Олимпиада по русскому языку и литературе 2013 г.11 класс.
олимпиадные задания по литературе (11 класс) на тему

Елисеева Анна Семёновна

Задания для лицейской олимпиады по русскому языку и литературе по тексту рассказа А.П.Чехова"Дома".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл litseyskaya_olimpiada_po_rus.yaz_i_lit-re.2013.11kl.docx32.18 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИЦЕЙСКАЯ  ОЛИМПИАДА  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

2013год.  ХI  класс.

Прочитайте рассказ А.П.Чехова  «Дома»   и  выполните   задания.

Приходили от Григорьевых за какой-то книгой, но я сказала, что вас нет дома. Почтальон принес газеты и два письма. Кстати, Евгений Петрович, я просила бы вас обратить ваше внимание на Сережу. Сегодня и третьего дня я заметила, что он курит. Когда я стала его усовещивать, то он, по обыкновению, заткнул уши и громко запел, чтобы заглушить мой голос.

Евгений Петрович Быковский, прокурор окружного суда, только что вернувшийся из заседания и снимавший у себя в кабинете перчатки, поглядел на докладывавшую ему гувернантку и засмеялся.– Сережа курит… – пожал он плечами. – Воображаю себе этого карапуза с папиросой! Да ему сколько лет?– Семь лет. Вам кажется это несерьезным, но в его годы курение составляет вредную и дурную привычку, а дурные привычки следует искоренять в самом начале.– Совершенно верно. А где он берет табак?– У вас в столе.– Да? В таком случае пришлите его ко мне. По уходе гувернантки Быковский сел в кресло перед письменным столом, закрыл глаза и стал думать. Он рисовал в воображении своего Сережу почему-то с громадной, аршинной папироской, в облаках табачного дыма, и эта карикатура заставляла его улыбаться; в то же время серьезное, озабоченное лицо гувернантки вызвало в нем воспоминания о давно прошедшем, наполовину забытом времени, когда курение в школе и в детской внушало педагогам и родителям странный, не совсем понятный ужас. То был именно ужас. Ребят безжалостно пороли, исключали из гимназии, коверкали им жизни, хотя ни один из педагогов и отцов не знал, в чем именно заключается вред и преступность курения. Даже очень умные люди не затруднялись воевать с пороком, которого не понимали. Евгений Петрович вспомнил своего директора гимназии, очень образованного и добродушного старика, который так пугался, когда заставал гимназиста с папироской, что бледнел, немедленно собирал экстренный педагогический совет и приговаривал виновного к исключению. Уж таков, вероятно, закон общежития: чем непонятнее зло, тем ожесточеннее и грубее борются с ним. Вспомнил прокурор двух-трех исключенных, их последующую жизнь и не мог не подумать о том, что наказание очень часто приносит гораздо больше зла, чем само преступление. Живой организм обладает способностью быстро приспособляться, привыкать и принюхиваться к какой угодно атмосфере, иначе человек должен был бы каждую минуту чувствовать, какую неразумную подкладку нередко имеет его разумная деятельность и как еще мало осмысленной правды и уверенности даже в таких ответственных, страшных по результатам деятельностях, как педагогическая, юридическая, литературная…– Votre реге vous appelle, allez vitei (Ваш отец вас зовет, идите скорее!)– крикнула гувернантка, пискнув, как испуганная птица.– Вам говорят!» Что же я ему, однако, скажу?» – подумал Евгений Петрович. Но прежде чем он успел надумать что-либо, в кабинет уже входил его сын Сережа, мальчик семи лет. Это был человек, в котором только по одежде и можно было угадать его пол: тщедушный, белолицый, хрупкий… Он был вял телом, как парниковый овощ, и всё у него казалось необыкновенно нежным и мягким: движения, кудрявые волосы, взгляд, бархатная куртка.– Здравствуй, папа! – сказал он мягким голосом, полезая к отцу на колени и быстро целуя его в шею.– Ты меня звал?– Позвольте, позвольте, Сергей Евгеньич,– ответил прокурор, отстраняя его от себя.– Прежде чем целоваться, нам нужно поговорить, и поговорить серьезно… Я на тебя сердит и больше тебя не люблю. Так и знай, братец: я тебя не люблю, и ты мне не сын… Да. Сережа пристально поглядел на отца, потом перевел взгляд на стол и пожал плечами.