Обобщающий урок по теме «Местоимение». 6 класс.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Спектакль-сказка «На приеме у Морфологии».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_prieme_u_morfologii.6kl.docx | 27.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме «Местоимение».
6 класс.
Спектакль-сказка «На приеме у Морфологии».
Цели: повторение и обобщение полученных знаний по теме «Разряды местоимений»;
привитие интереса к русскому языку;
развитие творческих способностей и устной речи учащихся.
Оформление зала – класса: декорации напоминают зал для приема гостей.
Действующие лица:
- Сказительница.
- Глашатай.
- Морфология.
- Лакей.
- Он.
- Возвратное местоимение.
- Личные местоимения.
- Вопросительные местоимения.
- Относительные местоимения.
- Неопределенные местоимения.
- Отрицательные местоимения.
- Указательные местоимения.
- Притяжательные местоимения.
- Определительные местоимения.
Ход урока:
1. Сказительница.
- Правда это или нет, вам судить. Только рассказывают, будто где-то далеко-далеко есть царство Грамматики. Жили в этом царстве части речи. Жили - не тужили, пока не появился Глашатай королевы.
2. Глашатай.
- Внимание! Внимание! Внимание! Всем самостоятельным частям речи, которые называют предметы, признаки, количества и действия.
Внимание всем именам: существительным, прилагательным, числительным, а также глаголам и наречиям.
Внимание и местоимениям, которые указывают на предметы, признаки и количества ,но не называют их.
Всем! Всем! Всем! Во дворце королевы Грамматики проводится бал. Приглашаются самые важные и достойные от каждой речи.
-Спешите! Спешите! Спешите!
3. Морфология.
-Мне, Морфологии, покровительнице частей речи, королева Грамматика поручила отобрать самых важных и достойных среди местоимений. Сегодня вечером я должна доложить, какие местоимения являются самыми важными и достойными, и с ними отправиться на бал. Для удобства я решила каждому разряду местоимений, которые пришли ко мне на прием давать жетон с номером.
4. Лакей.
-Местоимения прибыли!
Морфология.
-Прошу приглашать по очереди!
Лакей.
-Личное местоимение Я!
5 . Входит личное местоимение Я!
-Я хочу! Я буду! Я могу! Я-1-ое лицо в королевстве. Я указываю на лицо говорящего. Хотя есть и другие лица.
ТЫ – указывает на того. С кем говорят;
ОН – на того, о ком говорят.
МЫ, ВЫ, ОНИ – соответственно о нескольких лицах.
Я везде успеваю, являюсь и подлежащим, и дополнением, изменяюсь по падежам .Но за свое нескромное поведение я наказано: в косвенных падежах я имею другую основу: МЕНЯ, МНОЮ, ОБО МНЕ. Я могу быть и во множественном числе. Я – это я, и этим все сказано. Я принесла вам загадки.
- Мать спросила у дочери: «Чашки все еще грязные?»Дочь ей ответила четырьмя личными местоимениями. Какими?»
( Они вы-мы-ты).
2.Какие два местоимения мешают водителям на дорогах?
(Я – мы).
Морфология.
Но среди личных местоимений, которые вы представляете. Есть и очень скромное ОН. Только оно изменяется по родам. Подойдите ко мне.
6. ОН встает с парты и подходит.
Морфология.
-В знак отличия за свою скромность вы получаете букву Н, но пользуйтесь ей только в тех случаях, когда употребляться будете с предлогами: К нему,
С ним,
ЗА ним.
-Вы получаете жетон №1, так как пришли первыми, займите свое место.
-Что такое МЫ? Не только личное местоимение 1 лица, множественного числа, но и ежемесячный литературно – художественный журнал для подростков. На страницах журнала вы сможете прочитать детективы и фантастику, исторические романы и стихи. Читайте журнал «Мы».
Лакей.
- Возвратное местоимение себя!
7.Возвратное местоимение.
-Все для себя! Мне и именительный падеж не нужен! А зачем он мне? Лишние заботы разводить. Если я возьму этот падеж, то мне на шею сядет подлежащее. А сейчас я не бываю подлежащим. Мне и род, и число не нужны. Все для себя, все о себе, горжусь собой. ( Немного в сторону и тише) .Ой! Какое я хорошее!
Думаю только о себе. Иногда правда изменяюсь по падежам и являюсь дополнением.
Морфология.
-Жадное и самолюбивое местоимение , как Яма в одноименном стихотворении «Яма».
Вы немного задержались и поэтому получаете жетон с №2. Займите свое место.
Лакей.
-Вопросительные местоимения!
8. Вопросительные местоимения:
- Мы – самые любознательные во всем королевстве. Любознательные – это те, кто хочет много знать. Поэтому мы всегда и спрашиваем: « С чего начинается Родина? Какой человек называется добрым?»
