Урок русского языка по подготовке к ГИА 9 класс (В8)
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме
разработка урока содержит материал по подготовке обучающихся 9 класса к ГИА по заданию В8 "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Основные виды сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них". Урок сопровождает презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_prezentaciyagia_russkiy_yazyk.zip | 168.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 9 классе
по подготовке к ГИА -9, задания В8
составила Хозяинова Вера Вильямовна,
учитель русского языка
МБОУ-Питлярская СОШ «Образовательный центр»
ЯНАО с. Питляр Шурышкарского района
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными
Основные виды сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них
Цель: дать понятие о видах сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными, об особенностях пунктуации в них
Задачи урока через планируемые результаты:
Личностные:
- создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;
- создание условий для самореализации своих знаний во время ГИА;
- формирование сознательного отношения к подготовке к ГИА.
Предметные:
- распознавать вид соподчинения придаточных предложений по отношению к главному;
- корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью;
- знать, что такое последовательное, однородное, параллельное соподчинение;
- подготовиться к выполнению задания В8 экзаменационной работы;
- моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания. Употреблять их в речевой практике.
Метапредметные:
Регулятивные:
- формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
- развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.
- сохранять и развивать умение отвечать на вопросы, слушать и слышать.
- формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
- формировать умение работать со сложноподчинёнными предложениями с несколькими придаточными;
- формировать умение постановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными;
- понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.
Тип урока: урок формирования умений и навыков.
Основные методы обучения:
Проблемное изложение
Частично-поисковый
Словесный
Самоконтроль
Наглядно-вербальный
Диалогический
Эвристический
Творческий
Ход урока
1 этап. Лингвистическая разминка 1. Найдите словосочетание со связью «управление». Замените словосочетания, построенные на основе «управление», синонимичными словосочетаниями со связью «согласование». Напишите полученные словосочетания а) доволен успехами, б) управлять автомобилем, в) читать лёжа, г) характерные черты, д) стена из кирпича 2. Вспомните, какие члены предложения называются однородными? | Слайд 1 | ||||||||||
2 этап: Мобилизующий Задание: прочитать предложения, составить схемы
Учитель: что объединят эти предложения? Это сложные предложения Учитель: дайте определение сложного предложения? Ответ обучающихся Учитель: какие группы сложных предложений вы знаете? Ответ обучающихся Учитель: к какой группе сложных предложений можно отнести записанные нами предложения? Ответ обучающихся Учитель: сколько придаточных в сложном предложении? | Слайд 2 | ||||||||||
3 этап: Формулирование темы и цели урока Учитель: Помогите мне сформулировать тему сегодняшнего урока. Ученики формулируют тему. Тема записывается на доске и в тетради. Попробуем вместе сформулировать цель урока, опираясь на тему, достижение которой поможет нам справиться с поставленной задачей. Сформулировать цели можно при помощи опорных фраз: 1)Узнать, что… 2) выяснить, в какой форме… 3) учиться отличать… Обучающиеся формулируют цель урока | Слайд 4 | ||||||||||
4 этап. Реализация. Получение новой информации Получение новой информации происходит из предложений, записанных выше. Учитель: Ребята! Я предлагаю вам ещё раз обратиться к написанным предложениям, внимательно рассмотреть схемы. Какой вывод можно сделать. Предложения состоят из нескольких придаточных, но не все придаточные могут зависеть от главного Учитель: Разберёмся более подробно. Посмотрим на первое предложение. Что вы можете сказать о нём? Все придаточные предложения относятся к главному и отвечают на один и тот же вопрос. Учитель: в начале урока я просила вас вспомнить об однородных членах предложения. Кто из вас может сказать: почему? Проведите аналогию со сложным предложением Придаточные предложения в этом сложном относятся к главному и отвечают на один вопрос. Это придаточные изъяснительные. Однородные члены предложения также относятся к одному слову и тому же члену предложения, отвечают на один и тот вопрос и являются одними тем же членом предложения. Поэтому все три простых предложения в составе сложного аналогичны однородным дополнениям. Учитель: что можно сказать о втором и третьем предложениях? Во втором предложении к первому придаточному задаётся вопрос от главного, а ко второму придаточному от первого. Это предложение отличается от первого В третьем предложении оба придаточных зависят от главного, но постановка вопросов не такая, как в первом. Схемы совершенно разные. Учитель: ребята, вы правы. Это сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными, но у них разные виды подчинения. Какие? Можете мне ответить? Нет? Обратимся к учебнику «Русский язык[1]», стр. 86-87 Работа после прочтения теоритического материала:
