Конспект урока русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Повторениепо теме Синтаксис и пунктуация"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по русскому языку в 5 классе: "Повторение по теме Синтаксис и пунктуация" | 22.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Тема урока: Повторение по теме Синтаксис и пунктуация
Цели урока:
- учебная: проверить знания и умения учащихся по синтаксису и пунктуации;
- развивающая: выработать умение делать выводы, развивать логическое мышление;
- воспитательная: учить школьников культуре речи и поведения.
Ход урока
1. Организационный момент, объявление темы урока и его целей. Запись числа и темы в тетрадь. Знакомство учащихся с правилами.
2. Работа по вопросам (повторение теоретического материала).
- Что изучается в синтаксисе?
- Какими бывают предложения по наличию грамматических основ?
- Какие предложения мы называем простыми?
- Какие предложения мы называем сложными?
- На какие группы делятся сложные предложения по способу соединения простых предложений?
- При помощи чего связаны простые предложения в БСП?
- На какие группы делится сложное союзное предложение?
Страна Синтаксиса и Пунктуации – волшебная страна, в ней много тайн, знаков и условных обозначений.
Учитель. Давайте сейчас посмотрим на эти условные обозначения и скажем, что каждое из них означает (учитель показывает условные обозначения и по мере их определения помещает на карте страны):
- грамматическая основа предложения;
- второстепенные члены предложения.
3. Словарная диктовка.
На доске записаны слова с пропущенными орфограммами.
Синт…ксис, грам…атическая основа, предл…жение, чуде…ный, благ…дарю, разг…дать, пожалу…ста, об…единять, тиш…на.
4. Синтаксическая пятиминутка.
Учитель читает предложения, а учащиеся определяют количество грамматических основ и вычерчивают схемы. (Ученик у доски).
- Солнце садилось и косыми лучами освещало верхушку высокого дуба.
- Ночью ударил мороз, и цветы к утру замерзли.
Вопрос: какую роль выполняет союз И в 1 и во 2 предложении?
5. Физкультминутка.
Учитель. Сейчас мы с вами проведем физкультминутку. Поскольку сегодня мы повторяем изученным материал из синтаксиса и пунктуации, то разминка будет связаны со знанием терминологии, которую мы используем.
Правила игры. Ученики встают со своих мест, руки на поясе. Учитель называет различные термины: приставка, грамматическая основа, основа слова, словосочетание, имя существительное, обстоятельство, запятая, части речи, предложение. Задача учащихся: если термины относятся к синтаксису и пунктуации, сделать наклон вправо, если же к другим разделам языка – влево.
6. Разбор сложных предложений, составление схем.
Каждой команде выдаются карточки по БПС, СПП и ССП.
- В ярком золоте день утопает, ручьи по оврагам шумят.
- Зацвели сады, и вся земля в саду побелела от лепестков яблонь.
- Всю ночь земля вязала кружевные узоры, чтобы принарядилась земля.
7. Расшифруйте схемы предложений.
- [ ], а [ ].
- [ ],(когда …).
- А: “П”.
- “П”, - а.
- [О, …]!
8. Проверка знаний. Тест по теме “Синтаксис. Пунктуация”
.
Вариант 1
В клетку под номером задания впишите букву с правильным ответом.
1 | 2 | 3 | 4 |
|
|
|
|
1. Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены):
- А) Отшумела листва на деревьях и стала постепенно опадать.
- Б) Сад отцветал и темнел.
- В) А дорога расстилается и шумит густая рожь.
- Г) Лучи солнца греют лицо и руки.
2. Укажите сложное предложение, части которого связаны интонационно:
- А) Рванул ветер, и в воздухе закружилась пыль.
- Б) Дремлет лодочник у перевоза, обступила кругом тишина.
- Г) Все живое тянется к воде, и все вода дарит жизнь.
- Д) Солнце сияло и грело, но не пекло.
3. Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена верно:
- А) Музыка в траве приутихла.
- Б) Егорушка приподнялся и посмотрел вокруг себя.
- В) Летят над белым морем чайки, а даль туманная глуха.
- Г) У кумушки глаза и зубы разгорелись.
4 Укажите предложение, которое начинается со слов автора (знаки препинания не расставлены):
- А) Делайте, что хотите отвечал им сухо Дубровский.
- Б) Ты бледна, Маша, заметил отец.
- В) Нет, я поеду решительно сказала Наташа.
- Г) Соседка поинтересовалась а когда у тебя начинаются каникулы?
Вариант 2
В клетку под номером задания впишите букву с правильным ответом.
1 | 2 | 3 | 4 |
|
|
|
|
1. Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены):
- А) Река была неглубокая и широкая.
- Б) Солнце уже скрылось и ночные тени быстро надвигались со стороны леса.
- В) Веселые шутки и смех разносились по долине.
- Г) Лес пахнет дубом и сосной.
2. Укажите сложное предложение, части которого связаны союзом:
- А) С вечера подморозило, лужи покрылись тонким ледком.
- Б) Зацвел багульник, и склоны сопок заполыхали фиолетово-малиновым огнем.
- Г) Веселые шутки и смех разносились по долине.
- Д) Туча росла, мигала тусклыми молниями.
3. Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена верно:
- А) Лес пахнет дубом и сосной.
- Б) Я шагал в соседнюю деревню.
- В) Герасим запирал каморку на ключ.
- Г) Яркое солнце ослепило в небе жаворонка.
4. Укажите предложение, которое начинается с прямой речи (знаки препинания не расставлены):
- А) Учитель спросила Таню почему ты вчера не была в школе?
- Б) Я попросила подругу дай мне, пожалуйста, синий фломастер.
- В) Тащите воды попить, ребятки, попросил всадник.
- Г) Баулин подошел к Леонтьеву и сказал уходите в лес, к озеру.
Ключ написан на доске:
1 вариант - В, Б, Б, Г
2 вариант - Б, Б, Б, В.
Оценка: “5” – 4 ответа,
“4” – 3 ответа,
“3” – 2 ответа.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание:
Упр.317
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка 5 класс
Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....
Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....
План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"
Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...