Рабочая программа по учебному курсу "Письмо и развитие речи"
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме

Шуфаева Ольга Сахиповна

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида составлена в соответствии с программой В.В.Воронковой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_r._yaz.5_klass_2.doc272.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   специальное  (коррекционное) образовательное  учреждение

для  обучающихся,  воспитанников  с  ограниченными  возможностями  здоровья

« Специальная  (коррекционная)  общеобразовательная  школа-интернат VIII вида»

Рассмотрено                                             Согласовано                                                               Утверждено                        

на  заседании  МО                                    заместитель  директора                                         директор  школы

учителей старших классов                               по  УВР                                                                          ___________

Протокол  № ____                                    __________                                    

 от «____» ____________201 г.

                                                                   

                                                                  «____» ____________201  г                                                                                                                                                

                                                                 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по учебному курсу

«Письмо и развитие речи»

5 класс

Cоставила: Шуфаева Ольга Сахиповна, учитель

                       2 квалификационной категории

г. Чернушка

        

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида составлена в соответствии с программой В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы» ( Сборник 1. М., «Владос», 2000) и учебника «Русский язык 5 класс» СКОУ VIII вида ( авторы – Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская, М., «Просвещение», 2008)

Рабочая программа рассчитана на  5 часов в неделю, 170  часов в год.

Цель: развивать устную и письменную речь учащихся, формировать орфографические и пунктуационные навыки.

Задачи:

1. Развивать  умения писать под диктовку текст с изученными орфограммами.

2. Развивать  умения делить текст на предложения.

3. Формировать умения выделять тему текста, участвовать в обсуждении основной мысли.

4. Развивать умения подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу.

5. Формировать умение решать орфографические задачи.

Содержание школьного курса русского языка в V—IX классах.

Грамматика и правописание. В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

Звуки и буквы. В 5—9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при атом уделяется фонетическому разбору.

Слово. С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказывании во 2—4 классах. Подготовительные упражнения - ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 5-9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.

В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).

Графические навыки у учащихся формируются главным образом во 2—4 классах, хотя внимание к четкому и аккуратному имеет  место и в старших классах.

II. Содержание учебного материала

Повторение (17 ч.)

Предложение (8 ч.)

Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.

Звуки и буквы (9 ч.)

Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я, Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Алфавит.

Слово

Состав слова (27 ч.)Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.

Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.

Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

Правописание приставок, приставка и предлог.

Разделительный Ъ.

Части речи (6 ч.) Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.

Имя существительное (82 ч.)Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.

Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное число).

Род имен существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род).

Мягкий знак (Ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож).

Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам.

Понятие о 1, 2, 3-м склонениях существительных.

Первое склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения. Окончания -ы, -и в родительном падеже (из комнаты, из деревни), окончание  в дательном и предложном падежах (к деревне, в деревне), окончания -ей, -ой в творительном падеже (за деревней, за страной).

Второе склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных   2-го склонения. Окончания -а,-я в родительном падеже (с озера, с поля), окончания -у, -ю в дательном падеже (к огороду, к морю),   в предложном падеже (в городе, в море), окончания -ом, -ем в творительном падеже (за полем, за деревом).

Третье склонение имен существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения. Окончание  в родительном, дательном и предложном падежах (с лошади, к лошади, на лошади). Окончание -ью в творительном падеже (сиренью).

Упражнения в правописании падежных окончаниях имен существительных 1, 2, 3-го склонения. Упражнения в одновременном склонении имен существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга).

Предложение (22 ч.)

Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные.

Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены предложения. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.

Связная речь (7 ч.)

Заполнение дневника учащимися.

Работа с деформированным текстом.

Изложение по предложенному учителем плану (примерная тематика: из жизни животных, школьные дела, поступки учащихся).

Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений.

Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем (примерная тематика: жизнь класса, школы, проведение каникул, игры зимой).

Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям.

Повторение пройденного за год (9 ч.)

III. Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;

подбирать группы родственных слов (несложные случаи);

проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова;

обозначать мягкость согласных буквой ь;

разбирать слово по составу; выделять имя существительное как часть речи;

строить простое распространенное предложение;

связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя)

пользоваться словарем.

Учащиеся должны знать:

алфавит;

способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова).

IV. Учебно-методическое обеспечение

  1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных  учреждений. VIII вида. 5 – 9 классы\ под ред. В.В.Воронковой \Сборник 1 .-  М.: ВЛАДОС, 2000
  2. Рабочие тетради по русскому языку 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида \ Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская.- М.: Просвещение, 2004 г. №2 (Имя существительное).
  3. Русский язык и чтение. 5 -7 класс: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения \ М.Е.Прокопьенко . –Волгоград: Учитель, 2009 . – серия «Коррекционное обучение»
  4. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе: Учеб.пособие для студентов дефектологов \Аксенова А.К . – М.: Просвещение, 1994
  5. Учебник «Русский язык 5 класс»\Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. – М., Просвещение, 2008

Словари:

  1. Словарь русского языка \ под ред. С.И.Ожегова.- М., 2009 г.