Учитель: попробуем разобраться с пунктуацией в сложноподчинённых предложениях с двумя или несколькими придаточными. Что вы узнали о постановке запятой при последовательном подчинении, если рядом окажутся союзы что и если, что и когда, так что и хотя и др.? Ответы обучающихся. Учитель: правильно. Это случаи стыка двух союзов при последовательном подчинении. Разберём несколько примеров: Хорошо быть уверенным, что, если нужно, тебе помогут. Я возражаю ей, что если для неё и нет опасности, то она велика для меня, ибо рано или поздно я буду узнан. Было очевидно, что, когда противник ослабеет, справиться с ним будет легко. Учитель: что вы знаете о случаях постановки запятой при однородном подчинении с сочинительными союзами Ответы обучающихся. Учитель: молодцы! Разберём пример: Он был рад, что весело провёл время и что все довольны. | Слайд 5 Слайд 6 | ||||||||||
4 этап. Закрепление полученной информации. Учитель: 1) Сейчас мы обратимся к контрольно-измерительным материалам по подготовке к ГИА[2]. Найдём задание В8первого блока и попробуем выполнить их. 2) Закрепление новой информации будет происходить и через создание творческой работы: конструирование предложений: упр. 202 (из трёх простых составьте и запишите одно сложноподчинённые предложение с двумя придаточными). | Слайд 7 | ||||||||||
5 этап. Домашнее задание. Дифференцированное задание: 1) Ребята, сдающие ГИА с независимой оценкой экспертизы, выполняют задания В4 контрольно-измерительных материалов, в которых простое предложение, осложненно однородными членами, и задание В8 из 1 блока. 2) Остальные ребята выполняют упражнение упр.201 (списать, расставляя знаки препинания, составить схемы 1-4 предложений, определить подчинение) | Слайд 8 | ||||||||||
Рефлексия урока: Задача учителя: осуществить рефлексию учащимися собственной деятельности и провести необходимую коррекцию. - с какими видами подчинения придаточных мы познакомились на уроке? - что такое придаточное второй степени? - что общего в постановке знаков препинания при однородных членах и при однородном подчинении? В конце урока ученики заполняют индивидуальный рефлексивный лист и сдают его учителю. Способ реализации:
| Слайд 9 |
Использованная литература
- Егорова Н.Е. Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс. «ВАКО», Москва, 2004 г
- ГИА - 2013. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией И.П. Цыбулько, Из-во «Национальное образование, 2012 г
- Русский язык 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др./ Просвещение, 2011 г
[1] Русский язык 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др./ Просвещение, 2011 г
[2] ГИА - 2013. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией И.П. Цыбулько, Из-во «Национальное образование, 2012 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка при подготовке к ГИА в 9 классе
КТП дополнительных уроков русского языка в 9 классе для учителя-предметника при подготовке к ГИА...
Мастер-класс по теме: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка при подготовке к ГИА»
Мастер-класс по теме: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка при подготовке к ГИА»...
Паронимы и парономазия: нормы употребления в речи и средства художественной выразительности на уроках русского языка для учащихся 5 – 11 классов (Система подготовки к ЕГЭ частей А2 и В8
Презентация подготовки к ЕГЭ по выявлению средств художественной выразительности. Учащиеся различных возрастных категорий тренируются в выявлении паронимов и парономазии в художественных произведениях...
Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках русского языка при подготовке к устной части ОГЭ в 9 классе
Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках русского языка при подготовке к устной части ОГЭ в 9 классе...
Применение ИТК-технологий на уроках русского языка при подготовке обучающихся к ОГЭ по русскому языку
Использование современных технологий при подготовке к ОГЭ...
мастер-класс "Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ"
Мастер-класс "Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ"...
Тема: «Подготовка к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста». «Формирование УУД на уроках русского языка при подготовке выпускников к итоговой аттестации» .
Методическое обоснование урокаДанный урок русского языка является частью системы уроков по подготовке к написанию итогового изложения в 9 классе.В основу данного урока положен системно-деятельностный ...