Обобщающий урок по теме «Местоимение». 6 класс.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Горшкова Татьяна Владимировна

Спектакль-сказка «На приеме у Морфологии».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_prieme_u_morfologii.6kl.docx27.34 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «Местоимение».

6 класс.

Спектакль-сказка «На приеме у Морфологии».

Цели: повторение и обобщение полученных знаний по теме «Разряды местоимений»;

привитие интереса к русскому языку;

развитие творческих способностей и устной речи учащихся.

Оформление зала – класса: декорации напоминают зал для приема гостей.

Действующие лица:

  1. Сказительница.
  2. Глашатай.
  3. Морфология.
  4. Лакей.
  5. Он.
  6. Возвратное местоимение.
  7. Личные местоимения.
  8. Вопросительные местоимения.
  9. Относительные местоимения.
  10. Неопределенные местоимения.
  11. Отрицательные местоимения.
  12. Указательные местоимения.
  13. Притяжательные местоимения.
  14. Определительные местоимения.

Ход урока:

1. Сказительница.

- Правда это или нет, вам судить. Только рассказывают, будто где-то далеко-далеко есть царство Грамматики. Жили в этом царстве части  речи. Жили - не тужили, пока не появился Глашатай королевы.

2. Глашатай.

- Внимание! Внимание! Внимание! Всем самостоятельным частям речи, которые называют предметы, признаки, количества и действия.

Внимание всем именам: существительным, прилагательным, числительным, а также глаголам и наречиям.

Внимание и  местоимениям, которые указывают на предметы, признаки и количества ,но не называют их.

Всем! Всем! Всем! Во дворце королевы Грамматики проводится бал. Приглашаются  самые важные и достойные от каждой речи.

-Спешите! Спешите! Спешите!

3. Морфология.

-Мне, Морфологии, покровительнице частей речи, королева Грамматика поручила отобрать самых важных и достойных среди местоимений. Сегодня вечером я должна доложить, какие местоимения являются самыми важными и достойными, и с ними отправиться на бал. Для удобства я решила каждому разряду местоимений, которые пришли ко мне на прием   давать жетон с номером.

4. Лакей.

-Местоимения прибыли!

Морфология.

-Прошу приглашать по очереди!

Лакей.

-Личное местоимение  Я!

5 . Входит личное местоимение  Я!

-Я хочу! Я буду! Я могу! Я-1-ое лицо в королевстве. Я указываю на лицо говорящего. Хотя есть и другие лица.

ТЫ – указывает на того. С кем говорят;

ОН – на того, о ком говорят.

МЫ, ВЫ, ОНИ – соответственно о нескольких лицах.

Я везде успеваю, являюсь и подлежащим, и дополнением, изменяюсь по падежам .Но за свое нескромное поведение я наказано: в косвенных падежах я имею другую основу: МЕНЯ, МНОЮ,  ОБО МНЕ. Я могу быть и во множественном числе. Я – это я, и этим все сказано. Я принесла вам загадки.

  1. Мать спросила у дочери: «Чашки все еще грязные?»Дочь ей ответила четырьмя личными местоимениями. Какими?»

( Они вы-мы-ты).

2.Какие  два местоимения мешают водителям на дорогах?

(Я – мы).

Морфология.

Но среди личных местоимений, которые вы представляете. Есть и очень скромное ОН. Только оно изменяется по родам. Подойдите ко мне.

6. ОН встает с парты и подходит.

Морфология.

-В знак отличия за свою скромность вы получаете букву Н, но пользуйтесь ей только в тех случаях, когда употребляться будете  с предлогами:    К    нему,

                                                                                                             С      ним,

                                                                                                                    ЗА     ним.

-Вы получаете жетон №1, так как пришли первыми, займите свое место.

-Что такое МЫ? Не только личное местоимение 1 лица, множественного  числа, но и ежемесячный литературно – художественный журнал для подростков. На страницах журнала вы сможете прочитать детективы и фантастику, исторические романы и стихи. Читайте журнал «Мы».

Лакей.

- Возвратное местоимение себя!

7.Возвратное местоимение.

-Все для себя! Мне и именительный падеж не нужен! А зачем он мне? Лишние заботы разводить.  Если я возьму этот падеж, то мне на шею сядет подлежащее. А сейчас я не бываю подлежащим. Мне и род, и число не  нужны.  Все для себя, все о себе, горжусь собой. ( Немного  в сторону и тише) .Ой!  Какое  я хорошее!

Думаю только о себе.  Иногда правда изменяюсь  по падежам и являюсь дополнением.

Морфология.

-Жадное и самолюбивое местоимение , как Яма в одноименном стихотворении «Яма».

Вы немного задержались и поэтому получаете жетон с №2. Займите свое место.

Лакей.

-Вопросительные местоимения!

