№ п/п | Система уроков (тема и цель урока)
| Дидактическая модель обучения | Педагогические GGGGHB`VSсредства, формы |
Универсальные учебные действия | ИКТ | Дата |
|
|
|
|
|
| приёмы
| Личностные
| Регулятивные | Познавательные
| Коммуникативные
|
|
|
|
| Метапредметные связи
|
|
1 Оценивать ситуации и поступки 2 Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей 3 Самоопределяться в жизненных ценностях и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки | 1Определять и формулировать цель 2Осуществлять действия по реализации плана 3Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его
|
1Извлекать информацию. Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания. Добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами 2 Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта 3 Преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму | ные 1Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи 2 Понимать другие позиции (взгляды, интересы) 3 Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща |
|
|
1 | Литература как искусство слова. Введение. Цели: показать влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства; раскрыть понимание литературы как искусства слова
| Объяснительно-иллюстративная Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации, репродукции
| Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация иллюстраций, репродукций | Осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира. Оценивать важность различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного» . | Знать образную природу словесного искусства. Составить тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пИресказа В ТЕЧЕНИЕ ГОДА Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем. Проекты по теме «Круг моего чтения» | Самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы.
В ТЕЧЕНИЕ ГОДА Использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта. | Владение монологической и диалогической речью Коллективная и групповая работа Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.
|
|
|
2-3. | Былины как героические песни эпического характера. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда Цели: показать своеобразие ритмико-мелодической организации былины; сравнить былину со сказкой: сюжет, система образов, герои; подчеркнуть выражение в былинах исторического сознания русского народа.
| Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация, тест. | Объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России. | Определять своеобразие былин как героических песен эпического характера; воспринимать и анализировать поэтику былин. | Самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия былин Уметь выделять характерные причинно-следственные связи | Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами Коллективная и групповая работа | презентация |
|
4 РР. | Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц. | Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования | Лекция, беседа, работа с книгой, | Характеризовать свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе - известных и простых общепринятых правил «доброго», «безопасного»,«красивого» «правильного»поведения | Определять своеобразие пословиц, раскрывать их смысл | Самостоятельно делать выводы. Уметь сравнивать, сопоставлять различные явления |
Коллективная. | Индивидуальная |
Составить тематический сборник пословиц.Написать сочинение по пословице. |
|
|
5. | Героический эпос в мировой культуре.
Героический эпос в мировой культуре. Карело-финский мифологический эпос «Калевала» (фрагмент).Героический эпос в мировой | Объяснительно-иллюстративная ОбъяснительОбъяснитель- | Лекция, беседа Лекция, беседа | Оценивать оообщечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре;общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре;общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре; общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре; | определять своеобра- | само- | Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами |
|
|
| культуре. Карело-финский мифологический эпос «Калевала» (фрагмент). Карело-финский | но-иллюстра-иллюстра- | работа с книгой | общечеловеческие ценнценности ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре | зие карело- | стоятельно прово- | работа с поэтическими работа с по- |
|
|
| мифологический эпос «Калевала» (фрагмент).мифологический эпос «Кале- | тивная с эле- | текстом | ценности,уважение к другой куль | финского мифоло- | проводить исследование | этическими этическими |
|
|
| (фрагмент). | ментами бесе- |
| другой культуре | гического эпоса, | художественного | фольклор- |
|
|
| Цели: показать как в героическом эпосе народа изображается его жизнь, национальные традиции, обычаи, трудовые будни и праздники Цели: показать как в героиче- | ды |
|
| воспри- | своеобразия ге- | ными тек- |
|
