Сценарий урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС "Второстепенные члены предложения"
видеоурок по русскому языку (5 класс) по теме
Урок русского языка в 5 классе "Второстепенные члены предложения" составлен в соответствии с требованиями ФГОС по УМК М.М.Разумовской. Цель урока: формировапние ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению второстепенных членов предложений, в ходе группового и парного взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse_sizova_e.v.rar | 816.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме "Второстепенные члены предложения". 5-кл.
По УМК авт.М.М.Разумовская. Русский язык 5 кл.
Цель: формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению второстепенных членов в предложении, в ходе группового и парного взаимодействия.
Задачи:
- Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся.
- Организовать деятельность учащихся по ознакомлению и первичному закреплению знаний по теме «Второстепенные члены предложения»
- Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме
- Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.
Планируемые результаты в ходе урока:
Личностные:
развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты
уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
Предметные:
научить узнавать второстепенные члены предложения, отличать их от главных.
дать понятие о «подчинении» второст.чл.главным и другим второстепенным членам.
отработка навыка построения схем предложений.
закрепление изученного материала по теме.
Регулятивные:
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и по родовидовым признакам установления аналогий и причинно-следственных связей, построения, рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Познавательные:
осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий.
Коммуникативные:
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
уметь работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; определять цели и функции участников, способствовать продуктивной кооперации.
Тип урока: комбинированный (систематизация, повторение, контроль).
Оборудование урока: мультимедийная установка, компьютер, экран; презентация в MS PowerPoint “Второстепенные члены предложения”
Оценивание на уроке производится с помощь сигнальных карточек:
Ход урока
Организационный момент. Приветствие. Запись даты, классная работа.
У. -Перед тем, как писать, вспомним правила письма: (у каждого на парте)
(произносим хором)
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
(Дети записывают строчки букв и предложение).
- Выявление темы урока: на доске запись:
цветов
запах
нежный
лугов
с
доносит
ветерок
лёгкий
- Ребята, что вы можете сказать об увиденной записи на экране? /ПРЕДЛОЖЕНИЕ/
- Что вы можете сказать о каждом слове?
- На какие группы вы можете разделить эти слова? Определите принадлежность каждого слова к группе.
1гр. Это слова, принадлежащие к им.существ., им.прилаг., глагол, предлог.
2гр. Самостоят.ч.р. и Служебн.ч.р.
3гр.Гл.чл.пр. и второст.чл.предл.
Над каким подразделением группы мы не работали на уроках 5 класса?
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Ребята, сделайте предположение, какая будет тема нашего сегодняшнего урока?
Проверьте свои предположения, откройте учебник с.146 параграф 56
Запись темы урока: ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
- Целеполагание: Определите цель нашего урока. Эта тема вам знакома? Достаточно ли будет только записи темы для того, чтобы правильно сформулировать цель урока, я предлагаю посмотреть материал учебника:
Повторить и обобщить полученные знания о второстепенных членах предложения.
- Ребята, давайте составим план нашего урока:
Что сегодня делаем и зачем? (Задачи обучающиеся формулируют сами)
УЗНАТЬ: А для того чтобы научиться, что нужно узнать:
- значение и роль второстепенных членов предложения..
- чем выражены второстепенные члены в предложении.
НАУЧИТЬСЯ:
- выделять в предложениях второстепенные члены, которые поясняют главные и другие второстепенные члены;
- характеризовать предложения по наличию главных и второстепенных предложений:
- составлять схемы предложений.
3.Работа над новой темой урока
4.Закрепить полученные знания
5.Оценить свою работу.
Оценивание на уроке производится с помощь сигнальных карточек:
Красный цвет: СТОП! КАРАУЛ! Материал не понят!
Зеленый цвет: ВПЕРЕД! Нет проблем! Я все понял(а), могу идти дальше!
Желтый цвет: ВНИМАНИЕ! Испытываю затруднения! Справился с помощью учителя.
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ:
Оценочный лист:
№ задания | Планируемые результаты | Самооценка | Оценка учителя |
1 | Умение определять тему, цель урока | ||
2 | Умение выбирать и планировать действия | ||
3 | Умение находить главные члены предложения | ||
4 | Умение находить второстепенные члены предложения | ||
5 | Умение составлять схемы предложения | ||
6 | Умение сравнивать с образцом, эталоном | ||
7 | Умение определять границу «знаю», «не знаю» | ||
8 | Умение работать в паре | ||
9 | Умение работать по алгоритму |
Не выполнил Выполнил правильно Выполнил с помощью учителя
- Работа с новой темой урока:
Ребята, как вы думаете, почему я записала предложение в виде лесенки? В предложении все слова взаимосвязаны, они дополняют друг друга, поясняют сведения, содержащиеся в подлежащем, в сказуемом. А если мы пропустим какое-то слово, что будет? Теряется смысл, точность, образность картины.
