Урок русского языка в 9 классе "СПП с придаточными определительными"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Колбасина Татьяна Николаевна

Урок русского языка в 9 классе "СПП с придаточными определительными" задуман на краеведческом материале. Автор на уроках практикует  тексты местных писателей, предварительно прочитанных учениками совместно с учителем вне урока, что делает работу более осмысленной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx38.67 КБ
Файл 2.zadaniya_k_tekstu.docx31.99 КБ
Файл 3.ocenochnyy_list.docx14.17 КБ
Office presentation icon 1._tema_cel_i_t.d.ppt518 КБ

Предварительный просмотр:

  Урок русского языка в 9 классе.

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

Цели урока.

 Образовательная. Актуализировать опорные знания и умения, сформированные при изучении сложноподчиненного предложения с придаточным определительным.

Развивающая.        Совершенствовать пунктуационные навыки и умения конструировать сложноподчинённые предложения  с придаточным определительным, определять средства связи между главным и придаточным предложением, выделять предикативные основы. Вооружать девятиклассников приёмами самостоятельной работы с учебным текстом и новой информацией.

Развивать коммуникативную компетентность (письменная и устная речь).

Продолжить подготовительную работу по решению тестов ГИА в части В.

Воспитательная:   Создать условия для осознания необходимости жить в соответствии с нравственными принципами общества. 

Тип урока: закрепление.

Методы обучения: 1. По источнику полученных знаний: словесные, практические, исследовательские. 2. По уровню активности познавательной деятельности: репродуктивные (комплексный анализ текста, что включает в себя анализ языковых единиц, их функционирования в речи, построение схем предложений, подбор синонимичных придаточных предложений и придаточных определительных), эвристические (задания творческого характера: сочинение-рассуждение, сочинение-эссе).3. По функциям:  методы устного изложения знаний учениками, метод самостоятельной работы учащихся по осмыслению и применению  знаний на практике.

Формы организации учебной деятельности: фронтальные, групповые, индивидуальные.

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителей-наблюдателей, учителя-предметника.

Оснащение урока.

1.Учебник “Русский язык 9 класс”, авторы: М.М. Разумовская, С.П. Лекант.

2.Компьютер с презентацией по теме «Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным».

3.Раздаточный материал:  распечатки текста из рассказа оренбургского писателя Ивана Уханова «Мама, не умирай» (из сборника «И с песней молодость вернётся»), таблицы с опорными материалами «Второстепенные члены предложения», «СПП», «Стили речи», «Типы речи».

Ход урока

№№

Этапы урока

Примечание

I

Приветствие. Выполнение мини-теста. (В это время учитель даёт индивидуальные задания сильным учащимся)

Далее даны образцы 2 –х вариантов мини-тестов.

12.12.2011 г. МИНИ-ТЕСТ   Вариант 1,  №____(указывается не ФИО ученика, а присвоенный ему номер).

1.Укажите ряд, в котором на месте пропуска во всех словах пишется И

А) отп…рать, пр..обрести, пр..зидент

Б) пр..одоление, пр…смыкаться, пр…образовать

В) пр…ключение, пр…росли, пр…горел

2. Укажите ряд, в котором на месте пропуска во всех словах пишется НН

А) смышлё…ый, моше…ик, ю…ый

Б) свяще…ый, жела…ый, негада…ый

В) нежда…ый, прида…ое, кова…ый

3. Указать СПП. (Знаки препинания не расставлены)

А) Художественные тексты представляют собой спектр разнородных по содержанию и воплощению произведений которым присуща особая метафоричность.

Б) Стоит чёрный как уголь невдалеке лес.

4. Вставить буквы и раскрыть скобки, распределив по столбикам следующие словосочетания.

Этих километров(1), водя…ой пылью(2), застать её (3), остро ощ…щая(4), забыл (в) спешке (5),  ударился (обо) что(то)(6), несло холодом (7), что(то) доброе(8), виноват (не)поправимо(9).