|
| эпосе народа изображается его жизнь, национальные ском эпосе народа изображается |
|
|
| нимать и анализи- | роического эпоса | стами |
|
|
| национальные традиции, обычаи, трудовые будни и праздники его жизнь, национальные тради- |
|
|
| ровать поэтику | других народов. |
|
|
|
| трудовые будни и праздники ции.обычаи, трудовые будни и |
|
|
| героического эпоса героического эпоса |
|
|
|
|
|
|
|
|
| народа. |
|
|
|
|
6 | Древнерусская литература. | Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования Объяснитель- | Сообщения
учащихся, беседа Лекция, бесе- |
| Знать основы | | Свободная работа с текстами, владение монологической и диалогической речью Свободная работа с текстами, владение монологической и диалогической речью Свободная |
|
|
| Основы христианской морали в Основы христианской морали | но-иллюстра- | учащихся, проблемные задания | Испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках | христианской мо-христианской мо- | Самостоятельно делать стоятельно делать | работа с тек- работа с тек- |
|
|
| «Поучении» Владимира Мономаха. в «Поучении» Владимира Мо- | тивная с эле- | проблемные
задания | гордости за свой народ,
свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках | рали. | выводы, строить | стами; вла- стами; вла- |
|
|
|
| ментами ис- | е задания | запомнить нравствен- |
| рассуждения на рассуждения на | дение моно- ение моно- |
|
|
| Цели: раскрыть нравственную ели: раскрыть нравственную | следования |
| ные законы хххххххххххххххххххххххххххххххххххристианской | Воспринимать и анализи-нимать и анализи- | нравственно- нравственно- | логической и логической и |
|
|
| основу «Поучения» Владимира основу «Поучения» Владимира |
|
| христианской | анализировать древнерус- | этические темы. этические темы. | диалогиче- диалогиче- |
|
|
| Мономаха: утверждение необхо- | материалы из учебников литературы и истории |
| морали | текст. |
| ской речью. ской речью |
|
|
| духовной преемственности духовной преемствен- | учебника |
|
|
|
|
|
|
|
| поколений, выcоких идеалов. ности поколений, высоких идеа- | истории |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. | В. А. Жуковский. Баллада «Светлана». Цели: познакомить с жизнью и творчеством В. А. Жуковского, с нравственным содержанием баллады
| Частично-поисковый | Проблемные задания, индивидуальные задания | Проанализировать жизнь и творчество В. А. Жуковского. Раскрыть нравственное содержание баллады, находить лирические и эпические черты | Определять сюжет и образную систему баллады; давать оценку действиям героев.
| Знать сюжетное своеобразие баллад В. А. Жуковского. Уметь самостоятельно сравнивать с другими текстами
| Свободная работа с текстами, владение монологической и диалогической речью. Выразительное чтение | презентация |
|
8. | Творчество М.В.Ломоносова, Г.Р. Державина.
Цели: познакомить с жизнью и творчеством поэтов. | Объяснительно-иллюстративная , | Аналитическая беседа | Осознавать общечеловеческие ценности и российские ценности, в том числе человеколюбие, уважения к труду, культуре. | Разбираться в теории «Трех штилей»,знать основные факты биографии поэтов. | Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст,особенности текста 18 века,стилистическая работа | Выразительное чтение наизусть. Индивидуальная работа |
|
|
9-10. | А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Цель: раскрыть нравственную проблематику стихотворения: тема судьбы и пророчества
| Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования Материалы из учебника истории | Аналитическая беседа, проблемные вопросы , тест | Объяснить, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа | Знать историческую основу стихотворения. Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст.
| Самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы. Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы
| Свободная работа с текстами, владение монологической и диалогической речью, чтение наизусть
| презентация |
|
11. | Лирика А. С. Пушкина. Анализ стихотворений. Цель: учить анализировать стихотворение.
| Исследовательская, частично-поисковая
| Аналитическая беседа, проблемные вопросы | Сопереживать чувствам других людей. Философские размышления о жизни. | Воспринимать и анализировать поэтический текст,уметь сформулировать учебную проблему | Самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы. Уметь анализировать и интерпретировать произведение. | Свободная работа с текстами, владение монологической и диалогической речью, выразительное чтение. Конкурс на лучшего чтеца
|
|
|
12. | Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека». Цель: познакомить с содержанием повести, с нравственной проблематикой повести
| Исследовательская, частично-поисковая
| Аналитическая беседа, проблемные вопросы | Сопереживать чувствам других н людей, учиться быть отзывчивым к бедам и несчастьям.
