Сценарий урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС "Второстепенные члены предложения"
видеоурок по русскому языку (5 класс) по теме

Урок русского языка в 5 классе "Второстепенные члены предложения" составлен в соответствии с требованиями ФГОС по УМК М.М.Разумовской. Цель урока: формировапние ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению второстепенных членов предложений, в ходе группового и парного взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse_sizova_e.v.rar816.16 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме "Второстепенные члены предложения". 5-кл.

По УМК авт.М.М.Разумовская. Русский язык 5 кл.

Цель: формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению второстепенных членов в предложении, в ходе группового и парного взаимодействия.

Задачи:

  1. Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся.
  2. Организовать деятельность учащихся по ознакомлению и первичному закреплению знаний по теме «Второстепенные члены предложения»
  3. Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме
  4. Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.

Планируемые результаты в ходе урока: 

Личностные: 

развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;

адекватно использовать  речь для планирования и регуляции своей деятельности;

определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты

уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

Предметные:

научить узнавать второстепенные члены предложения, отличать их от главных.

дать понятие о «подчинении» второст.чл.главным и другим второстепенным членам.

отработка навыка построения схем предложений.

закрепление изученного материала по теме.

Регулятивные:

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и по родовидовым признакам установления аналогий и причинно-следственных связей, построения, рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Познавательные:

осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий.

Коммуникативные:

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

уметь работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; определять цели и функции участников, способствовать продуктивной кооперации.

Тип урока: комбинированный (систематизация, повторение, контроль).

Оборудование урока: мультимедийная установка, компьютер, экран; презентация в MS PowerPoint “Второстепенные члены предложения”

Оценивание на уроке производится с помощь сигнальных карточек:

Ход урока

Организационный момент. Приветствие. Запись даты, классная работа.

У. -Перед тем, как писать, вспомним правила письма: (у каждого на парте)

(произносим хором)

                     Я тетрадь свою открою

                     И наклонно положу.

                     Я, друзья от вас не скрою

                     Ручку  я вот так держу.

                     Сяду прямо, не согнусь,

                     За работу я возьмусь.

(Дети записывают строчки букв и предложение).

  1. Выявление темы урока: на доске запись:

                                                                                  цветов

                                                                        запах

                                                          нежный

                                                лугов

                                              с

                          доносит

           ветерок

       

лёгкий

  1. Ребята, что вы можете сказать об увиденной записи на экране? /ПРЕДЛОЖЕНИЕ/
  2. Что вы можете сказать о каждом слове?
  3. На какие группы вы можете разделить эти слова? Определите принадлежность каждого слова к группе.

1гр. Это слова, принадлежащие к им.существ., им.прилаг., глагол, предлог.

2гр. Самостоят.ч.р. и Служебн.ч.р.

3гр.Гл.чл.пр. и второст.чл.предл.

Над каким подразделением группы мы не работали на уроках 5 класса?

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Ребята, сделайте предположение, какая будет  тема нашего сегодняшнего урока?

Проверьте свои предположения, откройте учебник с.146  параграф 56

Запись темы урока: ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

  1. Целеполагание: Определите цель нашего урока. Эта тема вам знакома? Достаточно ли будет только записи темы для того, чтобы правильно сформулировать цель урока, я предлагаю посмотреть материал учебника:

Повторить и обобщить полученные знания о второстепенных членах предложения.

  1. Ребята, давайте составим план нашего урока:

Что сегодня делаем и зачем? (Задачи обучающиеся формулируют сами) 

УЗНАТЬ: А для того чтобы научиться, что нужно узнать:

  1. значение и роль второстепенных членов предложения..
  2. чем выражены второстепенные   члены в предложении.

НАУЧИТЬСЯ:

  1. выделять в предложениях второстепенные члены, которые поясняют главные и другие второстепенные члены;
  2. характеризовать предложения по наличию главных и второстепенных предложений:
  3.  составлять схемы предложений.

3.Работа над новой темой урока

4.Закрепить полученные знания

5.Оценить свою работу.

Оценивание на уроке производится с помощь сигнальных карточек:

Красный цвет: СТОП! КАРАУЛ! Материал не понят!

Зеленый цвет: ВПЕРЕД! Нет проблем! Я все понял(а), могу идти дальше!

Желтый цвет: ВНИМАНИЕ! Испытываю затруднения! Справился с помощью учителя.

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ:

Оценочный лист:

№ задания

Планируемые результаты

Самооценка

Оценка учителя

1

Умение определять тему, цель урока

2

Умение выбирать и планировать действия

3

Умение находить главные члены предложения

4

Умение находить второстепенные члены предложения

5

Умение составлять схемы предложения

6

Умение сравнивать с образцом, эталоном

7

Умение определять границу «знаю», «не знаю»

8

Умение работать в паре

9

Умение работать по алгоритму

        Не выполнил                    Выполнил правильно                Выполнил с помощью учителя

  1. Работа с новой темой урока:

Ребята, как вы думаете, почему я записала предложение в виде лесенки? В предложении все слова взаимосвязаны, они дополняют друг друга, поясняют сведения, содержащиеся в подлежащем, в сказуемом. А если мы пропустим какое-то слово, что будет? Теряется смысл, точность, образность картины.

