КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ по русскому языку для 9 класса
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Кремнева Татьяна Ивановна

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ по русскому языку для 9 класса

Составила Кремнева Татьяна Ивановна

учитель   русского языка и литературы

МБОУ Средне-Лопатинской основной общеобразовательной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kimyhhh.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Составила Кремнева Татьяна Ивановна

учитель   русского языка и литературы

МБОУ Средне-Лопатинской основной общеобразовательной школы

Русский язык 9 класс

Контрольная  работа №1.

Изложение.

                Много есть озёр на свете – больших и малых, глубоких и мелких, суровых и живописных, но ни одно из них не может сравниться с Байкалом, и нет другого такого  водоёма в мире, который мог бы соперничать с ним столь широкой известностью и громкой славой. И ни о каком другом озере не сложено так много легенд и сказаний, песен и стихов, поэм и рассказов. В них звучит не только большая любовь и почитание, но ещё и нечто такое, что внушает уважение, подчёркивает величие, присущее только Байкалу и резко выделяющее его из всех озёр земного шара.

             О Байкале есть и древняя легенда, которую знает в тех краях и стар и млад.

             Будто в давние времена там, где нынче плещутся воды Байкала и начинает свой бег стремительная река Ангара, жил суровый богатырь по имени Байкал с дочерью Ангарой, краше которой не было на свете.

             Было у Байкала 336 сыновей. В чёрном теле держал их старик. День и ночь заставлял без устали трудиться. И сыновья работали не покладая рук. Они топили снега и ледники и гнали  хрустальную воду из  гор в огромную котловину.

            То, что они добывали тяжким трудом, проматывала сестра Ангара. Она растрачивала собранные богатства на наряды и разные прихоти.

             Однажды прослышала Ангара от странствующих певцов о жившем за горами юном богатыре  Енисее, о его красоте и силе и полюбила его. Но суровый старик прочил ей иную судьбу, решив выдать замуж за старого богатого Иркута. Ещё строже стал он стеречь дочь, спрятал её в хрустальный дворец на дне подводного царства. Безутешно тосковала Ангара, плакала в подводной темнице, просила богов помочь.

             Сжалились боги над пленницей, приказали ручьям и рекам размыть стены хрустального дворца, освободить  Ангару. Вырвалась девушка на волю и бросилась бежать по узкому проходу в скалах.

              Проснулся  от шума Байкал, рассердился, бросился в погоню. Но где ему, старому, угнаться за молодой дочкой. Всё дальше убегала Ангара от разъярённого отца. Тогда старик схватил каменную глыбу и метнул в беглянку, но не попал. Так и осталась  с тех пор лежать эта глыба в месте выхода реки из озера, и зовут её люди Шаманским Камнем.  

              Разбушевавшийся старик всё кидал и кидал вслед беглянке обломки скал. Но чайки кричали каждый раз: « Обернись, Ангара, обернись!» И  девушка ловко уклонялась от смертоносных отцовских посланцев.

             Прибежала Ангара к Енисею, обняла его, и потекли они вместе к Студёному морю.

            Легенда переплетается с былью. 336 сыновей Байкала – это притоки озера, большие и малые реки, собирающие свои воды с территории более 550 тысяч квадратных километров, что примерно равно площади Франции.

            Вытекает же из озера река Ангара – могучая, полноводная артерия, неустанно обновляющая озёрные воды. Ширина потока около километра. Это про неё  говорят буряты: « Разоряет дочка старика Байкала!»

  ( 432 слова)                                                 ( По А. П. Муранову. Голубые  очи планеты)    

   Задание:  1. Озаглавьте текст и перескажите его сжато.

                    2.  Известны ли вам легенды о городах, реках, озёрах и т. д.?

                         Расскажите одну из них.

Русский язык 9 класс

Контрольная работа №2.

Диктант с грамматическим заданием.

Звон бубенцов.

   Поздняя осень- пора глухая. Дни коротки и тусклы, а ноябрьские ночи, как говорится в пословице,  до снега темны. Владимир Даль, который щедр на пословицы, характеризующие каждое время года, тут ограничился одной- единственной. Уж так печально вокруг, и говорить не хочется. Пусты поля, обнажены леса, и природа отошла ко сну.

   Но ноябрьские ночи темны лишь до первого снега. И когда настанет то первое белое утро, с белыми крышами домов, с убелёнными ветвями деревьев, то сразу светлеет душа. Это ещё не зима с её холодною красою, но уже и не осень с её необъятной печалью.

   И каждый раз в это белое утро слышу я отдалённый звон бубенцов. Откуда он?  Не знаю, но думаю, что из далёкой старины. В те времена первый обильный снегопад открывал в городах зимние гулянья на санях.

                                                                                                                        (130 слов).

Грамматическое задание.

