Русский язык. Союзы сочинительные и подчинительные 7 класс
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) по теме

Урок русского языка в 7 классе по теме  "Союзы сочинительные и подчинительные".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soyuzy_sochinitelnye_i_podchinitelnye.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

-1-

Урок русского языка по теме

«Союзы сочинительные и подчинительные»

(урок отработки умений и рефлексии)

Вступительное слово учителя: Ребята, на сегодняшнем уроке нам предстоит много наблюдать, рассуждать, доказывать и обобщать. Будьте внимательны, активны, применяйте знания теории и практические навыки, полученные ранее.

А тему урока вы поможете мне сформулировать сами, но чуть позже.

Работу начнём с теста.

  1. Задания на повторение.             Слайд 1.

1) Проверка теории (самостоятельные и служебные части речи). Являются ли верными данные высказывания? Да +; Нет -. (два ученика у доски, остальные в тетрадях или на листиках). В работе не допускать исправлений.

1.Служебными частями речи являются предлоги, союзы, категория состояния.(-)

  1. К самостоятельным частям речи можно задать вопрос. (+)
  2. Служебные части речи не называют ни предметов, ни признаков, ни действий, ни количества. (+)
  3. Самостоятельные части речи не могут употребляться без служебных. (-)
  4. Служебные части речи могут изменяться. (-)
  5. Предлог –под-  в словосочетании «приехать под вечер» выражает временные отношения. (+)
  6. Предлоги бывают простыми и двусоставными. (-)
  7. Предлоги, образованные путём перехода самостоятельных частей речи в служебные, называются непроизводными. (-)
  8. Предлоги «благодаря», «согласно», «вопреки», «наперекор» употребляются с Тв. падежом. (-)
  9. Союз выражает зависимость одних слов от других. (-)

ОТВЕТЫ: 1-; 2+; 3+; 4-; 5-; 6+; 7-; 8-; 9-; 10-    (по щелчку)

-Выполнив тестовые задания, можете предположить, чем будем заниматься на следующем этапе урока?  

-2-

2) Работа со словосочетаниями. Наблюдения над тем, какую функцию выполняют предлоги.

-Нас окружают самые разнообразные предметы. Любой предмет имеет название, свои признаки. Название предмета – это прежде всего слово, которое имеет лексическое и грамматическое значение.

Слайд 2

Задание 1. Посмотрите внимательно на записанные слова. Что вы можете сказать о них?

            Однако, в, а, потому что, да, и, чтобы, если, на.

Щелчок

-Назовите те слова, которые помогут составить словосочетания. Составьте и запишите словосочетания с этими предлогами, указав главное и зависимое слово.  

Щелчок                                                             

-В записанных словосочетаниях укажите способ выражения грамматической связи.

Щелчок

-Какой вывод можно сделать?

3) Работа с предложением. Наблюдение над тем, какую функцию выполняют союзы.

-Вернитесь к предыдущей записи и ответьте, к какой части речи относятся оставшиеся слова? (союзы).

- Охарактеризуйте союзы по их составу? Свой ответ обоснуйте. (простые, так как состоят из одного слова; составные, так как состоят из двух слов). Составьте устно предложения, используя данные союзы.

Слайд 3

         Задание 2. Прочитайте. Можно ли каждую из записей назвать предложением? Свой ответ обоснуйте.

  1. По временам Пётр несколько оживлялся.
  2. Мгновения счастья вставали перед ним живые и яркие.
  3. Лицо его прояснялось.
  4. Но это бывало ненадолго.

-3-

Щелчок 

Задание 3. Охарактеризуйте данные предложения по их строению. (Простые)

 Щелчок : Составьте из первых трёх простых предложений сложное с разными видами связи (сочинительной и подчинительной), чтобы оно соответствовало данной схеме.

[… , (когда…), …], и […].

Слайд 4

[По временам, (когда мгновения счастья вставали перед ним живые и яркие), Пётр несколько оживлялся], и [лицо его прояснялось]. [Но это бывало ненадолго]…

-Запишите предложения, подчеркните грамматические основы, укажите средства связи частей сложного предложения, обозначьте границы частей сложного предложения.

   -Расскажите, какую роль выполняют союзы. Правила пунктуации.

2. Переход к новой теме.

-Далее мы углубим наши знания о союзе.

Союзы делятся на группы не только по составу, но и по значению. Чем отличаются союзы  И, НО от союза КОГДА? (ролью и значением: сочинительные и подчинительный союзы)

 Слайд 5

-Исходя из предыдущего задания, предложите формулировку темы урока. О чём пойдёт речь? (записать тему в тетрадь, попытаться сформулировать цели урока)

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с группами сочинительных союзов и их ролью в речи, с группами подчинительных союзов и их значением;

2. Формировать умения разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения;

3. Формировать понятийный аппарат.