– Что же я тебе сделал? - спросил он в недоумении, моргая глазами.– Я сегодня у тебя в кабинете ни разу не был и ничего не трогал.– Сейчас Наталья Семеновна жаловалась мне, что ты куришь… Это правда? Ты куришь?– Да, я раз курил… Это верно!..– Вот видишь, ты еще и лжешь вдобавок,– сказал прокурор, хмурясь и тем маскируя свою улыбку.– Наталья Семеновна два раза видела, как ты курил. Значит, ты уличен в трех нехороших поступках: куришь, берешь из стола чужой табак и лжешь. Три вины!– Ах, да-а! – вспомнил Сережа, и глаза его улыбнулись.– Это верно, верно! Я два раза курил: сегодня и прежде.– Вот видишь, значит не раз, а два раза… Я очень, очень тобой недоволен! Прежде ты был хорошим мальчиком, но теперь, я вижу, испортился и стал плохим. Евгений Петрович поправил на Сереже воротничок и подумал: «Что же еще сказать ему?»– Да, нехорошо,– продолжал он.– Я от тебя не ожидал этого. Во-первых, ты не имеешь права брать табак, который тебе не принадлежит. Каждый человек имеет право пользоваться только своим собственным добром, ежели же он берет чужое, то… он нехороший человек! – Во-вторых, ты куришь… Это очень нехорошо! Если я курю, то из этого еще не следует, что курить можно. Я курю и знаю, что это неумно, браню и не люблю себя за это… («Хитрый я педагог!» – подумал прокурор.) Табак сильно вредит здоровью, и тот, кто курит, умирает раньше, чем следует. Особенно же вредно курить таким маленьким, как ты. У тебя грудь слабая, ты еще не окреп, а у слабых людей табачный дым производит чахотку и другие болезни. Вот дядя Игнатий умер от чахотки. Если бы он не курил, то, быть может, жил бы до сегодня. Сережа задумчиво поглядел на лампу, потрогал пальцем абажур и вздохнул.– Дядя Игнатий хорошо играл на скрипке! – сказал он.– Его скрипка теперь у Григорьевых! Сережа опять облокотился о край стола и задумался. На бледном лице его застыло такое выражение, как будто он прислушивался или же следил за развитием собственных мыслей; печаль и что-то похожее на испуг показались в его больших, немигающих глазах. Прокурор поднялся и заходил по кабинету. «Прежде, в мое время, эти вопросы решались замечательно просто,– размышлял он.– Всякого мальчугу, уличенного в курении, секли. Малодушные и трусы, действительно, бросали курить, кто же по-храбрее и умнее, тот после порки начинал табак носить в голенище, а курить в сарае. Когда его ловили в сарае и опять пороли, он уходил курить на реку… и так далее, до тех пор, пока малый не вырастал. Моя мать, чтобы я не курил, задаривала меня деньгами и конфектами. Теперь же эти средства представляются ничтожными и безнравственными. Становясь на почву логики, современный педагог старается, чтобы ребенок воспринимал добрые начала не из страха, не из желания отличиться или получить награду, а сознательно». Пока он ходил и думал, Сережа взобрался с ногами на стул сбоку стола и начал рисовать. – Послушай, дай мне честное слово, что ты больше не будешь курить,– сказал отец.– Че-естное слово! – запел Сережа, сильно надавливая карандаш и нагибаясь к рисунку.– Че-естное сло-во! Во! во!«А знает ли он, что значит честное слово? – спросил себя Быковский.– Нет, плохой я наставник! Евгений Петрович сел за стол и потянул к себе один из рисунков Сережи. На этом рисунке был изображен дом с кривой крышей и с дымом, который, как молния, зигзагами шёл из труб до самого края четвертухи; возле дома стоял солдат с точками вместо глаз и со штыком, похожим на цифру 4.– Человек не может быть выше дома,– сказал прокурор.– Погляди: у тебя крыша приходится по плечо солдату. Сережа полез на его колени и долго двигался, чтобы усесться поудобней.– Нет, папа! – сказал он, посмотрев на свой рисунок.– Если ты нарисуешь солдата маленьким, то у него не будет видно глаз. Пробило десять часов.– Ну, мальчик, спать пора,– сказал прокурор.– Прощайся и иди.– Нет, папа,– поморщился Сережа,– я еще посижу.  Расскажи сказку. В свободные вечера Евгений Петрович имел обыкновение рассказывать Сереже сказки.  Обыкновенно он начинал с шаблона «В некотором царстве, в некотором государстве», далее громоздил всякий невинный вздор и, рассказывая начало, совсем не знал, каковы будут середина и конец.