Местоимения не успевают получить жетон, как появляется лакей.
Лакей.
-Относительные местоимения!
9.Относительные местоимения:
-А мы, как две капли воды, похожи на вопросительные местоимения. Только мы ни о чем не спрашиваем, мы и так все знаем. Местоимения читают ответы на вопросы:
1.Родина начинается с ТОЙ песни, что пела нам мать.2. Добрым называется человек, КОТОРЫЙ делает добро людям, отзывчивый к чужим людям.
Вот видите, какие мы важные. Когда мы употребляемся без вопроса, мы служим для связи простых предложений в составе сложных.
Вопросительные местоимения:
-Для королевы Грамматики мы приготовили танец. Можно мы покажем его Вам, чтобы Вы оценили его по достоинству?
Исполняется танец.
Морфология:
-Спасибо, вы хорошо танцуете. Я доложу о вашем танце королеве. Получите жетоны №3 и №4, займите следующие места.
Лакей:
-Неопределенные местоимения!
10. Неопределенные местоимения:
-Говорят, что нас трудно понять. Отгадайте нашу загадку: «НЕКТО шел по КАКОЙ-ТО дороге и нашел НЕЧТО. НЕКОТОРУЮ часть найденного он отдал товарищу, а КОЕ-ЧТО бросил. Что осталось у него?»
Ясно ли из этой загадки, кто шел по дороге, что он нашел, что отдал?
Конечно, не угадаете. Ведь мы указываем на неопределенные предметы, признаки и количества.
А вот с приставкой НЕ- проще и яснее. Она всегда находится под ударением и пишется слитно. Но мы единственные местоимения, в которых КОЕ- и –ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, пишутся через дефис.
Вот посмотрите. ( На платье нашиты КТО-НИБУДЬ, КОЕ-КТО, ЧТО-ЛИБО).
Морфология:
-Что же, спасибо за интересный рассказ, получите жетон и займите свое место.
Лакей:
Прибыли местоимения притяжательные!
11.Притяжательные местоимения:
-Мы всегда к себе что-то притягиваем, указываем на принадлежность.
Мой дом, твой сад, наша родина, ваша доброта, свои люди.
Вот и формы родительного падежа личного местоимения 3-его лица: его, ее, их - мы иногда притягиваем к себе. Они могут употребляться для обозначения принадлежности: его песня, ее стихотворение, их концерт.
Мы часто притягиваем к себе внимание многих поэтов. Они нас употребляли в своих стихах. Вот послушайте и определите имя поэта- автора этих строк.
Наша бедная лачужка и печальна, и темна.
Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?
Или бури завываньем ты , мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем своего веретена?
-Кто автор этих строк? (А.С.Пушкин).
Морфология:
-Хорошо читать умеете, получите свой жетон №6.
Лакей:
-Указательные местоимения!
12. Указательные местоимения:
-Мы любим издавать указы, на что-то всегда указываем. Поди туда ,принеси то. Иди в эту сторону, поди в ту страну. Дай мне столько. Ты такой красивый! Такова наша жизнь.
Назовите мне слово, значение которого я сейчас укажу: «Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро».
Правильно! Это доброта.
Морфология:
-Молодцы! Хорошо, что вы нам указали на доброту, на то, что каждый из нас должен делать добро. Ребята, будьте добрыми!
Вы пришли к нам седьмыми , поэтому получите жетон № 7 и займите свое место.
Лакей:
-Определительные местоимения!
13.Определительные местоимения:
-К нам относятся каждый, всякий, сам, самый, весь, иной, любой, другой. Местоимение самый подчеркивает в предмете главное, сам указывает на лицо, предмет, который участвует в действии. Отгадайте вот эти загадки! Найдите в них нас.
-Весь мир одевает, а сама нагишом.
Не портной, а всю жизнь с иголками.
Местоимение весь определяет предмет в полном объеме. А в каких замечательных пословицах и поговорках мы встречаемся! Послушайте:
Всякая дорога вдвоем хороша.
Сам не научишься – никто не научит.
Каждый человек кузнец своего счастья.
Морфология:
-Спасибо за интересные загадки и пословицы! Получите свой жетон и займите место в зале.
Лакей:
-Прибыли отрицательные местоимения!
14. Отрицательные местоимения:
(Они появляются в черном).
-Мы всегда все отрицаем. Отрицаем мы и яркие одежды. Мы никого и ничего не боимся. Нам некого и нечего бояться. Но мы, отрицательные местоимения, особенные. Особенность наша в том, что приставки, которые всегда приставляются плотно к словам, могут писаться с нами раздельно. Посмотрите, что нас разделяет ( показывает « раскладушку» некем – не с кем). Правильно, предлоги. Мы тоже на прием не с пустыми руками пришли, а принесли стихотворение Михайлова «Про ничего».
