Из истории слов
олимпиадные задания по русскому языку (7 класс) на тему
Разработка занятия предназначена для обучающихся 5-7 классов и помогает в подготовке детей к олимпиадам по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_istorii_slov_5-7.docx | 29.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Из истории слов… (5-7 классы)
Цель: актуализация знаний учащихся об этимологии как науке, расширение кругозора учащихся, осуществление подготовки к олимпиадам.
1. Интрига.
- Перед вами изображения животных. Назовите их. (Лев, леопард, пантера, хамелеон)
- А теперь подумайте, какое из этих животных лишнее. Почему? (Лишнее слово – пантера. Оказывается, оставшиеся слова являются этимологическими родственниками. Леопард – крупное хищное животное семейства кошачьих с пятнистой шерстью. Слово это образовано сложением лат. leo («лев») и pardus («тигр»). Наши предки ошибочно считали, что леопард – сын льва и тигрицы. Хамелеон – ящерица, меняющая свою окраску, при изменениях в окружающей среде. Слово буквально означает «земляной лев». Таким образом, проверочным для слов хамелеон, леопард будет слово лев.)
2. Введение в тему.
- Русский язык — сложное и многогранное, а потому и очень интересное явление. Можно потратить целую жизнь и все-таки не узнать всех его тонкостей, всех особенностей и правил. Ведь язык постоянно развивается и изменяется, пополняясь все новыми и новыми словами. Некоторые из слов переживают сильные семантические трансформации, теряя прежнее лексическое значение и приобретая новое; некоторые вообще исчезают из активного запаса, переходя в так называемый пассивный запас русской лексики и превращаясь в немых свидетелей исторического развития как самого языка, так и народа вообще. Вот, например, что означают эти слова: кохвей, кафа, кава? (Кофе. Этот ароматный, бодрящий напиток появился в России в 18 веке, а вместе с ним были заимствованы и названия: английское coffee и арабское kahva. Конкуренция двух обозначений привела к образованию в русском языке целой группы вариантов. Еще его называли кофий, и кофе (но среднего рода!). И только в конце XIX века развитие сменилось стабилизацией: в русском языке кофе (мужского рода), в украинском – кава (женский род).
При изучении языка каждый раз открываешь для себя что-нибудь новое. В особенности это касается его истории.
Откуда пришло в русский язык то или иное слово? Почему оно используется в форме, сильно отличающейся от заимствованной? Эти и многие другие вопросы наверняка не раз возникали у вас.
3. Актуализация знаний об этимологии.
- Какая наука изучает происхождение слов? (Этимология)
-А вы когда-нибудь задумывались, зачем нам нужно знать о происхождении слов? Давайте ответим на этот вопрос в конце нашего занятия.
- Откуда мы можем узнать о происхождении того или иного слова? (Из этимологического словаря).
- Например, вы наверняка знаете, почему «подушка» так называется. Это и называется псевдоэтимологией. Заглянем в этимологический словарь. Оказывается, эта постельная принадлежность не имеет того значения, которое приписывает ему народная этимология – «подкладываемый под ухо»; слово это связано с существительными душа, дух, а буквальное его значение – «надутое». Ведь подушка и в самом деле должна быть легка, как воздух».
- А, например, как вы назовете мальчишку, который грубо нарушает общественный порядок, безобразничает? (Хулиган). А как появилось это слово? К нам оно пришло из английского языка. А в нем возникло следующим образом: в 18 веке в пригороде английской столицы находилась странная гостиница, хозяин которой, по фамилии Хулигэн, грубый и скандальный человек, своими буйными развлечениями приносил много неприятностей соседям и даже клиентам. Постепенно это слово стало нарицательным существительным хулиган.
4. Групповая работа.
- Устроим соревнования в группах. В каждой группе будет по пять человек.
Задания для групп
I. Время обсуждения каждого вопроса – 1 минута + 10 секунд на написание ответа.
1) Путешествие по замкнутому маршруту называют «турне» - круг. На чем, по мнению французов, можно «крутиться самому», не пускаясь в путешествие?
Ответ: на турнике.
2) В 44г. до н.э. был убит римский император Гай Юлий Цезарь. В том же году римский консул Марк Антоний предложил увековечить память Цезаря в календаре, что и сделали. А что именно сделали?
Ответ: в честь него назван месяц июль.
