диалектные слова
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
материал предназначен для уроков русского языка в 5-6 классах, с использованием регионального компонента
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dialektnye_slova.docx | 18.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Диалектная лексика. Кубан. Употребление диалектной лексики.
Цель: повторить изученное учащимися о диалектной лексике как особом пласте русского языка, показать разнообразие и богатство диалектной лексики родного края, развивать интерес к живой народной речи и устному поэтическому творчеству.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Работа над темой урока.
Звучит народная мелодия.
Учитель: эта музыка звучит сегодня не случайно. Тема нашего урока – «Диалектная лексика». Мы с вами будем путешествовать по тем населенным пунктам, где разговаривают по особенному
А) Разыгрывается сценка:
- Где Люба?
- По батожья пошла.
- По что?
- Ну, по столбцы!
- По что?
- Ну, по петушки!
- По что? По что?
- По стебени.
- Не понимаю вас.
- Ах, батюшка, какой ты бестолковый. По щавель.
-Какие слова обозначают одно и то же? (батожьи, столбцы, петушки, стебни, щавель.).
-Какое из этих слов общеупотребительное?
Остальные слова диалектные. Их используют жители определенной местности. Записываем название в тетрадь. «Диалектизмы, диалекты (греч. Диалектос – местное наречие, областной язык)».
Б) Слово учителя:
Диалект – разновидность общенародного языка. Говор – мельчайшая единица диалектного деления языка. Говоры объединяются в наречия. В русском языке два наречия – южное и северное. Говорам южного наречия, как и русскому литературному языку, свойственно акающее произношение: а и о в безударном слоге звучат одинаково: /акно/, /карова/. Так говорят в Курской, Тамбовской, Рязанской и других областях, расположенных к югу от Москвы. Говоры северного наречия – окающие. В Архангельской, Вологодской, Костромской областях произносят: /окно/, /корова/.
Между северным и южным наречиями располагаются среднерусские говоры, среди которых встречаются как акающие, так и окающие. Диалекты (наречия, говоры) изучаетраздел языкознания, называемый диалектологией.
Народные говоры – свидетели русской истории. Они сохранили названия предметов крестьянского быта, традиционной одежды, пищи, орудий труда. Слова, употребляемые только в определенной местности, могут отличаться от общеупотребительных слов особенностями произношения (святы –цветы, хвартух -фартук), словообразования (волчиха – волчица, спервака - сперва), морфологическими особенностями (например, отсутствием категории среднего рода): (высокий) крылец – крыльцо, (свежая) масла - масло ).
Иногда общеупотребительные слова используются в говорах в несвойственном для литературного языка значении (барсук – детеныш дикого кабана). Наконец, говорам известна лексика, не имеющая родственных слов в литературном языке.
Наша кубанская диалектная лексика богата и разнообразна по содержанию. Многие предметы и явления, которые существуют или существовали в жизни кубанского населения, не могут быть названы словами литературного языка, потому что соответствующих понятий в других территориях нет.
Слова, обозначающие такие понятия, называются этнографическими диалектизмами. Они характеризуют быт, нравы, обычаи определенного этноса. Этнографические диалектизмы не просто неповторимы – их нельзя перевести буквально, дословно на литературный язык. Это своеобразный паспорт региона. К этой группе диалектных слов относятся названия различных земельных участков и угодий, трудовых процессов и традиционных для данной местности орудий труда, жилых и хозяйственных построек, предметов домашнего обихода, продуктов питания и кушаний; старинные названия одежды, обуви, названия явлений окружающей природы; слова, связанные с понятием семейных, родственных отношений, обрядов и обычаев. (буерак, гребля, лощина, падина, угодье, яруга).
В) Разыгрывается по ролям сказка «Кочеток и курочка».
«Жили курочка с кочетком. Пошли они в лес по орехи. Кочеток залез на орешню орехи рвать, а курочке велел на земле подбирать. Вот кинул кочеток орешек и попал курочке в глазок. Курочка пошла – плачет. Едут мимо бояре и спрашивают:
- Курочка, курочка! Что ты плачешь?
- Мне кочеток вышиб глазок.
- Кочеток, кочеток! На что ты курочке вышиб глазок?
- Мне орешня портки разорвала.
- Орешня, орешня! На что ты кочетку портки разорвала?
- Меня козы подглодали.
- Козы, козы! На что вы орешню подглодали?
- Нас пастухи не берегут.
- Пастухи, пастухи! На что вы коз не бережете?
- Нас хозяйка блинами не кормит
- Хозяйка, хозяйка! На что ты пастухов блинами не кормишь?
