"Главные и второстепенные члены предложения"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Васянина Екатерина Андреевна

Обобщающий урок по теме "Главные и второстепенные члены предложения", цель которого систематизировать полученные знания по теме,  почти все задания направлены на подготовку учащихся к ГИА и ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_8_klasse.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема урока:   «Главные и второстепенные члены предложения» (обобщение)

    Цель урока: систематизировать пройденный материал по теме «Главные и второстепенные члены»,

повторить пройденный материал по теме «Словосочетание и предложение», а также некоторые орфограммы;

воспитание любви к Родине, к природе, ко всему живому.

                                               

                                                            ХОД УРОКА

1. Комплексный анализ текста.  Прочитайте выразительно текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания и ответьте на вопросы.

                                ______________________________________

     1)Я брос..л   (в) к..стёр  гнил..  брёвнышко  (не)досмотрел что внутри его густо зас..лили мурав..и.

     2)Затр..щало бревно. 3)Выв..лили мурав..и  (в) ужас..  забегали поверху корёжились  ..г..рая  (в) пламен..  .  4)Я зац..пил бревно охваче…ое  огнём смог откатить его  (на) край.  5)Теперь многие мурав..и  были спасены бежали на песок на сосновые иглы. 6)Но было странно что они  (не)убегали от костра. 7)Едва пр..одолев ужас они заворачивали начинали кружит..ся  и  какая (то) сила  вл..кла  их  наза..   к  п..кинутой родин.. . 8)И многие были такие, кто опять стремились попасть на  г..рящ…  брёвнышко  м...тались  (по) нему и пог..бали там.                                                        (По А.И.Солженицыну)

  1. Что больше всего вас поразило, удивило в этом тексте?
  2. Какова тема и главный смысл этого отрывка?
  3. Озаглавьте текст.
  4. Определите стиль текста и тип речи.
  5. Какая связь между предложениями текста?
  6. Что вы знаете о А.И.Солженицыне?

II.Тренировочные упражнения (по тексту)

1. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

Приведите примеры на правила правописания:

- безударных, проверяемых ударением: ___________________________

- безударных, не проверяемых ударением:_________________________

- чередующихся гласных в корне слова:___________________________

- парных звонких и глухих согласных:____________________________

- приставок: __________________________________________________

- предлогов с другими частями речи:______________________________

- падежных окончаний имён существительных:_____________________

 имён прилагательных и причастий:_______________________________

- -тся -- -ться: _________________________________________________

- не с разными частями речи: ____________________________________

- н и нн в причастиях: __________________________________________

2. Определить, какой частью речи являются слова: что _________ (1пр.), поверху _________(3пр.) , какая-то _________ (7пр.), покинутой ___________(7пр.) .

3. Укажите предложение, в котором подлежащее выражено именем существительным (    ), местоимением (    ), словосочетанием (    ).

4. Найти и записать примеры всех видов сказуемых: _____________________________________________________________________

5. Выписать примеры всех видов подчинительной связи слов в словосочетании: согласование _________________________________________________,

управление ___________________________________________________ ,

примыкание __________________________________________________

6. Найти в тексте 1) слово, в котором количество букв и звуков совпадает ______________2) слово, в котором букв больше, чем звуков_________________

3) слово, в котором звуков больше, чем букв __________________ .

7.  Каким способом образовались слова: вывалили,  забегали, поверху.

8. Разобрать по составу слова: охваченное, бросил, сгорая.

9. Сделать синтаксический разбор 4 предложения:  

________________________________________________________________________________________________________________________________    

 III. Дополнительные тренировочные задания.

1.В каком предложении допущена ошибка в употреблении предложно-падежной формы имени существительного?

  1. В кабинете биологии выращены выносливые к холоду цветы.

2) Оптимизм, как ни странно, присущ людям с тяжёлой судьбой.

3) На ближайшем заседании комитета было решено заслушать отчет о работе целого подразделения.

4)Беспокоиться про брошенные в суматохе чертежи он начал после того, как двери проходной захлопнулись.

2.В каком примере допущена грамматическая ошибка?

      1) В «Ровеснике» печатают интересные статьи.

     2) Общение с ребёнком, захватившее меня всего, позволило по-другому  

          взглянуть на привычные вещи.

     3) Собеседник оказался жизнерадостный и весёлым человеком.

     4) На пасеке были отчётливо видны как детские, так и взрослые следы.

3.Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

    Стоя по горло в воде,

1)фригийского царя ждало наказание.

  1. Муки Тантала – страшная кара.
  2. Тантал так и не смог утолить жажду.
  3. вода уходила из-под его губ.

IV. Тест.

1.Найди ошибку в согласовании.

А) на полторы недели

Б) с пятьюстами школьниками

В) обоими руками

Г) за строящимся домом

2. Найдите ошибку в определении способа связи между словами.

А) до Проспекта мира - согласование

Б)  в полутора километрах – согласование

В) состояние здоровья – управление

Г) работать кое-как – примыкание

3. В каком предложении неправильно выделена грамматическая основа предложения?

А) Исход боя решил искусный манёвр драгунского полка.

Б) Мы с Толей стали быстро грести к берегу.

В) Мы не должны были закрывать глаза на недостатки проекта.

Г) На уроках математики мне всегда всё было понятно.

4. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

А) Только пятая часть задач была решена правильно.

Б) В вагоне было много детей.

В) Большая часть детских стихов посвящены природе.

Г) Три пары в бальных костюмах кружились в вальсе.

5. Найдите предложение, в котором неверно выделено подлежащее.

А) Опоздавшие пассажиры спешили занять свои места.

Б) Мы с тобой поедем к морю.

В) У этого мастера золотые руки.

Г) Город Тамбов расположен на реке Цна.

6.  Укажите предложение с простым глагольным сказуемым.

А) Сестра будет рада такому подарку.

Б) Шофёр будет ждать у подъезда.

В) Кто-нибудь из вас будет врачом.

Г) К сентябрю школа будет отремонтирована.

7. Найдите предложение, в котором нужно поставить тире.

А) Красота есть обещание счастья.

Б) Познание и жизнь неотделимы.

В) Жизнь прожить не поле перейти.

Г) Волк коню не товарищ.

8. Найдите предложение с несогласованным определением.

А) Мужчины постарше собирались на охоту.

Б) На третий день снегопад прекратился.

В) Дети наблюдали за летящим в небе самолётом.

Г) Твой путь будет тернист.

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание: 1) небольшое сочинение на тему «Родина у всех одна»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Главные и второстепенные члены предложения

Тип урока. Обобщение и систематизация знаний Цели: Познавательные: повторить и систематизировать материал по изученной теме Практические: формирование умений находить обстоятельства в предло...

Главные и второстепенные члены предложения

Повторить с учащимися главные и второстепенные члены предложения...

Конспект урока русского языка в 8 классе "Главные и второстепенные члены предложения"

Урок русского языка для 8 класса по программе М.Т. Баранова (учебник Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.А. Тростенцова и др. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 237 с....

Тест «Главные и второстепенные члены предложения» 8 класс

итоговое занятие по теме "Главные и второстепенные члены предложения", проверка знаний....

Таблица "Главные и второстепенные члены предложения"

Эту таблицу можно использовать при синтаксическлм разборе предложения....

Презентация к уроку русского языка "Главные и второстепенные члены предложения" 5 класс

Тестовая презентация поможет изучить новый материал по теме "Главные и второстепенные члены предложения" в 5 классе, повторитьего, провести контроль знаний учащихся....