согласование

управление

примыкание

1,2,8

3,6,

4,5,7,9

Ответы: 1В, 2Б,  3А

12.12.2011 г. МИНИ-ТЕСТ. Вариант 2,    №_____(указывается не ФИО ученика, а присвоенный ему номер).

1.Укажите ряд, в котором на месте пропуска во всех словах пишется И

А) бл…стящий, пр…умолкнуть, заж…гать

Б) пр..длагать, пр…морский, пр…тягивать

В) сд…рать, меж…нститутский, сверх…нтересный

2. Укажите ряд, в котором на месте пропуска во всех словах пишется НН

А) лише…ый, пуще..ый, ране…ый в ногу

Б) броше…ый, да…ый, серебря…ый

В) кожа…ый, организова…ый, свяще…ый

3. Указать СПП. (Знаки препинания расставлены не везде)

А) Мокрые блестящие деревья с которых мерно, медленно, словно слёзы по зиме, стекают срываются дождинки

Б) Больная металась по кровати что-то шептала сбрасывая с себя одеяло.

4. Вставить буквы и раскрыть скобки, распределив по столбикам следующие словосочетания.

Бе(з, с)ильно задёргался (1), в деревушке(е,и) ум…рает(2), торопится застать(3), не выт…рал слёз(4), в эту непогодь(5), от око(н,нн)ого стекла(6), складывалось плохо(7), тяжело стуча(8),  забыл плащ(9), в бе(з,с)просветную непогодь(10), на ране(н,нн)ого зверя(11), ум…рает (в)переди(12).

согласование

управление

примыкание

5,6,10,11

1,2,4,9,

3,7,8,12

Ответы: 1В, 2А, 3А

Стадия “Вызова”. Актуализация знаний.

Мини-тест проверяется учителями-наблюдателями.

После сдачи ответов на экране высвечиваются правильные ответы. 

II

Индивидуальные задания для сильных учеников. (Работа идёт параллельно, пока 1 группа учащихся выполняет мини-тест)

1-ый ученик. ( Света П.)

Составить по памяти план-вопросник теоретического материала изучаемой темы п.п.10,11.

Ответ на план-вопросник  (с примерами) ученица может предложить любому однокласснику

Стадия «Осмысления”

2-ой  ученик. (Кристина Б.)

Из дом. упр. 109 выписать предложения с придаточными определительными. Составить горизонтальную схему. Дополнительный вопрос: «Почему текст насыщен определениями разных видов, повторами, осложнёнными конструкциями?» (Модель ответа. Говоря словами автора текста, «во всём этом пейзаже было нечто тонко живописное», а перефразируя словосочетание «в картинку, кропотливо вышитую бисером», скажем так: «Текст насыщен определениями разных видов, повторами, осложнёнными конструкциями, потому что автор кропотливо вышил словесный образ красоты природы».)

Откуда?

У доски

3-4 ученики.   (Лена Л., Регина Р.) Пунктуационный практикум.

Работают с отрывком из рассказа И.Уханова «Мама, не умирай»: указывают номера предложений, в которых ставятся запятые, и условия их постановки.

(Примерный ответ.)

Однородные члены предложения в предложениях №№ 6, 8, 10, 11, 13, 15.

Обособленные определения (есть причастный оборот в предложении № 2, но он стоит после определяемого слова)

Обособленные обстоятельства (деепричастия, деепричастные обороты, уточняющие члены) в предложениях  №№ 4,6,14

Вводные слова в предложении № 13

ССП № 5,6,14,13,15

СПП № 2,6,9,13-15

БСП № 2,15

Диалог в предложении № 3

5-6 ученики. (Юля Я., Диана И.)

Частичный анализ текста. Определение стиля речи, типа речи. (Заранее приготовленные тексты лежат на столе.)

7 ученик (Артём Х.)

Микротемы текста.

Работают самостоятельно. Читают свои миниатюры по мере завершения работы.

8-9 ученики. (Ольга Ф., Жанна К.)

Задания творческого характера по тексту И.Уханова.

