Проблема восприятия православной мысли на уроках литературы.
методическая разработка по русскому языку по теме
Статья в научно-методический журнал «Проблемы современной науки и образования», Москва, №4, 2012г.
Русская классическая литература несёт тот духовно-нравственный идеал, который является верным ориентиром в жизни человека, выдвигая на первый план не материальные, а духовные ценности, непреходящие и не зависящие от наших вкусов, взглядов, пристрастий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья в научно-методический журнал «Проблемы современной науки и образования», Москва, №4, 2012г.
Проблема восприятия православной мысли на уроках литературы.
Высокая значимость литературы как предмета, имеющего важное значение в духовно-нравственном воспитании школьников, несомненна.
Русская классическая литература несёт тот духовно-нравственный идеал, который является верным ориентиром в жизни человека, выдвигая на первый план не материальные, а духовные ценности, непреходящие и не зависящие от наших вкусов, взглядов, пристрастий.
Классическая литература способствует осмысленно относиться к окружающему миру и правильно оценивать себя в нём, так как ставит в позицию духовного поиска, задавая главные вопросы. Что такое истина? Зачем я живу на свете? Есть ли у этой жизни цель? Что самое главное в мире?
Связь с православием – основная черта русской литературы. Необходимо помнить, что создавалась она изначально ориентированной на православного читателя. И создавали её люди крещёные, верующие, православные. И даже в советское атеистическое время, несмотря на то, что литература подвергалась идеологической обработке, она сохраняла проповедническое значение именно благодаря православно-христианской духовности, заложенной в ней.
Книгами, на наш взгляд, дающими огромный воспитательный материал, основанный на православной традиции, являются произведения И. Шмелёва, Б.Зайцева, А.Платонова, В.Распутина [см. 2, 5,6,7].
Решая проблемные вопросы на уроках литературы нравственного характера, например, проблему выбора, долга, чести, любви, семейных отношений, мы ищем с детьми ответы – эти ответы основаны на христианском миропонимании.
Примером инициативного поведения детей может послужить урок в 8-ом классе по рассказу А.П.Чехова «О любви». В школьной программе данный рассказ представлен как история об упущенном счастье. Но нередко восьмиклассники, посещающие факультатив «Основы православной культуры», в противовес автору статьи учебника, выражают православный взгляд на семью, заявляя, что главный герой рассказа Алёхин не мог быть вместе с Анной Алексеевной, замужней женщиной, имеющей двоих детей, хотя очень любил её. В противном случае он поступил бы безнравственно.
Учащиеся часто говорят нам, что им не нравится читать. Чтение–это скучное и неинтересное занятие. Приходится из художественного текста выбирать такие отрывки, которые заинтересовывают ребят и подводят их к мысли о том, что литература не нечто, оторванное от жизни, а предмет, тесно связананный с ней. Отрывки из «Лета Господня» И.Шмелёва заставили ребят глазами мальчика Вани увидеть незабываемую ткань русского быта конца XIX века, понять, что через историю жизни одной семьи, живущей по законам церковного года, в соответствии с православными праздниками, автором показана история всей России в целом. Ребят удивило истовое стремление русского человека тех лет к духовному совершенству и то, что самоограничение, воздержание, оказывается, могут приносить радость и сегодня. Это для них стало настоящим открытием.
Подходить к классике с бытовой меркой «нравится – не нравится» нельзя. Чтение классики – это не развлечение, а напряжённый духовный труд, требующий усилий, тяжёлой работы, прежде всего, над собой.
Несмотря на то, что литература нынче не в чести, православному учителю не следует терять бодрости духа и помнить, что долг учителя – «сеять разумное, доброе, вечное». А в какую почву упадёт доброе семя – покажет время.
Список используемой литературы:
1. Дунаев М.М. Православие и русская литература. Ч.I– М., 1996.
2. Зайцев Б. Преподобный Сергий Радонежский. – М., 2004.
3.Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. – М., 2002.
4. Медведева И.,Шишова Т. В кильватере «Титаника»? У России есть свой путь в этом мире. – М.: Даниловский благовестник, 2007.
5.Платонов А.П. Неизвестный цветок. – М..1989.
6. Распутин В.Г. «Прощание с Матёрой». – М.,1987.
7. Шмелёв И.С. Лето Господне. –М., 2003.
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие для учащихся младшего и среднего звена, посвящённое годовщине со Дня рождения А.И.Солженицына.