| Знать содержание повести и её нравственную проблематику; участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | Самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы. Уметь передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде | Понимать позиции автора и героя. Работа в группе. Владеть различными видами пересказа
|
|
|
13. | Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Образ повествователя. Цель: раскрыть содержание образа повествователя
| Исследовательская, частично-поисковая
| Аналитическая беседа, проблемные вопросы | Осознать образ автора,понять замысел повести. Прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей | Уяснить содержание понятия «образ». Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев.
| самостоятельно выявлять авторскую позицию; - устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,
| Групповая работа Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения. | фонохрестоматия |
|
14. | Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Выразительность и лаконизм пушкинской прозы. Цели: раскрыть художественное своеобразие повести, особенность пушкинского языка.
| Исследовательская, частично-поисковая
| Аналитическая беседа, проблемные вопросы , тест. | Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей | Воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному. | Умение характеризовать роль изобразительно-выразительных средств; - выстраивать логическую цепь рассуждений | Свободная работа с текстами, владение монологической и диалогической речью. Индивидуальная работа с тестом |
|
|
15. | Урок внеклассного чтения по «Повестям Белкина». | Объяснительно-иллюстративна | Аналитическая беседа, проблемные вопросы | Сопереживать людям в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках | Воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному. Работа с учебником- тезисный план | Самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы. | Свободная работа с текстами, владение монологической и диалогической речью. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения
|
|
|
16. | Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр 1 и Карл ХII. Обучение выразительному чтению | Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования Материалы из учебника истории | Аналитическая беседа, проблемные вопросы | Объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа. Осознавать себя гражданином России | Воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному. | Делать предварительный отбор источников информации , сопоставлять героев. | Свободная работа с текстами, владение монологической и диалогической речью;выразительное чтение
|
|
|
17
РР. | А. С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра 1. Образ автора в отрывке из поэмы. | Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования Материалы из учебника истории | Аналитическая беседа, проблемные вопросы | объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России | Умение воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному, характеризовать героя по поступкам. | Умение характеризовать роль изобразительно-выразительных средств - устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, - выстраивать логическую цепь рассуждений,
| Выразительное чтение наизусть.Обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств, через организацию диалога с автором в процессе чтения текста и учебного диалога на этапе его обсуждения. | презентация |
|
18. | А. С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. | Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования Материалы из учебника истории | Аналитическая беседа, проблемные вопросы | . Самоопределяться в жизненных ценностях и поступать в соответствии с ними. | Восприятие и анализ художественного текста,умение выражать свое отношение к прочитанному, характеризовать героя по поступкам. | Самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы, выявлять авторскую позицию. | Свободная работа с текстами, владение монологической и диалогической речью. Чтение по ролям |
|
|
19-21. | М. Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Образ Ивана Грозного и тема власти. Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев. Цели: познакомить с содержанием поэмы, с нравственной проблематикой поэмы. | Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования Материалы из учебника истории | Лекция, беседа, проблемные задания, тест | Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми | Знать содержание поэмы, нравственную проблематику поэмы. Составить план текста, решить проблемы творческого и поискового характера, работа с учебником- тезисный план. | Знать особенности сюжета поэмы, его историческую основу. Уметь анализировать язык поэмы, её связь с устным народным творчеством. | Индивидуальная работа с тестами. Владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | презентация фонохрестоматия |
|
22-24 | Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба», Героико-патриотический пафос повести. Запорожская Сечь и ее нравы. Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев. Цели: познакомить с содержанием повести, с нравственной проблематикой повести | Объяснительно-иллюстративная. Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация | объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России | Знать содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.Умение дать сравнительную характеристику героям. | самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы. | Владение монологической и диалогической речью. Коллективная. Групповая. Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества Н. В. Гоголя | презентация |
|
