Урок на тему: "Повторение лексики".
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме
Этот урок посвящен повторению лексики на основании сочинений учеников о маме ко Дню 8 Марта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_leksika.docx | 19.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока. Повторение пройденного по разделу «Лексика».
Цели. 1.Обобщить повторить пройденный материал по теме: «Лексика».
2.Развить у детей интерес к слову и к лексике как особому разделу науки о языке.
3. Воспитывать детей в духе уважения к старшим, особенно к матери.
Метод урока. Беседа.
Оборудование урока. Запись с песней о матери. Рисунки ребят.
Эпиграф к уроку.
На всех языках есть такие слова:
Мать. Родина. Счастье. Река.Синева…
Р.Фархади « Земные слова».
Ход урока.
- Организационный момент.
Звучит песня о маме. Объявляются тема и цель урока.
Сегодня, ребята, мы с вами постараемся обобщить и повторить весь пройденный материал по теме «Лексика». Дома вам надо было написать сочинение о самом дорогом для вас человеке – о маме. Вы с этим заданием прекрасно справились, и рисунки у вас замечательные, вы с любовью изобразили своих мам. Приближается Женский день – 8 Марта. Все слова и предложения, с которыми мы будем сегодня работать, посвящены вашим мамам, они взяты из ваших сочинений. А сейчас послушайте стихотворение о маме (Читает ученица):
От чистого сердца, простыми словами
Давайте, друзья, потолкуем о маме.
Мы любим ее, как хорошего друга
За то, что, когда нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть у родного плеча.
За то, что всегда без утайки и прямо
Мы можем доверить ей сердце свое.
И просто за то, что она наша МАМА!
- Поиграем в «Молчанку». Задание: вставить буквы в слова ,написанные на доске, и подобрать к ним антонимы. Вопрос классу: Какие слова называются антонимы?
(Дети молча подходят к доске и вставляют буквы в слова).
Кр…сивая - Пом…гает-
Чес...ная- Защ …щает-
Уд…вительная - Рас…казывает-
Жизнерадос…ная - Трудит…ся-
- ВОПРОСЫ КЛАССУ:
- Как вы думаете, о ком эти слова?
- Интересно, слово мать – однозначное или многозначное?
Вот, что об этом говорится в толковом словаре (Подготовленные дети читают словарную статью).
Учитель: Да, для нас Мать – самое дорогое земное слово. (Обращаю внимание на эпиграф к уроку)
4. Ребята, откройте тетради, запишите число, классная работа, тему и эпиграф к уроку. А сейчас обратимся к «Молчанке».
Вопросы: 1. Какие орфограммы вы вспомнили
когда вставляли буквы в слова?
2.Какие части речи записаны на доске?
3.Сколько частей речи в русском языке?
(Ребята отвечают).
Учитель: Сейчас вы спишите эти слова, подберете к ним антонимы и разберете слово РАССКАЗЫВАЕТ по составу. (Оценки выставляются по ходу урока).
5. Синтаксический разбор предложения.
Моя мама печет вкусные осетинские пироги.
6. Произвести морфологический разбор слова « мамочка».
7. Словарный диктант. (С взаимопроверкой).
(Я проверяю одну работу и ставлю оценку в журнал.)
Ласковый человек, знаю по рассказам, рассудительная мама, любит трудиться, длинная коса, относится с уважением, золотые руки, горжусь своей мамой, помогаю мамочке.
8. Вопросы отвечающим:
- Сколько букв и звуков в слове мама?
- «М»- какой звук?
- В слове «мамочка» есть глухие согласные?
- Назовите глухие согласные.
- В словарном диктанте есть слово, которое употреблено в переносном значении, найдите его.
- Найдите в словаре омонимы. Какие слова называются омонимами?
- Какие слова называются синонимами?
- Подберите синонимы к словам и запишите их:
Веселая, красивая, умная, трудолюбивая.
9.А сейчас каждый ответьте одним словом на вопрос по теме « Знаете ли вы качества, присущие вашей маме?» Ответы запишите в тетради через запятую.
1.Этим качеством обладает каждая любящая ребенка мама.
2.Таким удивительным словом обозначено это качество! Оно всегда в маминой душе.
3.Это свойство души можно увидеть во взгляде мамы, услышать в ее голосе.
4.Умение разумно решать разные сложные вопросы, давать мудрые советы.
5.А это качество появляется, когда мама шутит, всех веселит.
6. Какие части речи вы записали?
10.Подведение итогов.
Вопрос: Что нового вы узнали на уроке?
Учитель: Итак, мы с вами повторили сведения по теме: « Лексика».
Для закрепления этого материала ответим на вопросы кроссворда.
- Все слова языка (Лексика).
- Словарный запас одного человека (Лексикон).
- Раздел лингвистики, изучающий лексику. (Лексикология).
- Слова, имеющие одно лексическое значение? (Однозначные).
- Слова, имеющие несколько значений? ( Многозначные).
- Слова, одинаковые по звучанию и написанию. (Омонимы).
- Слова, обозначающие одно и то же, с разными оттенками значений. (Синонимы).
ВОПРОС КЛАССУ: С какой целью используются в речи слова с переносным значением, синонимы, омонимы?
( Они используются для того, чтобы речь наша была более выразительной, красивой, яркой, чтобы мы точнее могли выражать свои мысли).
Учитель русского языка и литературы
Мартиросова Анжела Андреевна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по теме"Повторение по теме "Деепричастие" в 7 классе
Целью данного урока является обобщение и систематизация знаний учащихся по теме "Деепричастие", поэтапная подготовка к ЕГЭ по русскому языку, так как считаю, что подготовку к ЕГЭ нужно начинать с 5 кл...
Урок по русскому языку по теме: Повторение темы "Лексика" для 6 класса.
Урок включает тексты по произведениям А.С. Пушкина, а также текст о самом поэте. Он учитывает возрастные особенности учащихся. В него включена ролевая игра. Инсценировка "В Лукоморье" - моя. У меня ес...
Урок по русскому языку по теме: Повторение темы "Лексика" для 6 класса.
Урок включает тексты по произведениям А.С. Пушкина, а также текст о самом поэте. Он учитывает возрастные особенности учащихся. В него включена ролевая игра. Инсценировка "В Лукоморье" - моя. У меня ес...
презентация к открытому уроку по теме "Повторение изученного по теме "Имя прилагательное" урок
урок обобщения и систематизации знания (по ФГОСу) 6 кл....
План – конспект по русскому языку в 6 классе по теме : « Повторение разделов «Лексика» и «Фразеология»».
План – конспект по русскому языку в 6 классе по теме : « Повторение разделов «Лексика» и «Фразеология»»....
Урок по теме " Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»" (презентация к уроку)
Урок «Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное» проводится в 5 классе. Основная дидактическая цель урока: Обобщить знания уч...
конспект урока по теме " Повторение по теме Местоимение", по форме: урок-аниме и прием "Ромашка Блума"
Конспект содержит элементы приема "Ромашка Блума" для повторения учебного материала. По форме: урок-аниме....