Подготовили учитель русского языка и литературы
Сафронова Н.П. и ученики 6 «А» класса МОБУСОШ№4 г. Новокубанска.
Великое начинается с малого…
Алёна.11декабря 2012 г. исполняется 94 года со дня рождения великого русского писателя, публициста, общественного и политического деятеля, лауреата Нобелевской премии по литературе (1970г.) Александра Исаевича Солженицына.
Как связано его имя с нашим микрорайоном?.. Писатель мог бы появиться на свет в Новокубанске в просторном и теплом дедовском доме, который и был построен для него – единственного и долгожданного внука, но помешала революция. «Кровавый смерч» пронесся по всей стране, не щадя ни «буржуев», ни их детей. Это было в октябре 1917 года. Особняк у Захара Щербака, деда Александра Исаевича по материнской линии, отобрали. Земли, постройки и окружающую их парковую зону отдали в собственность государства. Под какое юридически неопределенное обвинение «в контрреволюционности» попал Захар Федорович Щербак, никто не знает, известно только, что жизнь он закончил в подвалах Армавирского ГПУ (главное политическое управление) в конце 20-х годов XXвека. А в 1918 году в Кисловодске у Таисии Захаровны родился его внук Александр.
Владислав. Александр Исаевич в имении деда был всего несколько раз, но и этого хватило, чтобы навсегда влюбиться в эти места. Солженицын даже описал имение в романе "Август 1914-го".
«Я просто прирождён к этому месту», - говорил Александр Исаевич в 1994 году, когда приезжал в Новокубанск. В дедовский дом А.И. Солженицын приезжал трижды. В первый раз девятилетним мальчиком. С матерью, Таисией Захаровной Щербак, они приехали из Ростова, где жили с 1924 года. Конечно, никакой надежды хотя бы что-нибудь вернуть у них не было. Но посмотреть на родной, близкий сердцу уголок, хотелось.
Игорь. Известно, что детство прошло в невероятно тяжёлых условиях. Жили в Ростове 19 лет (15 на съёмных квартирах) в каких-то гнилых избушках у частников. А когда получили комнату – это была часть перестроенной конюшни. Всегда было холодно, топилось углём. Воду приносили издали. Блестяще одаренный, он поступил в Ростовский Государственный Университет, одним из первых получил учрежденную в 1940 году Сталинскую стипендию. Его портрет был вывешен в здании ВУЗа. Александр Исаевич Солженицын был гордостью физико-математического факультета Ростовского Государственного Университета. Никто и никогда не видел его бездельничающим. Даже стоя на остановке в ожидании трамвая, он перебирал карточки, повторяя иностранные слова, историю.
Никита. В 1941 году будущего писателя призвали в армию, в 1942 - окончил артиллерийское училище в Костроме и с 1943 по 1945 год командовал на фронте артиллерийской батареей (как его отец в первую мировую, а веком раньше Лев Толстой).
От Орла до Восточной Пруссии прошел Солженицын, был награжден орденами Отечественной войны II-й степени и Красной Звезды. Подразделение его было лучшим в части по дисциплине и боевым действиям. В конце января 1945 года ему удалось вывести свою батарею из окружения. Однако, вместо награды за подвиг - арест. Это произошло 9 февраля 1945 года. Поводом послужила переписка с другом, Николаем Виткевичем. Капитан Солженицын был арестован «из-за отслеженной в переписке критики Сталина и осужден на восемь лет». Восемь лет лагерей прошли под Москвой, а затем в Павлодарской области Казахстана.
Денис. По возвращении А.И. начинает вплотную заниматься литературным творчеством. Среди всемирно известных произведений, написанных в конце 50-х – начале 60-х годов 20-го века, таких, как роман «В круге первом» (1955-1958) ,рассказы «Захар Калита», «Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича», в 1958г. начинают появляться мини-рассказы «Крохотки». Они представляют собой небольшие зарисовки, размышления в образах, микрорассказы, лирические миниатюры, своеобразные «лирические отступления», получившие самостоятельную жизнь.
Алёна. Рассказы-миниатюры «Крохотки» условно можно разделить на две части. Первая часть рассказов создавалась с 1958 по 1960 годы, многие – в связи с велосипедными поездками по Средней России. Вторая часть рассказов-миниатюр была написана в 1996-1999 годах и опубликована в журнале « Новый мир».
