КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ по русскому языку для 8 класса
рабочая программа по русскому языку (8 класс) по теме

Кремнева Татьяна Ивановна

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Составила Кремнева Татьяна Ивановна

учитель   русского языка и литературы

МБОУ Средне-Лопатинской основной общеобразовательной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 010_kimynnn.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Составила Кремнева Татьяна Ивановна

учитель   русского языка и литературы

МБОУ Средне-Лопатинской основной общеобразовательной школы

 

Русский язык . 8 класс.

 

                                                     Контрольная работа №1

                                                     по теме «Повторение».

                                                               Диктант.

 

   Полуденное  солнце стояло над головой, густо пахло смолой, и где-то высоко над не оттаявшей ещё землёй звенел, заливался, захлёбываясь в собственной своей немудрёной песенке, жаворонок.

   Полный ощущения неопределённой  опасности, Алексей оглядел лесосеку. Вырубка была свежая, незапущенная, хвоя на неразделанных деревьях не успела ещё повять и пожелтеть… Лесорубы могут вот-вот прийти.

    Алексей по-звериному  чувствовал, что кто-то внимательно и неотрывно следит  за ним.

    Треснула ветка. Он оглянулся и увидел, что несколько ветвей жили какой-то особой жизнью не в такт общему движению. И почудилось Алексею, что оттуда доносился взволнованный человеческий шёпот.

       «Что это? Зверь, человек?»- подумал Алексей, и ему показалось, что кто-то говорит по-русски. От этого он почувствовал сумасшедшую радость… Совершенно  не задумываясь, кто там – друг или враг, Алексей издал торжествующий вопль, всем телом рванулся вперёд и тут же со стоном упал как подрубленный…

                                                                               ( По Б. Полевому.)  (134 слова.)

                   Контрольная  работа  №2  по  теме «Развитие  речи».

                                                 Изложение.

                                          Как я покупал собаку.

    Я попросил своих товарищей  присмотреть где-нибудь для меня взрослого, солидного пса, который бы всё понимал и умел вести себя дома и на охоте. Мне позвонили и сказали, что есть такая собака в городе Орехово-Зуеве. Хозяин продавал её не от нужды, а от обиды: поблизости Орехова пропали тетерева и куропатки и охотиться стало не на кого.

       Огромный сеттер понравился мне с первого взгляда. Навстречу мне он чуть приподнял свою умную, лобастую голову и по приказу хозяина шагнул вперёд, сурово и с достоинством.

     Хозяин коротко назначил цену, я не торговался, отсчитал деньги, взял ременной поводок  и сам пристегнул  его к собачьему ошейнику.

    К машине мы вышли вместе с хозяевами собаки.  Томка уселся на заднее сиденье. Когда машина тронулась с места, Томка вздрогнул и оглянулся. Вслед за Томкой я тоже посмотрел назад. Старый его хозяин всё стоял у ворот, жена  хозяина вытирала платком глаза.

     В квартиру пёс поднялся как будто спокойно. Дома Томка весь день лежал, положив морду на низкий подоконник. Когда стало трудно различать лица прохожих на улице, он встал, подошёл ко мне – я в это время сидел на диване – и неожиданно опустил мне на колени свою тяжёлую голову. По лёгкому, чуть заметному покачиванию собачьего тела, я понял, что Томка дремлет.

    Прошло двадцать минут, полчаса. Ноги мои затекли, становилось всё труднее сидеть, и наконец, я не выдержал. Я взял Томку за ошейник и легонько тряхнул. Пёс всхрапнул, доверчиво потянулся ко мне всем телом и только потом открыл глаза. И вдруг…в собачьих тёмных зрачках мелькнул ужас. Томка оскалил зубы и зарычал  злобно, непримиримо.

   На третий день нашей совместной жизни я понял, что мне не удастся приручить  Томку: он слишком сильно любил своего старого хозяина. Три дня пёс лежал в углу, у окна, без сна, не притрагиваясь к пище. Он тосковал и мучился, как человек. Я тоже мучился. Я уже успел полюбить Томку за верность.

  К концу третьего дня я дал телеграмму в Орехово-Зуево. Хозяин приехал за своей собакой тотчас же, с ночным поездом.

  Томка первым услышал его шаги на лестнице. Он ещё не верил, что это возвращается самый любимый его человек. Когда я открыл дверь и хозяин вошёл в комнату, Томка не бросился к нему. Он только завилял хвостом, лёг на бок и закрыл глаза.  Может быть, он опять боялся проснуться. Потом он повернулся и, как маленький щенок, опрокинулся на спину. По - собачьему это значило, наверное: «Видишь, я не могу жить без тебя. Это хорошо, что ты вернулся».

