ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
статья (алгебра, 9 класс) по теме
Применение технологии творческого развития на уроках математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_no1.docx | 35.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВА
СТАНОВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Перед современной школой стоит задача формирования творческой личности. Творческий человек умеет видеть необыкновенное в обычном; он рассматривает знакомые явления и объекты под новым углом зрения и обнаруживает в них новые свойства или новые качества для их применения. Для творческой личности характерно и то, что она способна порождать, казалось бы, неожиданные идеи и решения проблем в самых неопределенных и тупиковых ситуациях.
Результатом творчества является создание нового продукта. Это, в основном, материальные и духовные ценности. В акте творчества личность проявляет свои потенциальные возможности, самоактуализируется. Одной из основных черт талантливого, творческого мышления является умение свободно преодолевать жизненные противоречия, трудности; умение находить выход из стрессовых ситуаций при принципиальной новизне и оригинальности подхода.
По мнению психологов, в формировании творческих способностей ребенка решающее значение имеет его собственная деятельность. Она организуется и управляется учителем. Именно в разных видах деятельности, соответствующих психологическому возрасту детей, тренируются и развиваются природные силы ученика - как растущей и изменяющейся личности. Эти силы затем превращаются в реальную способность творчески учиться и творчески работать.
Академик, доктор психологических наук А.З. Рахимов предлагая технологию творческого развития личности, подчеркивает важность формирования творческих возможностей учащихся на уроках[1].
Структура урока творческого развития состоит из трех этапов, которые целенаправленны на создание творческой ситуации и на развитие творческих свойств личности учащихся.
Структура технологии урока творческого развития[2]
I. Ориентировочно-мотивационный этап (5-10 минут).
1. Выравнивание знаний.
- Постановка учебной задачи.
II. Операционально-исполнительский этап (25-30 минут).
- Решение учебной задачи.
- Моделирование.
III. Рефлексивно-оценочный этап (5 минут).
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ориентировочно - мотивационный этап
1. Проверка творческих домашних работ, которые соответствуют к следующим уровням:
а) уровень Госстандарта: изучение программного материала и его воспроизведение;
б) полутворческий уровень: задания на творческое применение усвоенных способов, знаний, моделей;
в) творческий уровень: выполнение заданий на базе полученных знаний и способов действия в соответствии с индивидуальными особенностями личности.
До начала урока руководители групп проверяют качество выполнения домашнего задания, работы оцениваются, выделяются наиболее яркие, творческие и в начале урока от каждой группы демонстрируются самые интересные. Лучшие творческие работы решением класса помещаются в специальном сборнике, альбоме или индивидуальной папке творческих работ.
2. Выравнивание знаний учащихся. Учитель заранее продумывает ключевые вопросы для групповой и индивидуальной работы, обеспечивающие выполнение, корректировку, дополнение заданий. Ученики повторяют изученный материал и актуализируют знания, необходимые для дальнейшей деятельности на уроке.
3. Постановка учебной задачи. Учитель подводит учащихся к формулировке учебной задачи урока, и создает ориентиры и мотивы ее выполнения.
4. Общая самооценка.
На этом этапе учитель получает полную информацию о степени и качестве выполнения домашнего задания трех уровней. Актуализируются ранее усвоенные знания и способы деятельности, выравниваются необходимые знания, создается ситуация уверенности, мотивации к усвоению нового материала, устраняется разделение учащихся по успеваемости.
Операционально - исполнительский этап
На этом основная учебная задача расчленяется на составляющие частные, элементарные и простейшие учебные задания.
Учащиеся, пользуясь основными принципами проблемного и программированного обучения, законами поэтапного формирования умственных действий по шагам усваивают все свойства, признаки.
Решение учебной задачи сопровождается выделением учебных действий и формированием общего способа мышления, необходимого для решения всех задач. Формирование способа решения задачи отображаются в виде графической модели. Например, в виде схем, таблиц. Эти обязательные атрибуты технологии являются важнейшими механизмами творческого развития. Индивидуальные и групповые формы работы сочетаются по необходимости.
Каждое задание организационно выделяется как самостоятельный шаг, выполнение которого сопровождается обсуждением в группе и доводится до уровня умственных действий. При этом ученики начинают оперировать внутренними образами усвоенных знаний и способов действий.
По принципу целесообразной частоты и немедленности оценок выполнение каждого шага заканчивается самооценкой, утверждаемой в группе. Пошаговая самооценка имеет принципиально важное значение. Для этого вводится система оценивания каждого выполненного шага - задания, что максимально облегчает выставление итоговой самооценки, делая ее наиболее объективной. Если учащиеся за весь урок выставляют только одну самооценку, то возникают серьезные трудности в адекватной самооценке знаний, многие учащиеся часто даже отказываются от нее, или же самооценка выставляется весьма приблизительно.