  1. Сделать синтаксический разбор любого ССП.
  2. Найдите в тексте слова, интересные для фонетического и морфемного  разбора, и произвести эти разборы.
  3. Найдите вводное предложение. Подчеркните его волнистой линией.
  4. Найдите в тексте односоставные предложения и определите их тип.
  5. Объясните графически знаки препинания в 1-ом и 5-ом предложениях.

Русский язык 9 класс

Контрольная работа №3.

Изложение.

Мой друг.  ( Упр.277, стр.185)

    Познакомились мы  на рыбалке, понравились друг другу и стали  встречаться примерно раз в неделю.

     Это был редчайшей душевной тонкости человек. Его коллеги говорили, что он первоклассный биолог, гордость института.

    Друзья считали его необыкновенно доверчивым человеком. Я тоже видел это и никак не мог понять до конца. Что это?  Львиная храбрость духа, который не боится ударов жизни и не выставляет никаких сторожевых постов? Обаяние натуры щедрой,  доброй, никогда  не стремящейся выскочить вперёд и отцапать побольше от жизни и поэтому не наживающей себе врагов? Думаю, и то и это.

    Вариант лжи и зла просто никогда не приходил ему в голову. Разумеется, бывали люди, которые его обманывали или подводили с низкими, корыстными целями. К таким людям он испытывал потом хроническое отвращение. Он им не мстил, но прощения им не было во веки веков. Это была какая-то музыкальная злопамятность.

     Однажды в компании речь зашла об одном известном в городе человеке,  который почти насильно запихнул свою мать в дом престарелых.

     « А что вы удивляетесь?- сказал мой друг. Я с ним учился в школе. Этот негодяй в седьмом классе бросил кошку с третьего этажа».

       Приходя ко мне домой, он обычно рассказывал забавные истории о самом себе, своих коллегах-чудаках, о должниках – а одалживал он на право и налево. Особенно много рассказывал он о своём профсоюзном боссе.

     Однажды мой друг сидел в заполненном автобусе, и шофёр уже закрыл дверь, когда он заметил в толпе осаждающих автобус профсоюзного босса. Тот, потрясая высоко поднятым портфелем, давал знать шофёру, что важность содержимого требует немедленной доставки портфеля совместно с его владельцем.

     Шофёр некоторое время держался, а потом его сердце дрогнуло, и он открыл дверь,  куда хлынули люди.

     Как только профсоюзный босс очутился в автобусе, он немедленно стал ругать шофёра за то, что тот впускает людей в переполненный транспорт. « Классический  пример  разорванности сознания», -хохоча заключил он свой рассказ.

     Но больше всего я любил наши разговоры с ним после рыбалки. Мы говорили с ним о Средиземноморье, о золотом сне Новгорода, о влиянии мутагенных веществ на наследственные процессы, об искусстве 20 века, о сочинениях Платона, об  интуиции Столыпина.

     Как же я любил его в эти часы! «Нет, - думал я, - не может сгинуть страна, в которой есть такие люди!»

Русский язык 9 класс

Контрольная работа № 4.

Изложение.

Рождение музыки.

   Жизнь была уже  полна звуков. Над горными склонами  Фракии гулко разносилось ржание коней, ещё не знавших узды. Из зарослей выбегал чёрный ощетинившийся вепрь и, суетливо хрюкая, звал за собой кабаниху и дюжину полосатых поросят. Медведь под дуплом дуба ревел, отбиваясь лапой от гудящего роя пчёл. Густо населённые зверьём, птицами и насекомыми леса клокотали от нестройного хора голосов. Человек жил тут же рядом, внушая к себе уважение и вызывая страх. Однако его голос не выделялся из разноголосицы природы, частью которой он себя считал.

   Но однажды - как рассказывает предание- на поляну вступил юноша. В  руках его не было ни камня, ни палки, без которых тогда не осмеливался покинуть пещеру или землянку ни один человек. Кажется, юноша никого не боялся. Он расположился на камне и снял с плеча предмет, не знакомый обитателям леса. Его можно было принять за лук, со свистом выпускающий жалящие и пронизывающие насквозь стрелы. Но на луке была одна тетива, а здесь семь, и укреплены они так, что для стрелы нет упора. Юноша ударил пальцами  по натянутым нитям своего странного лука и исторг звуки, каких никогда не слышал ни один зверь и ни один человек. Они напоминали что-то давно забытое или потерянное, что-то разлитое в самой природе, но ещё никем не извлечённое. Словно бы пчёлы  вместо того, чтобы собирать сладость цветов, решили нанизывать всё лучшее, что содержал мир звуков, и юноша услышал это и воспроизвёл.  И хотя это не напоминало знакомые голоса или шумы природы, но будило какой-то странный отзвук и властно тянуло к себе, заставляя презреть выработанные веками осторожность, страх и вражду.