Сочинение-миниатюра с включением СПП с придаточными определительными на тему «Помог ли Дымов своей матери, к которой так спешил,  и покаялся ли перед ней?»

 10 ученица.  (Олеся С.) 

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Какова роль запятых в тексте И.Уханова».

Возможный вариант сочинения на лингвистическую тему: «Наиболее распространённым знаком на письме в русском языке считается запятая. Проследим на примере текста Ивана Уханова «Мама, не умирай», что без неё обойтись нельзя.

Из трёх основных функций знаков препинания запятая выполняет две функции.

Во-первых, разделительная. Она служит для того, чтобы разделить части сложного предложения (например, ССП №№ 5,6,13,14,15; СПП №№ 2,6,9,13-15; БСП №№ 2,15), однородные члены предложения (№№ 6,8,10,11,13,15).

Во-вторых, выделительная функция. Она существует для выделения слов, словосочетаний, предложений и оборотов (как в № 15, где два придаточных изъяснительных стоят внутри СПП, в № 4 при обособлении обстоятельства, в № 14 при  уточняющих членах предложения).

Итак, запятые играют важную роль в письменной речи. Они, безусловно, необходимы. По мнению Ивана Бунина, «иногда одна запятая нарушает всю музыку». И нарушать музыку текста – значит обкрадывать себя. Это факт культуры, а не только языка.

Взаимопроверка.

Работы передают Олесе С., которая в это время пишет сочинение-рассуждение «Роль запятых в тексте И.Уханова «Мама, не умирай»

III

Сообщение темы урока (через 5-7 минут после решения мини-тестов)

- Определите свои личные задачи на сегодняшний урок. Что хотите узнать? Чему научиться? 

Проектор,

слайд № 1

Ответы 1-ого, 2-ого учеников (Света П., Кристина Б.)

Презентация

Работа с классом по тестам Г.Т.Егораевой «ГИА-9. Типовые тестовые задания», вариант 1 (стр. 11), задание В 7. Найти СПП с придаточным определительным.

(Цифра 2). Составить горизонтальную схему.

 Задание В 14. (Метод «опережения изучаемого материала»). СПП с последовательным подчинением. 

Тесты на партах.

Метод «опережения изучаемого материала»

IV.

Работа с текстом «Мама,  не умирай»

Задание № 1. Анализ текста. (Артём Х., Юля Я., Диана И.)

Примерный ответ. Стиль художественный. Функция – воздействие на чувства читателя, слушателя. Ведущая стилевая черта – образность. Характерные изобразительно-выразительные средства: сравнение (автобус похож на раненого зверя), эпитеты (водяная пыль, беспросветная непогодь), метафоры (нежное тепло слёз, забытый вкус осенних деревень, толща трудных километров; развёрнутая метафора -  слёзы окатили щёки, посолили губы), фразеологизмы (было недосуг, руки не доходили).

 Тип речи – повествование. Жанр – рассказ (фрагмент).

Задание № 2 по тексту «Мама, не умирай». (Катя П.)

Найдите в тексте слова разговорной лексики, объясните их употребление, подберите к ним синонимы из современного русского языка.

(Тащился - медленно ехал, огрызается - грубо отвечает, угораздило, - пришлось, грязюка - грязь, чертыхнулся – сказал слово, которое лучше не упоминать всуе, застряли в колдобине – остановились в глубокой яме на дороге, вывозились в глине – замарались в глине, горемыка - несчастный, недосуг – нет времени и т.д.).

Задание № 3 по тексту «Мама, не умирай». (Катя С.)

 Назовите ключевые слова, рисующие безрадостную обстановку.

Грязюка, вода на фуражке мужчины, глина, все вымокли, непогодь, дождь, несло холодом, водяная пыль, колдобины; окна, одежда, лицо мокрые от дождя. 

Задание № 10 по тексту «Мама, не умирай».  (Кристина В.)

Составьте схему предложения № 2.

 То и дело его заносило, он становился поперёк дороги и походил на раненого зверя, что огрызается от погони. (Простое, односоставное + простое двусоставное, главное в СПП+ придаточное определительное.)