Так и в жизни бывает, поднимаясь вверх по лестнице знаний, мы приобретаем новые знания, успешность в наших делах.
Это лесенка нашего успеха.
Вернемся к нашему предложению. Рассмотрим схему предложения на стр.147. упр.444.
Назовите слова, отвечающие на вопрос что? (ветерок, запах). Какое слово является подлежащим? Почему? ( это предмет, о котором идет речь в предложении). Какое действие выполняет этот предмет? (доносит). Какую роль играет это слово в предложении? (сказуемое)
Какие слова остались? (легкий, с лугов, запах, нежный, цветов). Как называются они в предложении? (второстепенные).
Какое слово поясняет подлежащее? (легкий)
Какие слова поясняют сказуемое? (с лугов, запах,)
Какие слова определяют второстепенный член предложения запах? (чего? цветов, какой нежный)
ЗАКРЕПЛЕНИЕ. Упр.№445
У доски работают 3 ученика:
1 ученик: Составить схемы предложений, пользуясь образцом, данным в упр.444.
1 ученику представлена шкала достижения.
1)знать гр.о. 2)вт.чл. 3)уметь сост.схему пр. На каком уровне ты оцениваешь свои знания? Поставить крестики на шкале желтым мелом.
2)После выполнения задания и проверки с эталоном как ты справился. На каком ты уровне? отметить красным мелом.
(Вначале с учеником решаем справится ли он с заданием и как он оценивает свои знания? Затем после проверки проверяем самооценку адекватности результата выполнения задания)
ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ЗНАНИЯ ПО ЭТОМУ ВОПРОСУ ДОЛЖНЫ БЫТЬ НА ВЫСОКОМ УРОВНЕ?
2 ученик: Выписать из всех предложений с/с подчинения второстепенных чл. главным:
(голубая вода, вода озера, блеснула из--за деревьев, белый пар, расстилается по лугам, расположились в роще). ПАР
3 ученик: Выписать из всех предложений с/с подчинения второстепенных чл. Другим второстепенным членам: (лесного озера, в березовой роще).
2 УЧЕНИК И 3 УЧЕНИК ОСУЩЕСТВЛЯЮТ ВЗАИМОПРОВЕРКУ, 1УЧЕНИК ПРОВЕРЯЕТ С КЛАССОМ ПО ЭТАЛОНУ СЛАЙДА.
- Физкультминутка.
- Актуализация опорных знаний и умений. Самостоятельная работа с упр.446.
1 ученик у доски вставляет пропущенные буквы:
Затянулся-тянет
Обмелел-мель
Летит-полёт
Трепещущей-трепет
2ученик выписывает слова: ржавая осина, луч луны, трепещущая осина, выполняет устный лексический разбор слов.
Все коллективно (это упр.на карточках) подчеркнуть грам.основу, устно охарактеризовать предложение по наличию главных и второстепенных членов предложения.
1)Зат_нулся ржавой тиной пруд широкий, обм_лел. 2)В луче луны л_тит большая птица. 3)Над тр_пещущей осиной лёгкий месяц заблестел. |
Проведение фронтального опроса в нетрадиционной игровой форме, помогающей учащимся провести самодиагностику знаний и сформировать социальную смелость. Просмотр видеофильма «Малыш и Карлсон»
Игра «Крестики-нолики»
(р-та в тетрадях).
В строчку записываются цифры от одного до восьми. В зависимости от правильности услышанного утверждения по теме «Синтаксис», соответствующего определенной цифре, учащиеся ставят «+» или «-».
1.Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и члены предложения , называется фонетика.
2.По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.
3.По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и повествовательные.
4.Словосочетание дополняют подлежащее и сказуемое.
5.Грамматическая основа предложения - это подлежащее и сказуемое.
6.Предложение, состоящее только из грамматической основы, называется распространенным.
7.Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, называются второстепенными.
8.Предложения, имеющие второстепенные члены называются распространенными.
Обменяйтесь тетрадями и проверьте (карандашом) правильность выполнения задания.
Слайд 1(ответы)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
- | - | - | + | + | - | + | + |
Нахождение и исправление ошибок, формулировка правильных утверждений.
- ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА УРОКЕ с помошью сигнальных карточек.
Задание на дом. Параграф 56, упр.447, подготовить вопросы к параграфу своему товарищу.
Рефлексия деятельности на уроке:
- Сегодня на уроке я узнал….
- Сегодня на уроке я научился…..
- После урока мне захотелось……
- Сегодня на уроке я похвалил бы себя за……..
Самооценка выполненной работы-смайлики. А также снова обращаемся к нашей лесенке успеха. Отметьте на какой ступеньке вы оцениваете свои знания?