8. Вопросительные местоимения:

- Мы – самые любознательные во всем королевстве. Любознательные – это те, кто хочет много знать. Поэтому мы всегда и спрашиваем: « С чего  начинается Родина? Какой человек называется добрым?»

Местоимения не успевают получить жетон, как появляется лакей.

Лакей.

-Относительные местоимения!

9.Относительные местоимения:

-А мы,  как две капли воды, похожи на вопросительные местоимения. Только мы ни о чем не спрашиваем, мы и так все знаем. Местоимения читают ответы на вопросы:

1.Родина начинается с ТОЙ песни, что пела нам мать.2. Добрым называется человек, КОТОРЫЙ делает добро людям, отзывчивый к чужим людям.

Вот видите, какие мы важные. Когда мы употребляемся без вопроса, мы служим для связи простых предложений в составе сложных.

Вопросительные местоимения:

-Для королевы Грамматики мы приготовили танец. Можно мы покажем его Вам, чтобы  Вы оценили его по достоинству?

Исполняется танец.

Морфология:

-Спасибо, вы хорошо танцуете. Я доложу о вашем танце королеве. Получите жетоны №3 и №4, займите следующие места.

Лакей:

-Неопределенные местоимения!

10. Неопределенные местоимения:

-Говорят, что нас трудно понять. Отгадайте нашу загадку: «НЕКТО шел по КАКОЙ-ТО дороге и нашел НЕЧТО. НЕКОТОРУЮ часть найденного  он отдал товарищу, а КОЕ-ЧТО бросил. Что осталось у него?»

Ясно ли из этой загадки, кто шел по дороге, что он нашел, что отдал?

Конечно, не угадаете. Ведь мы указываем на неопределенные предметы, признаки и количества.

А вот с приставкой НЕ- проще и яснее. Она всегда находится  под ударением и пишется слитно. Но мы единственные местоимения, в которых КОЕ- и –ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, пишутся через дефис.

Вот посмотрите. ( На платье  нашиты  КТО-НИБУДЬ, КОЕ-КТО, ЧТО-ЛИБО).

Морфология:

-Что же, спасибо за интересный рассказ, получите жетон и займите свое место.

Лакей:

Прибыли местоимения притяжательные!

11.Притяжательные местоимения:

-Мы всегда к себе что-то притягиваем, указываем на принадлежность.

Мой дом, твой сад, наша родина, ваша доброта, свои люди.

Вот и формы родительного падежа личного местоимения 3-его лица: его, ее, их - мы иногда притягиваем к себе. Они могут употребляться для обозначения принадлежности: его песня, ее стихотворение, их концерт.

Мы часто притягиваем к себе внимание многих поэтов. Они нас употребляли в своих стихах. Вот послушайте и определите имя поэта- автора этих строк.

Наша бедная лачужка и печальна, и темна.

Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?

Или бури завываньем ты , мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем своего веретена?

-Кто автор этих строк? (А.С.Пушкин).

Морфология:

-Хорошо читать умеете, получите свой жетон №6.

Лакей:

-Указательные местоимения!

12. Указательные местоимения:

-Мы любим  издавать указы, на что-то   всегда указываем. Поди туда ,принеси то. Иди в эту сторону, поди в ту страну. Дай мне столько. Ты такой  красивый! Такова  наша жизнь.

Назовите мне слово, значение которого я сейчас укажу: «Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро».

Правильно!  Это  доброта.

Морфология:

-Молодцы! Хорошо, что вы нам указали на доброту, на то, что каждый из нас должен делать добро.  Ребята, будьте добрыми!

Вы пришли к нам седьмыми , поэтому получите жетон  № 7 и займите свое место.

Лакей:

-Определительные местоимения!

13.Определительные местоимения:

-К  нам  относятся  каждый,  всякий,  сам, самый,  весь,  иной,  любой,  другой. Местоимение самый подчеркивает в предмете главное, сам указывает на лицо, предмет, который участвует в действии. Отгадайте вот эти загадки! Найдите в них нас.

-Весь мир одевает, а сама нагишом.

Не портной, а всю жизнь с иголками.

Местоимение весь определяет предмет в полном объеме. А в каких замечательных пословицах и поговорках мы встречаемся! Послушайте:

Всякая дорога вдвоем хороша.

Сам не научишься – никто не научит.

Каждый человек кузнец своего счастья.

Морфология:

-Спасибо за интересные загадки и пословицы! Получите свой жетон и займите место в зале.

Лакей:

-Прибыли отрицательные местоимения!

14. Отрицательные местоимения:

(Они  появляются в черном).

-Мы всегда все отрицаем. Отрицаем мы и яркие одежды. Мы никого и ничего не боимся. Нам некого и нечего бояться. Но мы, отрицательные местоимения,  особенные. Особенность наша в том, что приставки, которые всегда приставляются плотно к словам, могут писаться с нами раздельно. Посмотрите, что нас разделяет ( показывает                      « раскладушку»  некем – не с кем). Правильно, предлоги. Мы тоже на прием не с пустыми руками пришли, а принесли стихотворение  Михайлова  «Про ничего».