V. Календарно-тематическое планирование

1 четверть – 45 часов

Номер

урока

                    Темы уроков

Кол-во часов

Развитие речи

Дата

Примечание

Повторение.

Предложение.

17

8

1-2

Предложение как единица речи

2

Составление предложений на заданную тему

3

Связь слов в предложении

1

Тема текста. Заглавие. Составление предложений на тему «Ранняя осень»

  4

Главные и второстепенные члены предложения. Сказуемое.



1

Вставить в текст пропущенные сказуемые.

Составление предложений на тему «Неожиданная история»

5

Подлежащее


        

1

Постановка вопроса к подлежащему. Дополнения предложений подлежащими.

6

Второстепенные члены предложения

1

Определение темы текста. Выборочное списывание

  7

Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения

1

Составление вопросов к тексту упр. 26

8

Обобщающие упражнения по теме «Предложение»

1

Составление рассказа по серии картинок, по вопросам. Составление устного связного высказывания

 

Звуки и буквы

9

 9

Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки

 

1

Составление предложений на тему «В метро»

10

Согласные твердые и мягкие

1

Ответы на вопросы

11

Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё , и, ю, я

1

Составление рассказа упр. 42

 12

Разделительный мягкий  знак

1

Восстановление текста стихотворения упр. 44

  13

Звонкие и глухие согласные

1

Работа с текстом. Заглавие и основная мысль

 14

Гласные ударные и безударные. Правописание безударных гласных

1

Составление предложений. Ответы на вопросы упр. 54

 15

Упражнения на закрепление

1

 Составление устного диалога на тему «Осень» (разговор осени с детьми).

 16

Контрольный диктант по итогам повторения

1

 17

Работа над ошибками

1

Слово

Состав слова


27+1


 18

Состав слова. Корень и однокоренные слова

1

Составление предложений по опорным словам

 19

Образование однокоренных слов

1

Составление рассказа по плану упр. 65

 20

Окончание

1

Составление предложений по рисунку упр. 69

 21-22

Приставка

2

Составления рассказа по серии картинок. Озаглавливание

 23

Суффикс

1

Вставить пропущенные слова в текст.  Разбор слова по составу.

 24

Образование слов с помощью приставок и суффиксов.

1

Игра «собери слово» упр. 86

 25

Проверочная работа по теме «Однокоренные слова»

1

 26-27

Правописание безударных гласных в корне слова

2

Вставить слова в предложение. Подбор проверочных слов.

 28

Непроверяемые безударные гласные

1

Составление предложений. Ответы на вопросы.

 29

Непроверяемые безуд. гласные .Сам.работа

1

Составление сказки     по вопросам упр. 103

 30

Правописание звонких и глухих согласных

1

Выборочное списывание

 31-32

Правописание непроизносимых согласных

2

Письменные ответы на вопросы

 33-35

Непроверяемые гласные и согласные в корне слова

3

В пословицы вставить пропущенные слова.

Подбор однокоренных слов.

Составление словосочетаний

  36-37

Правописание приставок и предлогов

2

Придумать сказку по данному началу

  38-39

Буква ъ знак после приставок

2

Восстановление текста по опорным словам

  40-41

Упражнения на закрепление

2

Составление предложений с данными словами.

42

Р.Р. Деловое письмо: записка

1

Составление текста

43

Контрольные вопросы и задания

1

 44

Контрольный диктант за I четверть

1

  45

Работа над ошибками

1

                                             

2 четверть – 35 часов

Номер

урока

                   Темы уроков

Кол-во

часов

Развитие речи

Дата

Примечание

Части речи

6

46

Общее понятие о частях речи

1

Закончить предложение данными словами

47-48

Различие частей речи по вопросам и значению

2

Ответить на вопросы, используя рисунки.

49

Упражнения в постановке вопроса к словам, относящимся к различным частям речи.

1

Распространить текст прилагательными

50

Практические упражнения в различии частей речи по значению и вопросам

1

Составление предложений на тему «Зима стучится»

51

Контрольные вопросы и задания

1

Имя существительное

82+5

52

Имя существительное. Понятие об имени существительном

1

Составление предложений. Замена глаголов и прилагательных существительными

53-54

Имена сущ. одуш. и неодушевленные.

2

Работа с иллюстрацией. Составление небольшого рассказа по ней.

55-56

Собственные и нарицательные им. сущ.