Так и в жизни бывает, поднимаясь вверх по лестнице знаний, мы приобретаем новые знания, успешность в наших делах.

Это лесенка нашего успеха.

Вернемся к нашему предложению. Рассмотрим  схему предложения на стр.147. упр.444.

Назовите слова, отвечающие на вопрос что? (ветерок, запах). Какое слово является подлежащим? Почему? ( это предмет, о котором идет речь в предложении). Какое действие выполняет этот предмет? (доносит). Какую роль играет это слово в предложении? (сказуемое)

Какие слова остались? (легкий, с лугов, запах, нежный, цветов). Как называются они в предложении? (второстепенные). 

Какое слово поясняет подлежащее? (легкий)

Какие слова поясняют сказуемое? (с лугов, запах,)

Какие слова определяют второстепенный член предложения запах? (чего? цветов, какой нежный)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ.     Упр.№445

У доски работают 3 ученика:

1 ученик: Составить схемы предложений, пользуясь образцом, данным в упр.444.

1 ученику представлена шкала достижения.

1)знать гр.о.   2)вт.чл.   3)уметь сост.схему пр. На каком уровне ты оцениваешь свои знания? Поставить крестики на шкале желтым мелом.

2)После выполнения задания и проверки с эталоном как ты справился. На каком  ты уровне? отметить красным мелом.

(Вначале с учеником решаем справится ли он с заданием и как он оценивает свои знания? Затем после проверки проверяем самооценку адекватности результата выполнения задания)

 

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ЗНАНИЯ ПО ЭТОМУ ВОПРОСУ ДОЛЖНЫ БЫТЬ НА ВЫСОКОМ УРОВНЕ?

2 ученик: Выписать из всех предложений с/с подчинения второстепенных чл. главным:

(голубая вода, вода озера, блеснула из--за деревьев, белый пар, расстилается по лугам, расположились в роще).                                                                                                                      ПАР                                                                                                                                     

3 ученик: Выписать из всех предложений с/с подчинения второстепенных чл. Другим второстепенным членам: (лесного озера, в березовой роще).

2 УЧЕНИК И 3 УЧЕНИК ОСУЩЕСТВЛЯЮТ ВЗАИМОПРОВЕРКУ, 1УЧЕНИК ПРОВЕРЯЕТ С КЛАССОМ ПО ЭТАЛОНУ СЛАЙДА.

  1. Физкультминутка.
  2. Актуализация опорных знаний и умений. Самостоятельная работа с упр.446.

1 ученик у доски вставляет пропущенные буквы:

Затянулся-тянет

Обмелел-мель

Летит-полёт

Трепещущей-трепет

2ученик выписывает слова: ржавая осина, луч луны, трепещущая осина, выполняет устный лексический разбор слов.

Все коллективно (это упр.на карточках) подчеркнуть грам.основу, устно охарактеризовать предложение по наличию главных и второстепенных членов предложения.

1)Зат_нулся ржавой тиной пруд широкий, обм_лел.

 2)В луче луны л_тит большая птица.

3)Над тр_пещущей осиной лёгкий месяц заблестел.

Проведение фронтального опроса в нетрадиционной игровой форме, помогающей учащимся провести самодиагностику знаний и сформировать социальную смелость. Просмотр видеофильма «Малыш и Карлсон»

Игра «Крестики-нолики»

(р-та в тетрадях).

В строчку записываются цифры от одного до восьми. В зависимости от правильности услышанного утверждения по теме «Синтаксис», соответствующего определенной цифре, учащиеся ставят «+» или «-».

1.Раздел науки о языке, в котором изучаются  словосочетания и члены предложения , называется фонетика.

2.По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.

3.По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и повествовательные.

4.Словосочетание дополняют подлежащее и сказуемое.

5.Грамматическая основа предложения - это подлежащее и сказуемое.

6.Предложение, состоящее только из грамматической основы, называется распространенным.

7.Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, называются второстепенными.

8.Предложения, имеющие второстепенные члены называются распространенными.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте (карандашом) правильность выполнения задания.

Слайд 1(ответы)

1

2

3

4

5

6

7

8

-

-

-

+

+

-

+

+

Нахождение и исправление ошибок, формулировка правильных утверждений.

  1. ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА УРОКЕ с помошью сигнальных карточек.

Задание на дом. Параграф 56, упр.447, подготовить вопросы к параграфу своему товарищу.

Рефлексия деятельности на уроке:

  1. Сегодня на уроке я узнал….
  2. Сегодня на уроке я научился…..
  3. После урока мне захотелось……
  4. Сегодня на уроке я похвалил бы себя за……..

Самооценка выполненной работы-смайлики. А также снова обращаемся к нашей лесенке успеха. Отметьте на какой ступеньке вы оцениваете свои знания?

