Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе "Союзы сочинительные и подчинительные"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Предварительный просмотр:
Кояновский филиал МАОУ «Юговская средняя школа»
Конспект открытого урока по русскому языку
для обучающихся 7 класса
по теме «Союзы сочинительные и подчинительные»
Составитель: Букреева Александра Дмитриевна,
учитель русского языка и литературы
с.Кояново 2023г.
Конспект открытого урока в 7 классе по теме «Союзы сочинительные и подчинительные».
1. Оргмомент.
- Доброе утро, ребята. Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
2. Поздравительная открытка.
- Ребята, на адрес нашей школы пришла поздравительная открытка.
3. Повторение. Работа с текстом.
1. Первый весенний месяц традиционно ассоциируется с Международным женским днем. 8 марта – это традиционный женский день, когда женщинам уделяется больше внимания и все мужчины бегут на рынок или магазин за цветами. Ведь цветы – это символ 8 марта, которые должны в обязательном порядке присутствовать на столь значимом празднике.
8 марта также символизирует приход весны и тепла, что часто сравнивают с женским теплом и началом. А сильная половина в такой день, старается больше всего порадовать свою женщину, уделяя ей время и одаривая подарками.(8 Марта)
Задания:
- Выразительное чтение текста вслух.
- Озаглавьте текст.
- Какое из высказываний соответствует содержанию текста?
1) Первый весенний месяц ассоциируется с праздником 23 февраля.
2) Цветы - это символ 8 Марта.
3) 8 Марта символизирует приход холода и морозов.
2. В 1857 году в Нью-Йорке произошел «марш пустых кастрюль» устроенный женщинами, работницами текстильной фабрики. Женщины хотели добиться равноправия, тем самым уменьшить рабочий день и повысить зарплату, наравне с мужчинами. Это шествие было проведено именно в день 8 марта.
Тогда шествие не принесло плоды, но женщины были услышаны. И уже в 1911 году по всему миру начинается празднование особого «Женского дня» вот только дата в каждой стране была своя. В Германии «женский день» отмечали 12 марта, во Франции – 2 марта, а в других городах – 9 марта. И лишь в 1914 году «женский праздник» стали отмечать 8 марта, как и отмечают по сей день. (Из истории праздника)
Задания:
- Выразительное чтение текста вслух.
- Озаглавьте текст.
- Какое из высказываний не соответствует содержанию текста?
1) «Марш пустых кастрюль» был устроен работницами текстильной фабрики Нью-Йорка.
2) В 1911 году по всему миру начинается празднование «Женского дня».
3) Шествие «пустых кастрюль» принесло свои плоды.
3.Самой главной традицией 8 марта – являются цветы. Цветы принято дарить все женщинам в семье без исключения. Это может быть сестра, мама, бабушка, дочь, племянница, жена, девушка. Здесь самое главное не положение женщины, а то, что она женщина. Также мужчины по традиции должны освободить женщину от домашних обязанностей, взяв их на себя, в том числе уборку, поход по магазинам за вкусняшками, а также организацию праздничного ужина.
Кстати, обязательным является и поздравление женщин в коллективе. Ведь они тоже женщины! А государство в такой день устраивает выходной, освобождая как женщин от работы, так и мужчин. Еще одна неизменная традиция 8 марта – это сладости. Все знают, что женщины любят сладкое. Так вот на 8 марта торт или пирожные — это обязательно условие. (Традиции)
Задания:
- Выразительное чтение текста.
- Озаглавьте текст.
- Продолжите высказывание:
1) Цветы принято дарить …
2) Государство в такой день устраивает…
3) Обязательное условие на 8 Марта – это..
4. Орфографический анализ текста 4.
1) Конечно, подарки женщинам должны дарить мужчины, о чем мы и поговорим ниже. 2) Но также и мы, женщины, хотим поздравить наших мам бабушек сестёр или дочерей поэтому нам тоже необходимо знать что дарить на такой замечательный праздник. 3) Мужчины ч…ще всего дарят женщинам розы или букеты и в их состав… есть а…орти разных цветов. 4) Но на самом деле на 8 марта женщинам нужно д…рить тюльпаны. 5) Такие цветы символизируют богатство роскош… и изобилие.6) И самое интересное что такие цветы отлично подойдут как м…л…дым девушкам так и уже более зрелым женщинам.7) А вот женщинам на работе принято дарить мимозы. 8 ) Мимоза символизиру…т спокойствие и постоянство что плодотворно влияет на обст…новку в офис… в целом.9) А вот дочерям принято дарить фиалки. 10) Эти подарки могут делать как женщины так и мужчины потому что фиалка благоприятно влияет на отношения между детьми и родителями.
Задание:
- Выразительно прочитайте текст.
- Прочитайте слова с пропусками, вставьте буквы, подберите проверочное слово или вспомните правило.
5. Повторение сведений о союзе:
- Какую служебную часть речи мы с вами уже прошли?
- А какую служебную часть речи мы начали изучать?
- Что нам известно о союзах? (прием «Корзина знаний»: служебная часть речи, ничего не обозначают, к ним нельзя задать вопрос, не изменяются, не являются членом предложения, бывают простые и составные, служат для связи однородных членов и простых предложений в составе сложного, а также для связи предложений в тексте).
- Найдите в данном тексте союзы.
- Обратимся к предложению под номером 5. Что связывает в нем союз И? (однород.члены)
- Обратимся к предложению под номером 3. Какие союзы в нем встретились? Что они связывают? (однород. члены и простые предложения в составе сложного)
- Обратимся к предложению под номером 6. Что связывает в нем союз?
