Рабочая программа кружка “От простого к сложному” для учащихся 8-9 классов на 2012-2013 учебный год
рабочая программа по русскому языку (8 класс) по теме
Современные подходы к обучению языку ставят перед учителем и учеником задачу «взглянуть на язык как бы со стороны, увидеть всю сложность его системы и научиться отвечать на вопрос: «Почему я выбираю данную морфологическую или синтаксическую структуру для выражения данного внеязыкового значения?» Именно на синтаксическом уровне реализуется важнейшая функция языка – коммуникативная. Функциональной значимостью синтаксического уровня в овладении всеми видами речевой деятельности и обусловлена актуальность занятий по данному курсу.
Предлагаемая программа занятий строится с учетом требований Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов С.И.Львовой, В.В.Львова.
Занятия предполагают как повторение, обобщение и систематизацию изученного по синтаксису и пунктуации в 8-9 классах, так и работу с новыми темами и источниками.
Цель программы – формирование языковой, коммуникативной, лингвокультурологической концепции учащихся, развитие их логического мышления, креативных возможностей.
Задачи программы:
- Обучающую (позволяют совершенствовать учебно-языковые и коммуникативные умения и навыки учащихся, формируют навыки исследовательской работы);
- Диагностическую (дают возможность оценить степень усвоения лингвистического (синтаксического) материала, сформированность пунктуационных умений и навыков);
- Познавательную (содержат новую для учащихся информацию);
- Развивающую (развивает самостоятельность мышления, смекалку, сообразительность, побуждают к обсуждению дискуссионных вопросов, учат логически рассуждать, аргументировать свою позицию);
- Стимулирующую (развивают потребность в самообразовании, стимулируют обращение к разнообразной лингвистической литературе: справочного, учебного, научного, научно-популярного характера).
Программа кружка «От простого к сложному» рассчитана на 35 часов. Программа ориентирована на учащихся 8-9 классов. В результате теоретических и практических занятий, предусмотренных программой, члены кружка не только расширят и укрепят знания, полученные в школьном курсе русского языка, но и смогут "взглянуть на язык как бы со стороны", разобраться в его сложной системе.
Количество занятий: 35 часов (35 занятий по 45 минут).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа кружка «От простого к сложному» | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение
“Лицей №1 ”
г. Южно-Сахалинск
Рассмотрено на метод. объединении 05/09/2012 | “Утверждаю” Директор МБОУ “Лицей №1” г. Южно-Сахалинск |
Рабочая программа
кружка “От простого к сложному”
для учащихся 8-9 классов
на 2012-2013 учебный год
Разработчик программы
учитель русского языка и литературы
Рудинская М. В.
2012-2013
Пояснительная записка
Современные подходы к обучению языку ставят перед учителем и учеником задачу «взглянуть на язык как бы со стороны, увидеть всю сложность его системы и научиться отвечать на вопрос: «Почему я выбираю данную морфологическую или синтаксическую структуру для выражения данного внеязыкового значения?» Именно на синтаксическом уровне реализуется важнейшая функция языка – коммуникативная. Функциональной значимостью синтаксического уровня в овладении всеми видами речевой деятельности и обусловлена актуальность занятий по данному курсу.
Предлагаемая программа занятий строится с учетом требований Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов С.И.Львовой, В.В.Львова.
Занятия предполагают как повторение, обобщение и систематизацию изученного по синтаксису и пунктуации в 8-9 классах, так и работу с новыми темами и источниками.
Основная цель занятий – формирование языковой, коммуникативной, лингвокультурологической концепции учащихся, развитие их логического мышления, креативных возможностей.
Данная цель предполагает решение ряда задач, важнейшими из которых являются:
- повторение и обобщение и систематизация теоретических сведений по разделу «Синтаксис и пунктуация»;
- закрепление навыков синтаксического и пунктуационного разборов;
- совершенствование правописных (прежде всего пунктуационных) умений и навыков учащихся;
- обогащение грамматического строя речи учащихся на основе синтаксической синонимии;
- формирование потребности обращения к справочной литературе, приобретение навыка самостоятельной работы со справочной и научно-популярной литературой;
- знакомство с фактами биографии и основными направлениями научной деятельности известных языковедов.
Занятия выполняют следующие функции:
Обучающую (позволяют совершенствовать учебно-языковые и коммуникативные умения и навыки учащихся, формируют навыки исследовательской работы);
Диагностическую (дают возможность оценить степень усвоения лингвистического (синтаксического) материала, сформированность пунктуационных умений и навыков);
Познавательную (содержат новую для учащихся информацию);
Развивающую (развивает самостоятельность мышления, смекалку, сообразительность, побуждают к обсуждению дискуссионных вопросов, учат логически рассуждать, аргументировать свою позицию);
Стимулирующую (развивают потребность в самообразовании, стимулируют обращение к разнообразной лингвистической литературе: справочного, учебного, научного, научно-популярного характера).
