Понятие о предлоге.
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Урок изучения нового коллективным методом.
Закрепительные занятия, тренировочно-контрольные работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predlog.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предлог.
7 класс.
Цели.
1. Обеспечить знания, умения, навыки учащихся на основе программного материала учебника В.В. Бабайцевой и Л.Д. Чесноковой.
2. Способствовать развитию творческой деятельности учащихся, речи, развитию интереса к предмету.
3. Продолжать воспитание творческой личности, основываясь на взаимоуважении учащихся.
Планирование темы.
№ | Тема | Кол-во часов | Формы и методы | Используемая литература |
1-2 | Понятие о предлоге | 2 | Урок изучения нового коллективным методом. Закрепительные занятия, тренировочно-контрольные работы. | В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык.Теория. М.:Дрофа, 2011. Русский язык. Практика. М.:Дрофа, 2011. |
3-5 | Правописание предлогов | 1 1 1 | Урок-игра «По морям и океанам». Организация работы по группам. Урок-игра «В горах». Коллективное, индивидуальное, дифференцированное групповое обучение. Урок-игра «В пустынях». Комплекс коллективной, групповой, индивидуальной работы. Опережающее обучение. |
Санкт-Петербург.: «МиМ-Экспресс», 1995.
|
6 | Предлог как часть речи | 1 | Урок-зачет. Анализ и синтез. Сочетание группового и индивидуального обучения. |
Понятие о предлоге.
Цели.
1. Обеспечить повторение знаний о предлоге, приобретенных на предыдущих этапах обучения; обеспечить усвоение понятия о предлоге как служебной части речи; совершенствовать навыки опознавания предлогов, дать понятие о производных и непроизводных предлогах.
2. Способствовать развитию логического мышления, творческой деятельности учащихся.
3. Воспитывать любовь к родному языку, подчеркивая разнообразие его проявлений.
Ход урока.
- Повторение.
- Учащимся предлагается текст.
Знания о дв…жении з…мной коры пом…гают понять многие
пр…родные явления.Одно из самых грозных явлений –
з…млетр…сение.
В течение минуты оно превр…щает в груды развалин города.
В прибрежных районах з…млетр…сения сопровождают
г…гантские волны. Одной из первых в 1991 году была волна,
которая достигла 35 метров в высоту.
Учащиеся вставляют безударные гласные в корни слов,
объясняют их.
- Объяснение нового материала.
- Найдите в тексте предлоги, выделите их.
- Выпишите словосочетания, в состав которых входят предлоги. Определите, зависимость каких частей речи от других слов выражают предлоги.
Знания о движении,
одно из явлений,
превращает в течение минуты,
сопровождают в районах,
одной из первых,
была в году,
достигла в высоту.
- Добавьте к выписанным словосочетаниям свои примеры, где зависимым словом будет местоимение.
Подошел к ней,
многие из них.
Вывод учащихся: предлоги – это служебная часть речи, выражающая зависимость существительных, числительных и местоимений от других частей речи в словосочетании и предложении.
- Исследуйте текст. Определите, какие смысловые значения
выражают предлоги вместе с окончаниями служебных частей речи.
(Работа выполняется в группах по 4 человека).
Многие из них
Одной из первых
Сопровождают в районах
Была в году.
Если учащиеся затрудняются, обращаемся к толковому словарю для
определения значения предлога.
- Подумайте, могут ли предлоги являться членами предложения?
Предлоги не являются членами предложения, но входят в состав
членов предложения.
Перед костром сидело несколько человек.
- Исследуйте, по каким признакам мы можем сгруппировать
предлоги из текста (работа выполняется в группах).
о в течение
из
в
а) по составу. Предлоги первой группы состоят из одного слова,
предлог второй – из двух;
б) по происхождению. Предлог второй группы произошел от
существительного течение.
Таким образом, предлоги делятся на производные
(произошедшие из других частей речи) и непроизводные.
- Сделайте морфемный разбор слова производные. Объясните
его лексическое значение.
П р о и з в о д н ы е
- Прочитайте параграф 146, составьте его план. Расскажите по
плану о делении предлогов на разряды по значению.
- Закрепление.
- Являются ли слова «класть полка» словосочетанием? Есть ли
них какой-нибудь смысл?
Не изменяя первого слова, постройте подчинительные
словосочетания, передающие значение движения в разных
направлениях.
Класть на полку,
класть под полку,
класть в полку,
класть вокруг полки,
класть вдоль полки,
класть мимо полки.
- Запишите текст, раскройте скобки, вставьте буквы, отметьте
орфограммы.
(Не)пр…зирай выс…к…мерно истин, что пр…п…сными
горд…цы з..вут,ведь если ты пр…вдив и бе…корыст…н –
(не)об…шлось бе… проп…сей и тут.
Докажите, что в слове бескорыстен бес- - приставка, а в
словах без прописей без - предлог.
Какое значение выражает предлог без и к какому разряду
относится?
- Сделайте самостоятельно морфологический разбор предлога.
- Поставьте существительные в нужные падежи, употребив
предлоги из или с. Объясните правописание окончаний
существительных.
Возвратиться (Москва),
спуститься (крыша),
прийти (школа),
слезать (дерево),
выбежал (дом),
идет (деревня),
многие (они).
- Работа с учебником. Упражнение № 317. Составьте
подчинительные словосочетания. Укажите падежи зависимых слов.
Какие это предлоги по происхождению?
- Вывод. После проверки упражнения делаем вывод.
(Формулируем вопросы, исходя из цели урока).
- Задание на дом.
Параграф № 146, упражнение № 315. Составить словосочетания, употребив в них данные имена существительные с предлогами на, у, к.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Производные и непроизводные, простые и составные предлоги. Правописание предлогов.
Данная презентация предназначена для закрепления знаний по теме "Предлог". Ею можно воспользоваться в 8 - 11 классах при повторении и подготовке к экзаменам. Предлоги: производные, непроизводные...
Открытый урок русского языка в 3 классе «Предлоги. Правописание предлогов с другими словами»
В данный конспект открытого урока по русскому языку включены упражнения и задания на развитие познавательных процессов. Методы и приемы обучения подобраны в соответствии с задачами урока....
Тема: «Употребление предлогов. Предлоги в словосочетаниях с синтаксической связью «управление». 1 урок по теме. 7 класс. «Школа 2100» Технологическая карта урока открытия новых знаний по ФГОС
Технологическая карта урока открытия новых знаний по ФГОС...
7 класс. Русский язык. Контрольные работы по темам: "Причастие". "Наречие". "Предлог". "Предлог и союз". Итоговый тест.
Итоговые контрольные работы....
Самостоятельные и служебные части речи (обобщение). Предлог как служебная часть речи. Понятие о производных и непроизводных предлогах.
Цели:обобщить знания учащихся о самостоятельных частях речи; дать понятие о предлоге как служебной части речи и отличии самостоятельных частей речи от служебных;ознакомить с производными и н...
Понятие предлогов
При изучении темы по русскому языку можно использовать в качестве наглядности эти картинки...
Презентация к уроку на повторение тем: “Понятие”,“Деление и обобщение понятий”, “Отношения между понятиями”, “Совместимые и несовместимые понятия”
ldquo;Понятие”,“Деление и обобщение понятий”, “Отношения между понятиями”, “Совместимые и несовместимые понятия&rdquo...