- Чем отличаются союзы в 5 и 6 предложениях? (создание проблемной ситуации)
6. Выход на тему, задачи урока.
- Итак, открываем тетради, записываем вид работы, какой будет тема нашего урока? (Союзы сочинительные и подчинительные)
- Какие задачи поставим перед собой? (1) повторить сведения о союзе; 2) познакомиться с группами союзов по значению; 3) показать отличие функций сочинительных и подчинительных союзов; 4) научиться узнавать в тексте сочинительные и подчинительные союзы; 5) закрепить навык постановки знаков препинания при сочинительных и подчинительных союзах)
7. Объяснение нового материала.
1) Чтение материалов параграфа 60 на стр.149.
2) Фронтальная беседа:
- На какие 2 группы делятся союзы? (сочинительные и подчинительные)
- В чем отличие сочинительных союзов от подчинительных? (Сочинительные союзы служат для связи однородных членов и равноправных по смыслу простых предложений в составе сложного, а подчинительные союзы связывают простые предложения в сложноподчиненном, где одно предложение подчинено по смыслу другому.)
8. Закрепление материала.
1) Пунктуационный анализ текста 4 (на листочках).
9. Проверочный тест.
1. Служебная часть речи, которая служит для связи простых предложений в составе сложного называется:
а) союз б) предлог в) частица
2. Укажите неверное утверждение. Союзы делятся на:
а) сочинительные и подчинительные б) простые и составные в)производные и непроизводные
3. Выберите ответ, где все слова в ряду – союзы:
а) как, который, и б) за, чтобы в) потому что , зато, по
4. Укажите вариант ответа, в котором все союзы сочинительные:
а) где, зато, также б) и, однако, же в) что, когда, да
5. Укажите предложение, в котором союз И соединяет однородные члены (знаки препинания не расставлены):
а ) Приближается 8 Марта и значит нас ждет ещё один выходной день.
б) В нашей семье принято отмечать праздники и нам с папой пришлось долго обсуждать меню.
в) Мы с папой долго выбирали подарки бабушке маме и сестренке.
Ответы: 1а, 2в, 3а, 4б, 5в.
10. Прием «Фишбоун» (монологическое высказывание обучающегося о союзе).
11. Работа с нестандартными текстами.
1 группа: Витя решил порадовать маму с сестренкой и приготовить «Зимний салат», овощи он отварил заранее. Но для салата ещё потребуются вареная колбаса, зеленый горошек, консервированные огурцы, яйца, майонез. Удастся ли Вите приобрести все продукты в магазине «Монетка» со скидкой? (колбаса- по акции 149,99; зеленый горошек-по акции 69,99; огурцы-есть , ноне по акции 139,99; яйцо-нет; майонез-нет)
2. Приближается 8 Марта, поэтому во всех продуктовых магазинах, в том числе и в «Пятерочке» проводятся акции, о которых напечатали статью в газете «Камские огни». Но в типографии не заметили брак. Помоги восстановить текст, опираясь на каталог.
Магазин «________________» приглашает вас не просто за покупками, а приобрести качественные товары со скидками. Так, огромной популярностью пользуется ________________________фирмы
Fish House, цена одной банки составляет 119,99. Сладкоежки тоже найдут, что прикупить со скидкой в магазине «______________________». Так, шоколад «Бабаевский» стоит всего_______________, а конфеты «___________________________________» с фундуком, арахисовой начинкой и вафельной крошкой 180г стоят _________________.
3 группа: Папа Наташи собирается приготовить салат по старинному семейному рецепту:
Разомните шпроты вилкой, нарежьте кубиком вареные яйца и соленый огурец, добавьте горошек и заправьте салат сырным соусом (шпроты- по акции 89,99 руб; яйцо-нет; огурцы-по акции 139,99 руб; горошек-нет; сырный соус-нет).
Удастся ли папе приобрести все продукты в магазине «Пятерочка» со скидкой?
11. Итоги урока:
1)Задачи.
- Ребята, еще раз посмотрите на задачи, которые были поставлены в самом начале уроке? Все ли удалось нам выполнить?
2) Рефлексия. Прием «Пирамида успеха» (верхний уровень - я доволен своей работой на уроке, средний уровень – на уроке я работал неплохо, но есть еще над чем поработать, низкий уровень – на уроке мне было трудно).
3) Поздравительная открытка.
- Ребята, мы с вами узнали историю праздника 8 Марта, выяснили, какие цветы нужно дарить, занимались приготовлением салатов, а сейчас пришло время подписать поздравительную открытку.
12. Музыкальная поздравительная открытка (во время оформления открытки).
Карта самоанализа деятельности______________________________
Чтение текста | Ответы на вопросы | Орфограф. разминка | «Корзина знаний» | Пунктуация | Монолог. высказыв. | Тест | Нестандарт. тексты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе
Урок развития речи. Тема: " Подготовка к написанию сочинения по картине Левитана "Золотая осень". Обучение русскому языку ведётся по уебнику С.И. Львовой....
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе по теме «Сочинение - описание «Зимний день в лесу»
Урок развития речи - подготовка к сочинению-описанию "Зимний день в лесу"...
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему "Имя существительное" (урок-обобщение)
Конспект открытого урока...
Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе с применением ИКТ технологий. Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».
урок в 8 классе по теме "Обращение и знаки препинания при нем"...
Конспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе по теме: "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них"
Конспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе по теме: "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них"...