Социально-речевая конференция "Этикет и Интернет" (9-11 классы)
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Пахомова Светлана Иосифовна

Урок развития речи может рассматриваться как подготовительный к ГИА, так и развивающий для 9-11- классников, нестандартные формы и актуальная проблема (как  и что писать в электронных посланиях)  гарантируют активность школьников.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etiket_i_internet.docx52.87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-социально-речевая конференция    «ЭТИКЕТ И ИНТЕРНЕТ»

Цели: формирование лингвистической и коммуникативной компетенций, воспитание  креативной социальной личности.

Задачи: совершенствование навыков в эпистолярнорм жанре, развитие аналитического мышления и культуры речи, воспитание любви и уважения к русскому языку, целеустремленности, ответственности за свой учебный труд.

Круг рассматриваемых вопросов: ясность и точность речи,  правильность и выразительность, эпистолярный стиль, нормы и варианты эпистолярного этикета в электронном варианте.

Оборудование: презентация PowerPoint, видеозапись «Лихачев», аудиозаписи (песня «Напиши мне письмо», В.Р.Вагнер «Счастье»),  «Золотая книга этикета» (автор-составитель В.Ф.Андреев, М: Вече, 2006), раздаточный печатный материал.

Основное содержание урока

  1. Актуализация внимания, навыков учащихся.

- рисунок - авторские стихи «Письмо-признание» ученицы Маши Крыловой (презентация, слайд 2)

- слово учителя «Письмо-жизнь-душа» (презентация, слайды №№ 3-8  «Картины Я.Вермеера»),

- терминологический диктант (индивидуальное предварительное задание).  Беляков   Д.  Взаимопроверка по критериям.

  2. Выступления-исследования (См.Приложение № 3).

Задание: сильная группа – формулирует основной тезис выступления, основная группа – записывает ключевые слова– готовимся к ГИА.

- «Речевые формы обращения  в электронных сообщениях» - Тужилкина К.,

- «Ошибки? Искажения? Новописания? в электронных формах приветствия и прощания» - Рогожкина Ю.,

- Социальный опрос «Нормативы-ненормативы»-БеловД.-Гранаткин В.

Интернет-участник  Д.С. Лихачев о культуре – видеозапись.

Проверка – поэтапное заслушивание 2-3 записей в рабочих тетрадях.

  3. Аналитическая работа с текстами (раздаточный материал, см. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1)

- «Неряшливость в одежде…» - Д.С.Лихачев.

- «Осторожно, телемозгососы!» - Телеманьяк Донор.

    4. Проверка домашнего задания – личный комментарий к «Правилам этикета в Интернете» (раздаточный материал. См. ПРИЛОЖЕНИЕ № 2) – фронтальный опрос. Обобщающая беседа.

     5. Проект электронного  письма – работа в группах.

Задание: 1 – адресат – ровесник-единомышленник, 2 – ровесник-оппонент, 3 – старший.

Анализ работ: мнение по проблемным вопросам конференции, анализ форм приветствия, обращения, прощания. 

  6. Итоги урока. Рефлексия. Домашнее задание.

Ход урока

До урока звучит аудиозапись «Напиши мне письмо»

  1. Эмоциональное погружение в тему.

(В.Р.Вагнер, слайд презентации № 2, стихи читает ученица)

Чернила непросохшие.

И свечка не потушена. Ее огонь,

Как и огонь любви,

Под сквознячком сомнения

Колышется. Но все же

Стойко светится,

Как маковка церковная,

Вон там, вдали. Березка,

Что та девушка,

Писавшая признание, нежна.

И к солнцу тянется.

Не обожжет? Надеюсь я.

(ВНИМАНИЕ:далее на слова учителя слайды №№ 3-8,В.Р.Вагнер).

УЧИТЕЛЬ: Это «Письмо-признание», рисунок Маши Крыловой, озарено тем же нежным светом, что и адресаты писем на картинах голландского художника 18 века Яна Вермеера. Шесть картин – шесть писем и – вся жизнь, от романтического первого послания до прозаичного отчета мужу о расходах и домашних заботах.