Со свойственной ему сдержанностью Солженицын открывает свои заветные думы — о свободе, о боли России, о радости жить и дышать, об освобождении от страха смерти, о красоте и творчестве. Нельзя не почувствовать, что какими-то кровными и незримыми нитями его «крохотки» связаны с родной землей. Послушайте несколько рассказов из цикла «Крохотки» в исполнении учеников 6-го «А» класса.
Чтение рассказов (наизусть).
Игорь. «Вязовое бревно»
Мы пилили дрова, взяли вязовое бревно — и вскрикнули: с тех пор как ствол в прошлом году срезали, и тащили трактором, и распиливали его на части, и кидали в баржи и кузовы, и накатывали в штабели, и сваливали на землю — а вязовое бревно не сдалось! Оно пустило из себя свежий зелёный росток — целый будущий вяз или ветку густошумящую, Уж бревно положили мы на козлы, как на плаху, но не решались врезаться в шею пилой: как же пилить его? Ведь оно тоже жить хочет! Ведь вот как оно хочет жить — больше нас!
Алёна. - Какова основная мысль этого рассказа?
Денис. «Шарик»
Во дворе у нас один мальчик держит пёсика Шарика на цепи, — кутёнком его посадил, с детства. Понёс я ему однажды куриные кости, ещё тёплые, пахучие, а тут как раз мальчик спустил беднягу побегать по двору. Снег во дворе пушистый, обильный. Шарик мечется прыжками, как заяц, то на задние ноги, то на передние, из угла в угол двора, из угла в угол, и морда в снегу. Подбежал ко мне, лохматый, меня опрыгал, кости понюхал — и прочь опять, брюхом по снегу! Не надо мне, мол, ваших костей, — дайте только свободу!..
Никита. – Почему Шарик отказался от пахучих куриных костей?
Владислав. «Костёр и муравьи»
Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями. Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени. Я зацепил брёвнышко и откатил его на край. Теперь муравьи многие спасались — бежали на песок, на сосновые иглы. Но странно: они не убегали от костра. Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и — какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! — и были многие такие, кто опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там...
Денис. – Почему муравьи возвращались к горящему брёвнышку?
Никита. «Утёнок»
Маленький жёлтый утёнок, смешно припадая к мокрой траве беловатым брюшком и чуть не падая с тонких своих ножек, бегает передо мной и пищит: «Где моя мама? Где мои все?»
А у него не мама вовсе, а курица: ей подложили утиных яиц, она их высидела между своими, грела равно всех. Сейчас перед непогодой их домик— перевёрнутую корзину без дна — отнесли под навес, накрыли мешковиной. Все там, а этот затерялся. А ну-ка, маленький, иди ко мне в ладони.
И в чём тут держится душа? Не весит нисколько, глазки чёрные — как бусинки, ножки — воробьиные, чуть-чуть его сжать — и нет. А между тем — тёпленький. И клювик его бледно-розовый, как наманикюренный, уже разлапист. И лапки уже перепончатые, и жёлт в свою масть, и крыльца пушистые уже выпирают. И вот даже от братьев отличился характером.
А мы — мы на Венеру скоро полетим. Мы теперь, если все дружно возьмёмся — за двадцать минут целый мир перепашем.
Но никогда! — никогда, со всем нашим атомным могуществом, мы не составим в колбе, и даже если перья и косточки нам дать, — не смонтируем вот этого невесомого жалкенького жёлтенького утёнка...
Игорь. – Какая главная мысль утверждается автором в образе утёнка?
(Здесь писатель говорит о превосходстве чуда естественной жизни над механическими подобиями.)
Алёна. Нет с нами автора этих рассказов, но жива память о нём, великом писателе, честно служившем русскому слову, бесстрашно боровшемся за справедливость и горячо любившем родную землю.
Предварительный просмотр:
Сафронова Нина Петровна
Урок русского языка в 9 классе.
Тема урока: Комплексная работа с текстом.
Цели.
Обучающая: обучать смысловому и лингвистическому анализу текста, учить работе с тестовыми заданиями, ориентированными на итоговую аттестацию.
Развивающая: развивать речевые навыки, формировать умение применять имеющиеся знания на практике, обогащать словарный запас учащихся.
Воспитательная: пробуждать интерес к искусству, приобщать к духовно-нравственным ценностям.
Тип урока: комбинированный.
