Брэйн-ринг "История слова как история целого народа" (на основе "Историко-этимологического словаря" В.И.Абаева)
методическая разработка (9 класс)
Дети, как и большинство взрослых, очень редко задумываются над происхождением того или иного слова. А ведь зачастую этимология, казалось бы, самого простого и наиболее часто употребляемого в быту слова, сродни дедективной истории со многими загадками и путанным сюжетом. Как заставить ребёнка поразмыслить над нелёгкими задачами лингвистики, увлечь его в мир открытий и дать шанс сделать первый, пусть робкий, шаг в науку? Наверное, с помощью игры и созтязательства. Лучшее пока не придумано...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
breyn-ring_po_slovaryu_abaeva.docx | 18.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Брэйн-ринг "История слова как история целого народа"
(на основе "Историко-этимологического словаря" В.И.Абаева)
Автор Цаллагова С.Ю.
Дети, как и большинство взрослых, очень редко задумываются над происхождением того или иного слова. А ведь зачастую этимология, казалось бы, самого простого и наиболее часто употребляемого в быту слова, сродни дедективной истории со многими загадками и путанным сюжетом. Как заставить ребёнка поразмыслить над нелёгкими задачами лингвистики, увлечь его в мир открытий и дать шанс сделать первый, пусть робкий, шаг в науку? Наверное, с помощью игры и созтязательства. Лучшее пока не придумано...
1.Это слово означает время года и в осетинском, и в русском языках, имеет одни и те же индоевропейские корни и близкое звучание. Что это за слово?
Ответ: zymæg - zima - зима.
2.В языке коми это слово звучит как petsor, иранский прототип - pasra, а в древнеиндийском языке слово pasa означает "верёвка", намекая нам на то, что из неё делали верёвки, сети и канаты. А как звучит это слово в осетинском языке?
Ответ: pysyra - крапива
3.У этого слова очень много разных толкований. Василий Абаев предложил монгольский вариант: nara - "солнце", т. е. буквально "дети солнца". А кто эти дети?
Ответ: Nart - нарты.
4.У наших далёких предков скифов очень почиталась дружба-побратимство. Перед тем, как стать побратимами, двое молодых людей давали клятву, представлявшую определённый обряд. В осетинском языке есть слово, исторически воспроизводящее этот обряд. Как звучит это слово?
Ответ: ærdxord - "связанный клятвой", "поедающий клятву" (во время обряда побратимы пили из одной чаши).
5.Это слово практически одинаково звучит во многих языках мира. В немецком - stern, в английском - star, латинское - stella, персидское - sitara. Осетинский язык не стал исключением. Как же звучит осетинский аналог этого слова?
Ответ: Staly - звезда.
6.Слово ganzal происходит из того же источника, что и русское слово кинжал. А что означает это слово в осетинском языке?
Ответ: 1)высоко ценимый в старину сорт стали; 2)сабля из такой стали; 3)пружина.
7.В переводе с осетинского языка это слово означает "реветь".От него произошло название одного из месяцев. Кстати, во многих славянских языках этот месяц так и называется: "ревун". Что это за месяц?
Ответ: ryxæny mæj - сентябрь.
7.Это слово восходит к иранскому raupasa и представлено едва ли не во всех иранских и индоевропейских языках. Означает оно животное, охота на которого широко была распространена у скифо-сарматских племён. Кости этого животного находят в погребениях наряду с костями кабана и оленя. Что это за слово?
Ответ: ruvas - лиса.
8.В персидском языке это слово означает "печать", в древнеиндийском "mudra" - "перстень с печатью". О каком слове идёт речь?
Ответ: myxyr - печать.
9.В некоторых словах, заимствованных из других языков, происходят разного рода изменения, скажем, фонетические (перестановка звуков) и т. д. Это слово к нам пришло из иранского языка и звучит как atar. А как оно произносится по-осетински?
Ответ: art - огонь.
