Проблемы социально-речевой адаптации выпускников школы Vида
учебно-методический материал по теме

Дугина Ольга Вячеславовна

Обучение и воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи в системе специального образования показало, что не все стороны речевой деятельности одинаково успешно поддаются коррекции и, что не мало важно, им уделяется должное внимание при составлении индивидуальных речевых маршрутов уч-ся и планировании логопедических занятий.Так, выпускники школы испытывают значительные трудности в формировании основ коммуникативной культуры, страдают отсутствием мотивации и произвольности. Комфортная речевая среда, благоприятные условия,созданные в школе для детей с ТНР на уроках и во вне урочное время, а также толерантное отношение родителей к проявлениям речевого нарушения ребенка позволяет уч-ся избежать дефицита коммуникативного общения. Однако, современное общество предъявляет значительно большие требования,нежели привычная речевая среда. В статье представлен обзор результатов анкетирования выпускников школы для детей с ТНР на предмет оценки ими их коммуникативных возможностей.Полученные данные могут быть использованы всеми участниками педагогического процесса(учителями-логопедами, родителями, воспитателями ГПД, школьными психологами) для модернизации существующих учебных программ и улучшения качества коррекционно-развивающей работы в условиях специального обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_socialno.docx16.99 КБ

Предварительный просмотр:

«Проблемы социально-речевой адаптации обучающихся выпускников школы V вида»

  Учитель-логопед ГОУ СКОШ V вида№573 Дугина О.В.            

Образование, являясь ведущим началом социализации, должно обеспечить позитивную социокультурную адаптацию школьников путем формирования  базовой культуры личности, а следовательно, и культурного общения. Одним из основных компонентов которой является культура речевого и невербального общения.

Особую значимость в аспекте социального взаимодействия приобретает проблема формирования у старшеклассников с ТНР основ коммуникативной культуры или базовой коммуникативной культуры, которая характеризуется не только владением вербальными и невербальными средствами общения, но и соблюдением социальных норм речевой коммуникации, правил коммуникативного поведения.

Обучение и воспитание детей с тяжелым нарушением речи в системе специального образования показывает, что проблемы, связанные с формированием основ коммуникативной культуры уч-ся, являются выраженными не только в младших классах, но и в старших классах, в т. ч. и выпускных классах специальной школы V вида. Это связано с тем, что учителя-логопеды своей приоритетной задачей считают коррекцию нарушений устной и письменной речи, не уделяя при этом должного внимания развитию и совершенствованию коммуникативной культуры старшеклассников с ТНР, а также практически отсутствует взаимосвязь в работе учителя-логопеда и психолога школы, который мог бы оказать профессиональную помощь и поддержку старшеклассникам с проблемами коммуникативного развития.

Наличие речевой патологии и ее вторичных последствий не может не отразиться на коммуникативной культуре старшеклассников с ТНР. Для старшеклассников с речевой патологией процесс формирования коммуникативной культуры осложняется еще и недостаточным уровнем сформированности высших психических функций и наличием индивидуально-психологических особенностей, затрудняющих процессы общения и межличностного взаимодействия старшеклассников с ТНР.

Так, среди выпускников школы для детей с тяжелыми нарушениями речи, имеющих системное нарушение речи, была проведена диагностика оценки учащимися их коммуникативной деятельности. Диагностика  представляет собой анкету из 20 утверждений, касающихся оценки голосовых возможностей уч-ся, общей выразительности речи, а также оценки  собственной речевой коммуникации и предполагает три варианта ответа: «да», « нет», « иногда». Все вопросы анкеты условно можно отнести к нескольким направлениям:

* I Оценка выразительности и правильности голосовых и речевых возможностей

* II Оценка коммуникативного взаимодействия со сверстниками и учителями

* III Оценка коммуникативной деятельности уч-ся с ТНР родителями

* IV Оценка коммуникативного взаимодействия с малознакомыми сверстниками и взрослыми.

