задание по русскому языку А4 ГИА-2013
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) по теме
тестовые задания по теме "Фонетика. Звуки речи. Звуковой анализ слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kim_a4_gia-2012._teoriya_docx.docx | 168.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
г.Курганинска Краснодарского края
Рекомендации и теория
Работа учителя русского языка и литературы
Еременко Елены Кадыровны
2012
Так выглядит задание А4 ГИА-2013
А4. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове НЕИЗВЕСТНЫХ (предложение 5) согласный звук [т] является непроизносимым.
2) В слове ВХОДЯ (предложение 1) первый звук – [ф].
3) В слове ДОСТАНЬТЕ (предложение 16) мягкость согласного [н’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
4) В слове СЕРЬЁЗНОГО (предложение 1) звуков больше, чем букв.
Чтобы верно выполнить задание типа А1, необходимо придерживаться некоторых рекомендаций
1. Помнить, что звуки речи делятся на гласные и согласные.
2. Гласные бывают ударные (т. е. находятся в сильной позиции, соответственно, произносятся чётко) и безударные (слабая позиции, при которой в результате редукции вместо э произносится и, вместо о – а и т. д.).например, щадить –щ[и] -дить, сквозняк – скв[а]зняк, смеяться – см[и]яться и т. д.
3. Согласные делятся на звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.
Причём, как и гласные, они могут быть в сильной и слабой позициях (например, в конце слова, когда звонкий согласный находится перед глухим, - происходит оглушение; наоборот, глухой перед звонким - озвончение). Иногда в потоке речи на стыке нескольких согласных звуков один из них не произносится (непроизносимый согласный). В словах могут происходить процессы оглушения:
мёд –мё[т], резкий – ре[с]кий; озвончения: отбирать – о[д]борный, сгиб - [з]ги[п].
4. Чтобы правильно решить КИМ А4 ГИА, необходимо «услышать», как это слово произносится в соответствии с литературными нормами. Слово можно «пропеть», произнести протяжно, чтобы четко определить все звуки, все особенности произношения.
СОВРЕМЕННЫЕ ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Правило 1: буква г на конце слова бог произносится как х
Правило 2: -ого, -его в прилагательных мужского и среднего родов произносятся как –ово, -ево.
Правило 3: зж и сж произносятся как ж на стыке морфем или служебного слова со знаменательным.
Правило 4:зч и сч произносятся как щ(на стыке морфем).
Правило 5: дч и тч призносятся как ч (на стыке морфем).
Правило 6: -ться и –тся произносятся как ца (в глаголах).
Правило 7: жд произносится как шт и ш ( в слове дождь и производных). Произнесение таких слов в случае затруднений стоит уточнить в орфоэпическом словаре.
Правило 8 дс и тс произносятся как ц (перед к в прилагательных).
Правило 9: чн произносится как чн – в большинстве слов, но произносится как шн в словах скушно, конечно, нарошно, прачешная, скворешник, Ильинишна и др.
Правило 10: чт произносится как шт (штобы, што и т. д.), но нечто.
Правило 11: ГК произносится как х к - в словах лёгкий, мягкий (лёхкий, мяхкий).
Правило 12: гч произносится как хч - в словах легче, мягче.
Правило 13: стн, нтск, стл, ндск, здн, рдц, лнц, вств, лвств – содержат непроизносимую согласную.
Правило 14: двойные согласные в заимствованных словах обычно произносятся как долгий согласный, но ряд слов допускает произнесение двойного согласного как одного звука(ванна - н, грипп – п)
Необходимо помнить о роли мягкого и твёрдого знаков
Мягкий знак ("ь") в русском правописании:
- служит для обозначения мягкости согласных на письме наряду со специальными гласными: конь;
- играет разделительную роль – обозначает наличие звука [j] (например, в слове (вьюн);
- выполняет смыслоразличительную функцию в словах с конечными шипящими (туш – музыка, тушь – краска), в окончаниях глаголов (молиться – что делать?, молится – что делает?).
Твёрдый знак ("ъ") в русском правописании играет разделительную роль – обозначает наличие звука [j] в слове (подъём).
И твёрдый, и мягкий знаки звуков не обозначают.
Обратим внимание на двойную роль букв е, ё, ю, я
1. Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука ( Е - [Й’Э], Ё - [Й’О], Ю- [Й’У], Я - [Й’А]), в следующих случаях:
- В АБСОЛЮТНОМ НАЧАЛЕ СЛОВА;
- ПОСЛЕ ГЛАСНОЙ;
- ПОСЛЕ ТВЁРДОГО И МЯГКОГО ЗНАКОВ.
2. Находясь после согласного звука, буквы е ,ё, ю, я обозначают один звук и указывают на мягкость предыдущего согласного.
ПОПРОБУЕМ???
А4. Укажите ошибочное суждение.
- В слове СПОСОБ все согласные глухие
- В слове БОЮСЬ количество букв и звуков НЕ совпадает.
- В слове ЩАВЕЛЬ мягкость согласного [Л’] на письме обозначена буквой Ь.
- В слове ЖЁСТКИЙ согласный звук [Т] является непроизносимым.
Для верного выполнения задания запишем, как произносятся выделенные слова, то есть сделаем транскрипцию слов.
1.СПОСОБ - [СПОСОП] – в абсолютном конце слова происходит оглушение. [С], [П] – глухие согласные. Первый вариант нам не подходит.
2. БОЮСЬ - [БАЙ,УС,] – 5 букв, 5 звуков. Количество букв и звуков совпадает, следовательно, ОТВЕТ – 2.
А4-. Укажите ошибочное суждение.
- Мягкий знак (ь) в слове СОЛОВЬИ играет разделительную роль – обозначает наличие звука [j,] .
- В слове НЕНАСТНЫЙ согласный звук [Т] является непроизносимым.
- В слове РАДУЮСЬ количество букв и звуков совпадает.
- В слове ПОБЕДИВ последний звук – [В].
Можно рассуждать по- другому:
- В слове СОЛОВЬИ мягкий знак стоит в позиции перед Е, значит он играет разделительную роль – обозначает наличие звука [j,] .
- В Слове НЕНАСТНЫЙ звук [Т] не произносится.
- РАДУЮСЬ -7 букв, [РАДУЙ,УС,] – 7 ЗВУКОВ
- ПОБЕДИВ - в абсолютном конце слова происходит оглушение, звучит звук [Ф]. ОТВЕТ 4
Интернет-ресурсы
Рисунки:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренировочные задания по русскому языку ГИА задание А3
Знакомство с тестовыми заданиями ГИА задание А3...
1)Неделя русского языка и литературы 2013/2014 уч.год 2) Конкурс СГУ
1)Методические разработки уроков и внеклассных мероприятий по предмету 2)Творческие работы учащихся 11 классов...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка. 7 класс. 2013-2014 учебный год. Программа М. М. Разумовской
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе по программе М. М. Разумовской на 2013-2014 учебный год (170 часов, 5 часов в неделю) .КТП сопровождается:высказываниям...
Олимпиада по русскому языку и литературе 2013 г.11 класс.
Задания для лицейской олимпиады по русскому языку и литературе по тексту рассказа А.П.Чехова"Дома"....
Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Развитие творческого потенциала личности ребенка на уроках русского языка и литературы».2013-2014 учебный год.
Одной из главных целей современного образования считаю создание условий для развития творческих способностей личности ребенка. Творчество – э...
Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"
Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...