    В ту же ночь Томка уехал со своим хозяином – другом.

Томкин хозяин понял, что друзей не продают, а я – что друзей не покупают за деньги: дружбу и уважение надо заработать.

                                             Контрольная работа №3

                    по теме « Второстепенные члены предложения».

                                                          Диктант.

   ( Сказать те знаки препинания, с правилами,  постановки которых учащиеся не знакомы.)  

     Красив осенний парк. Метёт багряная метель по его дорожкам. Уходит вдаль аллея, вытканная опавшими листьями. Тих белоствольный строй берёз, на их тонких ветках немного листьев осталось, но каждый дрожит, переливается, сверкает.

     В стороне от аллеи – серебристые ели. Концы их лап уже поседели, всем своим видом они дают понять, что к зиме готовы.

     А кусты боярышника, как коробейники на ярмарке, развесили  напоказ весь свой товар – крупные красные ягоды.

    Но лучше всех понимают и чувствуют осень молодые клёны и дубы. Они, отливая золотом и бронзой,  расстилают под собой мягкие ковры и вместе с ветром украшают  своими  листьями  близкие  ели, словно примеряя им новогодний наряд.

    Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся голоса.

                                                                             

                                                                                       ( 112 слов).  

                             

                                             Контрольная работа № 4

                                           по теме « Развитие речи».

                                                      Изложение.

                                                 Сад на пепелище.

        Здесь, близ старинного городка Обояни, медовый яблочный аромат не просто витает в воздухе – он царственно господствует над всеми запахами позднего лета. Благоухание яблок плывёт над садами, которым, кажется, нет ни конца ни края,  свежим прибоем окатывает улицы и автотрассу, перерезавшую городок пополам. Даже удушливая бензиновая гарь бесконечного потока машин не в силах одолеть это нежное дыхание плодоносящих садов…

     Можете вы себе представить яблоневый сад размером в три тысячи гектаров? у меня, например, на это не хватило бы воображения. Такой сад надо увидеть воочию, чтобы испытать светлое, радостное потрясение перед его величием и мощью. Сад – гигант разбежался ровными шеренгами фруктовых посадок и лохматыми гривами лесополос во всю ширь всхолмлённой равнины. Той самой равнины, где пятьдесят лет назад гремела, жгла огнём, сотрясала землю и небо невиданная в истории танковая битва. Давно затянуло рваные раны земли, распаханы воронки от взрывов бомб и снарядов. На местах жестокого сражения встали строгие обелиски – дань памяти тем, кто сложил здесь голову, защищая Отчизну. Но, может быть, нет лучшего памятника погибшим, чем этот  необозримый яблоневый сад, отягощённый плодами. В его свежем, чистом благоухании навсегда и бесследно растворился смрад горящего железа и смерти.

       Весной над садами, облитыми бело – розовой пеной, в лесополосах и укромных рощицах, любовно сохранённых на неудобьях, гремят ликующие хоры знаменитых курских соловьёв. Есть ли реквием по усопшим солдатам более волнующий и прекрасный, чем гимн торжествующей жизни?

      Спасибо человеку, которому первому пришла в голову мысль насадить сады на этой горькой равнине! Спасибо людям, воплотившим этот великолепный замысел в жизнь…

                                                                         ( По В.Ткаченко)

                                             Контрольная работа № 5

                                             по теме « Развитие речи».

                                         Сочинение в жанре репортажа.

            Расскажите о своём крае (хуторе) как можно ярче, чтобы у читателя появилось желание их посетить. Например:

     Донской край. О красоте и бесконечности этого незабываемого края можно говорить часами. Ведь в этом месте есть много достопримечательностей, которыми восхищаются все без исключения. Каждый год сюда приезжают туристы насладиться красотой донского края воочию.

Людям, приехавшим к нам, сразу бросается в глаза могучая река Дон. Во все времена Дон являлся кормильцем народа. В народных песнях, сказаниях, пословицах Дон восхваляли и боготворили. Так же его называют Дон наш батюшка. Дон всегда славился своей рыбой и своими водами.

