Урок по теме "Омонимы"
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме «Омонимы» (ПТТМСО)
Класс: 7
Тема: Омонимы
Цель: Дать определение омонимов, развивать умение находить омонимы в тексте, формировать умение использовать омонимы в устной и письменной речи.
І этап. Актуализация (задания из пройденного материала, необходимые для усвоения новой
темы).
1. Подберите антонимы к данным словам по образцу: темная ночь – светлый день (и существительные, и прилагательные в данной паре по отношению друг к другу являются антонимами).
добрый | друг | ||
мальчик | трусливая | ||
жаркое | лето | ||
веселый | плач |
2. К данным парам существительных подберите прилагательные-антонимы по образцу:
Дорога широкая - тропинка узкая
мед___________ - перец_____________
уголь __________ - снег_______________
песня__________ - сказка_____________
заяц___________ - тигр______________
камень_________ - пушинка___________
ІІ этап. Самостоятельное изучение темы.
1. Прочитайте предложения.
В огороде растет зеленый лук.
Воины метко стреляли из лука.
- Одинаковое ли значение имеют выделенные слова?
- Что вы можете сказать об их звучании и написании?
2. Сделайте вывод: Омонимы - это___________________________________________________
__________________________________________________________________________________
3. Сравните свой вывод с правилом:
Омонимы – это слова, совпадающие по своему звучанию или написанию, но совершенно разные по лексическому значению: ключ – родник, ключ – приспособление для открывания и закрывания замка.
4. Найдите омонимы в предложениях. Объясните значение омонимов.
Простые люди всего мира взяли дело защиты мира в свои руки. Купец в своей лавке сидел на деревянной лавке.Сидя на песчаной косе, отец точил косу.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ІІІ этап. Разноуровневые задания.
1-й уровень (5 баллов).
1. Найдите в тексте омонимы, подберите к ним синонимы.
Он купил ириску,
Решил ее не есть.
Но как не съесть ириску,
Когда ириска есть. (А.Барто)
__________________________________________________
__________________________________________________
2. Выпишите омонимы, определите их значение.
1) Мальчик съел сладкий гранат. 2) Эти бусы сделаны из граната. 3) Детям нужна материнская ласка.4) У ласки густой, короткий мех. 5) В математике изучаются простые дроби. 6) С площади доносилась дробь барабана.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. В предложениях вместо пропусков вставьте омонимы перевести, повод, брак.
1) Это предложение надо __________________ на казахский язык. 2) Здесь сильное движение, надо детей _________________ через улицу. 3) На приготовление торта пришлось _________________ много муки, масла и сахара. 4) У моих родителей счастливый _________________. 5) Нельзя допускать _________________ в работе. 6) Мальчик держал коня за _________________. 7) Для ссоры не было _________________.
4. Объясните значение омонимов.
_________________________
Кок _________________________
_________________________
Среда ________________________
_________________________
Бокс _________________________
5. Отгадайте загадку.
Вот слово. Для решенья
В нем отыщите два значения:
Несется первое к реке,
Другое щелкнуло в замке.
Одно лепечет на поляне,
Шумит в лесу и на лугу,
Другое улеглось в кармане,
И там все время ни гугу. (______________________)
2-й уровень ( 4 балла ).
1. Отгадайте загадки.
1) Каким ключом нельзя открыть дверь?_____________________________________________
2) Какую ноту не кладут в суп?_____________________________________________________
3) Из какого крана нельзя брать воду?_______________________________________________
4) Какую строчку не может прочитать ни один ученый?_______________________________
5) Какой лук не кладут в суп?_______________________________________________________
6) Какой бор никогда не имеет листвы?______________________________________________
2. Сравните слова-омонимы в словосочетаниях, укажите их значение.
Затопило луга – ___________________________________________________________________
Затопила печь –___________________________________________________________________
Закурил люльку –___________________________________________________________________
Качал люльку –____________________________________________________________________
Родное гнездо –____________________________________________________________________
Гнездо для патронов -______________________________________________________________
3-й уровень (3 балла).
1. С данными словосочетаниями составьте предложения.
Задуть свечу, задуть печь; мой папка, папка для бумаг; точить косу, красивая коса; закусили перед обедом, закусили удила.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...