Русский язык. Союзы сочинительные и подчинительные 7 класс
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) по теме
Урок русского языка в 7 классе по теме "Союзы сочинительные и подчинительные".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soyuzy_sochinitelnye_i_podchinitelnye.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
-1-
Урок русского языка по теме
«Союзы сочинительные и подчинительные»
(урок отработки умений и рефлексии)
Вступительное слово учителя: Ребята, на сегодняшнем уроке нам предстоит много наблюдать, рассуждать, доказывать и обобщать. Будьте внимательны, активны, применяйте знания теории и практические навыки, полученные ранее.
А тему урока вы поможете мне сформулировать сами, но чуть позже.
Работу начнём с теста.
- Задания на повторение. Слайд 1.
1) Проверка теории (самостоятельные и служебные части речи). Являются ли верными данные высказывания? Да +; Нет -. (два ученика у доски, остальные в тетрадях или на листиках). В работе не допускать исправлений.
1.Служебными частями речи являются предлоги, союзы, категория состояния.(-)
- К самостоятельным частям речи можно задать вопрос. (+)
- Служебные части речи не называют ни предметов, ни признаков, ни действий, ни количества. (+)
- Самостоятельные части речи не могут употребляться без служебных. (-)
- Служебные части речи могут изменяться. (-)
- Предлог –под- в словосочетании «приехать под вечер» выражает временные отношения. (+)
- Предлоги бывают простыми и двусоставными. (-)
- Предлоги, образованные путём перехода самостоятельных частей речи в служебные, называются непроизводными. (-)
- Предлоги «благодаря», «согласно», «вопреки», «наперекор» употребляются с Тв. падежом. (-)
- Союз выражает зависимость одних слов от других. (-)
ОТВЕТЫ: 1-; 2+; 3+; 4-; 5-; 6+; 7-; 8-; 9-; 10- (по щелчку)
-Выполнив тестовые задания, можете предположить, чем будем заниматься на следующем этапе урока?
-2-
2) Работа со словосочетаниями. Наблюдения над тем, какую функцию выполняют предлоги.
-Нас окружают самые разнообразные предметы. Любой предмет имеет название, свои признаки. Название предмета – это прежде всего слово, которое имеет лексическое и грамматическое значение.
Слайд 2
Задание 1. Посмотрите внимательно на записанные слова. Что вы можете сказать о них?
Однако, в, а, потому что, да, и, чтобы, если, на.
Щелчок
-Назовите те слова, которые помогут составить словосочетания. Составьте и запишите словосочетания с этими предлогами, указав главное и зависимое слово.
Щелчок
-В записанных словосочетаниях укажите способ выражения грамматической связи.
Щелчок
-Какой вывод можно сделать?
3) Работа с предложением. Наблюдение над тем, какую функцию выполняют союзы.
-Вернитесь к предыдущей записи и ответьте, к какой части речи относятся оставшиеся слова? (союзы).
- Охарактеризуйте союзы по их составу? Свой ответ обоснуйте. (простые, так как состоят из одного слова; составные, так как состоят из двух слов). Составьте устно предложения, используя данные союзы.
Слайд 3
Задание 2. Прочитайте. Можно ли каждую из записей назвать предложением? Свой ответ обоснуйте.
- По временам Пётр несколько оживлялся.
- Мгновения счастья вставали перед ним живые и яркие.
- Лицо его прояснялось.
- Но это бывало ненадолго.
-3-
Щелчок
Задание 3. Охарактеризуйте данные предложения по их строению. (Простые)
Щелчок : Составьте из первых трёх простых предложений сложное с разными видами связи (сочинительной и подчинительной), чтобы оно соответствовало данной схеме.
[… , (когда…), …], и […].
Слайд 4
[По временам, (когда мгновения счастья вставали перед ним живые и яркие), Пётр несколько оживлялся], и [лицо его прояснялось]. [Но это бывало ненадолго]…
-Запишите предложения, подчеркните грамматические основы, укажите средства связи частей сложного предложения, обозначьте границы частей сложного предложения.
-Расскажите, какую роль выполняют союзы. Правила пунктуации.
2. Переход к новой теме.
-Далее мы углубим наши знания о союзе.
Союзы делятся на группы не только по составу, но и по значению. Чем отличаются союзы И, НО от союза КОГДА? (ролью и значением: сочинительные и подчинительный союзы)
Слайд 5
-Исходя из предыдущего задания, предложите формулировку темы урока. О чём пойдёт речь? (записать тему в тетрадь, попытаться сформулировать цели урока)
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с группами сочинительных союзов и их ролью в речи, с группами подчинительных союзов и их значением;
2. Формировать умения разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения;
3. Формировать понятийный аппарат.