Письма играли огромную роль в жизни людей, формировании отношений. Они были событиями, которые хотелось переживать в одиночестве и тишине, наедине с миром и солнцем.  В них застывала вечность, в них говорила душа. И в письмах, которые вот уже триста лет  читают эти женщины, -  и наши истории, наши опасения и ожидания.

 Умеете ли вы писать письма? Этот вопрос еще десять лет назад звучал как анахронизм. Казалось, еще чуть-чуть,  и письмо, почта станут достоянием истории. Вместо писем – телефоны, мобильники, СМС-ки.

Но письмо возродилось, в другом виде, электронном, – но письмо. И вопрос «Умеете ли вы писать письма?» становится актуальным.

Этическим аспектам культуры электронного письма посвящена наша социально-речевая конференция «Этикет и Интернет». СЛАЙД № 9. ЗАПИШЕМ дату, тип и тему урока.

Электронный мир особый. Хорошо ли вы ориентируетесь в терминологии электронного общения, покажет

терминологический диктант, который подготовил и проведет Дмитрий Беляков.

Аська, веб-форум, интернет-портал, веб-обозреватель, браузер, Живой журнал, френдить, френдлента, спам, сервер, логин, флуд, ирка.

Взаимопроверка.

Задание: составить и записать три СС на каждый способ связи.

2. Выступления-исследования.

- Приступаем к основной задаче нашей встречи.

ВНИМАНИЕ на экран. СЛАЙД № 10.  Прошу познакомиться с темами выступлений. Задание: сильная группа – формулирует основной тезис выступления, основная группа – записывает ключевые слова– готовимся к ГИА.

* «Речевые формы обращения  в электронных сообщениях» - Тужилкина К.  В электронных письмах стирается грань между  устной и письменной речью. Э.П. можно начинать как с приветствия, так и с обращения. Типичные обращения типа «зая», «пуся» не выражают уважения к адресату. Беда в том, что из виртуала они переходят в жизнь. 

* «Ошибки? Искажения? Новописания? в электронных формах приветствия и прощания» - Рогожкина Ю. – виртуальный комментатор  М.Кронгауз, директор института лингвистики РГГУ, автор книги «Русский язык на грани нервного срыва»,СЛАЙД № 11.) Этикет ЭП только формируется. Речевые   клише, искажения – заявка на остроумие, но это банальность. Будем использовать формы, проверенные временем.

- Социальный опрос «Нормативы-ненормативы».  СЛАЙДЫ №№ 12-13.

- В работе нашей конференции участвует человек, которого называли последним настоящим интеллигентом России, совестью эпохи. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев незадолго до смерти встретился со студентами Петербурга. Вот фрагмент этой встречи. ВИДЕОЗАПИСЬ.  Вслушайтесь, запишите тезисы или ключевые слова. Запись звучит всего одну минуту. Основная проблема – падение культуры. Но не безнадежно. Есть опыт преодоления.

Поэтапная фронтальная проверка-прослушивание-редактирование записей.

  3. Аналитическая работа с текстами (раздаточный материал, см.ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

- Дмитрий Сергеевич Лихачев знаком вам по урокам литературы, когда вы в 7 классе читали его «Письма о добром и прекрасном»  (кстати, жанр эпистолярного письма с 17 века становится популярным и в художественной литературе, и в публицистике).

     Работаем с раздаточным материалом. Текст № 1. Вашему вниманию предлагается отрывок из письма о культуре речи. ЧИТАЕМ задания. ЧИТАЕМ текст. ДУМАЕМ.

                Неряшливость как в одежде, так и в речи –   проявление неуважения  к людям, к себе.

               Грубостью, жаргонизмами, жестокостью человек  прикрывает свою слабость.

          По речи можем легко определить, с кем имеем  дело.

- С кем имеем дело, попробуем определить по тексту № 2. Что скажете об авторе? ЧИТАЕМ задание. ЧИТАЕМ текст.

