выражений с потускневшим лексическим значением и стёртой экспрессивностью. | Через весь рассказ красной нитью проходит тема одиночества. |
Многословие, вызванное использованием универсальных слов, то есть слов, которые употребляются в самых общих и неопределённых значениях. | В тексте выявлена проблема необходимости помощи близкому человеку. |
Многословие, вызванное расщеплением сказуемого, то есть заменой глагола сочетанием глагола с самым широким и неопределённым значением и отглагольного существительного. | Настя приняла решение во что бы то ни стало оказать помочь скульптору Тимофееву. (Вместо «решила помочь»). |
Употребление рядом или близко друг от друга в предложении однокоренных слов (тавтология | В глухой деревне живет старушка, доживающая свои последние дни. |
ПРАВОПИСНЫЕ ОШИБКИ
Вид ошибки | Пример |
Орфографические ошибки | |
Проверяемые гласные в корне слов | Сжалась в комок (ком), жила в одиночестве (один). |
Непроверяемые гласные в корне слова | Спасательная операция, летчик передал координаты, посетители галереи. |
Чередующиеся гласные в корне слова | Равнодушный человек, мы быстро вырастаем, полагается на интуицию. |
Правописание неопределенных местоимений | Некоторые исследователи, кое-кто из ребят, что-нибудь случится. |
Буквы З и С на конце приставок | Безжалостный человек, неиссякаемая энергия, бессердечное отношение. |
Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов | Туман рассеивается, стихии борются, спорят. |
Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ- | Прелюбопытнейшие явления, во время пребывания, прибрежный городок. |
Правописание –ТСЯ и – ТЬСЯ в глаголах | Хочется нарисовать, решение оказывается простым, не могу насмотреться. |
Раздельное написание предлогов со словами | В верх горы, по склону, на лету, за городом. |
Е – И в окончаниях существительных. | По матемитики (по математике), у матере (у матери). |
Пунктуационные ошибки | |
Знаки препинания в предложениях с однородными членами | Родные близкие нам люди часто бывают очень ранимыми |
Запятая в сложном предложении | Мы заботимся о людях которых едва знаем больше, чем о своих родных. |
Тире между подлежащим и сказуемым | Лондон город старых кирпичных зданий. |
Знаки препинания при причастном обороте | Паустовский глубоко сострадает женщине на старости лет забытой родной дочерью. |
Знаки препинания при деепричастном обороте | Она умерла в одиночестве не дождавшись свою дочь. |
Знаки препинания в предложениях с вводными словами | Но к сожалению не все люди об этом помнят. |
Список использованной литературы
- Работы учащихся 8 Б и 5 А классов МБОУ СОШ №1 г. Климовска Московской области
- Бутакова Л.О. Опыт классификации ошибок, свойственных письменной речи// Вестник Омского университета. – Омск: Омский государственный университет, 1998, Вып. 2. С. 72-75
- Капинос B.И. О критериях оценки речи и об ошибках, грамматических и речевых //Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: 2-е изд., перераб. М., 1986
- Фоменко Ю.В. Типы речевых ошибок. Новосибирск, 1994. – 60 с.
- Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М.: Либроком, 2009. – 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Применение технологии творческого развития на уроках математики...
Творческие работы учащихся и для работы с учащимися
Материал может быть использован на уроках истории и МХК...
Проектная работа - эффективное средство организации самостоятельной, творческой работы учащихся.
В своей работе я применяю метод проектов уже несколько лет и вижу, что он приносит свои положительные результаты. Тема работы, уровень сложности содержания выбирается в соответствии с интересами и уро...
Тема работы: «Символ верности, любви и надежды» - творческая работа учащихся
XVII городскаяолимпиада пошкольному краеведению,посвящённая 70-летиюПрохоровскоготанкового сражения...
Элективный курс по русскому языку «ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ОРФОГОРАФИИ» Учебный курс подготовки учащихся 10 класса к ЕГЭ.
Программа элективного курса подготовки «Трудные случаи орфографии» предназначена для учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений.Курс ориентирован на всех учащихся, желающих повысить ур...
3.3.7. Экспертные группы по проверке исследовательских работ учащихся.
3.3.7. Приказы об утверждении состава экспертных групп по проверке исследовательских работ учащихся....
Протокол по итогам проверки олимпиадных работ учащихся муниципального этапа ВСОШ по обществознанию
Итоговый протокол проверки олимпиадных работ учащихся муниципального этапа ВСОШ по обществознанию....