Задание № 12 по тексту «Мама, не умирай». (Лиза И.)

Найдите и перестройте предложение с причастным оборотом  (№№ 1-5) в сложноподчинённое с придаточным определительным. Нарисуйте схему СПП. 

(4) Сидящий рядом с Дымовым мужчина стряхивая с фура…ки воду чертыхнулся. (Знаки не расставлены)

(4) Сидящий рядом с Дымовым мужчина, стряхивая с фуражки воду, чертыхнулся. (Причастный оборот Сидящий рядом с Дымовым стоит перед определяемым словом мужчина.)

Мужчина, который сидел с Дымовым, чертыхнулся, стряхивая  с фуражки воду.

Тексты на партах.

Работа у доски

Повторение сведений о синонимии причастного оборота и придаточного определительного с союзным словом который.

Работа у доски

V.

1 вариант – тренинг: списывание текста И.Уханова «Мама, не умирай».

2 вариант – обсуждение сочинения-рассуждения на лингвистическую тему «Роль запятых в тексте И.Уханова». (Читает Олеся С.) 

ПРОБЛЕМНОЕ ЗАДАНИЕ. Работа по предупреждению ошибок: устранение повтора придаточных определительных  (с заменой одного  из них причастным оборотом). См. учебник, стр.75, упр. 108.

Выполняют сильные учащиеся.

Стадия “Осмысления”.

Выполняют слабые учащиеся.

VI.

Домашнее задание (на выбор).

1 вариант берёт тексты, дописывает дома.

2 вариант  - сочинение-рассуждение на лингвистическую тему  с включением СПП с придаточными местоименно-соотносительными на темы: «Роль двоеточия  в предложениях» или «Плох тот ученик, который не превзошёл учителя» (Леонардо да Винчи).

VII.

Итог урока.   1.Чтение синквейнов.        Предложение

придаточное, определительное.

 Не понимал. Осознаю. Выучу.

Определи значение придаточного по вопросу!

Синтаксис!

СПП

Трудное, нудное.

Учишься, мучишься, – и получается !!!

Покори вершину знаний!

Жизнь.

СПП

Главное, придаточное.

Подчиняет. Властвует. Объединяет.

Поставьзапятуютамгде следует!

Ликбез.

Девятиклассники

Умные, ответственные

Внимают, откликаются, понимают.

Не бойся ни ГИА, ни бабушки ЕГЭ!

Выпускники

Учебник

Сложный, неподдающийся.

Рекомендован. Учусь. Овладеваю.

М.М.Разумовская – доктор педнаук.

Сила.

СП.

Союзное, бессоюзное.

Разделяется, соединяет. Понимаю.

Определить  - значит ограничить (Оскар Уайльд).

Запятая!

Язык

русский, государственный

поддерживает, вдохновляет, восхищает.

Завидуйте:  я - гражданка России!

Гордость нации.

2.  На уроке о СПП с придаточными определительными я узнал, что…

Чтение синквейнов, в которых содержится квинтэссенция нового материала, его эмоциональное восприятие. Выставление оценок в оценочный лист.

Стадия “Рефлексия”.



Предварительный просмотр:

Задания к тексту.

  1. Выразительно прочитайте текст.
  1. Определите стиль. Укажите языковые особенности данного текста, характерные для этого стиля.
  2. Найдите в тексте слова разговорной лексики, объясните их употребление, подберите к ним синонимы из современного русского языка.
  3. Назовите ключевые слова, рисующие безрадостную обстановку.
  4. Вставьте пропущенные знаки препинания, буквы, раскрывая скобки. Объясните.
  5. Расставьте недостающие  знаки препинания в предложении № 13.

7.  Выполните синтаксический разбор выделенного предложения (№ 8).

8.  Сделайте морфемный анализ  слов  бе…просветную, ж…лел.

9.  Укажите количество звуков ы в предложении № 9.

10.  Составьте схему предложения № 2.