- А у меня свинья опару пролила.
- Свинья, свинья! На что ты у хозяйки опару пролила?
- У меня волк поросенка унес.
- Волк, волк! На что ты у свиньи поросенка унес?
- Я есть захотел».
Выясняется значение слова кочеток: кочет – петух.
4. Практическая работа.
- Почему в сказках, песнях, частушках нередко встречаются диалектные слова?
- Найдите в «Толковом словаре» учебника три диалектных слова, запишите их в тетрадь, рядом напишите соответствующее общеупотребительное.
- Знакомство с «Толковым словарем живого великорусского языка» В. И. Даля. Рассказ учителя или ученика о подвиге В. И. Даля по книге М. Булатова и В. Порудоминского «Собирал человек слова».
1) Стилистическая работа: диалектные слова в литературных произведениях для передачи особенностей речи жителей определенной местности.
В хате.
Пахнет рыхлыми дроченами Мать с ухватами не сладится
У порога в дежке квас, Нагибается низко,
Над печурками точеными Старый кот к махотке крадется
Тараканы лезут в паз. На парное молоко.
( С. Есенин.)
Дежка, или дежа, - деревянная кадка, в которой месят тесто.
Дрочены – кушанье из картофеля и муки, смешанных с молоком и яйцами.
Махотка – крыека, горшок.
Паз – узкая щель между кирпичами и досками.
Печурка – углубление в стене русской печки, куда кладут для просушки разные вещи.
2)Распределить слова в два столбика: общеупотребительные и диалектные.
Волк, кочет, утиральник, поташки, бирюк, петух, полотенце, рушник, помидоры, щарба, пригрубок, могутный, печка, уха, непоседливый.
3)Найти слова, обозначающие особенности рельефа. Объяснить их значение. При затруднении обратиться к толковому словарю.
Волки лунной полночью голосили, по яругам (большой овраг) косточки разносили. Ветерок бы рад повеять – дюже яр глубокий. Конь казачий, подбившись, ушел в мочаги (заболоченное топкое место), в камышовые плавни. Сперва он нашел кубанку Хозяина, а за увалом (вытянутая в длину возвышенность с пологими склонами) и его самого. На краю травянистых бочажин (яма на дне водоема, омут) и ям камышовые хаты вокруг возводили.
4)Какие из этих диалектных слов употребляются в нашей местности?
Тропинка: прямушка, рубеж, обходница, межа, межинка, топничок, вытопок, стежка, стега, стеговина, пешеходка, ступень, ступенок, ступник, ступничок, путек, запутник, путник.
Снегопад: завируха, путень, гиба, пурган, бурган, сипуча, засипух, завьюга, непогодь, кутиха, кутель, закутиха кутелица, кутерьга, пыль, пылюга, мятелуга.
5. Итог урока.
Необходимо изучать народные говоры, с вниманием и уважением относится к ним, ведь это «живое русское слово».
6. Домашнее задание.
Придумать и записать 5 предложений с диалектными словами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе на тему: «Общеупотребительные слова. Диалектные слова».
ЦЕЛЬ УРОКА: повторить, обобщить знания учащихся по теме «Лексика», полученные в 5 классе. Формирование знаний об общеупотребительных и диалектных словах, привитие навыков находить данные слова в...
Диалектные слова родного края
Продукт проекта- словарь "Диалектизмы родного края". Выполнили учащиеся 6 класса...
ДИАЛЕКТНЫЕ СЛОВА В КУБАНСКОМ ПЕСЕННОМ ФОЛЬКЛОРЕ
воспитание любви к родному краю, станице;развитие познавательного интереса, расширение кругозора;развитие речи;знакомство с песенным фольклором жителей Кавказского района;повторение понятия диалектные...
Урок "Диалектные слова"
Диалектные слова - это слова, употребляемые жителями той или иной местности.Речь жителей называют диалектом. Нужно ли изучать диалектизмы? Нужно ли сохранять то, что не входит в литературный язык?Сове...
Урок русского языка "Диалектные слова"
Данный урок построен в игровой форме,сопровождается презентацией, помогает увидеть различия слов русского языка по сфере употребления, нормы употребления диалектных слов, определять уместно...
Презентация по русскому языку "Просторечные и диалектные слова".6класс.
Презентация может быть использована при изучении раздела "Лексика" в 5-классах....
Конспект урока "Диалектные слова в речи жителей Седельниковского района"
Урок - исследование. Учащиеся в течение месяца исследовали язык жителей Седельниковского района. На уроке ребята представляют собранный материал....