Преобладающие методы: объяснительно-иллюстративный с элементами диалога, частично-поисковый.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: репродукция картины И.Н.Крамского «Христос в пустыне», мультимедийный проектор, ноутбук, экран, раздаточный материал для каждого ученика.
Ход урока.
I. Слово учителя.
Сегодня на уроке мы познакомимся с текстом Н.Г.Машковцева, посвящённым известному русскому художнику Ивану Николаевичу Крамскому, поработаем над пониманием содержания, выполним тренировочные тестовые задания части В, ориентированные на итоговую аттестацию.
(Запись в тетрадях даты, темы урока).
Для того, чтобы понять идейный смысл текста Н. Машковцева, рассмотрим репродукцию картины И.Н.Крамского «Христос в пустыне».
II . Сообщение о творчестве Крамского. (Выступление ученицы.) Иван Николаевич Крамской – яркий представитель второй половины XIX века, замечательный живописец, талантливый педагог, глубоко одарённая творческая личность, создатель, организатор первых в России передвижных художественных выставок. Как художник и гражданин он сознательно стремился служить своим искусством народу, России. Его жизненный путь есть подтверждение этого высокого служения.
Просмотр репродукции. Вопросы к классу:
- Какой евангельский сюжет положен в основу этой работы? Расскажите о нём.
- Каким изображён Христос? (Каким вы видите Христа на картине?)
III. Работа над содержанием текста, который имеется у каждого ученика.
1.Чтение текста Н.Г. Машковцева
2.Какова тема текста?
3.Заголовок.(Запись в тетрадях.)
4. Лексическая работа (опережающее задание).
Толкование слов текста:атрибут,интимные, автобиографический.(Запись в тетр.)
5.Основная мысль текста. (Художник « своеобразно и смело» подошёл к трактовке евангельского сюжета.)
6. Как вы понимаете высказывание Крамского о том, что «это не Христос»?
7.Проблема. Как она звучит? (Проблема выбора жизненного пути.) ( В тетрад.)
8.Каков тип текста?( В тетрад.)
9.Стиль данного текста? Аргументируйте своё мнение.(В тетрад.)
IV. Работа с тестовыми заданиями части В1-В3.
Запись в тетрадях
В1 Из предложений 2-4 выпишите слово, образованное неморфологическим способом.
В2 Из предложений 5-10 выписать краткое(-ие) страдательное(-ые) причастие(-ия).
В3 Из предложения 12 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
V. Проверка заданий в парах. (Ответы на экране.)
Анализ ошибок тестовой работы.
VI. Домашнее задание. Раскрыть скобки и вставить пропущенные буквы в словах данного текста, объясняя орфограммы; расставить знаки препинания.
Мини – сочинение на тему «Какой жизненный путь предпочитаете вы?» (Это задание выполняется по желанию.)
VII. Подведение итогов урока.
Текст для анализа.
(1) Художник в картине «Христос в пустыне» своеобразно и смело трактовал евангельский сюжет.
(2) По-видимому, он представлял своего Христа как дальнейшее развитие образа да(н,нн)ого Ивановым в картине « Явление Христа народу».(3)Но он (на)чисто лишил Христа атрибутов божественного и даже величия. (4)Это совершенно обыкнове(н,нн)ый человек, более того, это совреме(н,нн)ик Крамского, с мыслями и чу(?)ствами порождё(н.нн)ыми той эпохой,свойственными каждому, и прежде всего самому Крамскому.
(5)Саму картину Крамской описывает следующими словами: «На утре, усталый, измуче(н,нн)й, исстрадавшийся. Сидит один между камнями; руки судорожно и крепко сжаты пальцы впились ноги поранены и голова опущена.(6)Крепко задумался, давно молчит, так давно что губы как будто запеклись глаза не замечают прдметов…
(Ни)чего он не чу(?)вствует, что холодно немножко…»
(8) «Я вижу ясно, -писал Крамской, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье: пойти направо или налево?
(9)Итак, это не Христос. (10)То есть, я не знаю, кто это. (11)Это есть выражение моих личных мыслей.»
(12)Крамской раз(?)яснял своё понимание долга художника перед собой, и этот порядок мыслей (не)разрывно связывается с представлением Крамского о Христе как воплощённой совести и долга человека.
