Приемы активизации эмоцианально - эстетического восприятия художественного текста на уроках литературы в среднем звене
презентация к уроку по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Швецова Светлана Константиновна

Приемы работы с художественным текстом для активизации работы учащихся на уроках литературы. Пробуждение интереса к чтению художественной литературы.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_aktivizatsii.pptx402.71 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приёмы активизации эмоционально- эстетического восприятия художественного текста на уроках литературы в среднем звене.

Слайд 2

Первостепенное значение выразительного чтения на уроках литературы подчеркивала М.А. Рыбникова. Она считала, что воплощение «в звуках голоса музыкально и логически» произведение «максимально реализует свое влияние». Сколько раз приходилось убеждаться, - говорила Рыбникова, - «что учащиеся, предоставленные себе, откладывают в сторону Маяковского, Гоголя, Щедрина и как только в ответ на это непризнание автора учитель начинает читать его вслух, так тут же в классе перестраивается отношение к автору, рождается и понимание и признание». М.А. Рыбникова определила и место выразительного чтения в системе работы на уроках: «Выразительное чтение учителя обычно предваряет разбор произведения и является основным ключом к пониманию его содержания. Выразительное чтение ученика заключает процесс анализа произведения». Выразительное чтение

Слайд 3

1. Ударение в слове (в трудных случаях) обозначается знаком / над буквой. 2. Ударение фразовое – ударное слово подчеркивается пунктиром логическое – одной чертой, психологическое – [П] перед словом или предложением. 3. Паузы: короткая – вертикальным пунктиром (¦), средняя – одной вертикальной чертой (│ ), длительная – двумя вертикальными чертами (││). 4. Слитное произнесение обозначается дугой ∩ над словами. 5. Мелодика: подъем (повышение голоса) – стрелкой вверх над ударной гласной слова ( ); понижение голоса – ( ); монотонно – непрерывной горизонтальной чертой над словами. 6. Замечания о темпе и окраске чтения ставятся на полях справа словами быстро, медленно, ускоряя Партитура стихотворения.

Слайд 4

Учащиеся должны передать в рисунке прежде всего свое понимание замысла автора. Создание иллюстраций к прочитанному произведению

Слайд 5

Устное словесное рисование открывает эмоциональный настрой читателя, способствует пониманию авторской мысли, развивает речь ученика. Сначала предлагаем рисовать иллюстрации к сценкам, острым сюжетным эпизодам, в которых автор очертил облик героев, т.е . поначалу выбираем для устного рисования эпизоды, описанные автором так, что они дают опору воспроизводящему воображению . Затем пробуем развить творческое воображение, поручая ученикам нарисовать портрет героя, не данный в тексте автором и , наконец, самое трудное задание - нарисовать пейзаж . Устное словесное рисование.

Слайд 6

Творческий пересказ – вид устного пересказа или письменного изложения, характеризующийся изменениями и дополнениями в тексте. Возможные творческие изменения и дополнения: изменение лица рассказчика ( от изменения личной формы глагола до пересказа от лица одного из персонажей); продолжение сюжета, продолжение судьбы героя; введение новых эпизодов. Творческий пересказ.

Слайд 7

Они направлены на повышение читательской активности подростков, привитие им навыков осознанного чтения и адекватного восприятия литературных произведений. В частности создание мультимедийных презентаций. Творческие задания.

Слайд 8

Использование кинофильмов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развите речи учащихся и воспитание культуры читательского восприятия художественного текста на уроках литературы в условиях двуязычной школы

В данной статье рассматриваются проблемы развития речи учащихся и воспитания культуры читательского восприятия художественного текста. Итогом каждого урока литературы должно быть овладение учащимися н...

Доклад «Приемы работы с художественным текстом на уроках литературы в системе личностно ориентированного обучения»

Доклад для выступления на школьном методическом объединении учителей гуманитарного цикла....

Эстетическое восприятие художественного текста при написании сочинения.

Презентация к уроку русского языка в 9 классе при подготовке к сочинению 15.3...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ И ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ДВУЯЗЫЧНОЙ ШКОЛЫ

Наше общеобразовательное учреждение предполагает обучение школьников и русскому, и родному языку. Следовательно, ученики должны в полной мере владеть обоими языками. Слово, кото­рое звучит дома и вокр...

Интерпретация художественного текста на уроках литературы как средство формирования творческого мышления. (Головко Е.В., учитель русского языка и литературы гимназии №96)

«Истинное спасение в культуре», - утверждал Н.К. Рерих, великий художник и гуманист, посвятивший всю свою жизнь установлению принципов Красоты и Культуры в жизни человечества, подчеркивал светон...

Изучение художественных текстов на уроках литературы: воспитание, анализ, виды и формы работы с текстами разных родов.

Изучение художественных текстов как средство воспитания, анализ, виды и формы работы с текстами на уроках литературы....

Использование современных образовательных технологий (СОТ) с целью повышения качества обучения учащихся на уроках литературы в среднем звене.( из опыта работы)

.  В связи с происходящими изменениями в российском образовании у меня, как учителя данного предмета, появилась проблема необходимости повышения качества образования, приведение его в соответстви...