НЕТ ПРОБЛЕМ!Выполнил правильно
Испытываю затруднени!Выполнил с помощью учителя
СТОП!Не понял материал
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Урок русского языка
"Второстепенные члены предложения". 5-й класс
Сегодня важно не только научить предметным знаниям, но и научить школьника использовать эти предметные знания в различных жизненных ситуациях. Важно вооружить ученика универсальными способами действий, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться.
В настоящее время необходимо изменить подход в обучении, применяя различные приемы, методы, технологии в обучении. В связи с этим при организации учебного процесса нужно нацелить обучающегося на формирование УУД:
- саморазвитие;
- самосовершенствование;
- поиск необходимой информации;
- самостоятельное усвоение новых знаний, обеспечивающих социальную компетентность.
Цель: формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению второстепенных членов в предложении, в ходе группового и парного взаимодействия.
Задачи:
- Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся.
- Организовать деятельность учащихся по ознакомлению и первичному закреплению знаний по теме «Второстепенные члены предложения»
- Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме
- Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.
Планируемые результаты в ходе урока:
Личностные:
развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты
уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
Предметные:
научить узнавать второстепенные члены предложения, отличать их от главных.
дать понятие о «подчинении» второст.чл.главным и другим второстепенным членам.
отработка навыка построения схем предложений.
закрепление изученного материала по теме.
Регулятивные:
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и по родовидовым признакам установления аналогий и причинно-следственных связей, построения, рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Познавательные:
осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий.
Коммуникативные:
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
уметь работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; определять цели и функции участников, способствовать продуктивной кооперации.
Тип урока: комбинированный (систематизация, повторение, контроль).
Оборудование урока: мультимедийная установка, компьютер, экран; презентация в MS PowerPoint “Второстепенные члены предложения”
Оценивание на уроке производится с помощь сигнальных карточек:
Красный цвет: испытываю трудности; требуется помощь
Зеленый цвет: нет проблем;
Желтый цвет: справился с помощью учителя.
Основные этапы современного урока:
- Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической ) готовностью учащихся у к уроку.
- Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме. Выявление темы урока обучающимися.
- Постановка цели занятия самими обучающимися.
- Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний.
- Первичная проверка понимания.
- Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу.
- Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.
- Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений.
- Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемой учителем и учащимися, самооценка знаний.
- Домашнее задание к следующему уроку.
- Подведение итогов урока.
Применяя на уроке такой прием как составление плана урока, учитель решает задачу развития у обучающихся умения самостоятельного планирования урока.
По источнику познания на уроке использовались следующие методы:
- словесный (диалог между учителем и учащимися);
- наглядный (презентация);
- практический (выполнение тренировочных заданий с экрана).
По уровням познавательной деятельности:
- объяснительно-иллюстративный (объясняю, иллюстрируя),
- частично- поисковый (поиск пояснения главных членов предложения второстепенными, а также другими второстепенными членами),
- проблемный (выявление темы урока),
- репродуктивный (воспроизведение правила о второстепенных членах предложения).
Использование на уроках русского языка мультимедийных презентаций обеспечивает более высокий уровень образовательного процесса, активизирует познавательную деятельность учащихся. Особенностью урока являются задания: «Лесенка успеха», «Крестики – нолики». На уроке используются листы самооценки, сигнальные карточки и индивидуальная «шкала успеха» при работе у доски для того, чтобы обучающиеся на протяжении всего урока смогли сами поэтапно оценивать свою деятельность, частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме Смысловые знаки в ряду однородных членов предложения
Конспект урока русского языка по теме Смысловые знаки в ряду однородных членов предложения. Урок для 7 класса по учебнику И.В. Барановой...
Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).
Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках). Введение ФГОС ООО предполагает ис...
Практикум по созданию технологических карт уроков русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Представляю две технологические карты уроков. Урок литературы в 7 классе и урок русского языка (развития речи) в 6 классе. В технологических картах представлены виды деятельности учителя и учеников. О...
Технологическая карта урока русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Смысл технологической карты - в осознании алгоритма работы учителя и учеников на определенных этапах урока, поэтому, чем проще, понятней и практичней будет такая карта - тем больше в ней с...
Открытый урок русского языка в 8 кл."Обобщающие слова при однородных членах предложения" К уроку были подготовлены иллюстрации и презентация.
Изучая правила пунктуации, учащиеся знакомятся с музеями мира,с предметами быта крестьян, с образцами вышивки,с высказываниями А.П.Чехова и художника Ф.Васильева о воздействии красоты на человека....
Работа учителя по формированию регулятивных учебных действий на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС основной школы
Каким образом нужно выстроить свою деятельность молодым педагогам, чтобы выполнять требования системно-деятельностного подхода, определённые в ФГОС? Становлению человека самостоятельного, способного п...