Методическая разработка урока по теме: „Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях”.
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) по теме

Голубева Елена Евгеньевна

Содержание:

1. Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: „Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях”.

2. Контрольно – измерительные материалы.

3. Список литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_r.ya_._v_9_kl.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 п. Спирово Выдропужская ОШ

Методическая разработка урока по теме:

„Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях”.

автор: учитель русского языка и

 литературы Голубева Елена Евгеньевна 

Выдропужск

2013

Содержание:

1. Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: „Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях”.

2. Контрольно – измерительные материалы.

3. Список литературы.

Урок-практикум.

9 класс.

Тема: Сложносочиненные предложения.

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

Цель: научить определять смысловые отношения в сложносочинённом предложении и ставить в нём знаки препинания; рассмотреть сложносочинённые предложения с разными структурными элементами.

Задачи: 

формирование общеучебной компетенции: умения определять виды сложносочинённых предложений по союзам и значению, расставлять знаки препинания в ССП;

формирование коммуникативной компетенции: повышение уровня речевой культуры;

 развитие компетенции личностного самосовершенствования, направленные на интеллектуальное развитие.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение.

а) Графический диктант.

- Прослушайте предложения, и, не записывая их, составьте схемы. Предложения могут быть любого типа.

 

       Вспомнилась мне одна сыроежка в лесу, где я постоянно грибы собираю.

Была осень. Берёзки и осинки начали сыпать на молодые ёлочки золотые и красные пятачки. День был тёплый и даже паркий.

Продвигался я осторожно, бесшумно в частом ельнике. Приподнял одну веточку - здравствуйте!

Через это лесное оконце мне открылась поляна в лесу. Посередине её две берёзы. Под берёзами – пень. Рядом с пнём в зелёном брусничнике красная сыроежка. Такая огромная, каких в жизни своей я ещё не видел. Она такая старая, что края её завернулись вверх. И от этого вся сыроежка была в точности как большая глубокая тарелка, наполненная водой. В тарелке листик – маленький, сухой, жёлтый.

- Какие типы предложений встретились в этом тексте?

- Какие пунктограммы вы вспомнили?

         б) Самостоятельная работа

1) Составьте сложные предложения с разделительными союзами по данному началу:   То завыл ветер,…………

               Или надо было ехать на юг,………

2) Придумайте три предложения с соединительными, противительными и разделительными союзами;

3) Сделайте синтаксический разбор этих предложений.

  1. Знакомство с темой урока.

На доске:

Группы союзов по значению

Значение

Союзы (примеры)

СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ

Явления происходят одновременно или следуют одно за другим

И, да (=и), ни-ни, тоже, также

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ

Чередование явлений или возможность одного из двух или нескольких возможных

Или (иль), либо, то-то, не то – не то, то ли – то ли

ПРОТИВИТЕЛЬНЫЕ

Противопоставление явлений

А, но, да (=но), однако, зато, же

- Части сложносочинённого предложения, соединённые союзами соединительными (и, да, ни… ни), противительными (а, но, да, однако, же, зато, а то), разделительными (или, либо, ли….ли, то….то, не то…не то) разделяются запятыми:

Например:

Я упал на подушку, и песня ребятишек стала уплывать куда-то всё дальше и дальше.

Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело, но на Буруна обрушились дружно и страстно.

Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески.

Он [лейтенант] знал много разных историй и иногда рассказывал о жизни учёных и полководцев, а Мамочкин был любознателен.

- Но в некоторых предложениях между частями сложносочинённого предложения запятая отсутствует:

а) если части ССП имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение:

Уже совсем рассвело и народ, стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату (Л. Толстой).

Около высоких свежих скирд копошились бабы с граблями и двигались арбы (А. Чехов).

б) если части ССП выражены двумя номинативными или безличными предложениями со сказуемыми однородного состава:

Светит догорающая лампа,  выстрелы да снега синева (К. Симонов).

в) Если части ССП выражены двумя вопросительными или двумя восклицательными предложениями, объединёнными общей интонацией:

Когда приедет делегация и кто будет её встречать?

На поручни не облокачиваться и чемоданов на ступени не ставить!

г) если части ССП включены в бессоюзное сложное предложение и поясняют общую для них часть предложения:

Останавливаться было нельзя: ноги засасывало и следы наливались водой             (К. Паустовский).

  1. Синтаксический разбор ССП.

- Давайте с вами вспомним, как разбирается ССП.

- На доске записаны основные пункты схемы разбора предложения. Разберём два предложения по этой схеме.

а) Потёмки между тем всё более сгущались, и предметы потеряли свои контуры.

б) Редеет мгла ненастной ночи, и бледный день уж настаёт.

Схема синтаксического разбора предложения.

  1. Найти грамматические основы предложения, прочитать простые предложения.
  2. Указать какими именно сочинительными союзами (соединительными, противительными, разделительными) соединены простые предложения        в  сложные.
  3. Определить значение сложного предложения (перечисление, противопоставление, чередование).
  4. Объяснить расстановку знаков препинания.
  5. Разобрать каждое простое предложение, входящее в состав ССП.

  1. Предупредительный диктант.

- На доске в произвольном порядке нарисованы схемы. Ваша задача – прослушать предложение и указать, какой схеме оно соответствует, записать, расставляя знаки препинания и делая обозначения.

