Конспект урока "Слова категории состояния"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме
Конспект урока, презентация и рабочая карта урока по теме "Слова категории состояния"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_slova_kategorii_sostoyaniya.rar | 167 КБ |
Предварительный просмотр:
А. Даны слова, являющиеся в определенном контексте категорией состояния: тепло, тихо, весело, рано, смешно, удобно, можно, надо, боязно, совестно, стыдно, пора, время, охота, неохота, лень, недосуг, грех, жаль, стыд. Прочитайте их, подумайте и скажите: можно ли как-то сгруппировать данные слова?
B. Дайте лингвистический комментарий следующим примерам.
1) Выражение его лица робко. Дитя счастливо. Она была счастливее брата.
2) Петя ведет себя робко. Он счастливо отделался от конфликта. Анна выглядит счастливее сестры.
3) Труд человека кормит, лень портит. Он совершил тяжкий грех.
4) Ему это делать лень. Над старостью смеяться грех.
C. Наиболее трудно определить частеречную принадлежность слов на о в сочетании с инфинитивом. Обратимся к примерам: Находиться в комнате было тревожно. Мне было очень тревожно наблюдать за тем, как он мучается. Попробуйте определить частеречную принадлежность слова тревожно, учитывая мнение лингвистов: если инфинитив предшествует слову на о с эмоционально-оценочной семантикой, то он является подлежащим, а слово на о по своим лексико-грамматическим свойствам сближается с прилагательным, выполняющим функцию сказуемого в двусоставном предложении. При постпозиции инфинитива предложение расценивается как безличное, а инфинитив – как форма, примыкающая к слову категории состояния.
D. Заслуживает внимания точка зрения В.В. Бабайцевой, которая рассматривает оценочные слова на о как синкретичные образования, совмещающие в себе свойства прилагательного и категории состояния, и обнаруживающие в разных условиях функционирования либо четкую частеречную отнесенность к прилагательному или категории состояния, либо преобладание признаков то одной, то другой части речи, в зависимости от доминирующих свойств оценки (признака прилагательных) или состояния (семантики категории состояния). Вслед за В.В. Бабайцевой проанализируйте, какой частью речи в следующих примерах является слово хорошо.
1) О, как хорошо ваше время! – продолжала Анна. (Л.Толстой)
2) Все было хорошо: и вечернее майское небо, и воздух мирных полей, и потрескивание костра, и запах дыма, и разговор допоздна, до глубокой ночи. (Л.Волынский)
3) Все хорошо под сиянием лунным. (Н.Некрасов)
4) Он разделся и с блаженством опустился в голубеющую воду – Хорошо, – сказал он. – Ух, хорошо! – и засмеялся. (И.Герасимов)
5) Мне здесь хорошо… А вы будете скучать. (В.Каверин)
Какие примеры не вызывают трудностей?
Е. Все затихло в Москве. Редко-редко где слышится визг колес по зимней улице. В окнах огней уже нет, и фонари потухли. От церквей разносятся звуки колоколов и, колыхаясь над спящим городом, поминают об утре. На улицах пусто. Редко где промесит узкими полозьями песок с снегом иной извозчик и, перебравшись на другой угол, заснет, дожидаясь седока. Пройдет старушка в церковь, где уж, отражаясь на золотых окладах, красно и редко горят несимметрично расставленные восковые свечи. Рабочий народ уж поднимается после долгой зимней ночи и идет на работы.
Какие неизменяемые слова на о здесь встретились? К какой части речи они относятся?
А. Даны слова, являющиеся в определенном контексте категорией состояния: тепло, тихо, весело, рано, смешно, удобно, можно, надо, боязно, совестно, стыдно, пора, время, охота, неохота, лень, недосуг, грех, жаль, стыд. Прочитайте их, подумайте и скажите: можно ли как-то сгруппировать данные слова?
B. Дайте лингвистический комментарий следующим примерам.
1) Выражение его лица робко. Дитя счастливо. Она была счастливее брата.
2) Петя ведет себя робко. Он счастливо отделался от конфликта. Анна выглядит счастливее сестры.
3) Труд человека кормит, лень портит. Он совершил тяжкий грех.
4) Ему это делать лень. Над старостью смеяться грех.
C. Наиболее трудно определить частеречную принадлежность слов на о в сочетании с инфинитивом. Обратимся к примерам: Находиться в комнате было тревожно. Мне было очень тревожно наблюдать за тем, как он мучается. Попробуйте определить частеречную принадлежность слова тревожно, учитывая мнение лингвистов: если инфинитив предшествует слову на о с эмоционально-оценочной семантикой, то он является подлежащим, а слово на о по своим лексико-грамматическим свойствам сближается с прилагательным, выполняющим функцию сказуемого в двусоставном предложении. При постпозиции инфинитива предложение расценивается как безличное, а инфинитив – как форма, примыкающая к слову категории состояния.
D. Заслуживает внимания точка зрения В.В. Бабайцевой, которая рассматривает оценочные слова на о как синкретичные образования, совмещающие в себе свойства прилагательного и категории состояния, и обнаруживающие в разных условиях функционирования либо четкую частеречную отнесенность к прилагательному или категории состояния, либо преобладание признаков то одной, то другой части речи, в зависимости от доминирующих свойств оценки (признака прилагательных) или состояния (семантики категории состояния). Вслед за В.В. Бабайцевой проанализируйте, какой частью речи в следующих примерах является слово хорошо.