25-28 РР | Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душах героев. Образ Тараса Бульбы. Обучение написанию сочинения. Цели: раскрыть художественное своеобразие повести, особенности языка Н. В. Гоголя | Исследовательская, частично-поисковая | Аналитическая беседа, проблемные вопросы, тест. | Искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций | Знать содержание понятия «деталь» произведения. Уметь выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев. | Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы, выявлять авторскую позицию, особенности изображения человека и природы в повести. | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, развитие связной речи | Фрагменты фильма. |
|
29-30 | С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника« и их гуманистический пафос. «Бирюк« как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. | Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования | Лекция, беседа, проблемные задания, тест. | Характеризовать поступки людей с точки зрения общечеловеческих, гуманистических ценностей | Знать содержание цикла, нравственную проблематику; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | Знать особенности сюжета, его историческую основу. Самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы. Перерабатывать информацию для получения необходимого результата | Уметь вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную) |
|
|
31 | И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. | Объяснительно-иллюстративная | беседа | Объяснять самому себе: - «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты ха рактера) | Знать содержание цикла; нравственную проблематику. 2) проведение самопроверки; редактирования текста. | Видеть образную яркость и философскую глубину произведений. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления | владеть правильным типом читательской деятельности; самостоятельно использовать приемы изучающего чтения на различных текстах | фонохрестоматия |
|
32-33 | А. К. Толстой. Роман «Князь Серебряный». Историческая тематика в творчестве Толстого. Цели: познакомить с содержанием романа; с нравственной проблематикой произведения | Объяснительно-иллюстративная; материалы из учебника истории, | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация | Прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей | Знать содержание произведения. Уметь определять нравственную проблематику произведения;. Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительную справочную литературу | Самостоятельно выявлять авторскую позицию и художественную концепцию произведения, предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи | Владение монологической и диалогической речью, владеть различными видами пересказа. Организовывать учебное взаимодействие в группе |
|
|
34-35 | Н. А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Размышления у парадного подъезд». Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. Цель: учить анализировать стихотворения | Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования Материалы из учебника истории | Лекция, беседа, проблемные задания | . Индивидуальная подготовка обзора жизни и творчества Н. А. Некрасова; развитие этических чувств,доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст. 1)нахождение в тексте прямых и скрытых авторских вопросов; 2) прогнозирование ответов; 3) самопроверка по тексту | 3нать об образной яркости и повествовательном начале Некрасова. Уметь выявлять авторские размышления о народных судьбах и характерах. Знать способы выражения своей позиции и способы подбора аргументов | Владение монологической и диалогической речью. Выразительное чтение наизусть. |
|
|
36-37 | Николай Алексеевич Некрасов. «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Величие духа русских женщин.
| Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования Материалы из учебника истории | Лекция, беседа, проблемные задания, тест. | Оценивать поступки, в том числе неоднозначные, как «хорошие» или«плохие», разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностей | Знать содержание произведения. Уметь определять нравственную проблематику произведения, характеризовать героев Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему. | Уметь выявлять авторские размышления о характерах героинь, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. | Выразительное чтение наизусть. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором» | фонохрестоматия |
|
38-40 | Е. Салтыков-Щедрин. Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь», «Медведь на воеводстве» «Дикий помещик». . Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. Цели: познакомить с содержанием сказок; раскрыть особенности сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного возраста» | Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования Материалы из учебника истории | Лекция, беседа, проблемные задания, тест. | Индивидуальная подготовка обзора жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации | Знать содержание сказок. Уметь выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах народного характера. | Знать определение понятий «аллегория», «фантастика». Уметь составить характеристику героя. | Владение монологической и диалогической речью Коллективная, Групповая работа | презентация |
|
41-42 . | Л. Н. Толстой. Повесть «Детство». Тема детской открытости миру. Цель: познакомить с содержанием повести, с нравственной проблематикой повести | Объяснительно-иллюстративная. Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация | Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества Л. Н. Толстого.Уметь обобщить. | Знать содержание повести; нравственную проблематику повести; Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему | Самостоятельно делать выводы о роли внутреннего монолога в раскрытии характера, выбирать основания для сравнения | Владение монологической и диалогической речью, владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. |
|
|
43-44. | А. П. Чехов. Рассказ «Хамелеон». Сатирический пафос произведения. «Злоумышленник». Авторская позиция. Юмор в рассказе. Средства создания комического.