    Казачьи станицы. Они до сих пор хранят быт, обычаи донских казаков. В Вёшенской станице очень  много достопримечательностей. Например, есть там долгожитель дуб-великан, который достигает в своём диаметре трёх метров. Станица Вёшенская – родина нашего земляка, великого писателя Михаила Александровича Шолохова. Места, связанные с жизнью и деятельностью писателя на Дону, теперь входят в Мемориальный комплекс-музей. Каждый год сюда приезжают сотни туристов, чтобы посетить дом-музей писателя, его  усадьбу, могилу в саду.  Люди свято хранят  и чтят память о великом своём земляке.

     К краю, в котором родился и живёшь, привыкаешь как к своему дому. Всё в нём знакомо. Но бывают моменты, когда весь свой край видишь словно со стороны. И тогда замечаешь: как он изменился, как вырос, как похорошел!

                                           Контрольная работа № 6

                                           по теме «Развитие речи»

                                    Сочинение по картине А.П.Рябушкина

                                         «Московская девушка 17 века».

         На картине А.П.Рябушкина изображена московская девушка 17 века.

         На улице зима. Мороз. Ветер стих. Лицо девушки порозовело от мороза. Кругом лежат сугробы снега, лишь одна тропинка, по ней идёт девушка из церкви. Дальше постройки не видны, они слились со снегом. Рядом с тропинкой стоит постройка, крыша постройки покрыта снегом, и лишь серые стены этого здания виднеются из сугробов.

        Если посмотреть на эту девушку, то можно сказать, что она из знатного рода. На её голове высокий головной убор из дорогого меха, вместо пальто одета длинная, свободная накидка с прорезями для рук, по верху с воротником, отделанным дорогим мехом. Руки спрятаны в муфту. Муфта тоже из дорогого меха. Под накидкой одета теплая одежда с длинным рукавом и стоячим воротником, обшитым бисером. Рукава отделаны цветной тканью. Длинные волосы девушки заплетены в тугую красивую косу с алой лентой. Алая лента сливается с тоном накидки. Длинная накидка обшита дорогой тканью. На ногах девушки одеты тёплые сапожки на каблучках.

     Одежда девушки ярко выделяется на фоне белого снега. На картине девушка изображена быстро идущей, как куда-то спешит. Голова высоко поднята. Это говорит о высокомерии этой девушки.

       В первый момент картина кажется мрачной и скучной, но лишь стоит внимательно её рассмотреть, и можно увидеть, как гармонично смотрится девушка и окружающий её пейзаж.

                                                                          (   Разогреева Анна.)

                                                 

     На картине А.П.Рябушкина «Московская девушка 17 века» изображена молодая девушка лет девятнадцати. Картина производит очень хорошее впечатление, художник использует в ней интересную гамму красок. Создаётся впечатление, что мысленно мы переходим в те времена, далёкие и загадочные, и видим не картину, а явь.

    На втором плане картины видны деревянные строения, церковь, ограда. Всё это отражает быт того времени. Девушка, изображённая на картине,  молодая, незамужняя,  судя по её косе. Коса её русого цвета,  очень длинная, ниже пояса. Красные ленты, вплетённые в неё, развеваются на ветру. Создаётся впечатление, что на улице мороз и ветер. Наверное,  поэтому девушка спешит.

    На голове у неё высокая шапка из дорогого и красивого чёрного  меха, из этого же меха сделана и её муфта. Московская красавица держит в ней  руки, поэтому мы не можем их видеть. Лицо её бледное, щёки зарделись румянцем, брови чёрные. Глаза прищуренные. Губы сжаты. Голова гордо поднята вверх. Можно сделать вывод, что девушка принадлежит к знатному роду.

     По её одежде можно судить о том, что в те времена была очень интересная мода. На девушке надет красный длинный плащ без рукавов, отороченный мехом. Видно лишь сапожки на каблучках. Из-под плаща виднеется ворот рубахи, расшитый бисером, что придаёт всему костюму необычность и загадочность. Вместо рукавов у плаща разрез для рук. О рубахе можно судить по рукавам, которые видны из разрезов в плаще. Они также сшиты из дорогого цветного материала.

     Основной мыслью картины А.П.Рябушкина «Московская девушка 17 века» является передача духа времени 17 века,  быта и нравов русского народа. В картине мы находим свидетельства развития культуры и искусства в России. Московская девушка является олицетворением русского духа:  горделивого, самобытного и независимого.

                                                                                                                          ( Сидорова Катя  )

                                             Контрольная работа № 7

                          по теме « Однородные члены предложения».

                                                          Диктант.

          Николай Николаевич Дроздов – бессменный ведущий передачи «В мире животных», путешественник, издал книгу  «Полёт бумеранга», в которой делится впечатлениями об одном из самых дальних и длительных своих путешествий – по Австралии.