Жило – было  Ничего,

Не умело ничего,

Не хотело ничего.

Взад – вперед оно ходило

И ни с кем не говорило,

Никого не замечало,

Лучше всех себя считало.

А про это Ничего

И сказать – то

Не – че- го!

Морфология:

-Спасибо! Получите свой жетон и пройдите, пожалуйста, в зал. Итак, прибыли  все приглашенные. Я хочу узнать, какие местоимения самые интересные. С какими из вас можно составить занимательные задачи по русскому языку? А какие самые сообразительные?

15.Глашатай:

-Объявляется турнир сообразительных!

Задания дает Морфология:

1.Как превратить слова АЙ и НО в местоимения?

2.Назовите  «Четвертое лишнее»:

каждый, любой, такой, всякий;

меня, тебя, себя, вас.

3.Каким членом предложения является слово «самое» в предложении:

Весна – самое светлое и радостное время года.

4.разкадайте загадку: «Летит – кричит, сядет- молчит, кто его убьет,  тот свою кровь прольет».В этой загадке местоимения четырех    разрядов.  Каких именно?

5.Аукцион.

Назовите слова, в составе которых вы встретите местоимения.

Победит тот, чье слово будет последним:

МОЙдодыр, МЕНЯло, ЯМЫ, Яблоко, Яхта, СВОЙак, МОЙка…

6.Игра «Кто больше»?

Кто больше запишет местоимений за 2 минуты.

  1. Морфология:

-Все вы интересны, но так ли вы важны? Может в жизни вы и не нужны?

Местоимения:

- Нужны! Нужны! Нужны!

Личное местоимение:

-а вот мы вам и докажем. Послушайте  стихотворение  Прокофьева А. (оно записано на доске):

Да, есть слова глухие,

Они мне не родня,

Но есть слова такие,

Что посильней огня!

Они других красивей-

С могучей буквой «Р».

Ну, например, Россия,

Россия, например.

Наполненное светом,

Оно горит огнем,

И гимном слово это

Гремит в стихе моем.

-А сейчас уберите из этого стихотворения выделенные слова и прочитайте  про себя. Какой вариант стихотворения лучше? Конечн6о. первый, с нами, с местоимениями.

Возвратное местоимение (подходит к личному и говорит, показывая на доску) :

-Как видите, мы украшаем вашу речь, вам надо знать нас и беречь.

17. Морфология:

-Итак, дорогие друзья! Я вижу, что местоимения всякие нужны, местоимения разные важны. Путь до дворца королевы Грамматики далек, поэтому мы сейчас же отправляемся  к ней на бал.

Местоимения парами под музыку уходят.

Литература:

  1. Павликовская Н.А. Мастер – класс учителя русского языка,  5-6 класс.  Разработки уроков: путешествия и экскурсии, исследования, конкурсы и соревнования, игры и КВНы. - М.: Издательство «Глобус». 2011г.
  2. Иванова Е.О.Теория обучения в информационном обществе. – М. : Просвещение, 2011г.
  3. Сулицкая Н.М. творческая работа на уроках русского языка: нестандартные задания, рекомендации, уроки. – Волгоград: Учитель, 2012г.
  4. Газова Е.Ю. Материалы  к урокам русского языка в 5-9 классах (основы культуры речи, развитие связной речи). – Волгоград: Учитель, 2011г.
  5. Раман Т.В. Планирование по русскому языку: 6 класс.- М.:Экзамен,2011г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к обобщающему уроку по теме "Местоимения"

С помощью этой презентации повторяю группы местоимений по соотношению с другими частями речи, разряды по значению, правописание местоимений и даю несколько проверочных заданий....

Обобщающий урок по теме "Местоимение".

Обобщающий урок по теме "Местоимение" в 6 классе....

Обобщающий урок по теме \'Местоимение\'

Обобщение и систематизация по теме "Местоимение"...

Обобщающий урок по теме \'Местоимение\'

Обобщение и систематизация по теме "Местоимение"...

Обобщающий урок по теме "Местоимение" в 6 классе

Данная разработка предназначена для проведения урока обобщения и систематизации материала в 6 классе по теме "Местоимение".  Цели урока: активизация самостоятельной деятельности учащихся;  р...

Обобщающий урок по теме «Местоимение как часть речи» ( 6 класс).

Обобщающий урок- игра по теме:  «Местоимение как часть речи» ( 6 класс). На данном уроке проверяется  умения детей находить местоимение в тексте, отличать их от других частей речи, определят...

Обобщающий урок по теме "Местоимения" в 6 классе

Урок русского языка в 6 классе разработан в технологии формирующего оценивания, содержит методические и дидактические материалы для подготовки, раздаточный материал для школьников. данная технология с...