задание по русскому языку А4 ГИА-2013
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) по теме

тестовые задания по теме "Фонетика. Звуки речи. Звуковой анализ слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kim_a4_gia-2012._teoriya_docx.docx168.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

г.Курганинска Краснодарского края

Рекомендации и теория

Работа учителя русского языка и литературы

Еременко Елены Кадыровны

2012

Так выглядит задание А4 ГИА-2013

А4. Укажите ошибочное суждение.

   1) В слове НЕИЗВЕСТНЫХ (предложение 5) согласный звук [т] является непроизносимым.

   2) В слове ВХОДЯ (предложение 1) первый звук – [ф].

   3) В слове ДОСТАНЬТЕ (предложение 16) мягкость согласного [н’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

   4) В слове СЕРЬЁЗНОГО (предложение 1) звуков больше, чем букв.

Чтобы верно выполнить задание типа А1, необходимо придерживаться некоторых рекомендаций

1. Помнить, что звуки речи делятся на гласные и согласные.

2. Гласные бывают ударные (т. е. находятся в сильной позиции, соответственно, произносятся чётко) и безударные (слабая позиции, при которой в результате редукции вместо  э    произносится  и, вместо о – а и  т. д.).например, щадить –щ[и] -дить, сквозняк – скв[а]зняк, смеяться – см[и]яться и т. д.

3. Согласные делятся на звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.

    Причём, как и гласные, они могут быть в сильной и слабой позициях (например, в конце слова, когда  звонкий согласный находится перед глухим, - происходит оглушение; наоборот, глухой перед звонким - озвончение). Иногда в потоке речи на стыке нескольких согласных звуков один из них не произносится (непроизносимый согласный). В словах могут происходить процессы оглушения:

     мёд –мё[т],  резкий – ре[с]кий; озвончения: отбирать – о[д]борный,   сгиб - [з]ги[п].                            

4. Чтобы правильно решить КИМ А4 ГИА, необходимо «услышать», как это слово произносится в соответствии с литературными нормами. Слово можно «пропеть», произнести протяжно, чтобы четко определить все звуки, все особенности произношения.

СОВРЕМЕННЫЕ ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ 

Правило 1: буква г на конце слова бог произносится как х

 Правило 2: -ого, -его в прилагательных мужского и среднего родов произносятся как –ово, -ево. 

Правило 3: зж и сж произносятся как ж на стыке морфем или служебного слова со знаменательным. 

Правило 4:зч и сч произносятся как щ(на стыке морфем). 

Правило 5: дч и тч призносятся как ч (на стыке морфем). 

Правило 6: -ться и –тся произносятся как ца (в глаголах). 

Правило 7: жд произносится как шт и ш ( в слове дождь и производных). Произнесение таких слов в случае затруднений стоит уточнить в орфоэпическом словаре. 

Правило 8 дс и тс произносятся как ц (перед к в прилагательных). 

Правило 9: чн произносится как чн – в большинстве слов, но произносится как шн в словах  скушно, конечно, нарошно, прачешная, скворешник, Ильинишна и др. 

Правило 10: чт произносится как шт (штобы, што и т. д.), но нечто. 

Правило 11: ГК произносится как х к  -  в словах лёгкий, мягкий (лёхкий, мяхкий). 

Правило 12: гч произносится как хч  - в словах легче, мягче. 

Правило 13: стн, нтск, стл, ндск, здн, рдц, лнц, вств, лвств – содержат непроизносимую согласную. 

Правило 14: двойные согласные в заимствованных словах обычно произносятся как долгий согласный, но ряд слов допускает произнесение двойного согласного как одного звука(ванна - н,  грипп – п)

Необходимо помнить о роли мягкого и твёрдого знаков

Мягкий знак ("ь") в русском правописании:

  1. служит для обозначения мягкости   согласных на письме наряду со специальными гласными: конь;
  2. играет разделительную роль – обозначает   наличие звука [j]  (например, в слове (вьюн);
  3. выполняет смыслоразличительную   функцию в словах с конечными шипящими (туш – музыка, тушь – краска), в   окончаниях глаголов (молиться – что   делать?, молится – что делает?).