Цели: раскрыть особенности авторской позиции в рассказе. | Частично-поисковый | проблемные задания, индивидуальные задания | Индивидуальная подготовка обзора жизни и творчества А. П, Чехова Оценивать поступки, в том числе неоднозначные, как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия героев. | Знать сюжет и образную систему рассказа. Уметь давать оценку действиям героев | Уметь самостоятельно раскрывать сатирический пафос рассказа, роль художественной детали в рассказах Чехова, ее связь с внутренним состоянием персонажа | Свободная работа с текстом, владение монологической и диалогической речью.Чтение по ролям. | фонохрестоматия |
|
45. | Стихи русских поэтов ХIХ века о родной природе. | Объяснительно-иллюстративная. | беседа, работа с книгой | Важность бережного отношения к здоровью человека и к природе. | Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст. Формирование типа правильной читательской деятельности | 3нать об образной яркости. Уметь находить средства речевой выразительности. | Выразительное чтение наизусть. Конкурс на лучшего чтеца
| презентация |
|
46. | И.А. Бунин. Рассказ «Лапти». Нравственный смысл произведения. «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье. Цели: раскрыть на примере рассказа художественное мастерство Бунина-прозаика. | Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая | Аналитическая беседа, проблемные вопросы | Объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые») с позиции известных и общепринятых правил | Знать содержание понятия «деталь произведения». Уметь: выделять смысловые части художественного текста. | Уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.. | Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции, Понимать точку зрения другого собеседника. Уметь: составить рецензию на лит. произведение. |
|
|
47-50 РР. | М. Горький. Повесть «Детство». Изображение внутреннего мира подростка. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека. Бабушка, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа. Цели: познакомить с содержанием повести, с нравственной проблематикой повести. | Объяснительно-иллюстративная. Опорные записи, материалы из учебников литературы, иллюстрации | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация | Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества М. Горького. Сообщение «Традиции Л. Н. Толстого, их переосмысление Горьким» | Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | Уметь: самостоятельно делать выводы об активности авторской позиции | Владение монологической и диалогической речью. Коллективная. Групповая работа |
|
|
51-52. | В. В, Маяковский. Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «О дряни». Цели: раскрыть особенности поэтического языка Маяковского, представления поэта о сущности творчества | Исследовательская, частично-поисковая | Аналитическая беседа, проблемные вопросы | Индивидуальная: сообщение «Мещанство как социальная опасность» Объяснять самому себе: «что во мне хорошо, а что плохо» | Знать содержание понятия сатира. Уметь выделять смысловые части художественного текста | Уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения о реальном и фантастическом в сюжете произведения. роли рифмы в творчестве Маяковского. | Владение монологической и диалогической речью, выразительное чтение наизусть. | фонохрестоматия |
|
53. | Леонид Николаевич Андреев. «Кусака». Авторское отношение к событиям. | Объяснительно-иллюстративная. | Лекция, беседа, работа с книгой. | Сопереживать чувствам других людей, отзывчивость к бедам всех живых существ | Знать содержание повести; нравственную проблематику повести. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему | Уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы. | Владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге. Уметь: составить рецензию на лит. произведение |
|
|
54. | Андрей Платонович Платонов. «Юшка». Осознание необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости.