(13)Так изображена Крамским драма человека предоставле(н,нн)ого самому себе, од(?)нокого, окружё(н,нн)ого немой и неприветливой природой, драма человека, перед которым ра(с,сс)тилается жизнь. (14)И в этой жизни нужно сделать выбор, раз и навсегда определив свой путь, бе(?)поворотно выбрать одно из двух: служение своей идее, отказ от всего личного и эгоистического или наоборот обслуживание только самого себя, самоугождение, заботу об удобствах и приятности личной жизни. (15)Наша живопись не знает другого образа, в котором с такой силой была бы показана творческая личность, человек разд(?)раемый сомнениями и с(?)блазнами, мучительное раздумье, внутре(н,нн)яя борьба между велениями высокого долга и соблазном жить только для себя.
(16)Работа над «Христом» сопутствовала Крамскому на столь продолжительном отрезке его жизни, образ картины так значителен и интимен и выражает собой такие заветные мысли художника что картину эту с полным правом можно считать автобиографической.
(Н.Г.Машковцев)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Зональный семинар «Условия образовательного процесса и организация внеурочной деятельности».
Открытое внеурочное занятие на тему
«Назначение и устройство Иконостаса».
Цели.
1. Предметные.
Приобретение школьниками знаний о внутреннем устроении православного Иконостаса и традиционном расположении на нём икон.
2. Личностные.
Формирование чувства причастности к православной культуре своего народа, уважительного отношения к ней; развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками; развитие эстетических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
3. Метапредметные.
Ориентация в культурном многообразии окружающего мира; обладание способностью следовать православной традиции; овладение логическими действиями сравнения, анализа,синтеза, обобщения, установления аналогий; умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации; готовность слушать собеседника, вести диалог.
Ход занятия.
I. Вступление. Под колокольный звон чтение стихотворения Г.И.Жежель:
Откуда б ты ни ехал,
Откуда б ты ни шёл –
Тебя встречает церковь
Сияньем куполов.
Она и провожала,
И преданно ждала,
И издали кивала,
По имени звала.
…………………………
Всё церковью держалось –
Жизнь с чистого листа!
Какая же держава
Без Бога, без креста!
- Как вы думаете, ребята, о чём пойдёт речь на нашем занятии?
(О храме)
Как красивы православные храмы, как торжественны и разнообразны!
Давайте и мы войдём с вами в храм и посмотрим, каков он внутри.
II. Вы посетили близлежащие храмы. Поделитесь вашими наблюдениями. (Выступления детей со своими презентациями.)
- Что общего мы увидели во всех трёх храмах?
(Какими бы разнообразными ни казались православные храмы, все они имеют алтарь, среднюю часть (неф) и притвор. Канун. Иконостас.)
- Что отделяет алтарь от средней части?
(Вот об Иконостасе мы сегодня и будем говорить на занятии. Как устроен Иконостас. Какой духовный смысл он имеет.)
III. Иконостас – слово, пришедшее из греческого языка. Икон «изображение, образ» + стасис «место стояния». Вспомним, как устроен Иконостас.
1.Выступление ученицы о строении Иконостаса.
2. Рассказ ученицы о Царских вратах.
IV. – Как вы думаете, отличаются ли Иконостасы разных храмов друг от друга?
Давайте, ребята, сравним Иконостасы храмов, где вы побывали, с иконостасами других храмов, соборов.
Наблюдаем, сравниваем, делаем выводы:
- состоят из ярусов (чинов, рядов);
- могут быть полными и неполными;
- иконы имеют определённый порядок расположения.
- Можно ли разместить иконы по своему усмотрению?
(Нарушится хронология, порядок вещей, традиция. Законы устроения Иконостаса передаются из поколения в поколение, из века в век.)
- Можем ли мы в жизни обойтись без традиций? Важны ли они?
(Иконостас – это не просто видимая стена с иконами, отделяющая алтарь от нефа, небесный мир от земного, в духовном плане это ещё и ступени исторического развития человеческого рода. Если мы мысленно поднимемся по ярусам вверх, то дойдём из наших дней до Адама, первого человека. Венчает Иконостас крест с распятым Христом, Спасителем всех людей от греха и смерти.)
V. Физкультминутка.
VI. Презентация ученицы (Чикаевой Насти)
«Назови икону и ярус, где она должна находиться».
Сейчас мы узнаем, как вы поняли то, о чём мы говорили.
VII. А теперь вы сами, ребята, постараетесь устроить Иконостас храма и назвать храм с учётом выбора храмовой иконы.
(Работа в группах.)