– Слушай,– начал он, поднимая глаза к потолку.– В некотором царстве, в некотором государстве жил-был себе старый, престарелый царь с длинной седой бородой и…  с этакими усищами. Ну-с, жил он в стеклянном дворце, который сверкал и сиял на солнце, как большой кусок чистого льда. Дворец же, братец ты мой, стоял в громадном саду, где, знаешь, росли апельсины… бергамоты, черешни… цвели тюльпаны, розы, ландыши, пели разноцветные птицы… Да… На деревьях висели стеклянные колокольчики, которые, когда дул ветер, звучали так нежно, что можно было заслушаться. Стекло дает более мягкий и нежный звук, чем металл. Ну-с, что же еще? В саду били фонтаны… Помнишь, ты видел на даче у тети Сони фонтан? Евгений Петрович подумал и продолжал:– У старого царя был единственный сын и наследник царства – мальчик, такой же маленький, как ты. Это был хороший мальчик. Он никогда не капризничал, рано ложился спать, ничего не трогал на столе и… вообще был умница. Один только был у него недостаток – он курил…Сережа напряженно слушал и, не мигая, глядел отцу в глаза. Прокурор продолжал и думал: «Что же дальше?» Он долго, как говорится, размазывал да жевал и кончил так:– От курения царевич заболел чахоткой и умер, когда ему было 20 лет. Дряхлый и болезненный старик остался без всякой помощи. Некому было управлять государством и защищать дворец. Пришли неприятели, убили старика, разрушили дворец, и уж в саду теперь нет ни черешен, ни птиц, ни колокольчиков… Так-то, братец…Такой конец самому Евгению Петровичу казался смешным и наивным, но на Сережу вся сказка произвела сильное впечатление. Опять его глаза подернулись печалью и чем-то похожим на испуг; минуту он глядел задумчиво на темное окно, вздрогнул и сказал упавшим голосом:– Не буду я больше курить…Когда он простился и ушел спать, его отец тихо ходил из угла в угол и улыбался. «Скажут, что тут подействовала красота, художественная форма,– размышлял он,– пусть так, но это не утешительно. Все-таки это не настоящее средство… Почему мораль и истина должны подноситься не в сыром виде, а с примесями, непременно в обсахаренном и позолоченном виде, как пилюли? Это ненормально… Фальсификация, обман… фокусы…»Вспомнил он присяжных заседателей, которым непременно нужно говорить «речь», публику, усваивающую историю только по былинам и историческим романам, себя самого, почерпавшего житейский смысл не из проповедей и законов, а из басен, романов, стихов…«Лекарство должно быть сладкое, истина красивая… И эту блажь напустил на себя человек со времен Адама… Впрочем… быть может, всё это естественно и так и быть должно… Мало ли в природе целесообразных обманов, иллюзий…»Он принялся работать, а ленивые, домашние мысли долго еще бродили в его голове. За потолком не слышались уже гаммы, но обитатель второго этажа всё еще шагал из угла в угол…

  1. Определите тему, микротемы; главную мысль; тип речи данного текста.
  2. Данный текст монологичен, диалогичен, полилогичен (правильный ответ подчеркнуть).
  3. Ответьте на вопросы(3-5предложений): Какие проблемы поднимает

                                                                  писатель?                                  

                                    Почему Евгению Петровичу трудно было убедить  сына  

                                    о вреде  курения?                    

                                    Почему Чехова  привлекает мироощущение ребёнка?

                                    В чём сходны Серёжа из чеховского рассказа «Дома»  и  

                                    Наташа Ростова  из романа  Толстого «Война и мир»?

  • В первом предложении  подчеркните грамматическую основу, постройте  схему предложения.

           

  • Творческое  задание:   «Табак сильно вредит здоровью»…,- говорил  Евгений Петрович  сыну. Выразите своё мнение о вреде или пользе курения.  ( Объём работы 1,5- 2 стр.)

                                                Составила учитель русского языка и литературы

                                    Елисеева А.С.,лицей  им. И.С.Нечуя-Левицкого;

                                    гор. Кишинёв, Молдова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по русскому языку и литературе в 5 классе

Данный материал позволит вашим ученикам проверить свои знания....

олимпиада по русскому языку и литературе в 6 классе

Данный материал можно использовать для подготовки детей как к школьному, так и муниципальному туру олимпиады по русскому языку и литературе....

1)Неделя русского языка и литературы 2013/2014 уч.год 2) Конкурс СГУ

1)Методические разработки уроков и внеклассных мероприятий по предмету 2)Творческие  работы учащихся 11 классов...

олимпиада по русскому языку и литературе 9 класс

Данный материал поможет провести углубленный контроль знаний по русскому языку и литературе в 9 классе...

Олимпиада по русскому языку и литературе. 5 класс. 2017 год.

Участие в олимпиаде позволяет учащимся реализовать свои творческие способности.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11800858","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"194",...

Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Развитие творческого потенциала личности ребенка на уроках русского языка и литературы».2013-2014 учебный год.

         Одной из главных целей современного образования  считаю  создание условий для развития творческих способностей личности ребенка. Творчество – э...