Слайд 6
Составление таблицы и указания роли сочинительных и подчинительных союзов
-4
Сочинительные союзы | Подчинительные союзы |
И, а, но, да (=и; =но), или и др. Соединяют равноправные части сложного предложения, однородные члены предложения | Когда, потому что, если, хотя, чтобы и др. Соединяют придаточную часть сложного предложения с главной |
-О каком отличии сочинительных и подчинительных союзов не сказали?
3.Закрепление новой темы.
Задание 4. Заполните таблицу примерами из упр.321 (запишите только № предложения и союз; работая с сочинительными союзами, указывайте, какое предложение по строению). Проверка.
Слайд 7
Задание 5. Распределительный диктант «Капризы союза –и-». Распределите предложения по группам. 1 группа – союз –и- связывает однородные члены предложения; 2 группа – союз –и- связывает части сложного предложения. Расставьте знаки препинания и объясните графически. Раскройте скобки и вставьте буквы на месте пропусков.
1.Разг..раясь огни поднимают?ся высоко (в) гору бесчисленной россыпью и вытягивают?ся (вдоль) б..р..гов залива.
- (По) озеру шёл п..роход и мальчик долго см..трел на его лёгкий белый корпус.
- Кре..кую дружбу и топором не разрубиш? .
- Он был задумчив и м..лчалив.
- Сн..жинки (во) двор прилетели и лужицы стынут (во) льду.
- (В) рощ.. сонной и пустой дрожат от холода осины…
- Вот солнце к..снулось верхушек деревьев и лучи его пронзили (полу)мрак.
Проверка.
-Почему ни в одной из групп не оказалось предложения под № 3?
-Частица тоже является служебной частью речи. Мы встречаемся с ней на уроках русского языка, говоря о слитном и раздельном написании разных частей речи с
частицей НЕ-. Все особенности этой части речи мы узнаем после изучения темы «Союз как часть речи».
4.Творческая работа.
-5-
Слайд 8
Задание 6. Запишите предложение. Докажите, что знаки препинания расставлены правильно.
Зима, которая длилась долгие четыре месяца, закончилась.
Щелчок
-Составьте 5-6 предложений (или связный текст) на тему «Весна идет!» по схемам. Подчеркните в них грамматические основы и выделите союзы. Пусть данное предложение послужит началом. (по упр.326)
5.Заключительный этап.
Наш урок подходит к концу, и я предлагаю вам последнее задание.
Дайте оценку своей деятельности на уроке, материалу урока.
Слайд 9
Закончите следующие предложения:
- "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";
- "Я похвалил бы себя…";
- "Особенно мне понравилось…";
- "После урока мне захотелось…";
- "Сегодня мне удалось…";
- "Я сумел…";
- "Было интересно…";
- "Было трудно…";
- "Я понял, что…";
- "Теперь я могу…";
- "Я почувствовал, что…";
- "Я научился…";
- "Меня удивило…"
Урок закончен. Дом.задание. Оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лабораторная работа "Союзы сочинительные и подчинительные" 7 кл
Это урок-практикум. Используется при изучении новой темы. Связан со здоровьесберегающими технологиями.Цели: обучающая: научить разграничивать сочинительные и подчинительные союзы;Развивающая: развиват...
"Союзы сочинительные и подчинительные"
При подготовке к уроку русского языка в 7 классе по теме «Союз как часть речи» я поставила следующие цели: 1. Актуализировать знания учащихся по теме «Союз как служебная часть речи»...
презентация к уроку русского языка в 7 классе "Союзы сочинительные и подчинительные"
презентация предполагает решение следующих задач: 1. познакомиться с группами сочинительных и подчинительных союзов; 2. научиться их разграничивать: 3. выработать навык постановки запятой в слож...
Союзы сочинительные и подчинительные.
Конспект урока русского языка в 7 классе "Союзы сочинительные и подчинительные"...
Русский язык в дистанционном режиме. 7 класс "Сочинительные и подчинительные союзы". Задания на закрепление материала.
Второй урок по теме "Союзы", 7 класс.В период дистанционного обучения еще острее встает вопрос о получении обратной связи от обучающихся: насколько хорошо усвоили новую тему, какие трудности...