Содержание занятий
1.Что изучает синтаксис? (Синтаксис как раздел науки о языке) (2ч.)
Предмет и задачи синтаксиса. Связь синтаксиса с другими разделами науки о языке. Основные синтаксические единицы.
Выдающиеся русские лингвисты, внесшие вклад в развитие синтаксической науки.
2. «А все-таки какая она хорошая!» (Русская пунктуация как система) (4ч)
Краткие сведения из истории русской пунктуации.
Принципы русской пунктуации: структурный, смысловой, интонационный.
Состав знаков препинания в русском языке. Функции знаков препинания. Пунктуация и интонация.
Сочетание знаков препинания.
Факультативные и вариативные знаки препинания.
Понятие авторской пунктуации. Выразительные возможности пунктуации.
Основные справочники и пособия по пунктуации.
3. «Это непростое простое предложение» (Простое предложение как синтаксическая единица) (2ч)
Отличие предложения от других синтаксических единиц. Признаки предложения, его отношение к слову и словосочетанию.
Значение, строение и функции предложения.
4. «Какой из главных членов предложения главнее?» (Главные члены предложения) (2ч)
Способы выражения подлежащего. Способы выражения сказуемого. Типы сказуемых.
Постановка тире между подлежащим и сказуемым.
5. «Бывают ли обстоятельственные определения?» (Второстепенные члены предложения) (3ч)
Постановка вопросов к второстепенным членам предложения.
Синкретичные члены предложения (прогулка в лесу: какая? или где?)
Приложение. Разряды обстоятельств.
Синтаксические функции инфинитива.
6. «Есть ли в русском языке обобщенно-личные предложения?» (Односоставные предложения. Неполные предложения) (3ч)
Особенности грамматической основы в односоставных предложениях. Типы односоставных предложений. Разграничение односоставных и двусоставных неполных предложений.
Роль односоставных предложений в тексте.
7. «Чем может осложняться простое предложение?» (Осложненное простое предложение) (1ч)
Способы осложнения простого предложения. Особенности синтаксического и пунктуационного разбора осложненных простых предложений.
8. «Сочинительный ряд и однородные члены: всегда ли они совпадают?» (Однородные члены предложений) (2ч)
Признаки однородных членов предложения. Грамматические нормы при употреблении однородных членов.
Изобразительно-выразительные возможности однородных членов.
Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами.
9. «Что такое обособление?» (Обособленные члены предложения) (3ч)
Обособление причастных и деепричастных оборотов. Разграничение между уточнением и пояснением. Функции союза или.
10. «Чем отличаются вставные конструкции от вводных?» (Вводные слова, словосочетания, предложения) (2ч)
Функции вводных слов и предложений. Разграничение вводных слов и омонимичных им конструкций. Знаки препинания в предложениях с вводными и вставными единицами.
Вводные единицы как выразительное средство.
11. «Великолепная, сильная, слово оживляющая фигура» (Обращение) (1ч)
Функции обращения: призывная оценочно-характеризующая, этикетная. Обращение как фигура поэтического синтаксиса.
Знаки препинания при обращении.
12. «Камень преткновения» (Конструкции с как) (2ч)
Синтаксические позиции, вводимые словами как, будто, словно, точно и др.
Отличие сравнительного оборота от придаточной сравнительной части.
Особенности постановки знаков препинания в конструкциях с как, будто, точно, словно и др.
Сравнительные конструкции как выразительное средство.
13. «От простого к сложному» (Сложное предложение) (4ч)
Определение частей в сложном предложении.
Приемы разграничения омонимичных союзов и союзных слов.
Средства связи разных типов придаточных частей в сложноподчиненном предложении.
Смысловые отношения между частями бессоюзного предложения.
Особенности синтаксического и пунктуационного разбора сложных предложений.
14. «Кто говорит?» (Чужая речь) (3ч)
Способы передачи чужой речи.
Составляющие диалога. Диалогическое единство.
Правила речевого этикета. Диалог и монолог.
Пунктуационное оформление диалога.
15. «Что нам стоит текст построить!» (Текст как синтаксическая единица) (2ч)
Текст как синтаксическая единица высшего порядка, в которой реализуются синтаксические возможности простого и сложного предложений.
Классификация текстов.
Основные признаки текста.
Способы смысловой связи и средства связи предложений в тексте.