11. Объясните правописание слов с не в предложениях №№ 6, 10, 13

12.Найдите и перестройте предложение с причастным оборотом  (№№ 1-5) в сложноподчинённое с придаточным определительным. Разберите его синтаксически. Нарисуйте схему СПП.

13. Сочините синквейн на тему урока.

 Задания творческого характера.

  1. Исходя из полного содержания рассказа, напишите миниатюру на тему: «Дымов спешил в непросветную непогодь, чтобы помочь матери».  Как вы думаете,  помог ли Дымов своей матери и покаялся ли перед ней?»
  2. Сочинение-рассуждение на тему  «Какова роль запятых в тексте И. Уханова».

(1) Автобус тащился по бесконечной хляби. (2) То и дело его заносило, он становился поперёк дороги и походил на раненого зверя, что огрызается от погони.

(3) -Угораздило (же) меня в такую грязюку… - (4) Сидящий рядом с Дымовым мужчина стряхивая с фура…ки воду чертыхнулся. (5) Автобус только что застрял в колдобине, и все выходили толкать его. (6) Вывозились в глине, вымокли, и каждый уд…влялся, - почему люди едут именно сейчас, в эту бе...просветну... (не)погодь.

(7) А дождь всё лил и лил, густо и т…жело стуча по железной спине автобуса. (8) От око(н,нн)ого стекла несло холодом, обдавало из щелей водяной пылью. (9) Дымов др...жал всем телом и ж...лел, что в спешке забыл дома плащ(?). (10) (Не)удачником, горемыкой видел он себя в эти часы-минуты: всё складывалось плохо, против него.

(11) Автобус ударился (обо) что(то), осел и ярос...но, но бе(с,сс)ильно задёргался на месте. (12) Дымов отвернулся к окну и (не)ожиданно для себя заплакал. (13) Слёзы нежным теплом окатили щёки  посолили губы; Дымов (не) выт...рал слёз остро ощущ...я их забытый вкус; всё вокруг  - окна, одежда, лицо было мокро от дождя и наверное н…кто (не) замечал что он плач…т. (14) И кому было знать, что (в)переди, за толщей этих трудных километров, в осе(н,нн)ей д...р...вушке ум…рает мать Дымова, и он торопит(?)ся застать её в живых. (15) Ему надо сказать ей, как (не)поправимо виноват он перед ней, как всегда хотел любить её, делать ей что-то доброе, хорошее, и всё (не)досуг было, руки не доходили – и вот уже поз…но.  (Иван Уханов. «Мама, не умирай».) 

        Справка об авторе.                    Иван Уханов.

Родился 20 августа 1938 года в Горьковской области. Окончил Оренбургский педагогический институт. Первую книгу рассказов «Небо детства» выпустил в Южно-Уральском книжном издательстве. Автор более двадцати книг прозы, публицистики. Член Союза писателей России. Лауреат Пушкинской премии «Капитанская дочка» за книгу «Рычков». С 1981 года живёт в Москве.

согласование

управление

примыкание

этих километров

Застать её

торопится застать

водяной пылью

в  деревушке умирает

остро ощущая

от оконного стекла

не вытирал слёз

забыл в спешке

в эту непогодь

ударился обо что-то

складывалось плохо

в  беспросветную непогодь

забыл плащ

яростно, но бессильно задёргался

на раненого зверя

тяжело стуча

что-то доброе

виноват непоправимо

 умирает впереди



Предварительный просмотр:

Оценочный лист

учащихся 9 в класса. Русский язык, 12.12.2011 г.

Знания учащихся оцениваются учителями-наблюдателями (п.п.1,2,4,5) и учителем предметником (п.п.3,6)

№ пп

ФИО

1. Мини-тест

2.

Устная работа

3.

Письменная работа

(выставляется после проверки списывания текста)

4.

Теория, примеры

5.

Актив-ность, твор-чество

6.