3) Выражение «пялить глаза» - значит упорно смотреть на что-либо. Если вы сообразите, на ЧТО именно упорно смотрели наши бабушки, выполняя чисто девичью, женскую работу, то назовете этот предмет.
Ответ: Пяльцы (приспособление для натягивания ткани во время вышивания).
4) Древние греки заквашивали тесто в широкогорлом горшке, который назывался «клебанос». Какое слово, произошедшее от этого названия, сохранилось в русском языке?
Ответ: хлеб.
II. «Этимологический словарь». Этимологам приходится сопоставлять звучание слов на разных языках, выяснять значение исчезнувших и устаревших слов. Благодаря их изысканиям, становится понятным происхождение многих слов, совпадение в звучании слов на разных языках. В этимологических словарях слова объединены в группы, связанные родственностью происхождения. Предлагаю вам отгадать 5 слов из этимологического словаря по научному толкованию их происхождения. Время выполнения задания – 5 минут.
№ | Этимологический словарь: толкование | Ответ |
1 | Название этого овоща восходит к латинскому terratubel – «земляная шишка». В итальянском оно стало звучать как tartufo и означало «трюфель». В немецком языке оно еще немного изменилось, откуда и проникло в русский язык. | |
2 | Это слово пришло из Польши, поляки его заимствовали из древневерхненемецкого, которое восходит к латинскому слову coquina, производному от coquo – «варить, печь, жарить». | |
3 | Название этого растения происходит от общеславянского глагола осечи – «обрезать» и означает «растение, которым можно обрезаться». | |
4 | Одни считают, что это слово образовано от названия монеты в Венеции: gaza «сокровище»; другие – от слова gazza – «сорока». | |
5 | Это общеславянское слово произошло от словосочетания «не делати», а вовсе не от «неделимости». Но только в русском оно означает… |
Ответ: 1. Картофель. 2. Кухня. 3. Осока. 4. Газета. 5. Неделя.
- А правильные ответы следующие (на доске появляются изображения-ответы).
III. Конкурс капитанов.
Эрудит-лото «Старинные слова на букву «П». Из словаря В.И. Даля выбраны 5 старинных слов на букву «П», которой посвящен весь третий том. Все эти слова «умерли», но оставили в русском языке своих «потомков» - однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи. Попробуйте правильно определить, что же означали эти «ископаемые» предки-слова.
№ | Вопрос | Варианты ответа | Ответ |
1 | Пулярка – это: | а) сорт гороха; б) вишня в коньяке; в) молодая курица; г) настойка из крыжовника. | |
2 | Полма – это: | а) половина чего-либо; б) каша из ячменной крупы; в) наполненная сума; г) полати для маленьких детей. | |
3 | Пёра – это: | а) подушка из перьев; б) упорный шест на лодках, барках; в) крылышко для сметания крошек со стола; г) перьевая ручка. | |
4 | Пеун – это: | а) наемный работник, батрак в деревне; б) название петуха в северных областях; в) ярко-розовый цветок; г) пешеход. | |
5 | Помха – это: | а) помощник в деле; б) опахало из пучка трав, вроде веера; в) помеха, препятствие; г) пошлина за меховые изделия. |
Ответ: 1в, 2а, 3б, 4б, 5в.
Пока капитаны выполняют задания, ведущий предлагает остальным членам команд отвлечься от этимологии и выполнить шуточные задания.
- Отгадайте названия сказок Х.К. Андерсена по следующему описанию:
1. Сказка о том, что, вопреки предупреждению Минздрава, выкурить напоследок трубочку бывает весьма полезно для жизни. («Огниво»)
2. Сказка о том, что истинная любовь даже холодную особу способна научить танцевать по-человечески. ( «Русалочка»)
3. Сказка, финал которой подтверждает мудрое утверждение: устами младенца глаголет истина. («Новое платье короля»)
4. Сказка, подтверждающая истину, что не следует садиться не в свои сани, ибо эта шалость может Бог знает куда тебя завести. («Снежная королева»)
5. Определите известные фразеологизмы, если все слова фразы «перевернуты», т.е. заменены антонимами или словами из одного ряда понятий.