- Выскажитесь об употреблении молодежного сленга в СМИ (вопрос № 3).

4. Проверка домашнего задания – личный комментарий к «Правилам этикета в Интернете» (раздаточный материал, см.ПРИЛОЖЕНИЕ № 2) – фронтальный опрос.

- В ЭП, как и в жизни, от собеседника мы ожидаем уважительного отношения, деликатности, тактичности, вежливости. В противном случае мы чувствуем себя если не оскорбленными, то задетыми за живое. Как не задеть чувства адресата, в каких мелочах может проявиться наша воспитанность или бескультурье, думаю, вам помогло понять знакомство с правилами эпистолярного этикета в интернете (раздаточный материал, домашнее задание), который взят из этой замечательной «Золотой книги этикета». (Рекомендация учителя к прочтению книги)

- Что вы взяли на вооружение? Какие правила стали для вас открытием? Удивили? Какие важны, актуальны?

ПОДВЕДЕМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ИТОГ.

- В чем главная особенность электронного письма как формы речи?

                               В нем сочетается графика письменной речи и

                               непосредственность,  экспрессивность, лексика, синтаксис  устной речи.

- Какие для вас приемлемы, допустимы речевые формы приветствия, обращения, прощания?

                                                     Те, в которых уважение, тактичность.

- Если адресант, автор послания, нарочито груб, использует ненормативы и банальные искажения, что о нем вы подумаете? Продолжите общение?

     5. Проект электронного  письма – работа в группах.

Задание: 1 ряд – адресат – ровесник-единомышленник, 2 ряд – ровесник-оппонент, 3 ряд – старший.

- А мы продолжим совершенствовать наши познания ЭП. От теории к практике. Проектная групповая деятельность.

Анализ работ: мнение по проблемным вопросам конференции, анализ форм приветствия, обращения, прощания. 

  6. Итоги урока. Рефлексия.

- Славно поработали. Прошу высказаться. Что было интересно? Трудно? Познавательно? За что вы себя похвалите? На что нацелите?

  7. Домашнее задание. СЛАЙД № 14.

Сильная группа: составьте высказывание в 100-150 слов о соотношении культуры поведения и культуры речи,

основная группа: самоанализ «Кто я и каков в своих электронных письмах?»

Заключительное слово учителя:

 - Нет, не устарело выражение «Напиши мне письмо, хоть две строчки всего, чтобы я иногда прочитать мог его».

       И пусть в ХХI веке мы не заглядываем в почтовый ящик  на лестничной площадке, но с  нетерпением смотрим на экран монитора, и там открываем почтовый ящик, чтобы прочитать заветные послания души. В письмах наша жизнь, наша душа, это живой огонь, окутывающий незримыми лучами землю.

      «Напиши мне письмо, просто так, для души, напиши».  Трек «Напиши мне письмо» с 1:06 по 1:54

 Раздаточный материал      ТЕКСТ № 1                           Приложение № 1

ЭТИКЕТ И ИНТЕРНЕТ                        

  1. Прочитайте текст. Выделите ключевые слова. Сформулируйте тезисы.
  2. Как соотносятся понятия «культура поведения» и «культура речи»?

Неряшливость в одежде – это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе.

Язык еще в большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе…

Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшливостью в одежде, - распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда простого опасения. Это происходит полусознательно. Я уже не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют презрение к окружающим их явлениям в жизни, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них.

По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов, ведь он уверен, что его слово и так весомо.

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу  и легко можем судить о том, с кем имеем дело.

                                             Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном.

Текст № 2

ЭТИКЕТ И ИНТЕРНЕТ            

  1. Прочитайте фрагмент из статьи популярного молодежного журнала. Определите тему, которой посвящена статья.

Осторожно, ТелеМозгососы!

Why?

