Открытый урок по русскому языку "Имя существительное"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Макаревич Марина Владимировна

Открытый урок по русскому языку  "Имя существительное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_imya_sushchestvitelnoe.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку учителя Макаревич М.В.

Имя существительное

(обобщающий урок по теме в игровой форме)

Цели урока

-образовательная: обобщить и систематизировать материал, изученный в рамках заявленной темы (повторить грамматическую характеристику имени существительного), закрепить  орфографические и пунктуационные умения и навыки;

-развивающая: развитие устной и письменной речи, расширение словарного запаса учащихся;

-воспитательная: развитие творческого потенциала учащихся, формирование интереса к языку

Оборудование: таблица «Имя существительное как часть речи», толковый и орфографический словари русского языка

Ход урока:

  1. Словарная работа (решение кроссворда)

Кто больше найдет спрятанных словарных слов?

В

П

Е

Ч

А

Т

Л

Е

Н

И

Е

Ы

О

Р

Е

Р

О

М

А

Ш

К

А

Р

К

В

С

Г

О

Р

Е

Т

Ь

Р

А

О

О

Т

Р

А

Ж

А

Т

Ь

Т

Ж

Л

Н

Н

Э

Г

О

И

З

М

И

Е

Е

В

О

О

Б

Щ

Е

Н

Ю

С

Н

Н

Х

С

И

Г

Н

А

Л

Е

Т

И

И

Ф

Т

Л

Д

О

Ю

Н

Ы

Й

Е

Е

Т

Ь

Б

И

Н

О

К

Л

Ь

Г

Р

А

М

М

А

Т

И

К

А

Ю

КЛЮЧ:

1.Впечатление

2.Выражение

3.Поколение

4.Грамматика

5.Честность

6.Отражать

7.Ромашка

8.Артист

9.Бинокль

10.Сигнал

11.Эгоизм

12.Юный

13.Вообще

14.Гореть

Данный этап занимает 3 – 5 минут, активизирует познавательную деятельность учащихся, включает их в ход урока. Каждый из учащихся получает карточку- кроссворд.        

  1. Обобщение морфологических характеристик имени существительного: решение цепочек- головоломок, построенных на грамматических категориях.

А) Найди закономерность:

Земля – дуб – село - ?  ( род: женский – мужской – средний – общий)

Б) Реши пропорции:

Тюль = кольраби = Онтарио

М.р.          ?                ?                                        

Учащиеся вспоминают род несклоняемых имен существительных, в частности, обозначающих географические названия.

Кольраби – ж.р., Онтарио – ср.р.

В) Найди лишнее слово:

  Рыба, рак, угорь, скорпион.

Угорь – не название созвездия.

Учащиеся исправляют ошибку, допущенную  на доске. Названия созвездий пишутся с прописной буквы: созвездия Рака, Рыб, Скорпиона.

Г) Ворота, чернила, задания, ножницы;

     Ночь, дочь, рожь, мышь.

Чернила – только мн.ч., рожь – только – ед.ч.

В основе обеих цепочек лежит категория числа.

Итак, повторены род, склонение, число существительных , собственные и нарицательные существительные.

(Доп. варианты цепочек: крик, круг, друг, шмюк (не сущ.)

                                           норка, ключ, тропа(одноначное), коса  

                                           пароход, парник, парной, парик(омоним.корень)

  1. Какие же еще грамматические категории забыли перечислить?

На доске рисуется карта- схема грамматических значений имени существительного.

 Имя существительное:

  1. Собственное/ нарицательное.
  2. Одушевленное/неодушевленное.
  3. Род ( мужской, женский, средний, общий)
  4. Склонение (1,2,3 + несклоняемые + разносклоняемые). Учащиеся приводят примеры на данные категории.
  5. Число (единственное, множественное, только единственное, только множественное)
  6. Падеж (И.п. – П.п. + Звательный)
  1. Учащиеся читают сочиненные ими лингвистические сказки, посвященные какой- либо из категорий.

Особенно эффектны сказки об одушевленности- неодушевленности, рассматриваемых с точки зрения грамматики.

  1. «Синтаксическое солнышко»

На доске учитель вместе с учениками дорисовывает солнышку лучики. Каждый лучик- член предложения, которым может быть имя существительное. Появляются  следующие лучи: подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство. Дети приводят примеры.

Но остается незаполненное пространство. Почему? Учащиеся должны вспомнить, что имя существительное, выступая как обращение, не является членом предложения. Для этого дается синтаксический разбор предложения:

Вася, Онтарио – озеро, которое расположено в стране гор, Канаде.

Данное предложение охватывает все синтаксические роли существительного. Попутно повторяются пунктограммы (тире между подлежащим и сказуемым, обособление обращений) и орфограммы.

  1. Заключительный этап урока – диктант, включающий в себя все изученные орфограммы по теме «Имя существительное». Такой текст хорошо подготовленные дети могут придумать сами.

В городе Петербурге переписчик сидел в здании и перебеливал текст: «Дорогой друг, прости, не знаю твоего имени…» Это было не письмо, а одно предложение. Переписчик замер в недоумении.

Данный текст охватывает целый ряд орфограмм:

правописание имен собственных и нарицательных,

правописание суффиксов –чик/-щик,

правописание суффиксов разносклоняемых существительных,

правописание падежных окончаний существительных,

слитное и раздельное написание не с существительными,

безударные чередующиеся гласные в корне слова,

сомнительные согласные.

Пунктограммы:

оформление прямой речи на письме,

обособление обращения.

Один учащийся пишет на доску и комментирует орфограммы.

  1. Подводя итог урока, учащиеся вспоминают пройденное на уроке и заполняют (устно или письменно) рубрику «Это удивительно!» (то, что их больше всего потрясло при изучении нового материала). Например, есть Звательный падеж, пески- не мн.ч. от песок, тапка и туфля – ж.р., а тюль – м.р.. Труп - неод.,  мертвец – одуш.. Стая – неод..

Урок получился яркий и эмоциональный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку на тему: "Слитное и дефисное написание сложных существительных с пол- и полу-.

Данный урок расширяет представление учащихся по орфоэпии и лексике, формирует умение написания существительных с пол- и полу-, развивает орфографическую зоркость....

открытый урок по русскому языку в 6 классе "Существительные общего рода"

Урок разработан на базе учебника Русского языка 6 класс под ред. Ладыженской, урок усвоения новых знаний....

Открытый урок по русскому языку "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"

Цели: 1.Учить правильно писать безударные падежные окончания имён существительных способом подстановки проверочных слов. 2.Воспитывать патриотизм, любовь к родине....

Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме «Имя существительное» (урок-обобщение)

Занимательный материал поможет учащимся вспомнить сведения об имени существительном и не даст  им скучать на уроке....

Открытый урок по русскому языку. Тема урока: "Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных"

Открытый урок по русскому языку в 6 классе. Тема урока: "Гласные О и Е после шипящих в сцффиксах существительных". (конспект урока и презентация к нему)Учитель вместе с учениками отправляется на поиск...