Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе зачёт по теме «Имя числительное»
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
План – конспект открытого урока по русскому языку в 6 а классе (зачёт по теме «Имя числительное»), проведенного учителем русского языка Попцовой Л.Г.
Форма урока: дидактическая игра (интегрированный урок русского языка, истории, географии)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_-_kopiya.docx | 23.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе зачёт по теме «Имя числительное»
Дата : 11.02.2013
Тип Урок - путешествие
План – конспект открытого урока по русскому языку в 6 а классе (зачёт по теме «Имя числительное»), проведенного учителем русского языка Попцовой Л.Г.
Форма урока: дидактическая игра (интегрированный урок русского языка, истории, географии)
Тема урока: «История города Тольятти в фактах и цифрах» ( зачёт по теме «Имя числительное»)
Цели урока:
1) итоговый контроль знаний об имени числительном как части речи;
закрепление умения отличать имя числительное от других частей речи с числовым значением;
2) развитие устной и письменной связной речи учащихся, закрепление умения пользоваться различными видами справочной литературы;
3) воспитание чувства любви к своей малой родине, чувства гордости за историю своего края, народа, страны в целом.
Оборудование: карта Самарской области, карта- схема города Тольятти, видео о Тольятти, выставка книг о городе Тольятти.,
Ход урока.
Организационный момент.
Запись в тетрадях: число, зачёт по теме «Имя числительное»
Вступительное слово учителя.
Не зная прошлого, нам трудно познать настоящее. Лишь изучив историю, полюбив родной город, свой край, можно говорить о любви к своей Родине. Не зря эпиграфом нашего сегодняшнего урока я выбрала слова :
Родина мила сердцу не местными красотами, а пленительными воспоминаниями.
(Н. Карамзин)
Сегодня мы с вами совершим необычную экскурсию.
- А что такое экскурсия?
- Ответы учащихся и ответ подготовленного ученика:
Экскурсия – 1.Посещение (обычно коллективное) какого-либо достопримечательного места, поездка куда-либо с целью ознакомления.
2. Организованный, сопровождаемый объяснением показ чего-либо, проводимый по определённому плану с образовательной или ознакомительной целью.
- Итак, экскурсия – это поездка, посещение чего-либо с образовательной или увеселительной целью. Задачи нашей заочной экскурсии – образовательные. Пытаясь их решить, мы вспомним всё, что узнали об имени числительном как части речи, послушаем, как мы умеем красиво и связно выражать наши мысли, испытаем чувство гордости за то, что мы живём в таком прекрасном городе Тольятти.
4. Повторение (фронтальный опрос).
А) Текст № 1 (читает подготовленный ученик).
Тольятти расположен в среднем течении реки Волги на её левом берегу в 70 км вверх по течению от Самары. Город основан Василием Татищевым как город-крепость Ставрополь для защиты русских земель от набегов кочевников и переселения крещёных калмыков. 20 июня 1737 года императрица Анна Иоанновна жаловала грамоту крещёной калмыцкой княгине Анне Тайшиной, в которой было записано об основании города. В городе проживало немногим более 6 тысяч человек. Работала одна земская больница, 6 учебных заведений, 2 гостиницы, 6 фабрик и заводов, 1 водяная и 4 ветряных мельницы. По причине экономической незначительности в 1924 году Ставрополь был преобразован в сельский населённый пункт. Только в 1946 году Ставрополю был возвращён статус города.
Б) - Пожалуй, не всё, с чего начал свой рассказ экскурсовод, мы знали. Вы, конечно, обратили внимание на большое количество числительных в данном тексте. Давайте вспомним и расскажем всё об имени числительном как части речи:
- какие бывают числительные по значению и составу?
- чем отличаются количественные числительные от порядковых?
- Запишите встречающиеся в тексте словосочетания « числит. + сущ.» прописью.
-Какие числительные склоняются как существительные 3 склонения?
Продолжение работы с текстами.
- Почему город так называется? С этим вопросом мы обратились к экскурсоводу. И вот что мы услышали.
Текст № 2 ( читает подготовленный ученик).
Тольятти называют «трижды рожденным»: впервые — при основании города В. Е. Татищевым, затем — при строительстве Куйбышевской ГЭС и вынужденном переносе Ставрополя на новое место, и, наконец, третье — при решении о строительстве Волжского автозавода.
21 августа 1950 года было опубликовано постановление Совета Министров СССР о строительстве гидроузла на реке Волге. В 1953—1955 годах практически полностью был перенесён на новое место (в настоящее время Центральный район).
