Открытый урок по русскому языку "Имя существительное"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Открытый урок по русскому языку "Имя существительное"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_imya_sushchestvitelnoe.docx | 18.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку учителя Макаревич М.В.
Имя существительное
(обобщающий урок по теме в игровой форме)
Цели урока
-образовательная: обобщить и систематизировать материал, изученный в рамках заявленной темы (повторить грамматическую характеристику имени существительного), закрепить орфографические и пунктуационные умения и навыки;
-развивающая: развитие устной и письменной речи, расширение словарного запаса учащихся;
-воспитательная: развитие творческого потенциала учащихся, формирование интереса к языку
Оборудование: таблица «Имя существительное как часть речи», толковый и орфографический словари русского языка
Ход урока:
- Словарная работа (решение кроссворда)
Кто больше найдет спрятанных словарных слов?
В | П | Е | Ч | А | Т | Л | Е | Н | И | Е |
Ы | О | Р | Е | Р | О | М | А | Ш | К | А |
Р | К | В | С | Г | О | Р | Е | Т | Ь | Р |
А | О | О | Т | Р | А | Ж | А | Т | Ь | Т |
Ж | Л | Н | Н | Э | Г | О | И | З | М | И |
Е | Е | В | О | О | Б | Щ | Е | Н | Ю | С |
Н | Н | Х | С | И | Г | Н | А | Л | Е | Т |
И | И | Ф | Т | Л | Д | О | Ю | Н | Ы | Й |
Е | Е | Т | Ь | Б | И | Н | О | К | Л | Ь |
Г | Р | А | М | М | А | Т | И | К | А | Ю |
КЛЮЧ:
1.Впечатление
2.Выражение
3.Поколение
4.Грамматика
5.Честность
6.Отражать
7.Ромашка
8.Артист
9.Бинокль
10.Сигнал
11.Эгоизм
12.Юный
13.Вообще
14.Гореть
Данный этап занимает 3 – 5 минут, активизирует познавательную деятельность учащихся, включает их в ход урока. Каждый из учащихся получает карточку- кроссворд.
- Обобщение морфологических характеристик имени существительного: решение цепочек- головоломок, построенных на грамматических категориях.
А) Найди закономерность:
Земля – дуб – село - ? ( род: женский – мужской – средний – общий)
Б) Реши пропорции:
Тюль = кольраби = Онтарио
М.р. ? ?
Учащиеся вспоминают род несклоняемых имен существительных, в частности, обозначающих географические названия.
Кольраби – ж.р., Онтарио – ср.р.
В) Найди лишнее слово:
Рыба, рак, угорь, скорпион.
Угорь – не название созвездия.
Учащиеся исправляют ошибку, допущенную на доске. Названия созвездий пишутся с прописной буквы: созвездия Рака, Рыб, Скорпиона.
Г) Ворота, чернила, задания, ножницы;
Ночь, дочь, рожь, мышь.
Чернила – только мн.ч., рожь – только – ед.ч.
В основе обеих цепочек лежит категория числа.
Итак, повторены род, склонение, число существительных , собственные и нарицательные существительные.
(Доп. варианты цепочек: крик, круг, друг, шмюк (не сущ.)
норка, ключ, тропа(одноначное), коса
пароход, парник, парной, парик(омоним.корень)
- Какие же еще грамматические категории забыли перечислить?
На доске рисуется карта- схема грамматических значений имени существительного.
Имя существительное:
- Собственное/ нарицательное.
- Одушевленное/неодушевленное.
- Род ( мужской, женский, средний, общий)
- Склонение (1,2,3 + несклоняемые + разносклоняемые). Учащиеся приводят примеры на данные категории.
- Число (единственное, множественное, только единственное, только множественное)
- Падеж (И.п. – П.п. + Звательный)
- Учащиеся читают сочиненные ими лингвистические сказки, посвященные какой- либо из категорий.
Особенно эффектны сказки об одушевленности- неодушевленности, рассматриваемых с точки зрения грамматики.
- «Синтаксическое солнышко»
На доске учитель вместе с учениками дорисовывает солнышку лучики. Каждый лучик- член предложения, которым может быть имя существительное. Появляются следующие лучи: подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство. Дети приводят примеры.
Но остается незаполненное пространство. Почему? Учащиеся должны вспомнить, что имя существительное, выступая как обращение, не является членом предложения. Для этого дается синтаксический разбор предложения:
Вася, Онтарио – озеро, которое расположено в стране гор, Канаде.
Данное предложение охватывает все синтаксические роли существительного. Попутно повторяются пунктограммы (тире между подлежащим и сказуемым, обособление обращений) и орфограммы.
- Заключительный этап урока – диктант, включающий в себя все изученные орфограммы по теме «Имя существительное». Такой текст хорошо подготовленные дети могут придумать сами.
В городе Петербурге переписчик сидел в здании и перебеливал текст: «Дорогой друг, прости, не знаю твоего имени…» Это было не письмо, а одно предложение. Переписчик замер в недоумении.
Данный текст охватывает целый ряд орфограмм:
правописание имен собственных и нарицательных,
правописание суффиксов –чик/-щик,
правописание суффиксов разносклоняемых существительных,
правописание падежных окончаний существительных,
слитное и раздельное написание не с существительными,
безударные чередующиеся гласные в корне слова,
сомнительные согласные.
Пунктограммы:
оформление прямой речи на письме,
обособление обращения.
Один учащийся пишет на доску и комментирует орфограммы.
- Подводя итог урока, учащиеся вспоминают пройденное на уроке и заполняют (устно или письменно) рубрику «Это удивительно!» (то, что их больше всего потрясло при изучении нового материала). Например, есть Звательный падеж, пески- не мн.ч. от песок, тапка и туфля – ж.р., а тюль – м.р.. Труп - неод., мертвец – одуш.. Стая – неод..
Урок получился яркий и эмоциональный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку на тему: "Слитное и дефисное написание сложных существительных с пол- и полу-.
Данный урок расширяет представление учащихся по орфоэпии и лексике, формирует умение написания существительных с пол- и полу-, развивает орфографическую зоркость....
открытый урок по русскому языку в 6 классе "Существительные общего рода"
Урок разработан на базе учебника Русского языка 6 класс под ред. Ладыженской, урок усвоения новых знаний....
Открытый урок по русскому языку "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"
Цели: 1.Учить правильно писать безударные падежные окончания имён существительных способом подстановки проверочных слов. 2.Воспитывать патриотизм, любовь к родине....
Открытый урок по русскому языку в 5 классе "Обобщение и систематизация по теме имя существительное"
Повторение темы имя существительное ...
Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме «Имя существительное» (урок-обобщение)
Занимательный материал поможет учащимся вспомнить сведения об имени существительном и не даст им скучать на уроке....
Открытый урок по русскому языку. Тема урока: "Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных"
Открытый урок по русскому языку в 6 классе. Тема урока: "Гласные О и Е после шипящих в сцффиксах существительных". (конспект урока и презентация к нему)Учитель вместе с учениками отправляется на поиск...
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему "Имя существительное" (урок-обобщение)
Конспект открытого урока...