Урок по теме "Омонимы"
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) по теме

Садыкова Бахытгуль Газизкызы

Урок русского языка по теме "Омонимы" (ПТТМСО)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл omonimy.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме «Омонимы» (ПТТМСО)

Класс: 7

Тема:  Омонимы

Цель: Дать определение омонимов, развивать умение находить омонимы в тексте,  формировать умение использовать омонимы в устной и письменной речи.

І этап. Актуализация (задания из пройденного материала, необходимые для усвоения новой

                                темы).

1. Подберите антонимы к данным словам по образцу: темная ночь – светлый день (и существительные, и прилагательные в данной паре по отношению друг к другу являются антонимами).

добрый

друг

мальчик

трусливая

жаркое

лето

веселый

плач

2. К данным парам существительных подберите прилагательные-антонимы по образцу:

Дорога широкая        -        тропинка узкая

мед___________        -        перец_____________

уголь        __________        -        снег_______________

песня__________        -        сказка_____________

заяц___________        -        тигр______________

камень_________        -        пушинка___________

ІІ этап. Самостоятельное изучение темы.

1. Прочитайте предложения.

В огороде растет зеленый лук.

Воины метко стреляли из лука.

  1. Одинаковое ли значение имеют выделенные слова?
  2. Что вы можете сказать об их звучании и написании?

2. Сделайте вывод: Омонимы -  это___________________________________________________

__________________________________________________________________________________

3. Сравните свой вывод с правилом:

Омонимы – это слова, совпадающие по своему звучанию или написанию, но совершенно разные по лексическому значению: ключ – родник, ключ – приспособление для открывания и закрывания замка.

4. Найдите омонимы в предложениях. Объясните значение омонимов.

        Простые люди всего мира взяли дело защиты мира в свои руки. Купец в своей лавке сидел на деревянной лавке.Сидя на песчаной косе, отец точил косу.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ІІІ этап. Разноуровневые задания.

1-й уровень (5 баллов).

1. Найдите в тексте омонимы, подберите к ним синонимы.

Он купил ириску,

Решил ее не есть.

Но как не съесть ириску,

Когда ириска есть.    (А.Барто)

__________________________________________________

__________________________________________________

2. Выпишите омонимы, определите их значение.

1) Мальчик съел сладкий гранат. 2) Эти бусы сделаны из граната. 3) Детям нужна материнская ласка.4) У ласки густой, короткий мех. 5) В математике изучаются простые дроби. 6) С площади доносилась дробь барабана.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. В предложениях вместо пропусков вставьте омонимы перевести, повод, брак.

1) Это предложение надо __________________ на казахский язык. 2) Здесь сильное движение, надо детей _________________ через улицу. 3) На приготовление торта пришлось _________________ много муки, масла и сахара. 4) У моих родителей счастливый _________________. 5) Нельзя допускать _________________ в работе. 6) Мальчик держал коня за _________________. 7) Для ссоры не было _________________.

4. Объясните значение омонимов.

                  _________________________

Кок           _________________________

                    _________________________

Среда           ________________________

                  _________________________

Бокс           _________________________

5. Отгадайте загадку.

Вот слово. Для решенья

В нем отыщите два значения:

Несется первое к реке,

Другое щелкнуло в замке.

Одно лепечет на поляне,

Шумит в лесу и на лугу,

Другое улеглось в кармане,

И там все время ни гугу.  (______________________)

2-й уровень ( 4 балла ).

1. Отгадайте загадки.

1) Каким ключом нельзя открыть дверь?_____________________________________________

2) Какую ноту не кладут в суп?_____________________________________________________

3) Из какого крана нельзя брать воду?_______________________________________________

4) Какую строчку не может прочитать ни один ученый?_______________________________

5) Какой лук не кладут в суп?_______________________________________________________

6) Какой бор никогда не имеет листвы?______________________________________________

2. Сравните слова-омонимы в словосочетаниях, укажите их значение.

Затопило луга – ___________________________________________________________________

Затопила печь –___________________________________________________________________

Закурил люльку –___________________________________________________________________

Качал люльку –____________________________________________________________________

Родное гнездо –____________________________________________________________________

Гнездо для патронов -______________________________________________________________

3-й уровень (3 балла).

1. С данными словосочетаниями составьте предложения.

        Задуть свечу, задуть печь; мой папка, папка для бумаг; точить косу, красивая коса; закусили перед обедом, закусили удила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...