Общая оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

22

27

28

29

30

31

Учитель


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ответы мини-теста 1 вариант 1В, 2Б, 3А 2 вариант 1В, 2А, 3А

Слайд 2

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

Слайд 3

Цель урока Совершенствовать пунктуационные навыки и умения конструировать схемы СПП с придаточным определительным, определять средства связи между главным и придаточным предложениями. Продолжить подготовительную работу по решению тестов ГИА.

Слайд 4

Советы учителя Определите свои личные задачи на урок Что хотите узнать? Чему хотите научиться?

Слайд 5

Основные группы СПП Выделяются три наиболее широкие по значению группы сложноподчинённых предложений: с придаточными определительными, изъяснительными и обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения определительные изъяснительные обстоятельственные

Слайд 6

Придаточные определительные Определительные (относятся к члену предложения, который выражен именем существительным (чаще всего), отвечает на вопросы который? какой? и присоединяется при помощи союзных слов: который, чей, какой, когда, где, куда и т.д.): [С улицы, (которая была полна народу), доносился чей-то крик]. [То место, (где мы отдыхали), очень красивое].

Слайд 7

С ХЕМЫ СПП ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ И ВЕРТИКАЛЬНЫЕ

Слайд 8

Синтаксический разбор Схема разбора сложноподчинённого предложения с одним придаточным 1.Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное). 2.Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное). 3.Определить главное и придаточное предложения, найти их границы. Составить схему предложения: задать (если возможно) вопрос от главного к придаточному, указать в главном слово, от которого зависит придаточное, охарактеризовать средство связи (союз или союзное слово), определить тип придаточного (определительное, изъяснительное и т. д.). Образец разбора сложноподчинённого предложения с одним придаточным 1) [Во время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну], (отчего и образовалась эта яма) (А. Чехов). [ ], (отчего). Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое с придаточным присоединительным. Придаточное относится ко всему главному и присоединяется к нему союзным словом отчего. 2) (Чтоб быть современнику ясным ), [весь настежь распахнут поэт ] (А. Ахматова). (чтоб), [ ]. Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое с придаточным цели. Придаточное отвечает на вопрос с какой целью?, зависит от всего главного предложения и присоединяется к нему союзом чтоб. 3) [Я люблю всё], (чему в этом мире ни созвучья, ни отзвука нет ) (И.Анненский). [мест.], (чему). Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое с придаточным местоименно-определительным. Придаточное отвечает на вопрос какое?, зависит от местоимения всё в главном, присоединяется союзным словом чему, которое является косвенным дополнением.

Слайд 9

Что это такое? Сложноподчинённые предложения - это сложные предложения, части которого связаны подчинительными союзами или относительными словами и подчинительной связью. В сложноподчинённых предложениях одно простое предложение (придаточное) зависит от другого (главного). От главного предложения к придаточному можно задать вопрос. Например, Он сказал (что он сказал?), что придёт поздно.

Слайд 10

Строение В сложноподчинённом предложении простые предложения связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами. Подчинительные союзы ( что, чтобы, как, словно ,когда ,куда и др.) Союзные слова ( относительные местоимения и наречия который ,чей, кто, куда, почему и др.)

Слайд 11

Средства связи употребляются только как союзные слова только как союзы или как союзы, или как союзные слова Кто, какой, который, чей, где, куда, откуда, почему, зачем, сколько, насколько Пока, пока не, с тех пор как и др. ( временные ); чтобы, с тем чтобы и др.( целевые ); если, если бы и др.( условные); хотя, несмотря на то что и др. ( уступительные); так как, потому что и др.( причинные ); будто, словно, как будто и др.( сравнительные ); так что ( союз следствия ) Что, когда, как Ср.: Знаю ,что произошло( что- союзное слово ). Знаю, что произошло важное событие ( что- союз ).