Однажды какой-то хитропопый перец решил, что реклама должна не просто убедить лопоухого покупателя купить нужную вещь именно у этой фирмы, а заставить его покупать чаще и больше. Ну и не просто сказать, что данная фирма продаст качественный товар, а забить эту марку ему в подсознание, да поглубже. Получается этакий биоробот: ему только сказали волшебное слово «СУПЕРФИРМА», а у него уже в районе кармана все набухло, и рука сама туда тянется…

          Специальный выпуск журнала «Хакер» № 2(8), 2011,с.46

          Автор: Телеманьяк Донор.  

               

  1. Понятно ли вам содержание статьи? Как вы думаете, почему авторы обратились к молодежному сленгу?
  2. Звучит ли информация, поданная в такой форме, для вас более убедительно? Прокомментируйте свою точку зрения на молодежный сленг вообще и на его употребление в информационных изданиях, художественной литературе, теле- и радиопрограммах, Интернет-пространстве.

                                                                              ПРИЛОЖЕНИЕ 2

РЕЧЕВЫЕ ФОРМЫ ОБРАЩЕНИЯ

В ЭЛЕКТРОННЫХ СООБЩЕНИЯХ

С давних пор мы усвоили, что речь бывает устная и письменная, каждая со своими яркими особенностями. Но, находясь в аське (ICQ), в ЖЖ, посылая е-мейл/и-мейл, мы, безусловно, пишем. Но вот  то, что мы пишем, больше похоже на устную речь.  Похоже, новые технологии разрушают привычные постулаты.

Более того, в интернет-речи есть много всякого нехарактерного для письма, например смайлики. Смайлики ведь соответствуют мимике, а отчасти жестам и интонации, то есть именно компонентам устной речи. Да и сами жанры и стили, встречаемые в интернете, гораздо более естественны для устного общения — дружеский обмен мнениями, перепалка или перебранка, рассказывание анекдотов и их комментирование.

А что происходит  с речевыми формами обращения в электронных сообщениях? Сам вопрос «Как правильно начинать электронное письмо, с обращения или с приветствия?» не имеет категоричного ответа. В начале е-мейла возможно как особое письменное обращение, так и приветствие. Можно начать такое письмо словами: «Уважаемый господин Петров» или «Дорогая Татьяна». Так сегодня порой в письме обращаются к  малознакомым людям. С другой стороны, электронное письмо можно начать и с приветствия, обычно без слов типа уважаемый или дорогой (практически обязательных в эпистолярном жанре): «Здравствуйте, господин Петров» или «Привет, Танюшка». Такое начало характерно как раз для устного общения.

И все же рассмотрим те типичные случаи речевых обращений, что нами выявлены в Интернет-пространстве.

Зачастую можно увидеть множество причудливых «имен»-«закличек», которые дают друг другу пользователи или сами себя называют, подписывая свои послания, в ответе ожидая увидеть  свой логин уже в качестве обращения:….

Эти «имена» совершенно не связаны с реальностью и не отражают никаких личностных качеств именуемого.  Хотя, судите сами, какие качества могут показать такие обращения, как «ЗАЯ», «ПУСЯ»? А кому из моих одноклассников понравится обращение «ПУЖ», «МАЛЬЧИК», «ЗАЙК»?

Считаю, что это несерьезно. Да и неискренне, потому что такие формы обращения не могут являться признаком уважения, серьезного отношения к собеседнику.

Проблема была бы не столь актуальной, если бы не одно но. Подобные выражения из виртуальной дружбы с успехом вливаются в наши повседневные, реальные разговоры. Но в то же время нельзя резко и категорично осуждать эти обращения. Ведь они не являются словесным мусором, как например, непристойные ругательства и мат, что видим в некоторых электронных посланиях.

И все же я бы не хотела в свой адрес прочитать  обращение-пустышку и я бы оскорбилась на обращение-ругательство.

У меня замечательное имя, называйте меня Екатерина.  

                                                                                          ТУЖИЛКИНА ЕКАТЕРИНА

ОШИБКИ? ИСКАЖЕНИЯ? НОВОПИСАНИЯ?

