Мои мысли об уроках литературы
статья по литературе на тему

Васильева Валентина Дорофеевна

Мои мысли об уроках литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moi_mysli_ob_urokakh_literatury.docx14.75 КБ

Предварительный просмотр:

Мои мысли об уроках литературы

        Об уроке написано множество книг, методических статей. За свои 35 лет педагогического стажа видела много нововведений: менялись цели и содержание образования, придумывались нетрадиционные формы изложения материала , появлялись новые средства и технологии обучения. Но главной формой обучения, местом встречи УЧИТЕЛЯ и УЧЕНИКА является урок.

     Урок литературы всегда считался самым воспитывающим уроком. А сегодня, в сложнейших условиях нашей действительности, когда утеряны идеалы, когда «на нет» сведены семейные узы,  учителя литературы должны оставаться сеятелями «разумного, доброго, вечного». Прав был великий педагог В.А.Сухомлинский, когда утверждал: «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».

     Стараясь быть современной, я, конечно,  не игнорирую современные ИКТ-технологии, но и не забываю, что на уроках литературы главная роль принадлежит Его Величеству ТЕКСТУ в умелых руках УЧИТЕЛЯ.

     Остановлюсь на некоторых воспитывающих приёмах и моментах, часто применяемых в своей практике.

      Эффективно использую я стенд с регулярно меняющимся текстом – яркими высказываниями, выдержками, стихотворениями о Добре и Зле, о равнодушии, о сострадании и милосердии. Ребята обязательно заметят созвучные им по содержанию слова. А некоторые из них ввожу в канву урока в качестве иллюстративного примера. Восприятие такого текста происходит «при включённом разуме» - появляются новые мысли, чувства.

      Я убеждена, что настоящее произведение словесного искусства должно перечитываться неоднократно, ибо при каждом прочтении находишь в нём что-то новое. Мы, учителя, нередко торопимся сами подвести итоги, дать готовую формулировку идейного замысла. Понятно, что происходит подобное из-за катастрофической нехватки времени. А ведь тем самым мы прерываем ход мыслей наших детей, не даём им возможности выражать свои чувства, отношение к героям и событиям.

     …Как-то провожу рядовой урок литературы по рассказу И.С.Тургенева «МУМУ»: прочитали, ответили на вопросы, пересказали. В конце урока задаю вопрос, связанный с личным восприятием: «Как каждый из вас поступил бы на месте Герасима?» Вот тут-то и «началось». Я пыталась оправдать Герасима, просила прочувствовать «эпоху», но ребята были беспощадны и горячо убеждали меня в том, что совсем не обязательно было топить собачку – достаточно было взять с собой в деревню или отдать хорошим людям… Я поняла, что передо мной сидят НЕРАВНОДУШНЫЕ ЛЮДИ!

     Воспитанию ума и сердца помогают и «литературные гостиные», которые оформляем презентациями, звучанием красивой классической музыки. «Час любимого стиха», «Я вижу сердцем»(по творчеству Э.Асадова), «Две женщины, два лика, две судьбы» (по творчеству М.Цветаевой и А.Ахматовой), «Поверьте мне, я чист душой…» (по творчеству Н.М.Рубцова), «Стихи и песни В.С.Высоцкого» и другие темы прозвучали у нас в гостиных. В классе создаётся особая, доверительная атмосфера для разговора о новых книгах, о новых авторах.

     Одним из главных факторов «воспитания», по-моему, является эмоциональный накал уроков. Думаю, что учитель должен уметь превратить урок в «поэтический спектакль». Так, на уроках по теме «Военная лирика» обязательно читаю наизусть стихи Мусы Джалиля «Варварство», Андрея Дементьева «Баллада о матери», Булата Окуджавы «До свидания, мальчики» и другие. Они, знающие о войне понаслышке, СЛУШАЮТ, ПОНИМАЮТ, СПРАШИВАЮТ…

    Урок литературы – это набор тончайших воспитательных действий: и нравственное, и эстетическое, и патриотическое воспитание, воспитание ума и сердца.

     Урок литературы – это необходимый всем разговор о простом и вечном, синхронно и постоянно реагирующий на «болевые точки» в жизни каждого человека.

   Урок литературы – это сотрудничество учителя и ученика, это совместный поиск ИСТИНЫ, это момент постижения «разумного, доброго, вечного», это возможность выбора между ДОБРОМ и ЗЛОМ,

                                                                         между КРАСОТОЙ и УРОДСТВОМ,

                                                                         между ПРАВДОЙ и ЛОЖЬЮ.

В.Д.Васильева – учитель русского языка и литературы

ООШ д.Седякбаш – филиал МОБУ СОШ №2 с.Бижбуляк

Бижбулякского района Республики Башкортостан

Декабрь 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 10 классе. Тема: "Мысль семейная" в пьесе А.Н. Островского "Гроза"

Методическая разработка урока литературы по теме: "Мысль семейная" в пьесе А.Н.Островского "Гроза". 10 класс...

Проблема восприятия православной мысли на уроках литературы.

Статья в научно-методический журнал «Проблемы современной науки и образования», Москва, №4, 2012г. Русская классическая литература несёт тот духовно-нравственный идеал, кото...

Некоторые мысли об организации творческой атмосферы на уроках литературы

Некоторые мысли об организации творческой атмосферы на уроках литературы...

Некоторые мысли об организации творческой атмосферы на уроках литературы

Некоторые мысли об организации творческой атмосферы на уроках литературы...

Урок литературы в 10 классе по теме «Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» Усвоение содержания прочитанных глав. Анализ эпизодов «Именины у Ростовых», «В имении Болконских Лысые горы».

Урок литературы в 10 классе по теме «Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» Усвоение содержания прочитанных глав. Анализ эпизодов «Именины у Ростовых», «В имении Болконских Лысые горы»....

Презентация к уроку литературы: «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Данная презентация соответствует второму уроку в блоке уроков на данную тему....

План-конспект урока литературы в 10 классе: «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Урок с использованием обучающих структур и мыслительных приемов сингапурской системы обучения....