Изобразительно - выразительные средства
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Изобразительно-выразительные средства языка |
Антонимы — разные слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению (добрый — злой, могучая — бессильная). Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, усиливающей эмоциональность речи: Он был слаб телом, но силен духом.
Контекстные (или контекстуальные) антонимы — это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте: Ум и сердце — лед и пламень — вот основное, что отличало этого героя.
Гипербола — образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Употребляется в целях усиления художественного впечатления.: Снег валил с неба пудами.
Синонимы — это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения: Влюбленность — любовь, приятель — друг.
Контекстные (или контекстуальные) синонимы — слова, являющиеся синонимами только в данном тексте: Ломоносов — гений — любимое дитя природы. (В. Белинский).
Метафора — скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак.
В художественной речи автор употребляет метафоры для усиления выразительности речи, для создания и оценки картины жизни, для передачи внутреннего мира героев и точки зрения рассказчика и самого автора.
Горит восток зарею новой…
Олицетворение — один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый предмет внешне уподобляется человеку: Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. Еще чаще неодушевленным предметам приписываются действия, которые доступны лишь людям: Дождь зашлепал босыми ножками по дорожкам сада.
Сравнение — одно из средств выразительности языка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описания предметов. В сравнении одно явление показывается и оценивается путем сопоставления его с другим явлением. Сравнение обычно присоединяется союзами как, словно, будто, точно и т. д. Оно служит для образного описания самых различных признаков предметов, качеств, действий. Например, сравнение помогает дать точное описание цвета: Как ночь, черны его глаза.
Часто встречается форма сравнения, выраженного существительным в творительном падеже: Тревога змеею вползла в наши сердца.
Бывают сравнения, которые передаются формой сравнительной степени наречия или прилагательного: Эгоизм бывает холоднее родника; Земля нежнее пуха лежала перед ним.
Есть сравнения, которые включаются в предложение с помощью слов похож, подобен, напоминает: …бабочки похожи на цветы.
Фразеологизмы — это почти всегда яркие, образные выражения. Поэтому они — важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т. д.: У таких людей, как мой герой, есть искра божия.
Эпитет — слово, выделяющее в предмете или явлении какие-либо его свойства, качества или признаки. Эпитетом называют художественное определение, т. е. красочное, образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство. Эпитетом может служить всякое значащее слово, если оно выступает как художественное, образное определение к другому: изумрудная трава
Используя эпитет, автор выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя. С помощью эпитета автор конкретизирует явления или их свойства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по литературе для учащихся 5 класса по теме: "Изобразительно-выразительные средства"
Контрольная работа по теме: "Лирика начала XX века". При изучении темы учащиеся не только знакомились с творчеством русских поэтов начала века, но отрабатывали умения различать эпитет, метафору, сравн...
Доклад: Роль изобразительно-выразительных средств в определении проблемы текста, позиции автора
Тропы, поэтические фигуры речи...
Презентация "Подготовка к ЕГЭ. Задание В8. Изобразительно-выразительные средства языка.
Презентация поможет учащимся вспомнить изобразительно-выразительные средства языка, потренироваться в определении вида тропов и стилистических фигур....
С русским языком можно творить чудеса, или Изобразительно-выразительные средства русского языка
Конспект урока по русскому языку в 5 класс, раздел "Повторение" (УМК С.И. Львова, В.В. Львов), рассчитан на 2 часа...
Изобразительно-выразительные средства на уроках литературы в 5 классе
На уроке формируется умение находить в тексте эпитеты и олицетворения (на примере стихотворений Ф.И. Тютчева )....
Урок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные…» (Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка. Подготовка к ЕГЭ, часть В8)
Цели:1) повторить изобразительно-выразительные средства языка (термины, употребление);2) тренировать умение находить тропы и стилистические фигуры в тексте, готовить учащихся к...
Программа элективного курса «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции»
Авторская программа элективного курса по русскому языку «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции» составлена для учащихся 10 (11) классов об...