В ЭЛЕКТРОННЫХ ФОРМАХ ПРИВЕТСТВИЯ И ПРОЩАНИЯ

Электронное письмо— жанр довольно разнообразный и очень демократичный. Его этикет формируется на наших глазах и, пожалуй, мы сами его и формируем  на основе уже существующих вариантов. Очевидно,  что развитие этикета электронного письма продолжается, и в дальнейшем будут возникать новые, в том числе игровые, эпатажные элементы.

Именно в электронных письмах появилось смешное и совершенно неправильное приветствие  - ДобрОГО времени суток. Лучше уж было бы — ДобрОЕ время суток. В этом приветствии в игровом ключе проявляется настоящая интернет-вежливость. Пишущий мог использовать для приветствия обозначение «своего времени», то есть времени написания письма, однако из уважения к читающему или даже многим читающим предпочел туманную неизвестность — «время суток».

Самое же интересное в электронной переписке происходит, когда она состоит из целого ряда посланий. В ходе переписки, особенно если она проходит интенсивно, постепенно теряются вежливые слова. Сначала опускаются эпитеты «дорогой» и «уважаемый»: «Вера, я согласна с тем, что ты пишешь, но...»,— а потом и сами обращения: «Ни в коем случае!» Очередные письма прочитываются уже не самостоятельно, а в контексте предыдущих, ведь вся переписка  действительно перед глазами. И это уже жанр беседы или жанр записки, а именно школьных записок, которыми перебрасываются в течение урока многократно.

Если посмотреть на комментарии в Живом журнале, легко заметить, что в них используется некий набор речевых клише — большей частью со значением оценки, зачастую с  намеренными орфографическими искажениями. Например, общепринятое этикетное приветствие «ЗДРАВСТВУЙТЕ». Его можно узнать в таких формах, как: «ЗДОРОВА», «ДАРОВ», «ЗДАРОВКИ». Досадно, что русские слова, имеющие определенный положительный смысл, теряют свое истинное назначение. Ведь слово»ЗДРАВСТВУЙТЕ» с давних времен означало «ЗДОРОВЬЯ ЖЕЛАТЬ», «БУДЬТЕ ЗДОРОВЫМИ», «ЖИВИТЕ-НЕ БОЛЕЙТЕ». А в современном обличье оно скорее напоминает кальку на звук грохочущего монтажного крана.

А как досталось в интернете самому «ПРИВЕТУ»! Эта форма приветствия претерпела больше всего издевательств над собой. Читаем: «ПРИВА», «ПРИФКИ», «ПРЮВЕД», «ПРЕВЕД», «ПРИВЕД МЕДВЕД». Позвольте привести мнение о значении слова «ПРИВЕТ» Максима Кронгауза.

Директор Института лингвистики РГГУ Максим Кронгауз говорит: «Очень важна приставка при- «при-вет», которая в данном случае выполняет семантическую функцию доброго слова. Приставка при как бы приближает собеседника, сближает их. Это ощущение близости можно продемонстрировать  другими словами с приставкой при-, например, при-ласкать», И в глаголе с этим корнем  мы это тоже чувствуем: приветить кого-то, привечать – приближать к себе с помощью слова. Само слово «привет» как бы означает «доброе слово», добрую весть. Но очень важно напомнить, что, конечно, мы, приветствуя друг друга, далеко не всегда осознаем, что лежит в основе этих слов. За многие-многие годы эти слова,  эти смыслы истерлись. Остались только знаки, которые мы произносим при встрече, хотя в основе любого этикетного слова лежит какое-то значимое слово. Но это значение стирается многочисленными этикетными употреблениями.  

Как формы приветствия используются искаженные  иностранные слова: хэй, хай, бони, бонжур.

Хотелось бы разобраться в этикетных формах прощания.

Привычное «ДО СВИДАНИЯ» в сети редко где увидишь. И взрослые, и  подростки используют его очень редко. Но с другой стороны, этому слову повезло больше всех, его практически не покалечили. А вот со словом «ПОКА» чуть ли не драматическая история. Быть или не быть «ПОКА»? Что означает это слово при прощании? Выслушаем точку зрения ученого.