Помещаем детские работы на выставку.
- Важно ли для верующего человека, каким будет Иконостас, полным или неполным, прстым или позолоченным?
(Перед каким Иконостасом бы ни стоял человек, благодать Божия, нисходящая в его сердце, будет одинаково благодатна, если сердце исполнено верою и любовью.)
VIII. Мы выходим из нашего храма.
- Нужны ли нам знания о храме и где мы их можем применить?
Рефлексия. На столах карточки, которые помогут детям выразить свои ощущения.
– Мне это было интересно
– Я этого не знал
– Я это давно знал
– Я об этом узнал сегодня
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 8-ом классе на тему «Виды односоставных предложений».
Тема. Виды односоставных предложений.
Цели.
Обучающая: дать понятие односоставных предложений; выработать умения различать односоставные и двусоставные предложения, строить схемы с односоставными предложениями; дать понятие о синтаксических синонимах, способствовать насыщению речи учащихся различными конструкциями.
Развивающая: развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, языковое чутьё, внимание, познавательные и исследовательские умения школьников.
Воспитательная: воспитывать чувство ответственности , уважительное отношение к классической литературе, бережное отношение к языку.
Ход урока.
I. Организационный момент. .Опираясь на тему, учащиеся формулируют цели урока. (Выяснить, какие предложения называются односоставными, в чём их особенность. Должны научиться отличать односоставные от двусоставных.)
II. Проверка домашнего задания (повторение изученного).
Работа с текстом (текст в наличии у каждого учащегося).
… Утро. Выглядыва…ш… в кусоч…к окна (не)запушё(н,нн)ый морозом и (не)узнаёш… леса. Какое велик…лепие и спокойствие!
Глубокие свежие снега. Синее, огромное и уд…вительно нежное небо. Такие радос(?)ные краски бывают у нас только по утрам. Особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зелёным бором. Эти чудес(?)ные краски игра золотистого солнеч(?)ного света…
Задания к тексту.
1. Определить тему, основную мысль текста.
2. Определить тип и стиль текста.
3. Объяснить орфографию и пунктуацию.
4.Задание по группам. Выписать сказуемые и определить их вид (для 1-ой группы). Последнее предложение разобрать по членам и определить, какими частями речи они выражены( для 2-ой группы).
Вывод учащихся: повторили орфографические и пунктуационные правила. Закрепили знания о видах сказуемого и второстепенных членах предложения.
III. Словарно-орфоэпическая работа.
Двусоставное, односоставное
(два состава) (один состав)
IV. Объяснение нового материала. Работа с таблицей «Односоставные предложения».
- Какие предложения называются односоставными?
- На какие виды делятся односоставные?
V. Творческое задание (устно):
- Посмотрите в окно. О чём мы можем сказать односоставными предложениями?
VI. Выделение грамматических основ в предыдущем тексте с целью различения односоставных и двусоставных предложений.
VII. Работа у доски. Составление схем предложений.
Осень. Стоя в лесу, прислушайтесь хорошенько, и вы непременно услышите звуки земли.
[ - ]. (Простое, нераспростр.)
[-. -. -, =], и [ - =]. (Сложное, в состав которого входит односоставное)
Вывод учащихся: односоставные предложения могут быть распространёнными и нераспространёнными; могут быть самостоятельными или входить в состав сложного предложения.
VIII. На практике проверить можно точно,
Кто смог теорию усвоить прочно!
Найти односоставные предложения и определить их вид.
1. Глаголом жги сердца людей. (А.С.Пушкин.)
2. Язык до Киева доведёт. (Пословица.)
3. Есть ещё порох в пороховницах. (Н.В.Гоголь.)
4. Люблю безмолвие полуночной природы…(А.Фет.)
5. А на дворе уж побелело. (А.Грибоедов.)
6.Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. (С.Есенин.)
7. Цыплят по осени считают. (Пословица.)
8. Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком… (С.Есенин.)
IX. Материал для иллюстрации односоставных предложений.
Показать преимущества односоставных предложений над двусоставными в поэтической речи.
Умом Россию не понять.
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
(Ф.И.Тютчев.)
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века –
Всё будет так. Исхода нет.
(А.Блок.)
Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку ла листьях повелики,
На тропинке солнечные блики…
Вывод учащихся: односоставные предложения живее, эмоциональнее двусоставных, помогают передать тончайшие оттенки человеческих чувств.
