Словообразование
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
«Способы словообразования в русском языке»
5 класс
Цели урока:
- Познакомить учащихся со способами образования слов в русском языке.
- Дать понятие «словообразовательный ряд»
- Научить учащихся выполнять словообразовательный разбор.
Задачи урока:
Образовательные:
- уточнить понятия “корень”, “приставка”, “суффикс”, “окончание”, ” основа “;
- дать понятие «словообразовательный ряд»;
- составить совместно с учащимися алгоритм словообразовательного разбора;
- научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
Развивающие:
- развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;
- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
- развивать умение работать с текстом;
- развивать сообразительность, мышление, память.
Воспитательные:
- создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
- воспитывать потребность оценивать свою деятельность.
- воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
- воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
Оборудование:
Медиапроектор, компьютер, экран.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Ребята, начать наш урок я хотела бы со стихотворения С. Острового "Первородство".
К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны...
И когда я слышу:
- Извини меня! -
Это значит:
- Исключи меня из вины!
У слова цвет своего огня.
Свое пространство. Свои рубежи.
И когда я слышу:
- Береги меня!
Это значит:
- Берегами меня окружи!
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:
- Защити меня! -
Это значит:
- Спрячь меня под своим щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть -
Слово тебе сотворит добро.
3. Слайд №1.
Тема урока, план урока, цели и задачи.
Тема: Словообразование как раздел языкознания
План урока:
- Словообразование как раздел науки о языке.
- Состав слова. Морфемный разбор.
- Однокоренные слова.
- «Словообразовательное гнездо», «словообразовательный ряд».
- Словообразовательный разбор.
- Итоги урока.
4. Слайд №2
Словообразование – это раздел науки о языке, изучающий состав слова и способы образования слов.
Слова русского языка состоят из морфем (от греческого morphe – «форма»). Морфема – это минимальная значимая часть слова.
Виды морфем вам уже известны – это приставка, корень, суффикс и окончание. Каждый вид морфем в словах обозначается специальным знаком. Эти знаки вы можете видеть на иллюстрации.
- Слайд №3
Попробуем найти в приведенных ниже словах морфемы, другими словами, выполним морфемный разбор.
МОРЕ
МОРЯК
МОРСКОЙ
ЗАМОРСКИЙ
ПРИМОРЬЕ
Как называются слова с общим корнем?
6. Данные однокоренные слова образовались с помощью различных приставок и суффиксов. Приставки и суффиксы выполняют в русском языке словообразовательную функцию. Но не только приставки и суффиксы могут образовывать новые слова. Существуют и другие способы образования слов. Сегодня мы с ними познакомимся.
7. Слайд №4
Способы образования слов:
- Суффиксальный способ 2. Приставочный способ
Туман – туманный Звучный - созвучный
Туманный – туманность
Белый – белизна Ходить - входить
Белый – белок Ходить - переходить
Белый – белеть Ходить - заходить
Белый – беленький Ходить – выходить
3. Приставочно - суффиксальный
Подорожник, приземлить
- Сложение
А) сложение слов
Школа – интернат диван – кровать
Б) сложение основ с помощью соединительных гласных О и Е
Лесостепь пешеход
В) сложение начальных букв слов
МГУ вуз
Г) сложение начальной части слова с целым словом
Стенгазета полдыни
- Образование слов из словосочетаний
Железная дорога – железнодорожный
Английский и русский - англо-русский
Левый берег – левобережный
Научный и технический – научно-технический
- Переход из одной части речи в другую
Больной ребенок уснул – Больной уснул.
8. Слайд №5
Распределите данные слова на группы в зависимости от способа словообразования:
Приставить, писатель, ракетчик, стенгазета, подрасти, пароход.
9. Слайд №6
От данных существительных образуйте родственные слова суффиксальным способом. Запишите слова, обозначив суффикс.
Интерес, учеба, гигант, стихия.
10. При словообразовании образуются гнезда родственных слов, которые можно расположить с учетом последовательности их образования.
Так, от существительного ОБИДА образуется прилагательное ОБИДНЫЙ с помощью суффикса -Н-. От слова ОБИДНЫЙ с помощью приставки –БЕЗ- можно образовать прилагательное БЕЗОБИДНЫЙ. Этот ряд можно записать, используя стрелки:
11. Слайд №7
обида – обидный – безобидность
12 Написание слов часто зависит от того, от каких слов и каким способом слова образованы. Поэтому важно уметь выполнять словообразовательный разбор.
Откройте учебник на странице 226. Рассмотрите опорный материал «Порядок действий при словообразовательном разборе».
13. Слайд №8
Используя порядок действий, показанный в опорном материале, произведите словообразовательный разбор слов.
Рассмотреть, рассвет, счетчик, осенний.
Подведение итогов урока
Итак, наш урок подходит к концу.
Давайте подведем итоги, ответив на такие вопросы:
- Что изучает словообразование?
- О каких способах образования слов вы узнали сегодня?
- Что мы называем словообразовательным рядом?
Домашнее задание
Параграф 47 – способы словообразования, словообразовательный ряд.
Упражнение 714. Объяснение задания.
Выставление оценок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
элективный курс по русскому языку в 9 классе "секреты русского словообразования"
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты русского словообразования» для 9 класса составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: о...
конспект урока по теме "Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования"
Цели урока:познавательные :· формировать представление о словообразовании как разделе лингвистики, о различиях морфемики и словообразования;·...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЮ, ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО- ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ, РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЮ, ФОРМИР
Перспективный план по лексическим темам старшая логопедическая группа ОНР....
Урок русского языка в 5 классе. Тема: Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования.
Урок разработан и проведен учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»Цель: 1) дать представление о словообразовании как разделе линг...
Контрольное тестирование в 6 классе по теме "Словообразование. Основные способы словообразования"
Тест включает на сложные задания, но важные для усвоения темы....
Словообразование наречий. Словообразовательный разбор наречий. Урок-практикум по теме «Словообразование наречий»
Маршрутный лист дистанционного урока...
Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.
Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования....