Рабочая программа по предмету "Письмо и развитие речи" 7 класс
рабочая программа (7 класс) по теме
Рабочая программа для школы VIII вида по предмету "Письмо и развитие речи" 7 класс составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся коррекционной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_pismu.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ленинградской области
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Приморская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
«РАССМОТРЕНА» на педсовете ГОУ ЛО «Приморская специальная школа-интернат» протокол № _____ от « »_____ 2013г. | «УТВЕРЖДЕНА» | |
Директор ГОУ ЛО «Приморская специальная школа-интернат» __________________ Хлопцева Н. И. Приказ № 76 от « 31 » августа 2013г. |
Рабочая программа
по учебному предмету
"Письмо и развитие речи "
7 класс
Составитель: Огородова Е. А,
учитель высшей
квалификационной
категории
г. Приморск
2013 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Грамматика, правописание и развитие речи» в 7 классе является рабочей и разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под редакцией В.В. Воронковой (Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Сб.1./под ред. Воронковой В.В./М.: «Владос», 2010) и учебником русского языка для 7 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида авторов Н.Г.Галунчиковой, Э.В.Якубовской (М.: «Просвещение», 2006).
Рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
- Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 ФЗ от 10.07.1992 г. с последующими изменениями и дополнениями.
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- Программа для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованный Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011-2012 учебном году (приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 09.02.2008 № 379).
- Учебный план образовательного учреждения.
Адресат
Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида и составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.
Соответствие Государственному образовательному стандарту
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Русский язык является одним из основных предметов в специальной (коррекционной) школе. В старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Цель курса: создать условия для изучения учащимися элементарного курса грамматики.
Программа формулирует следующие задачи:
- дать курс элементарных знаний по грамматике и правописанию;
- выработать орфографические умения и навыки на основании грамматических знаний учащихся;
- продолжить работу над уточнением, расширением и активизацией словарного запаса;
- совершенствовать умение пользоваться связной устной и письменной речью.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания,
- развитие пространственной ориентации,
- развитие основных мыслительных операций,
- коррекция речи и мышления,
- коррекция фонематического слуха,
- коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы,
- обогащение словаря,
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
- развитие нравственных качеств учащихся.
Структура документа
Рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; основное содержание; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса; календарно-тематическое планирование.
Программный материал структурно и содержательно расположен концентрически: уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания.
Срок реализации рабочей учебной программы – 1 год.
Рабочая программа рассчитана на 136 часов, 4 часа в неделю. Резервное время используется для проведения контрольно-обобщающих уроков по темам.
Специфика программы
Отличительной особенностью рабочей программы является коррекционная и практическая направленность, индивидуализация обучения. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности обучающихся с интеллектуальным недоразвитием обусловлена трудностями овладения ими графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Технология обучения по данной программе предполагает, что учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний, должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (повторять ответы на вопросы, объяснения за учителем или сильным учеником по наводящим вопросам, пересказывать по упрощенному плану и т.д.). Для самостоятельного выполнения этим учащимся предлагаются облегченные варианты заданий.
Данный курс направлен на развитие устной и письменной речи учащихся, формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков, воспитание интереса к родному языку. В процессе изучения предмета происходит коррекция высших психических функций учащихся с целью более успешного умственного и речевого развития. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. В процессе практических упражнений формируются навыки правописания, словообразования в объеме, необходимом для выработки навыков устной и письменной речи, построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения.
Основными темами элементарного курса грамматики и правописания являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с недоразвитием интеллекта к самостоятельной жизни, к общению. Работа организуется так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с недоразвитием интеллекта излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
Продолжается обучение навыкам делового письма, которое осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.). Эти навыки необходимы учащимся с интеллектуальным недоразвитием для организации общения в повседневной жизни, при устройстве на работу.
Виды и формы организации учебного процесса
- Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
- Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
- Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения.
Способы и формы оценки образовательных результатов
Знания и умения учащихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ; текущих и итоговых контрольных письменных работ.
При оценке устных ответов принимаются во внимание:
- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала,
- полнота ответа,
- умение практически применять свои знания.
При организации итоговой (контрольной) проверки знаний учащегося с ограниченными возможностями здоровья, следует исходить из достигнутого им минимального уровня, и из возможных оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность.
Основные содержательные разделы курса
- Повторение пройденного в начале года
- Состав слова
- Имя существительное
- Имя прилагательное
- Местоимение
- Глагол
- Предложение
- Повторение пройденного в конце года
Примерные результаты освоения учебной программы
№ раздела | Содержание | Знания | Умения |
Повторение. Предложение. | Простое и сложное предложение. Простое предложение с однородными членами. Однородные члены предложения без союзов, с одиночным союзом «и», с союзами «а», «но». Сложные предложения с союзами «и», «а», «но». | Должны знать: Понятия:
| Уметь различать члены предложения. Дифференцировать предложения простые и сложные. |
Слово. Состав слова. | Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание гласных и согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Сложные слова. Случаи написания сложных слов с соединительными гласными «о» и «е». | Должны знать: Понятия:
| Уметь писать под диктовку текст, применять правило проверки написания слов. Уметь писать слова с непроверяемыми гласными и согласными в корне слова, сложные слова с соединительными гласными. |
Имя существительное. | Имя существительное как часть речи. Имена существительные собственные и нарицательные. Род и число имен существительных. Падеж и склонение имен существительных. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе. Разбор имени существительного. | Должны знать: Понятия:
| Уметь выделять имя существительное как часть речи. |
Имя прилагательное. | Имя прилагательное как часть речи. Значение имени прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. Изменение имен прилагательных по числам и родам. Склонение имен прилагательных. | Должны знать: Понятия:
| Уметь выделять имя прилагательное как часть речи. |
Местоимение. | Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Местоимения 1,2,3-го лица. Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа. | Должны знать: Понятия:
| Уметь выделять местоимение как часть речи. |
Глагол. | Глагол как часть речи. Роль глагола в предложении. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по числам. Изменение глаголов по лицам. Правописание личных окончаний глаголов во 2-м лице единственного числа. Правописание окончаний глаголов в 3-лице. Неопределенная форма глаголов. Правописание «ь» в неопределенной форме глагола. Правописание «-тся», «-ться» в глаголах. «Не» с глаголами. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. | Должны знать: Понятия:
| Уметь выделять глагол как часть речи. |
Предложение. | Простое и сложное предложение. Предложение с однородными членами. Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными союзами «и», «а», «но» со сложными предложениями с теми же союзами. Сложные предложения. | Должны знать: Понятия:
| Уметь различать однородные члены предложения без союзов и с союзами; дифференцировать однородные члены простого предложения с союзами и сложное предложение с союзами |
К концу учебного года обучающийся должен знать:
главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;
название частей речи, их значение;
наиболее распространенные правила написания слов.
К концу учебного года обучающийся должен уметь:
- писать под диктовку текст с изученными орфограммами (65–70 слов);
- писать изложение по данному плану с предварительной отработкой лексического материала (до 70 слов);
- подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;
- образовывать одну часть речи от другой и правильно употреблять их в речи;
- определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу;
- находить орфограммы и решать орфографическую задачу (самостоятельно или с помощью учителя);
- оформлять деловые бумаги;
- пользоваться школьным орфографическим словарём.
Рабочая программа разработана к учебно-методическому комплекту:
Программа |
| |
Основная литература | Базовый учебник |
|
Инструмент по отслеживанию результатов работы |
| |
Учебно-методические пособия для учителя |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи для 5,6,8, классов школы 8 вида
Рабочие программы по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи для 5,6,8, классов школы 8 вида...
Рабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» 0 класс
Рабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» для 0 класса (вариант 2) составлена на основе адаптированной основной образовате...
Рабочая программа по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи 5 класс
Название курсаПисьмо и развитие речи Класс5 Количество часов175 ч (5 часов в неделю) СоставительЕремина Е.В. Цель курсаЦели программы: Развитие речи, мышления, воо...
Рабочая программа по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи 7 класс
Название курсаПисьмо и развитие речи Класс7 «б» Количество часов140 ч (4 часа в неделю) СоставительЕремина Е.В. Цель ку...
Рабочая программа по основам регионального развития 10 класс
Рабочая программа составлена на основе программы « Основы регионального развития» для общеобразовательных учреждений 10– 11 классов. Автор программы: И.В.Молодцова, С.А. Лисина, О.Г. Зелова, Н.А. Пет...
Рабочая программа по основам регионального развития 11 класс
Программа составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Закона Красноярского края «Об установлении краевого (национально – регионального...
Рабочая программа по предмету «Двигательное развитие» 4 класс.
Календарно-тематическое планирование...