        Удивительная природа Австралии.  Разнообразие ландшафтов здесь велико. Заснеженные  альпийские луга, жаркие влажнотропические леса, коралловые подводные сады, выжженные солнцем каменистые пустыни, ярко – красные песчаные гряды, высокоствольные эвкалиптовые леса, засушливые акациевые редколесья,  заросли древовидных папоротников – всё это можно найти в районах обширного материка.

     Немало дней провёл автор среди дикой природы Австралии. Вёл наблюдения за жизнью птиц и пресмыкающихся,  разыскивал на лесных полянах пасущихся кенгуру, выслеживал в кронах эвкалиптов медлительных коала или пугливых сумчатых летяг, наблюдал неуклюжую ехидну, забрасывал в тихую речушку сети «на утконоса». Везде: в городах и на маленьких фермах, на улицах и в дальней дороге – было много встреч и бесед с самыми разными людьми.

     О многом: о городах и людях Австралии, её красочной и своеобразной природе, уникальных животных, населяющих материк – вы узнаете, если совершите путешествие  по страницам этой книги.

                                                                                                   ( 157 слов)

                                             Контрольная работа № 8

                                             по теме « Развитие речи».

                                                         Изложение.

                                      « Что значит быть воспитанным».

      Воспитанный человек…Если о вас скажут такое, считайте, что  удостоились высокой похвалы.

     Так что же такое воспитанность?

     Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным – значит быть внимательным к другому,  деликатным, тактичным, скромным.

     Мне представляется,  что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нём каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии  умными и очень нужными.

     Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, всё дело в мыслях и побуждениях. А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности.

                                                            ( По С. Гиацинтовой.)  (152 слова.)

     

                                             Контрольная работа № 9

                      по теме « Обращение и вводные конструкции».

                                                          Диктант.

     Поэзия – слово греческое, оно происходит  от  глагола  творю, создаю. Поэзия – это то, что создано, вернее, воссоздано  человеком, его мыслью, чувством, воображением.

     Древние греки, как известно, называли поэзией искусство человеческой речи вообще, имея в виду прозу и стихи, театральную декламацию и философский спор, судебную речь и поздравление другу.

     В настоящее время мы называем поэзией только стихотворное искусство, однако в нашем сознании живо представление о поэзии как о чём-то возвышенном, красивом, необычном. Разумеется, любить читать, писать стихи может лишь тот, кто обладает способностью входить в неосязаемый, невидимый мир (в отличие от кино и театра), неслышимый (в отличие от музыки), лишь воображаемый.

     Страдать, удивляться, радоваться, негодовать по поводу того, что лично тебя не касается, что, может быть, было с другими, может быть, не было. Конечно, поэтическое начало в человеке плохо уживается с эгоизмом, пошлостью, корыстолюбием. Оно либо победит и вытеснит зло, либо покинет вас незаметно, но навсегда. Недаром злые люди, как правило, не любят стихов.

                                                         ( По Е.Дрыжаковой.)   ( 153 слова.)

                                             Контрольная работа № 10

                              по теме « Обособленное определение».

                                                          Диктант.

     Пушкин любил определение быстрый  и не раз пользовался им, характеризуя отличительную особенность чьей-либо творческой манеры, таланта, ума. Этим же словом пользуется Пушкин и применительно к художнику: «Бери свой быстрый карандаш, рисуй, Орловский, ночь и сечу».

     Быстрый карандаш – образ, отвечающий собственной пушкинской манере, лёгкой, стремительной. Многочисленные зарисовки, постоянно сопутствующие процессу творчества, заполняли страницы рукописей поэта.

     Рисунки Пушкина возникали в минуты раздумий, неудовлетворённости написанным. Они почти никогда не создавались специально. Это рисунки для себя, и в этом их особенная ценность. Не выдержанные в словах мысли поэта остались запечатлёнными в рисунке.

    Чрезвычайно интересны многочисленные автопортреты Пушкина. Они удивительно живы и выразительны. Поэт изображает себя по-разному: с кудрями (каким он был в юности) и лысым (каким он никогда не был), в крестьянской рубашке и в кавказской бурке.

     В портретной галерее, созданной Пушкиным, можно увидеть декабристов и императоров, писателей и актёров, друзей и недругов, любимых женщин поэта.  Велико мастерство Пушкина-поэта!

                                                                          ( По Е. Муза.)  ( 146 слов.)

                                             Контрольная работа № 11

                                             по теме « Развитие речи».

                                  Сочинение по картине М.М.Кустодиева

                                                    « Шаляпин».