Максим Кронгауз: «К сожалению, не могу дать никакого ответа. Я бы сказал, что это просто неизвестно, хотя это слово появилось сравнительно недавно. Я думаю, что многие еще помнят споры о том, надо ли говорить это слово. Лет тридцать назад считалось, говорить «пока» неприлично, что это просторечная и даже вульгарная форма. Но сейчас это настолько вошло в обиход! Независимо от воспитания и образования, все используют это слово. Пример такого загадочного слова «пока» - это пример как раз того, как все-таки меняется норма, как мы вынуждены считаться с новой нормой. Только редкий снобизм позволяет говорить о том, что «пока» недопустимо. Все-таки это форма победившая. Но должен сказать, что вообще, бывают очень любопытные приветствия, которые не всегда легко объяснить. Например, глагол «быть» используется в качестве прощания: «Ну, бывай!», или более разговорная форма: «Ну, будь!».

ЮЛЯ:   Пока ученые спорят о речевых явлениях, слово «ПОКА» победно шагает по интернету, одеваясь в карнавальные костюмы «ПАКЕДОВО», «ПОК», «СПОК». Как форма прощания зафиксирован американизм «БАЙ-БАЙ» и его усеченная форма «bb», наречие «СЧАСТЛИВО» (может, и «ПОКА» тоже бывшее наречие?).

       Частотны формы родительного падежа: «Счастливого пути!», «Удачи!», «Счастья вам!», «Всего доброго!»,  которые с опущенным глаголом «ЖЕЛАЮ»  традиционно в русском языке используются как пожелание-прощание.

         Стоит заметить, что далеко не все деятели интернета употребляют искаженные с точки зрения орфографии выражения, и даже среди создателей жаргона ведутся дискуссии о правильных и неправильных словах. Скажем, на некоторых сайтах превед был подвергнут остракизму. Специфика этого сленга заключается в его агрессивности,  распространении в первую очередь в разговорной речи, да и в письменной вне интернета тоже (например, в некоторых СМИ).

 Подводя итог, я попытаюсь сделать прогноз.  По существу, каждое очередное искажение – заявка на новизну, эпатажность, словесную игру; но постоянное употребление таких новописаний стирает остроумие и веселость, превращается в банальность. Мне кажется, что особых перспектив развития у этой лингвистической игры нет, уже сейчас новые появляются достаточно редко. С другой стороны, нет оснований считать, что все эти слова вот-вот исчезнут. Короче говоря, долгие лета медведу, преведу и иже с ними! И пусть они напоминают нам о лингвистических играх раннего периода развития интернета. А всегда модными будут слова добрые, проверенные временем и этикетом.

Благодарю за внимание. Всего доброго. Удачи!

КОММЕНТАРИЙ К СТАТИСТИКЕ ОПРОСА

За две недели наш сайт посетили 1360 человек, из них более активными были представители мужского пола, и в основном молодые люди. Эти факторы надо учитывать при восприятии результатов.

50% оставивших свои ответы на первый вопрос «Используете ли вы нецензурные выражения в социальных сетях?» признались ответом «да», но и процент редко, случайно употребляющих велик – 33,3.

К употреблению в СМИ нецензурной речи безразличны почти половина опрошенных – почти 43%, а полярные позиции -  поровну.

Пожалуй, не совсем честно ответили о соблюдении правописания, вариант «НЕТ» не выбрал никто. Утешает, что 43% пытаются писать грамотно.  

А вот 50 на 50 в вопросе о коротких фразах и сленге в социальных сетях.

Аналогичная картина и с правилами этикета. 13 человек, думаю, прикольнулись, спросили «Что это?».

Так что «великий, могучий» в сетях пусть и не процветает, но и умирать не собирается.

                                                                                                                                    Приложение 3                

ЭТИКЕТ И ИНТЕРНЕТ

Несколько важных правил эпистолярного этикета в Интернете

     1. Ответить на полученное письмо нужно как можно быстрее – не позднее чем через 5-7 дней после получения. Письмо начинайте с обращения: «Уважаемые…», «Здравствуй, …», «Добрый день…, «Дорогой…», «Милый…».