№ | Перевернутые фразеологизмы | Ответ |
1 | Следовать от хвоста | Водить за нос |
2 | Мокнуть до ненависти | Сохнуть от любви |
3 | Умножать ливер невоскресшего зайца | Делить шкуру неубитого медведя |
4 | Три ботинка – не комплект | Два сапога – не пара |
5 | Шипеть под солнцем | Выть на Луну |
После того как капитаны сдадут листочки с выполненными заданиями, вопросы выводятся на доску, и все остальные участники пытаются их решить, а ведущий объявляет правильные ответы (жюри в это время проверяет).
IV. «Кто быстрее?» (Ведущий задает вопросы. Кто быстрее поднимет руку, тот и отвечает)
1) Всем вам знакомы с детства слова баю-баю. По происхождению это форма 1 лица ед. числа устаревшего глагола. Как выглядит этот глагол в неопределенной форме и что он означает?
(что делать? БАЯТЬ – «говорить, рассказывать»)
2) Князя Олега прозвали вещим, потому что ему ведома была всякая весть. А почему известного сказочного героя прозвали Кощеем? (от кость - костлявый)
3) Не правда ли, странная кличка для собаки - Жучка? Однако наши предки так называли не любую собаку… Как должна выглядеть настоящая жучка?
( маленькая и черная, как жук)
4) Как и почему называется кусок дерева, которому непременно суждено сгореть? (полено – от глагола палит)
5) Какие особенности рукавицы и перчатки отразились в их названиях?
(образованы от слов рука и перст – палец)
VI. Этап «Породнимся или нет?»
Каждая группа получает задание. Время выполнения – 2 минуты.
1 группа: являются ли родственными по происхождению слова ведьма и невеста? Докажите. (Являются. Общий корень «ведать», то есть «знать»)
2 группа: являются ли родственными по происхождению слова дерево и здоровье? Докажите. (Образовано префиксальным способом от общеславянского сущ. dorvъ – «дерево». Исходное значение – «подобный дереву, такой же высокий, сильный, крепкий»)
3 группа: являются ли родственными по происхождению слова: черепаха и череп? Докажите. (Образовано от череп. Название дано по сходству панциря со скорлупой (именно таким и было первоначальное значение слова череп)
Когда время выйдет, каждая группа дает свой ответ. Ведущий, если это необходимо, поправляет и дает верные ответы. Можно спросить участников групп-соперников для получения ими дополнительных баллов.
VII. «Этимологический словарь»
- И напоследок предлагаю вам игру «Этимологический словарь». Название как нельзя более точно выражает суть игры: предлагать неверные, но правдоподобные толкования слов, отталкиваясь от их внешней формы.
Например, едкий – пригодный в пищу; нелепица – некачественный пластилин.
- Зазубрина, лестница, четвертовать, мокрица, тостер, заморыш.
5. Подведение итогов. Награждение.
- Помните вопрос, на который нам нужно было ответить? (Зачем нужна этимология?)
В качестве напутствия Стихотворение С. Острового:
К словам привыкаешь день ото дня,
они первородного смысла полны…
И когда я слышу:
-Извини меня!-
Это значит:
-Исключи меня из вины!-
У слова цвет своего огня
Свое пространство. Свои рубежи.
И когда я слышу:
-Обереги меня!-
Это значит:
-Берегами меня окружи!-
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:
-Защити меня!-
Это значит:
-Спрячь меня за щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть-
Слово тебе сотворит добро.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Из истории слова"
Данная статья содержит исследовательский материал по истории слова "Яблоко", которое имеет огромное количество значений на разных языках...
Путешествие в историю слов.
Выставка слов....
Материал "Из истории слов"
Данный материал предназначен для уроков по темам: "Этимология слов", "Фразеология", а также для смены материалов стенда "Уголок русского языка и литературы"...
«Из истории слов» заимствованные слова
Цели: познакомиться с происхождением слов на тему «Овощи» и « Фрукты.»...
История русского литературного языка. Материалы по теме: «История слов с корнем –бел- в русском языке»
ОглавлениеВведениеГлава 1. Лексическая система языка и место тематической группы в ней1.2.Слова с корнем «бел» как объект лингвистического исследованияГлава 2. Лексико - тематическая групп...
Брэйн-ринг "История слова как история целого народа" (на основе "Историко-этимологического словаря" В.И.Абаева)
Дети, как и большинство взрослых, очень редко задумываются над происхождением того или иного слова. А ведь зачастую этимология, казалось бы, самого простого и наиболее часто употребляемого в быт...