        На картине художника Б.М.Кустодиева на фоне шумной и весёлой масленицы изображён Ф.И.Шаляпин. Он стоит на пригорке, гордо повернув голову, как бы отстранённый от праздника. Может быть, сожалеет, удивляется: праздник и без него идёт-гудит, а внизу, как и в каждый праздник Масленицы, резвые кони катают на санях гуляющих людей, играют и кружатся разноцветные карусели, поют музыканты, повсюду висят пёстрые шары, шумит ярмарка. Но Шаляпин невозмутим. На его лице читается некая важность, даже грусть. Но при всём этом он сохраняет свой гордый вид: высоко поднятая голова, важно повёрнутая вправо;  рука, гордо лежащая на воротнике его меховой шубы, осанка, и даже просто его поза.

       О благосостоянии Шаляпина можно сказать, что он  был небедным человеком. Об этом можно судить по его убранству. На нём надет чёрный строгий костюм, видный из-под шубы, солидная белая рубашка и чёрная бабочка, подчёркивающая его интеллигентность. На голове Фёдора Шаляпина богатая меховая шапка, которая выдаёт знаменитого певца за барина. Его дорогая шуба с внутренней стороны  из такого же меха, что и шапка. Если посмотреть портрет Шаляпина в увеличенном виде, то сразу и не скажешь, что он был певцом. Ведь его шапка и шуба стоят не копейки, а в то время денег не хватало многим. Такую роскошь могли позволить себе лишь знатные люди: бояре, вельможи, купцы высшей гильдии. Но это ещё раз говорит о том, Ф.И.Шаляпин был великим артистом, гастролировавшим по всему миру и, следовательно, имевшим  немаленькое состояние. Единственное, что противопоставлено всему его солидному наряду, это простенький разноцветный шарфик, развевающийся на ветру, и ещё – зелёные носки с красной полоской. Мне кажется, что к его костюму можно было подобрать что-то посерьёзнее. На ногах у главного  персонажа картины – чёрные, хорошо вычищенные туфли, на низком каблуке.

       У его ног стоит небольшая собака с чёрными ободками вокруг глаз. Если присмотреться повнимательнее, то можно заметить, что на голове у собаки как бы просвечивается пола  шубы. Создаётся впечатление, что автор картины Б.М Кустодиев заранее не собирался рисовать эту белую собаку, но, нарисовав практически всю картину, понял, что место будет слишком пустым, но стереть небольшую часть шубы полностью не получилось, поэтому и создаётся эффект «просвечивающейся»  головы собаки.

        В целом картина Б.М. Кустодиева производит очень даже неплохое впечатление. Ярмарка цветастая, хохочущая – обычная кустодиевская  «весёлая драма красок», как метко заметил художник Бенуа. На обычном знаменитом кустодиевском снегу  ни соринки. Бело-голубовато- розовое, свежее, дымчатое, хрустящее, переливающееся. Что ни миг – у снега иное настроение. Чем не фон для столь чувствующего «свою интонацию» Шаляпина?

                                             Контрольная работа № 12

                                             по теме « Развитие речи».

                                           Сочинение или изложение

                                          в жанре портретного очерка.

   

     Попробуйте написать очерк о человеке, которого вы хорошо знаете. Сначала, конечно, решите, о ком вам хотелось бы рассказать? Какую черту характера своего героя вы считаете нужным подчеркнуть? Припомните факты из его жизни, в которых эта черта характера особенно ярко проявилась. Продумайте композицию очерка, составьте план сочинения. Какие типы речи вам потребуются, чтобы выпукло изобразить этого человека: будет ли в вашем очерке описание внешности героя; повествование о каком-либо случае из его жизни, оценка его поступков и её обоснование? Подберите яркий заголовок. Задумайтесь над тем, какие языковые средства помогут вам сделать текст экспрессивным.

См. газету «Искра»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 6 класс.

Предлагаемый материал поможет сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части. охватывает все разделы курса русского языка, является эффективным средство...

Дидактический материал, Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 7 класс.

Предлагаемые материалы поомогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средст...

Дидактические материалы. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 8 класс.

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...

Дидактический материал, Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 9 класс.

Предлагаемые материалыпомогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффектным средством ...

Дидактический материал. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку.10 класс.

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...

Дидактический материал, Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 11 класс.

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового маиериала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 5 класс

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 5 класса ориентированы на учащихся, которые занимаются по УМК по русскому языку под ред. М.М.Разумовской, но могут быть использованы для ...