                                                                         НЕТ ПРОБЛЕМ!Выполнил правильно                

                                     Испытываю затруднени!Выполнил с помощью учителя

        СТОП!Не понял материал      

САМОАНАЛИЗ УРОКА
Урок русского языка

"Второстепенные члены предложения". 5-й класс

 Сегодня важно не только научить предметным  знаниям, но и научить школьника использовать эти предметные знания в различных жизненных ситуациях. Важно вооружить ученика  универсальными способами действий, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться.

В настоящее время необходимо  изменить подход в  обучении, применяя различные приемы, методы, технологии в обучении. В связи с этим при организации учебного процесса  нужно нацелить обучающегося  на формирование УУД:

  1. саморазвитие;
  2. самосовершенствование;
  3. поиск необходимой информации;
  4. самостоятельное усвоение новых знаний, обеспечивающих социальную компетентность.  

Цель: формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению второстепенных членов в предложении, в ходе группового и парного взаимодействия.

Задачи:

  1. Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся.
  2. Организовать деятельность учащихся по ознакомлению и первичному закреплению знаний по теме «Второстепенные члены предложения»
  3. Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме
  4. Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.

Планируемые результаты в ходе урока: 

Личностные: 

развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;

адекватно использовать  речь для планирования и регуляции своей деятельности;

определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты

уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

Предметные:

научить узнавать второстепенные члены предложения, отличать их от главных.

дать понятие о «подчинении» второст.чл.главным и другим второстепенным членам.

отработка навыка построения схем предложений.

закрепление изученного материала по теме.

Регулятивные:

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и по родовидовым признакам установления аналогий и причинно-следственных связей, построения, рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Познавательные:

осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий.

Коммуникативные:

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

уметь работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; определять цели и функции участников, способствовать продуктивной кооперации.

Тип урока: комбинированный (систематизация, повторение, контроль).

Оборудование урока: мультимедийная установка, компьютер, экран; презентация в MS PowerPoint “Второстепенные члены предложения”

Оценивание на уроке производится с помощь сигнальных карточек:

Красный цвет: испытываю трудности; требуется помощь

Зеленый цвет: нет проблем;

Желтый цвет: справился с помощью учителя.

Основные этапы современного урока:

  1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической ) готовностью учащихся у к уроку.
  2. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме. Выявление темы урока обучающимися.
  3. Постановка цели занятия самими обучающимися.
  4. Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний.
  5. Первичная проверка понимания.
  6. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу.
  7. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.
  8. Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений.
  9. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемой учителем и учащимися, самооценка знаний.
  10. Домашнее задание к следующему уроку.
  11. Подведение итогов урока.

Применяя на уроке такой прием как составление плана урока,  учитель решает задачу развития у обучающихся умения самостоятельного планирования урока.

По источнику познания на уроке использовались следующие методы:

  1. словесный (диалог между учителем и учащимися);
  2. наглядный (презентация);
  3. практический (выполнение тренировочных заданий с экрана).

По уровням познавательной деятельности:

  1. объяснительно-иллюстративный (объясняю, иллюстрируя),
  2. частично- поисковый (поиск пояснения главных членов предложения второстепенными, а также другими второстепенными членами),
  3. проблемный (выявление темы урока),
  4. репродуктивный (воспроизведение правила о второстепенных членах предложения).

Использование на уроках русского языка мультимедийных презентаций обеспечивает более высокий уровень образовательного процесса, активизирует познавательную деятельность учащихся. Особенностью урока являются задания: «Лесенка успеха», «Крестики – нолики». На уроке используются листы самооценки, сигнальные карточки и индивидуальная «шкала успеха» при работе у доски для того, чтобы обучающиеся на протяжении всего урока смогли сами поэтапно оценивать  свою деятельность, частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме Смысловые знаки в ряду однородных членов предложения

Конспект урока русского языка по теме Смысловые знаки в ряду однородных членов предложения. Урок для 7 класса по учебнику И.В. Барановой...

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках). Введение ФГОС ООО предполагает ис...

Практикум по созданию технологических карт уроков русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Представляю две технологические карты уроков. Урок литературы в 7 классе и урок русского языка (развития речи) в 6 классе. В технологических картах представлены виды деятельности учителя и учеников. О...

Технологическая карта урока русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Смысл технологической карты  - в осознании алгоритма работы учителя и учеников на определенных этапах урока, поэтому,  чем проще, понятней и практичней будет такая карта - тем больше в ней с...

Открытый урок русского языка в 8 кл."Обобщающие слова при однородных членах предложения" К уроку были подготовлены иллюстрации и презентация.

Изучая правила пунктуации, учащиеся знакомятся с музеями мира,с предметами быта крестьян, с образцами вышивки,с высказываниями А.П.Чехова и художника Ф.Васильева о воздействии красоты на человека....

Работа учителя по формированию регулятивных учебных действий на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС основной школы

Каким образом нужно выстроить свою деятельность молодым педагогам, чтобы выполнять требования системно-деятельностного подхода, определённые в ФГОС? Становлению человека самостоятельного, способного п...