X. Домашнее задание: создать рекламу односоставных предложений, найти в поэтической речи пять односоставных предложений разных видов.
XI. Итог. Что повторили? Что нового узнали?
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 7 классе (интегрированный с основами православной культуры).
Тема. Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок).
Цель: помочь уч-ся воспринять древнерусскую литературу как особый вид словесного искусства, отражающего жизнь православного человека Древней Руси; дать понятие об особенностях повествования в жанре «слова»;показать непреходящий нравственный смысл древнерусского произведения.
Оборудоваие: В.Васнецов . Репродукции «Крещение князя Владимира» и «Крещение киевлян в водах Днепра».
Лексическая работа: жанр, жанр «слова», канон (правила, соблюдающиеся в искусстве)
Ход урока.
1. Слово учителя. Проблемный вопрос классу : «Почему нам дорога русская старина?»
(Литература Древней Руси охватывает громадные временные пространства: семь веков (11-17 века). Русская старина нам дорога тем, что она связана с прошлым нашего народа, а значит, с настоящим и с будущим.)
Древние тексты существовали в рукописном виде,записывались они на пергаменте – специально обработанной коже животных.Другой особенностью древнерусской литературы является то, что авторы произведений чаще всего оставались неизвестными. Древнерусская литература в организации содержания произведения опиралась на определённые каноны, но также она использовала бесценное наследие устного народного творчества (сказки, былины, предания, легенды и др.)
Человек Древней Руси религиозен. Он верит в Бога и знает,что всё свершается по его воле,а поэтому в жизни нет ничего случайного или неожиданного.
2. Опережающее задание. Сообщение ученика по книге А.Г.Баранова «Наше родное», гл. «Как крестился Владимир и народ русский».
3. Сообщение о Владимире Мономахе (1053-1125гг.),о князе,заслужившем любовь окружающих,стремящегося к объединению Руси.
4. Выразительное чтение текста «Поучение».
5. Древнеруссая литература создавалась в различных жанрах:повести,жития,слова, поучения. Для каждого жанра существовал особый набор правил изложения содержания.
«Поучение» по жанру близко к жанру «слова».Оно строится по одинаковому плану.
Работа над текстом по группам.
1) Начинается с вступления.Для древнерусской литературы в нём обязательна просьба автора не посмеяться над его писанием.
Задание 1 группе. Определить границы вступительной части.Кому посвящено «Поучение»? Как понять выражение «на санях сидя»? (В дороге? Или в конце жизни?)
2) Основная назидательная часть «Поучения»обычно начиналась с воздаяния хвалы Богу.
Задание 2 группе. Определить в начале «Поучения» философскую и религиозную идею автора.
Какие выводы им делаются на основе этих рассуждений?
3) Только после убедительных доказательств о необходимости руководствоваться в любом поступке человеколюбием(христианская идея) Владимир Мономах переходит к изложению своих наставлений.
Какие задачи общегосударственного порядка должны решаться правителем в первую очередь? Как автор доказывает правильность своих суждений?
4) Каким нравственным критериям должен,по мнению Мономаха,соответствовать правитель?(Образованность,трудолюбие,заинтересованность в делах,отвага,решительность).
5) Какие свойства характера необходимо,по мнению автора,воспитать в себе князю?(Милосердие,правдивость).
6) Какова концовка «Поучения»?(Произносится снова хвала Богу за ниспосланную долгую жизнь.Просьба к детям не осуждать его за самовосхваление).
6. Запись в тетрадях.Построение текста «Поучения»: вступление,изложение и заключение.
Задача вступления – привлечь внимание читателя,убедить его в пользе написанного.Затем идут сами поучения.Тип речи – рассуждение.Наставления опираются на собственный опыт.
7. Вывод. Вернёмся к нашему вопросу, поставленному в начале урока
Для чего нужно изучать такие произведения, как «Поучение» Владимира Мономаха? (Это выдающийся памятник древнерусской литературы, который и сегодня восхищает нас безупречной логикой изложения,богатством словарного запаса, искренностью и мудростью наставлений, которые не устарели с течением времени.)
8. Домашнее задание. В чём смысл поучений Владимира Мономаха и какие из них кажутся вам необходимыми в наши дни?