1) О, как хорошо ваше время! – продолжала Анна. (Л.Толстой)
2) Все было хорошо: и вечернее майское небо, и воздух мирных полей, и потрескивание костра, и запах дыма, и разговор допоздна, до глубокой ночи. (Л.Волынский)
3) Все хорошо под сиянием лунным. (Н.Некрасов)
4) Он разделся и с блаженством опустился в голубеющую воду – Хорошо, – сказал он. – Ух, хорошо! – и засмеялся. (И.Герасимов)
5) Мне здесь хорошо… А вы будете скучать. (В.Каверин)
Какие примеры не вызывают трудностей?
Е. Все затихло в Москве. Редко-редко где слышится визг колес по зимней улице. В окнах огней уже нет, и фонари потухли. От церквей разносятся звуки колоколов и, колыхаясь над спящим городом, поминают об утре. На улицах пусто. Редко где промесит узкими полозьями песок с снегом иной извозчик и, перебравшись на другой угол, заснет, дожидаясь седока. Пройдет старушка в церковь, где уж, отражаясь на золотых окладах, красно и редко горят несимметрично расставленные восковые свечи. Рабочий народ уж поднимается после долгой зимней ночи и идет на работы.
Какие неизменяемые слова на о здесь встретились? К какой части речи они относятся?
А. Даны слова, являющиеся в определенном контексте категорией состояния: тепло, тихо, весело, рано, смешно, удобно, можно, надо, боязно, совестно, стыдно, пора, время, охота, неохота, лень, недосуг, грех, жаль, стыд. Прочитайте их, подумайте и скажите: можно ли как-то сгруппировать данные слова?
B. Дайте лингвистический комментарий следующим примерам.
1) Выражение его лица робко. Дитя счастливо. Она была счастливее брата.
2) Петя ведет себя робко. Он счастливо отделался от конфликта. Анна выглядит счастливее сестры.
3) Труд человека кормит, лень портит. Он совершил тяжкий грех.
4) Ему это делать лень. Над старостью смеяться грех.
C. Наиболее трудно определить частеречную принадлежность слов на о в сочетании с инфинитивом. Обратимся к примерам: Находиться в комнате было тревожно. Мне было очень тревожно наблюдать за тем, как он мучается. Попробуйте определить частеречную принадлежность слова тревожно, учитывая мнение лингвистов: если инфинитив предшествует слову на о с эмоционально-оценочной семантикой, то он является подлежащим, а слово на о по своим лексико-грамматическим свойствам сближается с прилагательным, выполняющим функцию сказуемого в двусоставном предложении. При постпозиции инфинитива предложение расценивается как безличное, а инфинитив – как форма, примыкающая к слову категории состояния.
D. Заслуживает внимания точка зрения В.В. Бабайцевой, которая рассматривает оценочные слова на о как синкретичные образования, совмещающие в себе свойства прилагательного и категории состояния, и обнаруживающие в разных условиях функционирования либо четкую частеречную отнесенность к прилагательному или категории состояния, либо преобладание признаков то одной, то другой части речи, в зависимости от доминирующих свойств оценки (признака прилагательных) или состояния (семантики категории состояния). Вслед за В.В. Бабайцевой проанализируйте, какой частью речи в следующих примерах является слово хорошо.
1) О, как хорошо ваше время! – продолжала Анна. (Л.Толстой)
2) Все было хорошо: и вечернее майское небо, и воздух мирных полей, и потрескивание костра, и запах дыма, и разговор допоздна, до глубокой ночи. (Л.Волынский)
3) Все хорошо под сиянием лунным. (Н.Некрасов)
4) Он разделся и с блаженством опустился в голубеющую воду – Хорошо, – сказал он. – Ух, хорошо! – и засмеялся. (И.Герасимов)
5) Мне здесь хорошо… А вы будете скучать. (В.Каверин)
Какие примеры не вызывают трудностей?
Е. Все затихло в Москве. Редко-редко где слышится визг колес по зимней улице. В окнах огней уже нет, и фонари потухли. От церквей разносятся звуки колоколов и, колыхаясь над спящим городом, поминают об утре. На улицах пусто. Редко где промесит узкими полозьями песок с снегом иной извозчик и, перебравшись на другой угол, заснет, дожидаясь седока. Пройдет старушка в церковь, где уж, отражаясь на золотых окладах, красно и редко горят несимметрично расставленные восковые свечи. Рабочий народ уж поднимается после долгой зимней ночи и идет на работы.
Какие неизменяемые слова на о здесь встретились? К какой части речи они относятся?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по русскому языку с применением ЭОР "Слова категории состояния" 7 класс
План-конспект урока по русскому языку 6-7 класс "Слова категории состояния" с применением ЭОР и ЦОР....
Конспект урока. Тема: "Категория состояния"
Уроки по теме "Категория состояния". Новая тема, закрепление, развитие речи, контроль....
Материалы к уроку "Категория состояния" Конспект урока
Урок "Категория состояния" разработан для учащихся 10 класса на основе рассказа К. Паустовского "Телеграмма"...
конспект урока по русскому языку "Слова категории состояния"
конспект урока по русскому языку 7 класс по программе М.М.Разумовской "Слова категории состояния"...
Конспект и презентация к уроку русского языка "Категория состояния"
Данный урок проводится при изучении нового материала. Цели урока: познакомиться со словами категории состояния и их морфологическими признаками; рассмотреть основные отличия слов категории состояния о...