Жило – было Ничего,
Не умело ничего,
Не хотело ничего.
Взад – вперед оно ходило
И ни с кем не говорило,
Никого не замечало,
Лучше всех себя считало.
А про это Ничего
И сказать – то
Не – че- го!
Морфология:
-Спасибо! Получите свой жетон и пройдите, пожалуйста, в зал. Итак, прибыли все приглашенные. Я хочу узнать, какие местоимения самые интересные. С какими из вас можно составить занимательные задачи по русскому языку? А какие самые сообразительные?
15.Глашатай:
-Объявляется турнир сообразительных!
Задания дает Морфология:
1.Как превратить слова АЙ и НО в местоимения?
2.Назовите «Четвертое лишнее»:
каждый, любой, такой, всякий;
меня, тебя, себя, вас.
3.Каким членом предложения является слово «самое» в предложении:
Весна – самое светлое и радостное время года.
4.разкадайте загадку: «Летит – кричит, сядет- молчит, кто его убьет, тот свою кровь прольет».В этой загадке местоимения четырех разрядов. Каких именно?
5.Аукцион.
Назовите слова, в составе которых вы встретите местоимения.
Победит тот, чье слово будет последним:
МОЙдодыр, МЕНЯло, ЯМЫ, Яблоко, Яхта, СВОЙак, МОЙка…
6.Игра «Кто больше»?
Кто больше запишет местоимений за 2 минуты.
- Морфология:
-Все вы интересны, но так ли вы важны? Может в жизни вы и не нужны?
Местоимения:
- Нужны! Нужны! Нужны!
Личное местоимение:
-а вот мы вам и докажем. Послушайте стихотворение Прокофьева А. (оно записано на доске):
Да, есть слова глухие,
Они мне не родня,
Но есть слова такие,
Что посильней огня!
Они других красивей-
С могучей буквой «Р».
Ну, например, Россия,
Россия, например.
Наполненное светом,
Оно горит огнем,
И гимном слово это
Гремит в стихе моем.
-А сейчас уберите из этого стихотворения выделенные слова и прочитайте про себя. Какой вариант стихотворения лучше? Конечн6о. первый, с нами, с местоимениями.
Возвратное местоимение (подходит к личному и говорит, показывая на доску) :
-Как видите, мы украшаем вашу речь, вам надо знать нас и беречь.
17. Морфология:
-Итак, дорогие друзья! Я вижу, что местоимения всякие нужны, местоимения разные важны. Путь до дворца королевы Грамматики далек, поэтому мы сейчас же отправляемся к ней на бал.
Местоимения парами под музыку уходят.
Литература:
- Павликовская Н.А. Мастер – класс учителя русского языка, 5-6 класс. Разработки уроков: путешествия и экскурсии, исследования, конкурсы и соревнования, игры и КВНы. - М.: Издательство «Глобус». 2011г.
- Иванова Е.О.Теория обучения в информационном обществе. – М. : Просвещение, 2011г.
- Сулицкая Н.М. творческая работа на уроках русского языка: нестандартные задания, рекомендации, уроки. – Волгоград: Учитель, 2012г.
- Газова Е.Ю. Материалы к урокам русского языка в 5-9 классах (основы культуры речи, развитие связной речи). – Волгоград: Учитель, 2011г.
- Раман Т.В. Планирование по русскому языку: 6 класс.- М.:Экзамен,2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к обобщающему уроку по теме "Местоимения"
С помощью этой презентации повторяю группы местоимений по соотношению с другими частями речи, разряды по значению, правописание местоимений и даю несколько проверочных заданий....
Обобщающий урок по теме "Местоимение".
Обобщающий урок по теме "Местоимение" в 6 классе....
Обобщающий урок по теме \'Местоимение\'
Обобщение и систематизация по теме "Местоимение"...
Обобщающий урок по теме \'Местоимение\'
Обобщение и систематизация по теме "Местоимение"...
Обобщающий урок по теме "Местоимение" в 6 классе
Данная разработка предназначена для проведения урока обобщения и систематизации материала в 6 классе по теме "Местоимение". Цели урока: активизация самостоятельной деятельности учащихся; р...
Обобщающий урок по теме «Местоимение как часть речи» ( 6 класс).
Обобщающий урок- игра по теме: «Местоимение как часть речи» ( 6 класс). На данном уроке проверяется умения детей находить местоимение в тексте, отличать их от других частей речи, определят...
Обобщающий урок по теме "Местоимения" в 6 классе
Урок русского языка в 6 классе разработан в технологии формирующего оценивания, содержит методические и дидактические материалы для подготовки, раздаточный материал для школьников. данная технология с...