Прочитайте « Повесть о Петре и Февронии Муромских». Какой теме она посвящена?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Анна Ахматова (Анна Горенко) Максим Горький (Алексей Пешков) Аркадий Гайдар (Аркадий Голиков)
ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ ТРЕБУЕТСЯ РЕШИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ: - Проанализировать основные причины взятия псевдонима ; Дать оценку источникам, открывающим новые аспекты взятия у писателей псевдонима ; Сделать вывод о том , как сложилась бы их жизнь , не будь у них псевдонимов .
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ПСЕВДОНИМ? ПСЕВДОНИМ - (от греч. pseudónymos — "лжеименный«) — вымышленное имя, заменяющее собой настоящее, которое по тем или иным причинам надо скрыть. У каждого из этих писателей были на то свои причины:
АННА АХМАТОВА (АННА ГОРЕНКО) 1889-1966 ВЗЯЛА ПСЕВДОНИМ ( ИМЕННО ФАМИЛИЮ СВОЕЙ БАБУШКИ) , ПОТОМУ ЧТО ОТЕЦ ЗАПРЕТИЛ ЕЙ «ПОЗОРИТЬ ЕГО ФАМИЛИЮ»
МАКСИМ ГОРЬКИЙ (АЛЕКСЕЙ ПЕШКОВ) Взял себе псевдоним , потому что ему казалась своя фамилия слишком простой.
АРКАДИЙ ГАЙДАР (АРКАДИЙ ГОЛИКОВ) 1926-1999 В зял псевдоним потому что: Вариант 1 правильно звучит не "Гайдар", а « Хайдар » и означает не "вперед идущий" и не "вперед-смотрящий", а просто "куда". - Ну и почему же Голиков взял себе в псевдонимы хакасское слово "куда"? - А его так хакасы называли. Кричали: "Прячьтесь! Бегите! Хайдар-Голик едет! Хайдар-Голик едет!" Вариант 2 Эта фамилия была своего рода особенным шифром- "Г" - первая буква фамилии Голиков; "АЙ" - первая и последняя буквы имени; "Д" - по-французски - "из"; "АР" - первые буквы названия родного города. Получаем: Г-АЙ-Д-АР: Голиков Аркадий из Арзамаса.
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ: Если б у этих творческих личностей не было б псевдонимов , то: Анна Ахматова скоре е бы всего не стала известной поэтессой , ведь отец не разделял ее пристрасти я к литературе ; Максим Г орький тоже не опубликовал бы своих произведений из-за , на его взгляд , слишком простой фамилии ; Аркадий Гайдар тоже б , наверное , не стал бы печатать свои произведения , так как был еще молод и это казалось бы ему скучным занятием. На мой взгляд , не важно , какая у человека фамилия, важно , чтоб ы был богат внутренний мир , развито воображение и чтоб он мог передать на бумаге свои чувства, мысли, порывы души. А фамили ей, как ой бы она ни была, ты все р а вно должен гордиться, ведь твои предки веками носили её.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развите речи учащихся и воспитание культуры читательского восприятия художественного текста на уроках литературы в условиях двуязычной школы
В данной статье рассматриваются проблемы развития речи учащихся и воспитания культуры читательского восприятия художественного текста. Итогом каждого урока литературы должно быть овладение учащимися н...
Проект урока по трагедии В.Шекспира «Гамлет» на тему «Проблема восприятия образа Гамлета» («О, что за гордый ум сражён…») Учитель Ермолаева С.С.
Разработка проекта по зарубежной литературе...
Мои мысли об уроках литературы
Мои мысли об уроках литературы...
Проблема использования межпредметных связей на уроках литературы
Главная общая цель изучения литературы в школе может быть определена следующим образом: ввести учащихся в мир прекрасного, приобщая их к образцам отечественной и мировой художественной культуры, к дух...
Приемы активизации эмоцианально - эстетического восприятия художественного текста на уроках литературы в среднем звене
Приемы работы с художественным текстом для активизации работы учащихся на уроках литературы. Пробуждение интереса к чтению художественной литературы. ...
РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ И ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ДВУЯЗЫЧНОЙ ШКОЛЫ
Наше общеобразовательное учреждение предполагает обучение школьников и русскому, и родному языку. Следовательно, ученики должны в полной мере владеть обоими языками. Слово, которое звучит дома и вокр...
Статья "Проблемы эстетического воспитания обучающихся на уроках литературы в процессе сотрудничества с библиотекой"
Предназначена для учителей литературы. Цель публикации - обмен опытом....