Ожидаемые результаты
В результате изучения материалов занятий учащийся должен знать:
- Строение, значение и функции основных синтаксических единиц;
-типологию простого и сложного предложений, типологию сказуемого, второстепенных членов предложения, односоставных предложений;
- виды чужой речи;
- признаки текста, способы и средства связи предложений в тексте;
- основные правила постановки знаков препинания в простом, в сложном предложении, в предложениях, передающих чужую речь;
- выдающихся ученых-лингвистов.
Должен уметь:
- производить синтаксический и пунктуационный разбор простых и сложных предложении, предложении с прямой речью;
- правильно расставлять знаки препинания в предложении и тексте в соответствии с изученными правилами пунктуации;
- пользоваться дополнительной научно-популярной, справочной литературой.
Тематическое планирование занятий
Тема занятия | Количество часов | |
1 | Синтаксис как раздел науки о языке | 1ч |
2 | Выдающиеся русские лингвисты | 1ч |
3 | Из истории русской пунктуации. Принципы русской пунктуации. | 1ч |
4 | Состав знаков препинания в русском языке. Функции знаков препинания. | 1ч |
5 | Пунктуация и интонация. | 1ч |
6 | Выразительные возможности пунктуации. | 1ч |
7 | Простое предложение как синтаксическая единица | 1ч |
8-9 | Главные члены предложения | 2ч |
10-11 | Второстепенные члены предложения | 2ч |
12 | Синтаксические функции инфинитива и номинатива | 1ч |
13 | Особенности строения односоставных предложений | 1ч |
14 | Особенности значения односоставных предложений | 1ч |
15 | Особенности функционирования односоставных предложений | 1ч |
16 | Особенности синтаксического и пунктуационного разбора осложненного простого предложения | 1ч |
17-18 | Трудные случаи постановки знаков препинания при однородных членах | 2ч |
19-21 | Трудные случаи постановки знаков препинания при обособленных членах предложения | 3ч |
22-23 | Вводные единицы: значение и функционирование | 2ч |
24 | Вырази тельные возможности обращений | 1ч |
25-26 | Трудные случаи постановки знаков препинания в конструкциях с как | 2ч |
27 | Определение количества частей в сложном предложении. Синонимия разных типов сложных предложений | 1ч |
28 | Разграничение омонимичных союзов и союзных слов. Разграничение типов придаточных частей в сложноподчиненном предложении | 1ч |
29 | Трудные случаи постановки знаков препинания в сложном предложении | 1ч |
30 | Построение графических схем сложных предложений. Трудные случаи синтаксического разбора сложных предложений. | 1ч |
31 | Диалог и монолог как форма речи | 1ч |
32 | Понятие о диалогическом единстве | 1ч |
33 | Трудные случаи постановки знаков препинания при прямой речи и диалоге | 1ч |
34-35 | Текст как синтаксическая единица | 2ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по алгебре для 8-го класса на 2012-2013 учебный год по УМК А .Г. Мордковича и его соавторов.
Рабочая программа и тематическое планирование предназначены для повседневной работы учителя в 8-ом классе.Программа составлена по УМК А.Г. Мордковича и его соавторов; рассчитана на 105 часов в год и 5...
Рабочая программа проектной деятельности по информатике "Технологии создания Web-сайтов" (10 класс) на 2012-2013 уч. год
В последнее время особенно стремительно во всём мире идет процесс информатизации, и все больший вес приобретают науки, связанные с общением, информационными и коммуникационными процессами. Этот курс а...
Рабочая программа кружка “Живая химия” для учащихся 8-10 классов на 2012-2013 учебный год
Мир растений чрезвычайно разнообразен. Растения обладают рядом специфических особенностей строения, и поэтому их выделяют в отдельное царство организмов. К настоящему времени в мире...
Программа дополнительного образования по физической культуре для учащихся 5-7 классов на 2012-2013 учебный год «Общая физическая подготовка»
Внеклассной работе по физической культуре в настоящее время придается большое значение. На занятиях в секциях ОФП школьники занимаются с основами: легкой атлетики, гимнастики, спорт...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка «Умелые руки» по технологии для учащихся 5-8 классов
Программа кружка по технологии для учащихся 5-8 кл....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Здоровейка» для учащихся 5-х классов на 2018-19 учебный год 15.09.2018
Программа рассчитана на учащихся 5хкласов и направлена на достижение планируемых результатов, реализацию и формирования универсальных учебных действий учащихся основной ступени образования. Прог...
Рабочая программа кружка «Танцуй красиво» для обучающихся 2-х - 5 –х классов на 2020 – 2021 учебный год
Программа адресована обучающимся 2-5 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....