28 августа 1964 года Президиум Верховного Совета РСФСР постановил: «Переименовать город Ставрополь Куйбышевской области в город Тольятти в честь генсека Итальянской коммунистической партии Пальмиро Тольятти».
- Сделайте запись словосочетания « числит.+ сущ.» из текста.
- В каком числительном пишется в середине и на конце мягкий знак? Почему?
Текст № 3 ( читает подготовленный ученик)
В 10 километрах к востоку был основан рабочий посёлок Комсомольск, а в 4,5 км вниз по Волге построен посёлок Шлюзовой. В 1957 году было закончено строительство Жигулёвской ГЭС имени Ленина, оба посёлка включили в состав города Ставрополь.
- Как склоняются дробные числительные? Устно просклоняйте числительное 4,5 км.
- В чём особенность сочетания собирательных числительных с существительными?
- Что вы можете рассказать о собирательном числительном ОБА ( ОБЕ )? Приведите пример из наших путевых листов.
Текст № 4
Начавшаяся Великая Отечественная война не обошла ни один город страны. В первые дни войны 50 выпускников Ставропольской средней школы ушло на войну. Вернулись только двенадцать. Девятнадцать ставропольчан стали Героями Советского Союза. Только трое из них вернулись домой . И. Бузыцков в первый день войны защищал мост через р. Прут, получил 7 ранений и стал первым Героем Советского союза в Куйбышевской области.
- Какие числительные называются собирательными? Приведите пример из текста.
- Сделайте очередную запись в путевые листы: все словосочетания «числит. + сущ.» занесите в соответствующие графы.
Текст № 5
9 Мая - значимый и волнующий для каждого жителя нашей страны праздник, который мы отмечаем как дань памяти и глубокого уважения славным защитникам Отечества, всем тем, кто самоотверженно, героически на фронте и в тылу приближал долгожданный день Великой Победы.
- объясните правописание числительных ,обозначающий праздник?
Текст 6
Памятник Татищеву
Монумент был создан скульптором Рукавишниковым и архитектором Кочековским, его открытие состоялось в 1998 году. Бронзовая статуя всадника на коне возвышается на более, чем 20 метров над землей, притягивая взоры людей. Только высота постамента составляет 14 метров, а самой скульптуры — 7,5 метров. Стилобат одновременно является смотровой площадкой. На пилоне, в створе капителей, завершающих символические колонны-контрфорсы, установлен рельефный знак. Знак представляет собой стилизованный план крепости с крестом в центре.
-нарисовать алгоритм
З) Учитель.
Заканчивается наше путешествие в современном Тольятти
Видео
Сейчас мы должны вспомнить, как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение. Для этого мы внимательно прочитаем предложенный текст и распределим имеющиеся в тексте примеры следующим образом:
Существительные:
Прилагательные:
Числительные:
Глагол:
Текст № 7.
Общая площадь городской территории Тольятти составляет сегодня 314,8 квадратных километров
Границы города по сравнению с довоенным уровнем удвоились.
Население составляет 5800 человек.
В городе есть одноэтажные, двухэтажные и девятиэтажные дома.
В нашей школе четыре этажа.
В школе обучается 780 человек.
В этом году девятиклассники и одиннадцатиклассники сдадут выпускные экзамены.
Текст 8
- Спишите с доски предложения, записывая числительные словами:
1 вариант. Развитие школьного образования в Тольятти началось в середине 20 века.
2 вариант. Первая школа была построена в 1950 году.
- Подчеркните числительные как члены предложения.
- Произведите морфологический разбор числительного.
- Наша экскурсия подошла к концу.
– словарный диктант.
Двести центнеров, четыреста гектаров, с девяноста секундами, триста километров, миллион экземпляров книг, миллиард пудов зерна, двести общественных гаражей, одиннадцать плавательных бассейнов.
6. Подведение итогов урока, выставление оценок, рекомендации ученикам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку. 11 класс профильное обучение. «Ономастика и лингвокраеведение Летника»
Применение метода проектов на уроках русского языка....
Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс "Буквы Ы и И после приставок"
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе с использованием технологии развития критического мышления.На уроке используются все этапы технологии критического мышления. Указываются фор...
Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"
Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"1. Конспект2. Раздаточный материал3. Физминутка...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.
Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...
Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс
Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс. Тема урока: "Личные местоимения"...
План - конспект открытого урока по русскому языку 9 класс
Тема: "Подготовка к ГИА по русскому языку. Изобразительно - выразительные средства языка"...
Конспект открытого урока по русскому языку, 5 класс. "Падеж имен существительных".
Данный конспект урока предоставлен для проведения открытого урока....