                             Анализ ответов уч-ся выявил следующие тенденции:

  1. Вне зависимости от тяжести речевого нарушения абсолютному большинству уч-ся(88%) нравится собственный голос, им легко его контролировать (69%), а также устная речь оценивается респондентами  как более легкая и успешная форма речевого взаимодействия( 56%) уч-ся.
  2. Большинство уч-ся(69%) оценивают собственную речь как правильную и выразительную, приятную для слушателей.
  3.  56% уч-ся не испытывают трудности в умении говорить долго и много
  4.  69 % уч-ся показали, что их речь иногда не позволяет им общаться также хорошо, как и товарищам
  5. Трудно разговаривать с учителями на разные темы оказалось 44 % уч-ся
  6.  50% уч-ся   легче отвечать на вопросы учителей, чем рассказывать самим; 63 % уч-ся затрудняются  активно отвечать на уроках и 56 %  иногда могут исправить ответ своего одноклассника
  7. Большинство уч-ся( 69%) не выкрикивают ответ с места,  если их не спрашивают
  8. Абсолютное большинство родителей детей с ТНР понимают и исправляют речь детей(94%)
  9. Не согласились с утверждением о том, что в семье они больше молчат, чем говорят 50 % уч-ся
  10. В оценке коммуникативного взаимодействия с малознакомыми сверстниками и взрослыми уч-ся были, на наш взгляд, наиболее объективны.  Оказалось, что 44% уч-ся не легко  поддержать разговор с малознакомыми сверстниками  , а 50% могут лишь иногда поддержать разговор с малознакомыми взрослыми.

  1. Способность к общению зависит во многом от склада характера, типологических свойств личности, а также, что не менее важно от критического отношения к собственному речевому нарушению.  Гиперактивные, импульсивные уч-ся, вопреки тяжести речевого нарушения, демонстрируют явно завышенную самооценку, и, наоборот, робкие, зажатые, стеснительные страдают  заниженной самооценкой, иногда не имеющей ничего общего с реальной картиной речевого нарушения.
  2. Комфортная речевая среда, благоприятные условия, созданные в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи на уроках и во в  неурочное время, а  также толерантное отношение родителей к проявляемым речевым нарушениям ребенка позволяют уч-ся избежать дефицита коммуникативного общения
  3. Все участники педагогического воздействия: учителя, школьные психологи, учителя-логопеды, воспитатели ГПД, родители должны объединить свои усилия и обеспечить уч-ся школы V вида организацию «жизненного коммуникативного пространства» в УВП, позволяющую им успешно реализовывать свои социально-речевые умения и навыки и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "Проблемы социальной реабилитации и адаптации выпускников специальной(коррекционной) школы VIII вида". х)

Цель : показать проблемы ребилитации и адаптации выпускников специальной(коррекционной) школы VIII вида. ...

Проблемы социально-трудовой адаптации выпускников детского дома

Воспитанники детских домов имеют поверхностное, идеализированное представление о той или иной профессии. Часто их суждения основываются на внешних атрибутах, количестве ...

Социально-психологические проблемы трудоустройства выпускников Психологическое сопровождение профессионального самоопределения выпускников школ

Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать как  средство индивидуализации и повышения личностного смысла образования. В выпускном класс...

Целевая воспитательная программа по социальной адаптации выпускников ГКОУ "Каргапольская школа-интернат" для учащихся 8-9 классов "В поисках своего призвания" на 2015- 2016уч.г.,2016- 2017 уч.г.

Проблемы социальной адаптации и трудоустройство выпускников коррекционной школы VIII вида свидельствует о том, что многие учащиеся не достаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаютс...

Статья "СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ VIII ВИДА В ПЕРИОД САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ"

Статья посвящена  проблеме социальной адаптации выпускников  школ-интернатов VIII вида. Проблема социализации выпускников с интеллектуальными нарушениями является актуальной на совреме...

Проблема выбора будущей профессии выпускниками школы

Большинство выпускников школы чаще всего не имеет чёткого представления о востребованности выбираемой им профессии, о своих профессиональных наклонностях и поэтому испытывает неуверенно...