 Твёрдый знак ("ъ") в русском правописании играет разделительную роль – обозначает наличие звука [j] в слове (подъём).

 И твёрдый, и мягкий знаки звуков не обозначают.

Обратим внимание на двойную роль букв е, ё, ю, я

1. Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука ( Е - [Й’Э], Ё - [Й’О],  Ю- [Й’У],  Я - [Й’А]), в следующих случаях:

  1. В АБСОЛЮТНОМ НАЧАЛЕ СЛОВА;
  2. ПОСЛЕ ГЛАСНОЙ;
  3. ПОСЛЕ ТВЁРДОГО И МЯГКОГО ЗНАКОВ. 

2. Находясь после согласного звука, буквы е ,ё, ю, я обозначают один звук и указывают на мягкость предыдущего согласного.

ПОПРОБУЕМ???

А4. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове СПОСОБ все согласные глухие
  2. В слове БОЮСЬ количество букв и звуков НЕ совпадает.
  3. В слове  ЩАВЕЛЬ мягкость согласного [Л’] на письме обозначена буквой Ь.
  4. В слове ЖЁСТКИЙ согласный звук [Т] является непроизносимым.

Для верного выполнения задания запишем, как произносятся выделенные слова, то есть сделаем  транскрипцию слов.

1.СПОСОБ - [СПОСОП] –  в абсолютном конце слова происходит оглушение.  [С],  [П] – глухие согласные. Первый вариант нам не подходит.

2. БОЮСЬ - [БАЙ,УС,] – 5 букв, 5 звуков. Количество букв и звуков совпадает, следовательно, ОТВЕТ – 2.

А4-. Укажите ошибочное суждение.

  1. Мягкий знак (ь) в слове СОЛОВЬИ играет разделительную роль – обозначает   наличие звука [j,] .
  2. В слове НЕНАСТНЫЙ согласный звук [Т] является непроизносимым.
  3. В слове РАДУЮСЬ количество букв и звуков совпадает.
  4. В слове ПОБЕДИВ последний звук – [В].

Можно рассуждать по- другому:

  1. В слове СОЛОВЬИ мягкий знак стоит в позиции перед Е, значит он играет разделительную роль – обозначает   наличие звука [j,] .
  2. В Слове НЕНАСТНЫЙ звук [Т] не произносится.
  3. РАДУЮСЬ -7 букв, [РАДУЙ,УС,] – 7 ЗВУКОВ
  4. ПОБЕДИВ -  в абсолютном конце слова происходит оглушение, звучит звук [Ф]. ОТВЕТ 4

Интернет-ресурсы

Рисунки:

  1. http://lobkishkola.narod.ru/images/p15_b1840b52cecet.jpg 
  2. http://mplmurmansk.ru/sites/default/files/_gia/gia.jpg
  3. http://www.tsogu.ru/media/photos/2011/04_25/uspekh.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренировочные задания по русскому языку ГИА задание А3

Знакомство с тестовыми заданиями ГИА  задание А3...

1)Неделя русского языка и литературы 2013/2014 уч.год 2) Конкурс СГУ

1)Методические разработки уроков и внеклассных мероприятий по предмету 2)Творческие  работы учащихся 11 классов...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка. 7 класс. 2013-2014 учебный год. Программа М. М. Разумовской

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка  в 7 классе по программе М. М. Разумовской на 2013-2014 учебный год (170 часов, 5 часов в неделю) .КТП сопровождается:высказываниям...

Олимпиада по русскому языку и литературе 2013 г.11 класс.

Задания для лицейской олимпиады по русскому языку и литературе по тексту рассказа А.П.Чехова"Дома"....

Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Развитие творческого потенциала личности ребенка на уроках русского языка и литературы».2013-2014 учебный год.

         Одной из главных целей современного образования  считаю  создание условий для развития творческих способностей личности ребенка. Творчество – э...

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...