   Уйдя с головой в божественные звуки, юноша не замечал ничего вокруг. Он выливал из себя всё, что его переполнило, не заботясь о слушателях. А их  с каждым мгновением прибывало всё больше и больше. Царственно прошагал лев и лёг, склонив огромную голову на скрещенные лапы. Рядом с ним замер пугливый олень, закинув ветвистые рога. Тут же пристроился заяц. Деревья привстали и, казались, вот-вот шагнут навстречу певцу.

    Музыканта звали Орфей. Он не мог похвастаться знатностью своего рода. Другие герои считали своими отцами Зевса  или Аполлона, матерью- Афродиту. Отцом Орфея был затерявшийся во фракийских дебрях горный поток Загр, а матерью - муза Каллиопа( Прекрасноголосая). Не совершал он подвигов подобных тем, которые прославили  Персея или Геракла. Но деяния его беспримерны, так же как беспримерна его слава.

  ( 375 слов)                                                 ( А. И. Немировский. Мифы Древней Эллады)                  

   

Перескажите текст  сжато.

Ответьте на вопрос: «Какую роль играет музыка в вашей жизни?»

                                                   Русский язык 9 класс

Контрольная работа № 5.

Изложение.

Тургеневский  дуб.

    В Спасское-Лутовиново я приехал во второй половине ноября. Мемориальный музей был уже закрыт, в парке стало совершенно безлюдно и тихо. Даже мои шаги бесшумны: под снежком – ещё не примятая трава.

   Вот здесь, значит, и жил Тургенев… Вот здесь…

   Уцелели флигель, погреб, конюшня, сбруйная и каретный сарай, богадельня, мавзолей Лутовинова, церковь, правда, без колокольни… Уцелело много старых деревьев в парке. Уцелел и дуб Тургенева. Мне приятно снять с полки первое издание писем Ивана Сергеевича и процитировать отрывок из его письма Я. П. Полонскому от 30 мая 1882 года : «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему  молодому дубу – родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, не увижу».

   Хватает за сердце от этих слов, полных любви и грусти, от этого обращения к дубу, так естественно ставшему образом далёкой родины. Много раз я замечал: человеку для выражения любви к самому великому и необъятному нужна всего лишь точка приложения его чувств. Что – то небольшое, вещественное, очень простое.

     Через год Тургенева не станет, не раз в письмах своих он говорит о том, что никогда уже больше не увидеть ему Спасского и, стало быть, своего молодого дуба.

     По мнению специалистов, возраст дерева 150 – 160 лет. Для посадки Ванюша Тургенев взял саженец – дичок лет десяти, быть может, своего одногодка. Под мощной кроной дуба, вымахавшего к небу и во все стороны света, и любил сидеть Иван Сергеевич. Молчаливый друг Тургенева не раз был при смерти, и только искусство многих специалистов спасло ему жизнь.

     Тревогу забили в 1951 году.

    «С северо – восточной стороны в основании ствола, - сказано в документе, - был сильный ушиб… Вследствие этого «мокла кора»… Дерево плачем просило о помощи».

    «Плачем…», «просило…». Уж не одушевлённое ли существо этот дуб?

     Для осмотра заболевшего дерева приехал профессор К. С. Семёнов. Он нашёл, что почва под дубом уплотнена и осела, корни обнажились…Тысячи экскурсантов сочли непременным своим долгом постоять под дубом Тургенева – и вот результат.

   Дуб сейчас достигает 28 – 30 метров высоты. Окружность ствола пять метров. При такой любви к нему и внимании он ещё долго простоит, безмолвный друг великого человека, воскрешая в памяти страницы его неспокойной жизни.

    Из – за облаков иногда выглядывало солнце и грело неожиданно сильно для ноября, под снежком – густая мягкая трава.

     Никого… Тишина… Первозданная свежесть и покой…Чистый снежок на вечно живом дубе, осенённом величием человека.

       Жизнь и творчество Тургенева изучали и будут тщательно изучать, и любители прямых линий в биографии классика не раз споткнутся, вынужденные объяснить те или иные факты его жизни. Но человек, который посадил дерево, вырастил его и видел в нём символ родины, всем понятен без объяснений.

    ( 406 слов)                                                        ( По С. П.Антонову. Тургеневский дуб.)

  1. Перескажите текст подробно.  Ответьте на вопрос: «Как вы думаете, что самое важное в данном тексте?»
  2. Перескажите текст сжато. Ответьте на вопрос: « Что для вас является образом Родины?»

Русский язык 9 класс

Контрольная  работа №6.

Диктант по теме « Сложноподчинённое  предложение».

                     

     Сознательно читать я научился, когда мне было лет четырнадцать. Жилось мне в ту  пору трудно. Работал я много, почти до отупения, будни и праздники были одинаково загромождены мелким, безрезультатным трудом.