2

Работа с иллюстрацией. Составление небольшого текста,

57-59

Изменение имен существительных по числам

3

Составление предложений с данными словами. Изменение числа слов, данных в предложении.

60

Р.р. Деловое письмо: адрес на конверте

1

61

Род имен существительных

1

Составление предложений на тему «Моя деревня».

Работа с деформированным текстом.

62

Различие женского и мужского рода

1

Составление диалога

63

Существительные среднего рода

1

Текст. Расположение частей текста последовательно упр. 194

64-65

Правописание им.сущ. с шипящей на конце

мужского и женского рода

2

Подбор к существительным прилагательных.

Восстановление текста по опорным словам

66-67

Упражнения на закрепление

2

Составление рассказа по вопросам

68

Контрольные вопросы и задания

1

69

Изменение имен существительных по падежам

1

Устный пересказ текста

70

Упражнения в определении падежей существительных по вопросам.

1

71

Именительный падеж

1

Текст. Составление предложений, опираясь на рисунок

72

Родительный падеж

1

Составление словосочетаний

73

Дательный падеж

1

Составление предложений

74

Винительный падеж

1

Составление предложений

75

Творительный падеж

1

Пересказать текст, опираясь на выписанные словосочетания.

76

Предложный падеж

1

Текст. Заглавие и основная мысль

77-78

Упражнения на закрепление

2

Распространение предложений существительными

79

Контрольный диктант за 2 четверть

1

80

Работа над ошибками

1

                                     

3 четверть – 50 часов

Номер

урока

                    Темы уроков

Кол-во часов

Развитие речи

Дата

Примечание

81

Три склонения имен существительных

1

Составление предложений

82

1 склонение имен сущ.

1

Составление текста

83

2 склонение имен сущ.

1

Составление словосочетаний и предложений с данными словами

84

3 склонение имен сущ.

1

Используя данные слова составьте предложение на одну из заданных тем

85-86

Практические упражнения в определении склонения существительных

2

Составление рассказа по опорным словам

87

Обобщающий урок по теме «Три склонения имен существительных»

1

Составление словосочетаний, предложений. Объяснение смысла пословиц

88-89

Первое склонение имен существительных в единственном числе

2

Составление предложений с данными словосочетаниями

90

Именительный падеж имен существительных 1-го склонения

1

Составление предложений из данных слов

91-92

Родительный падеж имен существительных 1-го склонения

2

Составление устного рассказа

93-94

Дательный падеж имен существительных 1-го склонения

2

Составление предложений из данных слов

95

Винительный падеж имен существительных 1-го склонения

1

Составление предложений

96-97

Творительный падеж имен существительных 1-го склонения

2

Составление диалога

98-99

Предложный падеж имен существительных 1-го склонения

2

Составление текста, опираясь на рисунки и словосочетания

100

Упражнения в склонении существительных 1-ого склонения с  безударным окончанием

1

Составление рассказа по рисункам. Озаглавливание

101

Обобщение по теме «Падежные окончания существительных 1-ого склонения»

1

102

Р.р. Составление рассказа по вопросам

1

103

Р.р.  Деловое письмо: поздравительная открытка

1

Составление текста

104

Контрольный диктант «Правописание падежных окончаний существительных 1-ого склонения»

1

105

Работа над ошибками

1

106

Второе склонение имен существительных

1

Работа с текстом.

Составление предложений с данными словосочетаниями

107

Именительный падеж имен существительных 2-го склонения

1

Составление предложений по рисункам

108-109

Родительный падеж имен существительных 2-го склонения

2

Восстановить последовательность частей текста

110-111

Дательный падеж имен существительных 2-го склонения

2

Составление словосочетаний

112-113

Винительный падеж имен существительных 2-го склонения

2

Работа с текстом

114-115

Творительный падеж имен существительных

2

Составление словосочетаний и предложений с данными слова

116-117

Предложный падеж имен существительных 2-го склонения

2

Составление предложений из слов

118-119

Упражнения на закрепление

2

Составление рассказа, используя словосочетания

120

Р.р. Деловое письмо: письмо

1

Составление текста

121

Обобщение по теме «Падежные окончания существительных 2-ого склонения»

1

122

Проверочный диктант «Правописание падежных окончаний существительных 2 склонения»

1

123

Работа над ошибками

1

124

Третье склонение имен существительных в единственном числе

1

Письменные ответы на вопросы

125

Именительный падеж имен существительных 3-го склонения

1

Работа с текстом

126-128

Родительный, дательный и предложный падежи имен существительных 3-го склонения

3

Ответы на вопросы по тексту

129

Контрольный диктант за 3 четверть

1

130

Работа над ошибками

1

                                                 

4 четверть – 40 часов

Номер

урока

Тема уроков

Кол-во часов

Развитие речи

Дата

Примечание

131-132

Винительный падеж имен существительных

2

Расположить части текста в нужной последовательности

133-134

Творительный падеж имен существительных 3-го склонения

2

Пересказать текст по опорным словам

135

Обобщение по теме «Правописание окончаний существительных 3 склонения ед. числа»

1

Дописать текст по данному началу

136

Упражнения в определении склонения имён существительных.