     2. Близкому человеку можно писать в тех выражениях, в каких вы привыкли с ним говорить. Человеку малознакомому лучше писать сдержанно.

    3. Закончите письмо пожеланием здоровья, успехов или выражениями «Счастливо!», «Всего доброго!».  

  1. Если вы случайно забыли написать о чем-то, можете добавить это уже после подписи, по
    ставив две латинские буквы P.S., что означает post scriptum — «после написанного».
  2. Никогда не употребляйте шаблонных, безвкусных выражений: «Лети с приветом — вер-
    нись с ответом», «Жду ответа, как соловей лета», «Найдете ошибку — примите за улыбку». Если
    хотите пошутить — шутите, если хотите что-то сказать — скажите свое, простое, а не чужое,
    пустое и вычурное.
  3. В электронной переписке эмоции пишущего могут быть выражены специальными значками —
    «смайликами». Смысл смайликов — разнообразный. Вот некоторые из самых распространенных
    смайликов:

: -) — довольная улыбка. Отличное настроение или смешная фраза,

: -(— грустно, уныние,

: ––  –– сарказм, насмешка,

:  ––––резкая или злая насмешка, иногда на

грани оскорбления,

: -Е — огрызнуться, оскалиться, показать зубы,

: -]  — глупая, тупая улыбка,

: -I — нерешительность или озадаченность,

: -\ — нерешительность или сильное удивление,

: -Р — показать язык,

: -*    — поцелуй,

: -0 или: -( )  — открыть рот от удивления,

: *)  — пишущий пьян,

: -) — улыбка с подмигиванием. Вариант: «Не обижайся, это шутка»,

8-) — вытаращить глаза. Часто употребляется в варианте 8—0,

%) — после восемнадцати часов сидения за компьютером,            

-) — глаза закрыты. (Вариант: китаец.)

Список смайликов можно продолжить. Те, что представлены, — наиболее часто употребляются...» («Этикет, путешествия, бизнес», 2001).

Основные правила поведения в сети Интернет

Общение посредством электронной почты

«Работа в глобальных электронных сетях богата подводными камнями общения ничуть не менее, чем реальная (невиртуальная) жизнь; сетевая жизнь в этом отношении даже коварней, поскольку, когда мы используем компьютерную связь, перед нами нет лица собеседника, есть только экран монитора. Нет эмоций, нет мимики, жестов — одни слова, текст, только что набранный на клавиатуре. В этой ситуации важно не забыть, что собеседник — не скоростной компьютер, а вполне реальный человек со своими взглядами.

В онлайновом (сетевом) общении очень легко неправильно истолковать слова оппонента и неправильно отреагировать. В этой ситуации очень помогает следовать древнему принципу, согласно которому с другими нужно поступать так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, важно уметь почувствовать себя на месте другого человека. Общение в Сети безлично и часто провоцирует людей, обменивающихся сообщениями по электронной почте или в телеконференциях, вести себя неадекватно, так, как они никогда не стали бы поступать в обычной жизни. И здесь нужно вспомнить другой принцип этикета — ваше сообщение читают живые люди. Прежде чем что-либо написать, необходимо взвесить ситуацию и решить: реально ли сказать тот же текст данному человеку при личной встрече? После этой процедуры многие очень часто перечитывают свое письмо и пишут его иначе. Нужно быть уверенным в том, что эти слова легко будет повторить при возможной личной встрече, — сообщается в книге «Энциклопедия этикета», вышедшей в издательстве РИПОЛ КЛАССИК. — В обычной жизни большинство людей — законопослушные граждане в силу воспитания или же знают, что за хулиганство могут наказать.

В киберпространстве вероятность быть схваченным за руку несколько меньше. Но этот факт вовсе не говорит о полной анархичности электронных сетей, где не нужно думать об этичности поступков.

Законы реального мира нередко распространяются и на сеть, поэтому логичнее всего соизмерять свое поведение в Интернете со своим повседневным поведением.