| Объяснительно-иллюстративная. | Лекция, беседа, работа с книгой. | Сопереживать чувствам других людей, отзывчивость к бедам всех живых существ | Знать содержание повести; нравственную проблематику повести. Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства справочной литературы | Уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы. Составлять простой и сложный план текста | Вести «диалог с автором»,отстаивать свою позицию, аргументировать её |
|
|
55. | Федор Александрович Абрамов. «О чем плачут лошади». Нравственные проблемы рассказа. | Объяснительно-иллюстративная. Материалы из учебника истории | Лекция, беседа, работа с книгой. | Сопереживать чувствам других людей, отзывчивость к бедам всех живых существ | Знать содержание произведения. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему | Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения; выделять характерные причинно-следственные связи | Владение монологической и диалогической речью, владеть различными видами пересказа. |
|
|
56. | Евгений Иванович Носов. «Кукла». Сила внутренней, духовной красоты человека.
| Объяснительно-иллюстративная. | Лекция, беседа, работа с книгой. | Ценить общечеловеческие ценности человеколюбие, уважение к труду, культуре. | Знать содержание повести; нравственную проблематику повести. Работая по плану, сверять свои действия с поставленной целью | Уметь:воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному. | Владение монологической и диалогической речью, владеть различными видами пересказа. составить рецензию на литературное произведение. |
|
|
57. | Юрий Павлович Казаков. «Тихое утро». Поведение мальчиков в минуту опасности.
| Объяснительно-иллюстративная. | Лекция, беседа, работа с книгой. | Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми. Признавать свои плохие поступки и добровольно отвечать за них | Знать содержание повести; нравственную проблематику повести. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы | Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения. выполнять анализ , производить синтез, выбирать основания для сравнения | Владение монологической и диалогической речью, владеть различными видами пересказаПредвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений. |
|
|
58. | На дорогах войны… Стихотворения поэтов – участников войны (К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова). | Объяснительно-иллюстративная. Материалы из учебника истории | Лекция, беседа, работа с книгой. | Осознавать себя гражданином России и ценной частью великого народа. Гордиться подвигами русского солдата. | Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст. Определять цель учебной деятельности | 3нать об образной яркости. Уметь находить средства речевой выразительности, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. | Читать вслух и про себя тексты, выразительное чтение наизусть |
|
|
59. | «Тихая моя Родина». Рубцов Стихотворения о родине, родной природе | Объяснительно-иллюстративная. | Лекция, беседа, работа с книгой. | формирование основ российской гражданской личности, чувства гордости за свою Родину,природу. | Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст. Определять цель учебной деятельности. | 3нать: об образной яркости. Уметь: находить средства речевой выразительности, выбирать основания для сравнения. | Выразительное чтение наизусть,умение вести «диалог с автором».Конкурс на лучшего чтеца. |
|
|
60. | Дмитрий Сергеевич Лихачев. Главы из книги «Земля родная». Духовное напутствие молодежи. | Объяснительно-иллюстративная. Частично-поисковая. | Лекция, беседа, работа с книгой. | Индивидуальная работа «жизнь и творчество Д.С.Лихачёва» Ценить общечеловеческие ценности и российские ценности.Гуманизм автора. | Знать содержание произведения. Работая по плану, сверять свои действия с поставленной целью. Уметь: отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. | Уметь воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному. | Организовывать учебное взаимодействие в группе |
|
|
61-66. РР | Зарубежная литература. Роберт Бернс. «Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности. Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..». Гимн славы герою, павшему в борьбе за свободу родины.
* Японские хокку. Особенности жанра.
* Джеймс Олдридж. «отец и сын». Взаимоотношения родителей и детей.
* О.Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности.
* Луиджи Пиранделло. «Черепаха». Чувство любви и преданности.
| Объяснительно-иллюстративная | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, бережному отношению к мировым духовным ценностям. | Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов. | Уметь: определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты учебника. Уметь составить рецензию на лит. произведение. |
|
|
67-68. | Защита проектов по теме «Круг моего чтения» | Итоговый контроль | Защита проектов
| Применение достигнутых в течение года УУД Уметь: выступать устно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий. Уметь: владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернетом; Уметь: говорить правильно, грамотно, увлекательно |
|
|
|
|
|