1

Упражнения в определении склонения имён существительных.

137

Р.р. Составление рассказа по репродукции картины А.Н.Комарова «Наводнение»

1

Коллективное составление плана и отбор опорных слов

и словосочетаний.

Составление предложений

138

Контрольные вопросы и задания

1


139

Предложение

Предложение. Главные члены предложения

22

1


Распространение предложений

140

Упражнения в согласовании подлежащего и сказуемого в предложении

1

Дополнение предложений подлежащим и сказуемым

141

Второс.члены предложения

1

Распространение  

Предложений второстепенными членами

142

Практические упражнения в установлении связи слов в предложении

1

Составление предложений с данными словосочетаниями на тему

143

Нераспростр.и распростр. предложения  

1

Составление текста из нераспространенных предложений по опорным словам. Ра

144

Практические упражнения в распространение предложений по вопросам.

1

Восстановление текста опираясь на сделанную запись.

145

Практические упражнения в составлении распространенных предложений.


1

Восстановление порядка слов в предложении. Ответы на вопросы распространенными предложениями.

146

Обобщающий урок по теме «Главные и второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения»

1

Составление рассказа по серии картинок.

147-148

Однородные члены предложения



2

Распространение предложений однородными  членами: подлежащими, сказуемыми, второстепенными членами предложения.

149

Практические упражнения в распространении предложений рядами однородных членов, связанных интонацией перечисления, без союзов.

1

Восстановление предложения по рядам однородных членов.

150-151

Предложения с  однородными подлежащими.  Перечисление без союзов

.

2

Распространение  предложений однородными подлежащими

152

Предложения  с однородными сказуемыми. Перечисление  без союзов

1

Составление предложений  с данными рядами однородных сказуемых.

153

Предложение с однородными второстепенными  члена. Перечисление без союзов

1

Распространение предложения однородными членами.

154

Знаки препинания при перечислении без союзов (закрепление)

1

Составление предложений с однородными членами

155

Однородные члены предложения, связанные интонацией перечислении и одиночным союзом «И». Знаки препинания при одиночном союзе «И»

1

Составление предложений по рисункам

156

Знаки препинания при однородных членах предложения

1

Полные ответы на вопросы

157

Упражнения на закрепление

1

Пересказ текста, опираясь на запись

158

Обобщающий урок  по теме «Предложение»

1

Составление предложений  с данными словами

159

Контрольный диктант по теме «Предложение»

1

160

Работа над ошибками

1

Повторение за год

9+1

161

Однокоренные слова

1

Составление рассказа по плану

162

Правописание звонких и глухих согласных

1

Работа с пословицами и поговорками о труде

163

Правописание сущ. с шипящей на конце

1

Составление словосочетаний

164

Контрольный диктант за год

1

165

Работа над ошибками

1

166

Практические упражнения в правописании гласных и согласных в корне слова

1

Восстановление деформированного текста

167

Части речи. Имя существительное как часть речи. Собственные имена существительные

1

Восстановление порядка предложений в тексте.

168

Правописание ударных и безударных окончаний существительных  1, 2, 3 склонений в родительном, дательном, предложных падежах

1

Устное описание природы родного края

 169

Р.р. Сочинение по картине С.А.Григорьева «Вратарь»

1

Составление текста

170

Работа над ошибками

1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Чтение и развитие речи" 9 класс VIII вид

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 9 класса  составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 классы /  И.М. Бгажнокова. – М.: Про...

Рабочая программа по письму, чтению и развитию речи 5-9 классы

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционн...

Рабочая программа по предмету "Письмо и развитие речи" 1 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи», 1 класс  разработана на основе авторской программы В.В. Воронковой «Русский (родной) язык»  (Программы специальных (коррекцио...

Рабочая программа по предмету "Письмо и развитие речи" 7 класс

Рабочая программа для школы VIII вида по предмету "Письмо и развитие речи" 7 класс составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся коррекционной школы....

Рабочая программа по русскому языку и развитию речи для 5, 9 классов школы VIII вида

Рабочая программа учебного курса по русскому языку и развитию речи в 5, 9 классах составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5 ...

Рабочая программа элективного учебного предмета «Секреты хорошей речи»

   Основные цели курса:– систематизировать, закрепить и углубить знания о культуре речи, полученные на уроках русского языка;  – дать общие сведения о ...