Не стоит рассчитывать, что на все вопросы будут даны немедленные ответы, или считать, что все непременно будут согласны с любым предложенным положением. Для людей, с которыми происходит общение, время на линии — деньги, которые надо платить провайдеру (провайдер — организация, обеспечивающая доступ в Интернет).

Поэтому необходимо быть кратким и писать исключительно по сути — читать пространные послания никто обычно не хочет. Электронную почту не посылают кому попало, особенно незнакомым людям.

Если возникают трудности с настройкой программы, то письмо лучше не посылать, поскольку неправильная кодировка текста может вызвать недовольство пользователя-адресата.

Следует помнить, что безграмотные письма с массой ошибок обычно вызывают раздражение. Если автор письма не вполне разбирается в вопросах «правильнописания» — ему рекомендуется проверять текст на ошибки посредством специальных программ.

Важно не забывать, что чтение чужой электронной почты или отправление сообщения от чужого имени вполне можно сравнить с копанием в чужих вещах. К сожалению, очень многие не понимают этого, пока не оказываются в положении жертвы. В сети нужно уважать личную жизнь окружающих пользователей.

   Не стоит посылать электронную почту незнакомым людям, особенно не рекомендуется отправлять рекламу своих товаров или услуг десяткам адресатов — за такой «почтовый мусор» (так называемый спам) пользователю может грозить отключение от сети.

При посещении популярных файловых серверов стоит помнить о существовании других пользователей архива; в то время как один человек бесцельно листает списки файлов, другие видят лишь сообщение «Server to busy», свидетельствующее о том, что система перегружена.

Некоторые люди в сетевом мире имеют большие возможности влиять на происходящие события. Это модераторы (организаторы) телеконференций, системные администраторы и прочие непосредственные организаторы процесса.

Зная больше других, имея больший контроль над происходящим, нельзя использовать свои знания во вред. К примеру, системный администратор может, но никогда не должен читать чужую электронную почту.

Нормой сетевого этикета является снисхождение к некоторым неуклюжим действиям новичков.

Если человек совершил небольшую ошибку, можно промолчать. Знание этикета не обязывает учить всех вести себя правильно. Если существует реальная необходимость проинформировать кого-то о допущенной ошибке — сделать это нужно как можно вежливее.

При создании собственной домашней страницы («Home page») нужно предоставлять определенные удобства для ее посетителей: избыток многокилобайтных изображений приведет к тому, что многие просто не станут дожидаться, пока страница загрузится полностью, и отправятся на поиск более интересных узлов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила безопасности и этикета в Интернете

Задачи: Показать родителям важность и значимость проблемы формирования сетевого этикета у подростка.  Рассказать родителям о правилах общения в Интернете. Ознакомить родителей с источниками инфор...

Проблемы социально-речевой адаптации выпускников школы Vида

Обучение и воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи в системе специального образования показало, что не все стороны речевой деятельности одинаково успешно поддаются коррекции и, что не мало важно,...

Презентация к уроку "Этикет и Интернет"

Презентация включает подборку живописных работ Я.Вермейера, данные соцопроса по проблеме урока....

Правила безопасности и этикета в Интернете для подростка.

Правила безопасности и поведения подростка в сети Интернет. Классное родительское собрание....

Родительское собрание в 9 классе «Правила безопасности и этикета в Интернете для подростка»

Родительское собрание в 9 классе«Правила безопасности и этикета в  Интернете для подростка»...

ДОКЛАД по теме «Социально – речевое развитие учащихся со сложной структурой дефекта»

Доклад к выступлению на меотдическом объединении службы коррекциооного сопровождения. Содержит сборник игр, направленных на формирование социально-речевыхнавыков у детей с нарушением интеллекта....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ И ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ НА ТЕМУ: «ПОМОЖЕМ ЗВЕРЮШКАМ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЗИМЕ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ И ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ НА ТЕМУ: «ПОМОЖЕМ ЗВЕРЮШКАМ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЗИМЕ»(с детьми старшей группы)....