Если учащиеся на уроке выполнили 10 заданий, они получат по 10 промежуточных оценок, а затем итоговую оценку.
Целесообразная частота оценки действий - необходимое условие успешности обучения; при отсутствии возможности регулярного получения оценки своей деятельности учащиеся теряют самостоятельность в решении задач, ждут поддержки со стороны группы и подчиняются ее влиянию (негативному или позитивному).
Немедленность оценки - другое условие эффективности обучения при формировании понятий. Если ученик не получает немедленной оценки результатов своей работы, он проявляет склонность к замене оценки чужим мнением. Например, выполнив элементарное задание, тут же хочет узнать правильный ответ; если нет подтверждения, спрашивают у других[3].
Ученики при решении учебных задач выполняют задания по формулированию общего способа (приема) решения, выделяя на составляющие действия, выводы, законы, определения. Этот этап завершается выполнением задания по моделированию усвоенных знаний и способов действия.
Критерии самооценок:
- отметка «5» - если ученик в уме может проговорить усвоенный материал (рефлексивный уровень);
- отметка «4» - если ученик в уме в полном объеме и последовательно не может проговаривать, но может рассказать соседу вслух (вербальный уровень):
- отметка «3» - если может проговаривать соседу по группе, но только с использованием справочного материала (предметный уровень).
При пошаговой системе решения учебной задачи обеспечиваются:
- ровное усвоение всеми учениками изучаемого материала;
- осознанное выделение учебных действий и формирование общего способа;
- оперативное получение обратной связи о степени усвоения знаний.
Рефлексивно - оценочный этап урока
На этом этапе проводится итоговая рефлексия, и выводится общая самооценка. Они выводятся с учетом поэтапной рефлексии и оценок, выставленных себе по результатам степени усвоения или решения учебной задачи, расчлененной на простые задания.
Учитель, применяя технологию творческого развития на уроках и организовав систему контроля и самооценки, контрольно-оценочную функцию передает самим учащимся. Ученики контролируют и оценивают себя в течение всего урока.
Для иллюстрации выше изложенного подхода по реализации технологии творческого развития я привожу разработку урока по математике.
9 КЛАСС. МАТЕМАТИКА.
Урок по технологии творческого развития.
Тема. Решение целых уравнений.
Цель: выработать способы решения целых уравнений.
- Ориентировочно – мотивационный этап. 10 мин.
- Операционально – исполнительский этап. 25-30 мин.
- Рефлексивно – оценочный этап. 5 мин.
Ход урока:
Список использованной литературы
- Виленкин Н.Я. «Алгебра для 9 класса». Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. Москва: Просвещение, 2006.
- Галицкий М.Л. и др. «Сборник задач по алгебре для 8-9 классов». Учебное пособие для учащихся. Москва: Просвещение, 2006.
- Казыханова Ф.Г. «Психодидактика математики» Наб. Челны: Творчество, 2002 г.
- Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Под редакцией Г.В.Дорофеева Дополнительные главы к школьному учебнику «Алгебра 8». Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации. Москва: Просвящение, 2008.
- Рахимов А.З. «Психодидактика» Уфа: Творчество, 1996.
[1]Рахимов А.З. «Психодидактика» Уфа: Творчество, 1996.
[2]Казыханова Ф.Г. «Психодидактика математики» Наб. Челны: Творчество, 2002 г.
[3] Казыханова Ф.Г. «Психодидактика математики» Наб. Челны: Творчество, 2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Использование занимательных материалов и новых информационных технологий для развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся при обучении физике» .
Доклады, сообщения:...
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ« ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ »
ВВЕДЕНИЕНа сегодняшний день термин «социализация» получил широкую распространённость, но до сих пор не имеет однозначного толкования. Самое распространённое определение даётся в Российской педаго...
Формирование и развитие УУД на уроках истории в основной школе (на примере урока истории в 6 классе "Русь и Золотая Орда")
В разработке урока истории в 6 классе показаны методические приемы по формированию универсальных учебных действий на разных этапах комбинированного урока. Системно-деятельностный подход позволяе...
Формирование и развитие УУД на уроках обществознания в основной школе (на примере урока обществознания в 6 классе «Закон на страже природы» по УМК Л.Н. Боголюбова)
Данная методическая разработка позволяет на практике реализовать основное требование ФГОС - формирование и развитие универсальных учебных действий через организацию самостоятельной познавательной деят...
Приложение к программе АДООП "Основы музыкально-творческого развития"
Учебные планы программы АДООП "Основы музыкально-творческого развития"...
Применение игровых технологий в развитии познавательного интереса к химии в основной школе
Применение игровых технологий в развитии познавательного интереса к химии в основной школе...