Урок по теме "Родственные слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Садыкова Бахытгуль Газизкызы

Урок по русскому языку в 5 классе (национальной школы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rodstvennye_slova.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Класс:

5 (казахский класс)

Тема урока:

Родственные  слова

Цель:

научить обучающихся правильно определять корень в словах, подбирать родственные слова

Задачи:

совершенствовать   умение выделять корень в слове;

развивать умение находить в тексте однокоренные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями; воспитывать чувство ответственности за свою работу, чувство взаимовыручки; развивать речь, орфографическую зоркость, внимание

Результаты обучения:

научить выделять корень в словах, подбирать родственные слова

Основные идеи:

«Цветок самооценки»

Методы:

объяснительно-иллюстративные, словесные, практические, наглядные, частично-поисковые.


                Содержание урока

Этапы

урока

Форма организации урока



  Действие  учителя

Действие ученика

Орг.

момент

Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы

Итак, друзья! Внимание!

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок.

Скажите, а с  каким настроением вы начинаете урок? Свое  настроение я предлагаю каждому из вас выразить, раскрасив лепесток № 1  у цветка, который лежит перед вами  на столе.

(Красный  цвет - настроение отличное, желтый - хорошее, синий - так себе. )

Раскрашивают лепесток цветка.


Настраиваются на работу,  отвечают домашнее задание


Постанов

ка темы и целей урока

Прослушайте стихотворение и назовите слова, которые сходны по основному смыслу и по “внешнему виду”:    звукам и буквам.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово, слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада,

Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод,

С ним садовник идёт.

Очень интересно

Гулять в саду словесном!

 

Выразительное чтение

ученика  в классе



      Ученики  находят слова,

пишут в тетрадях,  выясняют, что все слова объединяют  общий смысл и общая часть

 ( -сад-) 


     

Осмысление

– Ребята, у слов есть самая главная, самая важная часть – корень, который несёт самый главный смысл. Корень несёт смысл не одного слова, а многих, и все эти слова с одним корнем называются однокоренными, родственными. Обратите внимание, как обозначается корень.



Реализация


















Закрепление



Работа в группах











Самостоятель-

ная работа


















Работа в парах

 

Так, сегодня на занятии мы с вами будем определять корень в словах, и подбирать к ним однокоренные слова.


1.Подобрать однокоренные слова к данным словам   цвет, лес, дом, вода.

- А теперь пришло время раскрасить следующий лепесток (№ 2). Если во время

этой работы  вы работали активно – лепесток красный; хорошо, но могли бы и лучше – желтый; тихонько просидели – синий.

2.  Из данных слов списать только однокоренные слова.

               Слова:  гора, горный, горка, горевать.

3. Прочитайте. Спишите.

Летят перелетные птицы

прошедшее лето искать,

летят они в дальние страны,

а я не хочу улетать.        


Являются ли все выделенные слова однокоренными? Докажите. Обозначьте в них корень.  Дополните своими родственными словами.

Раскрасить лепесток № 3:

красный – с заданием справился самостоятельно, правильно;

желтый – с заданием справился, есть 1 ошибка;

синий – с заданием  не справился.


Записать предложения одним словом, выделить корень.

        1. Ягоды, сваренные в сахарном сиропе.

        2. Мастер по приготовлению пищи.

        3. Посуда для  приготовления  пищи на пару.

        4. Маленький  вареный пирожок.


Раскрашиваем лепесток № 4


Учащиеся подбирают

родственные слова к данным словам, с каждой группы защищает один ученик


Работа в группах

Игра  «Какие корни “убежали” из слов?»

Определите, какой корень “убежал” из каждого столбика слов, и верните его на место, нарисовав на месте пропуска одну картинку-пиктограмму. Поставьте в таблицу под номером столбика слов с пропущенным корнем номер выбранной вами картинки. Дети работают в группах

Раскрашиваем лепесток № 5

Подведение итогов урока

Верно ли что…

  1. Слова гусь, гусеница, гусенок являются родственными, т.к. имеют общую часть?
  2. Корень – общая часть родственных слов?
  3. Чтобы найти корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них общую часть?

 Согласие или несогласие с утверждением  дети показывают сигнальными карточками: красный – нет, зеленый – да

Рефлексия

      -Все ли мы хорошо усвоили? Над чем еще нужно поработать?

    - Какие задания вам понравились больше всего?

     - Ну что, ребята, отметьте свое настроение в конце урока, раскрасьте серединку вашего цветка. Оправдались ли ваши предположения, каким будет наш урок?

Оценивание

Домашнее задание

Составить 5 групп родственных слов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Слова бывают разные..." 7 класс

Этот урок я давала в рамках муниципального конкурса "Учитель года". Урок из раздела "Лексика". Предложила ребятам осмыслить понятие "слово", убедила их с том, что слова бывают разные. Самыми нужными о...

Урок русского языка "Слова бывают разные..." 7 класс

Этот урок я давала в рамках муниципального конкурса "Учитель года". Урок из раздела "Лексика". Предложила ребятам осмыслить понятие "слово", убедила их с том, что слова бывают разные. Самыми нужными о...

Конспект открытого урока по теме: Слово-предмет и слово-действии (обобщающий урок) в 1 классе.

Конспект открытого урока в 1 классе.Тема: Слово-предмет и слово-действие (обобщающее занятие).Цель: Дифференциация слов-предметов и слов-действий....

Урок - исследование трудных слов.(Технологическая карта урока русского языка).

Технологическая карта урока разработана в соответствии с основными требованиями ФГОС ООО. Урок - исследование трудных по теме"Множественное число имён существительных"....

Конспект урока русского языка "Слова среди слов"

Данный урок целесообразно проводить при повторении  раздела "Лексика". Разные методы и формы работы будут интересны как сильному, так и слабому ученику. Можно проводить урок на элективных курсах ...

Конспект урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС. Тема урока: Лексическое значение слова

Тип урока: открытие нового знанияЦели урока: - сформировать представление о способах определения лексического значения слова...