Анализ работы творческой группы "Учусь говорить по-русски"
материал по русскому языку по теме
В нашей школе не первый год функционирует творческая группа учителей, работа которых направлена на адаптацию обучающихся, прибывших из стран ближнего и дальнего зарубежбья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_tv._gr.govoryu_po-russki_2012-2013.docx | 23.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ работы творческой группы
«Учусь говорить по-русски» за 2012-2013 учебный год
Основной деятельностью творческой группы по организации работы с учащимися, слабо и плохо говорящими по – русски, является стратегия сохранения и упрочения сбалансированного русско-национального двуязычия, при котором обеспечивается знание русского языка как государственного. В 2012-2013 учебном году творческая группа в составе 5 человек под председательством Бойченко Н.В. продолжила работу по организации обучения детей, вновь прибывших из стран ближнего и дальнего зарубежья, слабо и плохо владеющих русским языком, учитывая изменившуюся социальную ситуацию и накопленный опыт работы, опираясь на разработанную «Программу организации обучения детей, слабо и плохо говорящих по-русски», принятую Методическим Советом школы (протокол №5 от 05.10 2005г), в которой основной формой работы с данной категорией учащихся признана работа по организации дифференцированного, индивидуального обучения на уроках, а также оказание консультативной помощи во внеурочное и каникулярное время. Основным направлением работы данной группы было выявление всего спектра проблем, возникающих перед учителями, работающими с детьми, плохо и слабо владеющими русским языком.
Согласно плану работы творческой группы, в первом полугодии был проведен мониторинг вновь прибывших, который показал уровень владения русским языком. Было отмечено, что многие дети не могут изъясняться по-русски, оформлять свою речь устно и письменно, отвечать на вопросы учителей. Выявлены учащиеся с нулевым уровнем владения русским языком. Часть детей, принятых в МБОУ СОШ № 105 в классы 1- й и 2-й ступени обучения отличались слабым уровнем владения русским языком.
№ | Кл | ФИ | Уровень говорения | Уровень чтения | Уровень адаптации в классе. | |||||
Хор | Уд | Нул | Хор | Уд. | Нул | Хор | Уд. | |||
1 | 2 «В» | Икрамжонова Диебароки | + | + | + | |||||
2 | 2 «В» | Турдикулов Миржалал | + | + | + | |||||
3 | 2 «В» | Оруджова Лала | + | + | + | |||||
4 | 2 «Б» | Акботоева Айдана | + | + | + | |||||
5 | 2 «Б» | Гуламов Илкин | + | + | + | |||||
6 | 3 «В» | Исматова Мадина | + | + | + | |||||
7 | 3 «В» | Исаев Орхан | + | + | + | |||||
8 | 3 «В» | Тараева Айтурган | + | + | + | |||||
9 | 4 «В» | Абдолиев Алишер | + | + | + | |||||
10 | 4 «В» | Турдикулова Лайло | + | + | + | |||||
11 | 5 «А» | Назарали Улжан | + | + | + | |||||
12 | 5 «А» | Мамадиев Акбар | + | + | + | |||||
13 | 5 «А» | Рахимжонова Мадина | + | + | + | |||||
14 | 5 «Б» | Абдалиев Абуббакир | + | + | + | |||||
15 | 5 «В» | Хамидов Алишер | + | + | + | |||||
16 | 7 «А» | Назарали Мырзайым | + | + | + | |||||
17 | 8 «Б» | Мухтаров Алишер | + | + | + | |||||
18 | 8 «Б» | Нусрадинова Гуля | + | + | + | |||||
19 | 8 «Б» | Мамадиева Махин | + | + | + | |||||
15% | 52% | 32% | 21% | 58% | 21% | 58% | 42% |
Большая часть вновь прибывших детей имеет удовлетворительный уровень владения русским языком (52%), а 32% обучающихся владеют на нулевом уровне. В основном это дети из начальной школы. Уровень чтения на русском языке высок, но не многие после прочтения текста могут пересказать его, определить точно тему. Уровень адаптации обучающихся зависит от многих факторов: присутствие родственников, приятелей в классе или школе, доброжелательный микросоциум в классе, сформированный учителем. Уровень адаптации был проанализирован в конце сентября: комфортное пребывание отмечено у 58% вновь прибывших обучающихся (к концу учебного года он достиг 91%).
В течение учебного года учителя начальных классов проводили дополнительные занятия по русскому языку для детей слабо и плохо говорящих по-русски в качестве внеурочных консультаций. Учащихся обучали связно выражать свои мысли, составлять словосочетания и предложения, вести диалог на заданную тему, отрабатывались навыки грамотного письма. Результатом этих занятий явилось, что у большинства обучающихся уменьшилось количество ошибок при произнесении и написании слов с парными согласными в корне, дети научились различать род, число имён существительных и допускают меньше ошибок в написании родовых окончаниях существительных и прилагательных. Все учащиеся научились выражать связно свои мысли, устно составлять короткие рассказы. Занятий, проводимые учителями начальной школы, создают оптимальные условия для начала изучения русского языка детьми нерусской национальности, закладывание основ языковой и коммуникативной компетенции в период начального обучения.
