Важнейшим средством реализации развивающей образовательной парадигмы и, следовательно, решения стоящих перед учителем задач является технология проблемно-диалогического обучения, разработанная на основе исследований в области проблемного обучения и психологии творчества. Эта технология позволяет учащимся «открывать» для себя новое знание. При проблемном введении материала методика постановки проблемы позволяет учащимся самим сформулировать вопрос для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания учащимися, и их деятельность в этом случае можно определить как творческую. Собственный опыт педагогической деятельности (в своей практической деятельности в основном я пользуюсь учебно-методическим комплектом Образовательной системы «Школа 2100») позволяет мне утверждать, что проблемные методы эффективнее традиционных, так как постановка проблемы на этапе введения новых знаний на уроке гарантирует появление познавательной мотивации учащихся, а поиск решения приводит к пониманию материала большинством класса. Предлагаю в качестве примера использования некоторых методов технологии проблемного диалога на этапе введения новых знаний (побуждающий от проблемной ситуации диалог с приёмом создания проблемной ситуации «с удивлением») следующий урок. Фрагмент урока русского языка в 7 классе на тему «Буквы А - О на конце наречий с приставками» Цели: развитие у учащихся ассоциативного и образного мышления, интеллектуальных способностей, позволяющих учиться самостоятельно; познакомить учащихся с условиями выбора и написания букв о и а на конце наречий с приставками из -, до - , с -; формирование умения находить наречия на изученную орфограмму и правильно писать их; воспитание познавательного интереса к изучаемому материалу. I.Оргмомент.
II. Создание проблемной ситуации «с удивлением», побуждающий к гипотезам диалог:
Учитель: Прочитайте предложения на доске. Учащиеся читают: – Раньше мы редко ездили отдыхать на море. – Солнце изредка показывалось из-за туч. – Слева возвышались горы, справа чернела пропасть. – Я посмотрел налево, потом направо. – Стриж метнулся вправо. – Пол был вытерт досуха. – На улице было солнечно, сухо и пыльно. – Он заново начал писать сочинение. – За окном снова начался дождь. Учитель: Найдите в них однокоренные слова. Учащиеся: Редко, изредка, слева, справа, налево, направо, вправо, досуха, сухо, заново, снова. Учитель: Какие это части речи? Учащие : Наречия. Учитель (предъявляет факт): Выделите их суффиксы. Учащиеся выделяют суффиксы, испытывают удивление – возникновение проблемной ситуации. Учитель (побуждает к осознанию противоречия): Что интересного заметили? Учащиеся (осознание противоречия): Среди этих наречий есть однокоренные, которые имеют схожее лексическое значение, но гласные в суффиксах на конце слов у них разные. Учитель (побуждение к формулированию проблемы): Какой возникает вопрос? Учащиеся: Почему на конце однокоренных наречий разные гласные? (Учебная проблема как вопрос). Учитель: Над какой темой будем работать? Учащиеся (формулируют тему урока): Буквы А - О на конце наречий. Учитель: Запишите тему урока. (Побуждение к выдвижению гипотез): Посмотрите ещё раз на слова. Какие будут гипотезы о правописании а – о в суффиксах наречий? Учащиеся: о пишется, если ударение на гласный в корне; А – если гласный в корне безударный. (Ошибочная гипотеза 1). Учитель: Все с этим согласны? (Побуждение к устной проверке). Учащиеся молчат. Учитель: Все ли слова с ударной гласной в корне слова имеют – о на конце? (Подсказка к контраргументу). Учащиеся: Слово справа имеет ударение в корне, но – а на конце (контраргумент). Учитель (побуждение к выдвижению гипотез): Ещё какие есть гипотезы? Учащиеся: А пишется в наречиях с приставками. (Ошибочная гипотеза 2). Учитель: С этой гипотезой все согласны? (Побуждение к устной проверке). Учащиеся: Нет. В словах изредка, направо есть приставки, но на конце разные гласные (контраргумент). Учитель (побуждение к выдвижению гипотез): Другие гипотезы есть? Учащиеся молчат. Учитель: Попробуйте сгруппировать слова. По какому признаку это можно сделать? (Подсказка к решающей гипотезе 1). Учащиеся: По способу образования: суффиксальный и приставочно-суффиксальный. (Группируют слова). Учитель: От каких слов они образованы? Запишите их рядом в скобках. Обратите внимание на то, какая гласная пишется на конце наречий, образованных приставочно-суффиксальным способом. (Подсказка к решающей гипотезе 2). Учащиеся: Гласные - а, - о. Учитель: Какую закономерность вы видите? (Подсказка к решающей гипотезе 3). Учащиеся: Слова с приставками в -, на-, за- пишутся с - о на конце, а слова с приставками из-, до-, с- пишутся с -а на конце слова. (Решающая гипотеза). Учитель: Как проверить вашу гипотезу? (Побуждение к практической проверке). Учащиеся: Выпишем в первый столбик слова с приставками в-, на-, за-, а во второй – с приставками из-, до-, с- и посмотрим на их суффиксы.(План проверки). Учитель: Делайте. Учащиеся выписывают слова. Учитель: Что дала проверка? Учащиеся: Наречия первого столбика пишутся с – о в суффиксе, а наречия второго столбика пишутся с – а в суффиксе. (Аргумент). Учитель: Сформулируйте общий вывод. Почему на конце наречий пишутся разные гласные? Учащиеся (формулируют правило – открытие нового знания): Отвечают на вопрос: наречия с приставками в -, на -, за- пишутся с -о на конце, наречия с приставками из-, до-, с- пишутся с -а на конце. Учитель: Попробуйте графически объяснить выбор орфограммы. Как вы можете дополнить формулировку темы урока? Сверьте свой вывод с учебником на странице 109– 110. Учащиеся (графически объясняют выбор орфограммы, дополняют формулировку темы урока: буквы А – О на конце наречий с приставками, сравнивают свои выводы с учебником): Всё верно. Учитель: А теперь обратите внимание на эти слова на доске: изнеженно, дословно, связно. Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия). Учащиеся: Это наречия с приставками из-, до-, с-, у которых в суффиксе пишется буква -о. Учитель: Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы). Учащиеся: Почему у наречий с этими приставками на конце пишется буква - о? Учитель: Используя открытое вами знание, попытайтесь предположить причину такого написания. Учащиеся (выдвигают свои предположения, которые принимаются учителем к сведению, до появления решающей гипотезы): Эти наречия образованы суффиксальным способом от прилагательных, которые уже имели приставки: изнеженный, дословный, связный. Учитель: Сравните свой вывод с учебником. Учащиеся (сравнивают): Всё верно. III. Воспроизведение нового знания (несколько учащихся повторяют правило со своими примерами).
Изложение содержания урока, восприятие информации учащимися, её усвоение становятся более эффективными благодаря использованию на уроках информационных технологий. Информационные технологии дополняют и обогащают проблемный диалог на уроке. Кроме того, использование компьютерной техники позволяет варьировать содержание материала урока, на основе которого вводится новое знание или производится формирование умений; позволяет при необходимости изменять последовательность подачи материала, т.е. расширяет возможности творческого подхода учителя к подготовке урока. Некоторые темы можно изучать исключительно на материале произведений каких-либо писателей, например, что предоставляет возможность в дополнение к основным целям и задачам урока формировать интерес учащихся к художественному слову, их эстетический вкус, интерес к родному краю, патриотические чувства.
|