Слайд 12

В главном предложении часто бывают указательные слова: тот, там туда, оттуда, тогда, столько и др., которые выделяют содержание придаточного, например: 1)Никогда не беспокой другого тем , что можешь сделать сам. Союзы по составу могут быть простыми (что, как, когда и др.), составными (так как, так что, потому что и др.) и двойными (если …….,то; так как…….,то; чем …….,тем), например: Уже совсем стемнело, так что людей на улице не было. (составной союз так что )

Слайд 13

В одних сложноподчинённых предложениях место придаточного неизменно: придаточное всегда стоит после главного или после того слова , к которому относится, например: Земля и море погрузились в глубокий мрак, так что в нескольких шагах нельзя было увидеть рядом идущего. В других сложноподчинённых предложениях место придаточного предложения можно менять, например: 1) Экспедиция отправится в Арктику завтра, если будет лётняя погода. 2) Если будет лётная погода, экспедиция отправится в Арктику завтра. 3)Экспедиция , если будет лётная погода, отправится в Арктику завтра. Придаточное предложение отделяется запятой или выделяется запятыми!

Слайд 14

Придаточные изъяснительные Изъяснительные (или дополнительные) (отвечают на вопросы косвенных падежей, относятся к такому члену главного предложения, чей смысл надо разъяснить или дополнить, без придаточных изъяснительных такие сложные предложения были бы незаконченными и непонятными): [Бабушка попросила], [чтобы я купил лекарства];

Слайд 15

Придаточные обстоятельственные Времени (в них указывается на действие, соотносительное по времени с действием в главном предложении, отвечают на вопросы когда? как долго? с какого времени? и т.д.): (Когда я вернулся домой), [сестра уже делала уроки]; Места (указывают на место, где происходит действие, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов где, куда, откуда и отвечают на вопросы где? куда? откуда? и т.д.): [Через столько лет он вернулся туда], (где провёл свою юность). Образа действия (указывают на образ или способ выполнения действия, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению с помощью союзов как, что и т.д. и отвечают на вопросы как? каким образом?): [Надо было всё сделать таким образом], (чтобы мама ничего не узнала).

Слайд 16

Меры и степени (указывают на степень качества, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов что, насколько и т.д. и отвечают на вопросы на сколько? до какой степени?): [ Солнце светило так ярко], (что мне пришлось зажмуриться). Причины (указывают на причину того, о чём говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов потому что, из-за того что, благодаря тому что и т.д. и отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине?): [Я не пошёл вчера в школу], (так как было очень холодно). Цели (указывают на цель того, о чём говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов чтобы, для того чтобы и т.д. и отвечают на вопросы зачем? для чего?). Присоединительные ( поясняют то, о чём говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов что, где, когда и т.д.): [Её не было дома], (что бывало нечасто).

Слайд 17

Условные (указывают на условие, при котором совершается действие, описанное в главном предложении, к главному предложению присоединяются при помощи союзов если, когда, коли и т.д. и отвечают на вопрос при каком условии?): [Я тебе там эту книгу], (если ты пообещаешь вернуть ев через неделю); Сравнительные (поясняют то, о чём говорится в главном предложении путем сравнения, к главному предложению присоединяются при помощи союзов как, будто, как будто и т.д.): [Мы втроём начали беседовать], (как будто век были знакомы); Уступительные ( указывают на условия, вопреки которым совершается действие, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов хотя, несмотря на то что и т.д.): ( Хотя он был еще очень юным), [он рассуждал очень разумно]; Следствия (указывают на следствие, которое вытекает из главного предложения, присоединяются при помощи союза так что ): [Уже поздно], (так что пойдем домой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка "СПП с несколькими придаточными"

Представлена методическая разработка урока, презентация, электронный тренажёр....

Конспект урока по русскому языку в 9классе " Синонимика придаточных определительных предложений и причастных оборотов."

Синонимика придаточных определительных предложений и причастных оборотов - одна из непростых тем в 9классе.Цели: отработка навыка  взаимозамены  придаточных определительных и причастны...

конспект урока русского языка в 9 классе "Придаточные предложения следствия"

Данный урок по учебнику «Русский язык. 9 класс» МС.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова, Л.Ю.Максимова и др. в разделе курса «Синтаксис. Пунктуация» входит в тему «Сложнопо...

Конспект урока русского языка "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"

Методическая разработка урока "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным" , 9 класс....