10.Объясните значение архаичного слова gan, если оно является синонимом слова æmcek, означающего "воспитанник".
Ответ: речь идёт о детях знатных людей, которых отдавали на воспитание к представителям другой народности, так называемое аталычество. Скажем, кабардинские князья отдавали своих сыновей на воспитание в семьи осетинских алдаров. Вспомните, как говорят дети птичке в стихотворении Коста "Пойманная птичка": "Будешь жить у нас, как gan".
11.Назовите слово, которое пришло в осетинский язык из русского языка, а в русский - из немецкого. В переводе с немецкого языка это сложное слово означает "год" и "рынок".
Ответ: armuk'a - ярмарка.
12.В персидском языке это слово означает "зеркало" - ayina. А как звучит это слово по-осетински и что оно означает?
Ответ: ajnæg -гладкая скала, утёс.
13.Это слово произошло от слова, означающего "отряд", "группа", "дружина", (важный термин староосетинского быта, восходящего к периоду военной демократии) и означает каждого отдельного участника группы, отряда.
Ответ: bal - æmbal - друг, товарищ.
14.Название этой планеты в осетинском языке означает буквально "дневная благодать", "денница". Называли её и "звездой травы". О какой планете идёт речь?
Ответ: Bonværnon - Венера.
15.Слово это близко к исходной иранской форме cahrkasa - буквально "куроед". Что это за слово?
Ответ: cærgæs - орёл.
16.Василий Абаев согласился с толкованием этого слова, предложенного Всеволодом Миллером. Миллер отнёс это слово к древнеиндийскому tikta, т.е. "острый по вкусу". А как бы сказали это слово осетины?
Ответ: cyxt - сыр.
17.Учёные предложили теорию происхождения этого слова из китайского языка, как и сам предмет обсуждения. Армянское слово kagad, грузинское kagald, балкарское kagэt ... А осетинское?
Ответ: gæxxæt - бумага.
18.Существует несколько важных культовых терминов, которые являются общим достоянием осетинского, некоторых угро-финских и кавказских народов. Это слово относится к их числу. У хантов karda, у мордовцев kardas, у чеченцев kert. А у осетин?
Ответ: kært - двор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования «Страницы истории еврейского народа. Холокост»
Образовательная программа дополнительного образования «Страницы истории еврейского народа. Холокост» направлена на углубление знаний учащихся по истории Второй Мировой и Великой Отечественной войны. Ц...
«Немцы Поволжья на Южном Урале. История трагедии народа» Конспект урока
На уроке «Немцы Поволжья на Южном Урале. История трагедии народа» реализуются цели: формирование у учащихся навыков аналитической деятельности, закрепление умения собирать и анализировать матери...
Урок по истории в 11 классе "История политических репрессий-судьба целого народа"
Цель данного урока- осмысление трагической судьбы страны, человека в период политических репрессий, углубить и обобщить знания учащихся по теме " Политическое развите СССР в 20-30-е годы XX века", исп...
Конспект урока "Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия «Слова…». Русская история в «Слове…». Содержание «Слова…». Герои «Слова…».
Подробный конспект урока по "Слову о полке Игореве..."...
Олонхо как средство изучения истории происхождения народа Саха
«В делах и подвигах национальных героев мы изучаем эпическое наследие духовной культуры народа Саха, олонхо является своеобразной энциклопедией древней истории, которую необходимо сохранять, изу...
«Олонхо как средство изучения истории происхождения народа Саха»
Цели и задачи урока:1. Получение представления об олонхо как историко-этнографическом источнике изучения древней истории народа Саха2....
Конспект урока по литературе в 12 классе «Основные темы и мотивы лирики Н.М. Рубцова-Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности».
Пояснительная записка: данная тема актуальна для учащихся- осужденных в нравственном аспекте, так как лирика Н.М. Рубцова заставит учащихся задуматься о своей жизни, поможет осужденным «от...