  1. Крепко деды землю защищали, сберегли и честь свою, и речь и навек потомкам завещали золотую родину беречь.
  2. Все жители были одеты по-праздничному, и, говорят, это было одно из красивейших зрелищ на всём побережье.
  3. Сегодня целый день играет во дворе последний мотылёк и, точно белый лепесток на паутине замарает.
  4. Порывами метался по полю и шумел ветер, да в лицо хлестал не то дождь, не то снег.
  5. Кувшины, звуча, налилися водою, и, гордо кивая махровой главою, приветствуют пальмы нежданных гостей, и щедро поит их студёный ручей.

  1. Закрепление новых знаний на практике.

А) Добавьте подходящее по смыслу простое предложение и запишите, расставляя недостающие знаки препинания.

1) Рассветало и ……. 2) … и в старом саду стало тихо, грустно.

3) …. и нигде ни души.

Б) Поставьте номер продиктованного предложения и рядом начертите его схему.

1) Морозка вышел на прогалину и, заложив два пальца в рот, свистнул три раза пронзительным разбойным свистом.

2) Ночью было похолодание, и, может быть, на болотах на восходе на невидимой солнцу северной стороне кочки побелели.

   7. Итог урока.

- Расскажите о постановке запятой в ССП.

- Приведите пример ССП, где запятая ставится, и может не ставиться.

  8. Домашнее задание.

Контрольно-измерительные материалы.

9 класс.

Цель: Проверка знаний и умений учащихся по теме „Сложносочинённое предложение”.

Ознакомьтесь с предложениями и выполните задания.

  1. Сорока прилетела к вечеру, когда от теплоты лёд начал оседать.
  2. Ветер гнал по синему небу рыхлые тучи, и по земле неслись вперемежку то холодные тени, то солнечные пятна.
  3. Конь помотал головой, подумал, потом вытянул шею, и взял наконец хлеб мягкими губами.
  4. Старая сорока сидела на раките и сердито трещала: должно быть, хвасталась.

  1. Найдите ССП

а) 1,2        б) 2,3    в) 2     г) 1,3

  1. Укажите предложение, соответствующее схеме.

[двусоставное], союз [двусоставное, осложнено однородными членами].

  1. Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

а) 1,2       б) 3       в) 1,3     г) 4

  1. В каком предложении есть вводное слово?

а) 1,2      б) 4      в) 1,3      г) 2

  1. Укажите сочинительный соединительный союз.

а) то….то     б) и    в) но    г) будто

  1. Как расставить запятые в предложении?

Он очнулся  1 перестал шуметь 2 но 3 по-видимому 4 никого 5 и ничего не было.

а) 1, 3, 4, 5    б) 1, 2, 4   в) 1, 2, 4    г) 1, 2, 3, 4

  1. Какое из утверждений неверно?

а) Сочинительные союзы делятся на три группы: соединительные, противительные, разделительные.

б) Если есть общий второстепенный член предложения, запятая отсутствует

в) Простые предложения в составе сложносочинённого связаны только интонацией.

г) Части сложносочинённого предложения равноправны.

  1. Какой схеме соответствует предложение из стихотворения                     Б. Пастернака?

Орешник тебя отрешает от дня

И мшистые солнца ложатся с опушки

То решкой на плотное тление пня

То мутно-зелёным орлом на лягушке.

а) [    ], и [    ]

б) [    ], то [     ], то [     ]

в) [    ], и [      ], то [      ]

г) то [     ], то [     ]

  1. Спишите предложения, вставляя пропущенные знаки препинания, сделайте полный синтаксический разбор последнего предложения           (разберите по членам, укажите, какими частями речи они выражены, составьте схему, дайте характеристику).

   Над Москвой было ещё светло и небо чистое и прозрачное зеленело к западу.

   За мною жадно бушевало море а над нами высились и гудели тополи.

   Дождь перестал но отец ушедший в море ещё утром всё не возвращался.

   Ночью шёл тихий дождь но утром погода разгулялась.

   Отец курил откинувшись в кресло рассеянно глядя на висевшую над столом жаркую лампу а мама в очках старательно зашивала под её светом маленький шелковый мешочек.

                                                                                            (И. Бунин).

Список используемой литературы.

  1. Бабайцева В.В. Обучение русскому языку. – М.: Просвещение, 2007.
  2. Баринова Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедев В.И. Методика русского языка. – М.: Просвещение, 2001.
  3. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации (8-11 классы). – М.:Дрофа, 2000.
  4. Галлингер И.В., Львова С.И. Работа над умениями и навыками по русскому языку. – М.: Просвещение, 1999.
  5. Никеров А.И. Предупреждение пунктуационных ошибок учащихся. – Просвещение, 1999.
  6. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку. – М.: Издательство „Астра”, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку в 11 классе: Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в ССП.

Урок повторения и обобщения материала по теме: "Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в ССП", разбор заданий ЕГЭ....

Разработка урока русского языка в 11 классе по подготовке к ЕГЭ по теме "Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в ССП"

Данный конспект урока поможет учащимся повторить тему " Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в ССП" и подготовиться к ЕГЭ....

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Урок русского языка в 11 классе по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении". На уроке обобщаются знания, полученные в 9 классе, углубляются знания о знаках препинани...

Урок по теме " Знаки препинания в сложносочинённом предложении (отсутствие запятой; тире между простыми предложениями в составе сложносочинённого)».

Урок руссского языка в 9 классе " Знаки препинания в сложносочинённом предложении (отсутствие запятой; тире между простыми предложениями в составе сложносочинённого)».(составлен на мат...