     Я был совершенно потрясён, когда увидел в каком-то журнале портрет знаменитого Фарадея, прочитал непонятную мне статью о нём и узнал из неё, что Фарадей был простым рабочим. Это крепко ударило меня в мозг, показалось мне сказкой.

    Точно какие-то дивные птицы сказок, книги пели о том, как многообразна и богата жизнь, как дерзок человек в своём стремлении к добру и красоте. И чем дальше, тем более здоровым и бодрым духом наполнялось сердце. Я стал спокойнее, увереннее в себе, более толково работал и обращал меньше внимания на бесчисленные обиды жизни.

     …Книги указывали мне моё место в жизни.  Всё  более расширяя передо мной пределы мира, книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много сделал он на земле.

                                                                                                                             (152 слова)

                                                         Грамматическое задание.

1.    Сделать синтаксический разбор любого СПП.

2.    Разобрать слово по составу: 1-й вариант – сознательно

                                                        2-й вариант -  расширяя

3.     Назовите часть речи, к которой принадлежит слово:

                                                         1-й вариант -   загромождены

                                                         2-й вариант -  прекрасен  

4.    Укажите орфограмму в слове: 1-й вариант – безрезультатным

                                                            2-й вариант – бесчисленные

 Фарадей  (1791-1867) – английский физик, химик; основоположник учения об электронно-магнитном поле. Профессор Королевского института.

                                                         Русский язык 9 класс

Контрольная  работа № 7.

Диктант по теме «Обобщение изученного по

сложноподчинённому предложению».

      В Журавлихе  есть молодая посадка. Рядами стоят одна к одной сосенки. Я помню, когда они были мне до колен, а теперь переросли меня.

      Однажды, в начале лета, когда все ждут появления первых, самых ранних грибов, прошёл слушок, что кое-где видели маслят. Я вспомнил про молодые сосенки и подумал, что если где-нибудь и показались маслята, то, наверное, там. Мы с женой взяли большой полутораведёрный кузовок и отправились на разведку.

      Издалека увидели мы под сосенками в траве что-то жёлтое ,словно насорено ярких осенних листьев. Но откуда взяться осенним листьям в начале июня? Пожалуй, это не листья, а грибы.

      И точно – кругом огибая сосенку, словно взявшись за руки и водя хоровод вокруг неё, кружились маслята. Тот гриб наклонился на одну сторону, тот на другую, те низко присели, те, напротив, привскочили на цыпочки.

      Я в своей жизни не видел такого обилия маслят. Нашу полутораведёрную корзину мы наполнили  моментально, не обойдя и пяти сосенок. Нам выпал тот самый день, который выпадает один раз и про который вспоминают потом, сколько бы лет ни прошло.

                      ( 168 слов)                                                           ( В. А. Солоухин )

                                                           Русский язык 9 класс

Контрольная работа № 8.

Диктант по теме « Бессоюзное сложное предложение».

Медвежий характер.

     Про волка всякий охотник скажет: свирепый и злой зверь. А вот про медведя спросишь охотников – мнутся, в затылках чешут.

     Сам я медведя на воле не встречал: случай не представился. А очень хотелось.

     Случай – душа охоты. Пробирался я раз по горному склону, поросшему редкими пихтами и берёзками. И вижу – медведь! Близко медведь: в бинокль видно – как шевелятся от дыхания травинки у медвежьего носа.

     …Вдруг зверь дрогнул и зашарил носом по земле. Что- то унюхал! Мне, конечно, сверху не видно, но догадываюсь: жучок прохожий защекотал медведя по носу. Жучишка удирает, а медведь башку склонил набок и одним глазом на него смотрит. Отползёт жучишка – медведь его носом назад, чтобы видней.

     Прижал медведь носом жука да как фыркнет! Пыль вверх, а жук так и отлетел! Не найдёт медведь жука. Камни ворочает, топчется на одном месте и ревёт глухо, будто гром вдали.

     …Если кто спросит, какой же у медведя нрав, я, как и другие охотники, буду чесать в затылке. Кто его разберёт! Но одно бесспорно : интересный зверь.

                                                                                                      ( 164 слова)                                        

 «И вижу – медведь!» – возможна постановка двоеточия.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 6 класс.

Предлагаемый материал поможет сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части. охватывает все разделы курса русского языка, является эффективным средство...

Дидактический материал, Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 7 класс.

Предлагаемые материалы поомогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средст...

Дидактические материалы. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 8 класс.

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...

Дидактический материал, Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 9 класс.

Предлагаемые материалыпомогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффектным средством ...

Дидактический материал. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку.10 класс.

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...

Дидактический материал, Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 11 класс.

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового маиериала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 5 класс

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 5 класса ориентированы на учащихся, которые занимаются по УМК по русскому языку под ред. М.М.Разумовской, но могут быть использованы для ...