Не первый год в школе проводится внеклассная работа, которая действенно помогает настоящему изучению русского языка в начальной школе. Кружковая работа учителя Волковой И.А.- мощное средство формирования интереса нерусский детей к русскому языку как учебному предмету и эффективная форма расширения и углубления знаний, приобретаемых на уроках. Еженедельно проводились занятия кружка «Мы говорим по-русски», который посещают учащиеся начальной школы, плохо и слабо владеющие русским языком.
Кружковая работа проводится в тесной взаимосвязи с уроками русского языка, строится на общедидактических принципах обучения: научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, доступности, связи теории с практикой, прочности знаний, наглядности, индивидуального подхода к учащимся, а также на основе принципа коммуникативности - основополагающего принципа обучения русскому языку нерусских учащихся слабо говорящих по-русски. В занимательной форме учащиеся получают знания об истории происхождения и написания слов, употребление этих слов в современной речи. Такие занятия проходят в непринужденной, доброжелательной обстановке, что позволяет развивать у учащихся коммуникативные качества и, одновременно, углубляют знания по русскому языку, полученные во время уроков.
Анализ владения русским языком вновь поступивших учащиеся слабо и плохо говорящих по-русски во 2-й ступени показал, что все обучающиеся преодолели языковой барьер в полной мере, но у некоторых еще слабо развита языковая компетенция. Обучающиеся активно общаются на русском языке со сверстниками, умеют писать по-русски, на уроках активно отвечают на поставленные вопросы. Затруднения у этих учащихся вызывает написание изложений и сочинений. В связи с этим учителя русского языка и литературы проводили дополнительно для этих учащихся уроки-консультации по написанию творческих работ.
Нужно отметить, что внеклассные мероприятия активно влияют на психологическую адаптацию учащихся. Поэтому все данной группы были привлечены к КТД, к активному участию в классных и школьных мероприятиях. У обучающихся наблюдалась динамика в устной речи, а затем и в письменной. К концу учебного года сравнительно редко допускались детьми ошибки в предложно – падежной форме слова, что наблюдалось в начале учебного года.
Учителя – предметники, получившие рекомендации во время заседаний творческой группы организовывали работу на уроке с использованием диалога, парного обмена информации о прочитанном, что способствовало преодолению языкового барьера, т.к. ошибки речи отвечающего учащиеся отмечались учениками.
Методические рекомендации.
- Председателю творческой группы Бойченко Н.В.:
1.1 рекомендовать учителям 1- ой ступени обучения ознакомиться с опытом обучения детей слабо говорящих по-русски у учителя Волковой И.А;
- Учителям русского языка и литературы:
2.1 развивать устную и письменную речь слабо говорящих по-русски, основываясь на рекомендациях членов творческой группы: давать индивидуальные задания для пересказа небольших отрывков из текста, научить компрессии текста;
2.2 вновь прибывшим учителям объяснить проблемы восприятия русского языка данной категории детей, провести мастер-классы, консультации;
2.3 систематически работать над лексическим значением слов, трудными словами, составлять словообразовательное гнездо;
2.4 проводить работу со словарями, рекомендовать учащимся вести словарики трудных слов в написании.
- Учителям-предметникам:
3.1. проводить дополнительные уроки-консультации для плохо говорящих по-русски;
3.2 контролировать ответы учащихся, исправлять ошибки в речи, если они допускаются.
- Классным руководителям:
4.1 вовлекать учащихся данной категории в общественную жизнь класса и школы;
4.2. обращать внимание на общение в классе с данными детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы творческой лаборатории «Поиск» МОУ «СОШ№7»
В работе проводится анализ творческой лаборатории "ПОИСК" в которую входят творческие учителя и ученики....
Творческая презентация учебно - исследовательской работы студентов "Говорим по - русски".
Данная презентация была представлена в числе других материалов на 3 этап конкурса "Преподаватель года", проходившего в ОГБОУ СПО "РМСК", номинация "Учебно -исследовательская работа с...
Анализ работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы
Анализ методической работы в течение учебного года...
Анализ работы творческого объединения «Искра» 2016 – 2017 уч. год
Анализ работы творческого объединения «Искра" 2016 – 2017 уч. год...
Анализ работы с книгой на уроках русского языка и литературы для развития познавательного интереса учащихся.
В статье прописаны основные методы работы; анализ форм контроля для выявления творческих способностей учащихся....
Анализ работы творческого объединения «Lego-конструирование» за 2021-2022 учебный год
Цель программы «Lego-конструирование» направлена на формирование творческих способностей, через обучение основами конструирования и моделирования из конструктора....
Анализ работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы Киреевского района за 2021-2022 учебный год
Анализ работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы Киреевского района за 2021-2022 учебный год...