Слайд 6

Составление таблицы и указания роли сочинительных и подчинительных союзов

-4

Сочинительные союзы

Подчинительные союзы

И, а, но, да (=и; =но), или и др.

Соединяют равноправные части сложного предложения, однородные члены предложения

Когда, потому что, если, хотя, чтобы и др.

Соединяют придаточную часть сложного предложения с главной

-О каком отличии сочинительных и подчинительных союзов не сказали?

3.Закрепление новой темы.

      Задание 4. Заполните таблицу примерами из упр.321 (запишите только № предложения и союз; работая с сочинительными союзами, указывайте, какое предложение по строению).  Проверка.

Слайд 7

Задание 5. Распределительный диктант «Капризы союза –и-». Распределите предложения по группам. 1 группа – союз –и- связывает однородные члены предложения; 2 группа – союз –и- связывает части сложного предложения. Расставьте знаки препинания и объясните графически. Раскройте скобки и вставьте буквы на месте пропусков.

1.Разг..раясь огни поднимают?ся высоко (в) гору бесчисленной россыпью и вытягивают?ся (вдоль) б..р..гов залива.

  1. (По) озеру шёл п..роход  и мальчик долго см..трел на его лёгкий белый корпус.
  2. Кре..кую дружбу и топором не разрубиш? .
  3. Он был задумчив и м..лчалив.
  4. Сн..жинки (во) двор прилетели и лужицы стынут (во) льду.
  5. (В) рощ..  сонной и пустой дрожат от холода осины…
  6. Вот солнце к..снулось верхушек деревьев и лучи его пронзили (полу)мрак.

Проверка.

-Почему ни в одной из групп не оказалось предложения под № 3?

-Частица тоже является служебной частью речи. Мы встречаемся с ней на уроках русского языка, говоря о слитном и раздельном написании разных частей речи с

частицей НЕ-. Все особенности этой части речи мы узнаем после изучения темы «Союз как часть речи».

4.Творческая работа.

-5-

Слайд 8

Задание 6. Запишите предложение. Докажите, что знаки препинания расставлены правильно.

Зима, которая длилась долгие четыре месяца, закончилась.

Щелчок

-Составьте 5-6 предложений (или связный текст) на тему «Весна идет!» по схемам. Подчеркните в них грамматические основы и выделите союзы. Пусть данное предложение послужит началом. (по упр.326)

5.Заключительный этап.

Наш урок подходит к концу,  и я предлагаю вам последнее задание.

Дайте оценку своей деятельности на уроке, материалу урока.

Слайд 9

Закончите следующие предложения:

  1. "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";
  2. "Я похвалил бы себя…";
  3. "Особенно мне понравилось…";
  4. "После урока мне захотелось…";
  5. "Сегодня мне удалось…";
  6. "Я сумел…";
  7. "Было интересно…";
  8. "Было трудно…";
  9. "Я понял, что…";
  10. "Теперь я могу…";
  11. "Я почувствовал, что…";
  12. "Я научился…";
  13. "Меня удивило…"

Урок закончен. Дом.задание. Оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторная работа "Союзы сочинительные и подчинительные" 7 кл

Это урок-практикум. Используется при изучении новой темы. Связан со здоровьесберегающими технологиями.Цели: обучающая: научить разграничивать сочинительные и подчинительные союзы;Развивающая: развиват...

"Союзы сочинительные и подчинительные"

При  подготовке к уроку  русского языка в 7 классе по теме «Союз как часть речи» я поставила следующие цели: 1.  Актуализировать знания учащихся по теме «Союз как служебная часть речи»...

презентация к уроку русского языка в 7 классе "Союзы сочинительные и подчинительные"

презентация предполагает  решение следующих задач: 1. познакомиться с группами сочинительных и подчинительных союзов; 2. научиться их разграничивать: 3. выработать навык постановки запятой в слож...

Союзы сочинительные и подчинительные.

Конспект урока русского языка в 7 классе "Союзы сочинительные и подчинительные"...

Русский язык в дистанционном режиме. 7 класс "Сочинительные и подчинительные союзы". Задания на закрепление материала.

Второй урок по теме "Союзы", 7 класс.В период дистанционного обучения еще острее встает вопрос о получении обратной связи от обучающихся: насколько хорошо усвоили новую тему, какие трудности...